Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профессиональная деятельность педагога по формированию толерантности у обучающихся младших классов в условиях инклюзивной развивающей среды

Работа №96841

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
1.1. «Толерантность» как психолого-педагогическая проблема 11
1.2. Факторы, влияющие на формирование толерантности 17
1.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
младших классов с ограниченными возможностями здоровья 20
1.4. Деятельность педагога по формированию толерантности у
обучающихся младших классов 24
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ.... 26
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментального
исследования 26
2.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) 29
2.3. Методы и методики проведения констатирующего этапа
экспериментального исследования, направленные на выявление уровня сформированности толерантности у обучающихся младших классов 32
2.4. Анализ результатов констатирующего этапа
экспериментального исследования по выявлению уровня сформированности толерантности у обучающихся младших классов... 35
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ 46
3.1. Коррекционные занятия как средство повышения уровня
сформированное™ толерантности у обучающихся младших классов 46
3.2. Анализ результатов контрольного этапа экспериментального
исследования по выявлению уровня сформированности толерантности у обучающихся младших классов 60
3.3. Методические рекомендации, направленные на повышение уровня толерантности у обучающихся младших классов, для
педагогов и родителей 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. В настоящее время возросло внимание к проблемам теории и практики изучения и формирования толерантности, как к способу поведения в обществе и определению дальнейшей жизненной позиции обучающегося. Ведь толерантность во все времена являлась основой демократии и прав человека.
Формирование толерантности - неотъемлемая часть всестороннего развития личности. Способность собственным поведением и примером привлечь других на позиции толерантности является исходно необходимой и весьма важной для развития толерантности.
В статье 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что «содержание образования должно... обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями».
В свою очередь, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) устанавливает определенные требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.
Совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов составляет содержание личностных компетенций обучающихся.
Личностные результаты включают в себя:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению и познанию;
- ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
- социальные компетенции;
- личностные качества;
- сформированность основ гражданской идентичности.
Одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей».
Вопросами изучения толерантности занимались такие ученые, как A. Г. Асмолов, A. M. Байбаков, С. Л. Братченко, A. A. Гусейнов,
B. М. Золотухин и другие.
Все сказанное свидетельствует об актуальности и новизне выполненного исследования.
Таким образом, в современной образовательной практике обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях выявились противоречия:
- между увеличением в общеобразовательных организациях количества обучающихся с ОВЗ и отсутствием образовательной среды, обеспечивающей их совместное обучение с нормотипичными обучающимися;
- между запросом родительской общественности на внедрение инклюзивного подхода в образование и недостаточной разработанностью условий его реализации;
- между необходимостью специальной подготовки педагогов для работы с обучающимися с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации и недостаточным количеством программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов в данном направлении.
Данные противоречия актуализируют проблему исследования - повышение уровня сформированности толерантности у обучающихся младших классов и направления коррекционной работы.
Объект исследования — толерантность у обучающихся младших классов в условиях инклюзивной развивающей среды.
Предмет исследования — процесс организации профессиональной деятельности педагога по формированию толерантности у обучающихся младших классов в условиях инклюзивной развивающей среды.
Цель исследования — изучить профессиональную деятельность педагога по формированию толерантности у обучающихся младших классов в условиях инклюзивной развивающей среды и разработать систему занятий по повышению уровня сформированности толерантности у обучающихся младших классов.
Гипотеза исследования состоит в том, что воспитание толерантности обучающихся младших классов к обучающимся с особыми образовательными потребностями будет происходить более успешно, если в качестве условий эффективного воспитания толерантности младших школьников к обучающимся с особыми образовательными потребностями будут рассматриваться следующие:
- совместное пребывание нормотипичных обучающихся младших классов и их сверстников с особыми потребностями в одном коллективе;
- поддержка педагогом активного сотрудничества семьи и образовательной организации в воспитании толерантности на основе взаимопомощи;
- «развенчивание» стереотипов, характерных для восприятия людей с особыми потребностями, и расширение знаний о категориях таких людей, способах взаимодействия с ними и оказания помощи, а также об основных составляющих толерантности;
- включение в воспитательный процесс системы занятий по воспитанию толерантности;
- коррекция проблем во обучающихся младших классов с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой в работе решаются следующие задачи:
1. На основе анализа литературных данных определить содержание понятия «толерантность» применительно к уровню развития обучающихся младших классов.
2. Провести отбор и апробацию методик изучения сформированности толерантности у обучающихся младших классов в условиях инклюзивной развивающей среды.
3. Провести констатирующий, обучающий и контрольный этапы экспериментального исследования.
4. Составить и реализовать программу коррекционного курса, направленную на повышение уровня толерантности у обучающихся младших классов, являющуюся компонентом профессиональной деятельности педагога.
База исследования - Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №66», находящаяся по адресу: г. Екатеринбург, ул. Краснофлотцев, д. 3.
Этапы исследования:
1 этап - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2 этап - проведение констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности толерантности у обучающихся младших классов;
3 этап - составление программы коррекционного курса, направленной на повышение уровня толерантности у обучающихся младших классов;
4 этап - апробация составленной программы коррекционного курса на базе исследования;
5 этап - анализ результатов контрольного этапа экспериментального исследования по выявлению уровня сформированности толерантности у обучающихся младших классов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование педагогической деятельности в аспекте формирования толерантности обучающихся; в определении методов научно¬педагогического исследования, с помощью которых возможно изучение толерантности обучающихся. Предложенная система работы по формированию толерантности пополняет представление об арсенале педагогических средств формирования толерантности. Адаптированный диагностический инструментарий расширяет возможности изучения толерантности как личностного развития обучающихся.
Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные теории и концепции гуманизма и ориентации на личность обучающегося в процессе воспитания, теории развития личности обучающегося, концепции социального и ценностного воспитания личности обучающегося.
Источниками исследования являются фундаментальные положения:
- о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Ядов и другие);
- о рефлексивной природе мышления и сознания человека (Ю. Н. Кулюткин, В. А. Лекторский и другие).
Существенное значение в концептуальном плане имеют:
- теории и концепции формирования толерантного сознания, толерантного отношения, толерантности как личностного качества (А. Г. Асмолов, A. M. Байбаков, С. К. Бондырева, П. В. Степанов, Г. У. Солдатова, О. Г. Шаврина);
- идея о субъект-субъектной сущности толерантности (С. Л. Братченко, О. О. Кащенко, О. Г. Шаврина);
- идеи философии толерантности (A. A. Гусейнов, В. М. Золотухин, B. А. Лекторский, A. B. Логинов, М. С. Мацковский, П. Николсон,
A. B. Перцев, М. Уолцер, Е. С. Черепанова и другие);
- идеи и принципы организации воспитательного процесса в рамках гуманистического направления педагогики (Ш. А. Амонашвили, Дж. Дьюи,
B. И. Загвязинский, Дж. Локк, A. B. Мудрик, Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой и другие);
- идеи ценностного подхода к формированию ценностных ориентаций и приобщению к ценностям (В. П. Бездухов, Ю. В. Лопухова и другие);
- педагогические идеи о социализации и ценностном воспитании личности (A. B. Мудрик, Б. Э. Риэрдон, О. В. Цируль и другие).
Методы исследования. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих научных методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы;
социологические методы (анкетирование, беседа); изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение; экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный этапы экспериментальной работы); метод понятийного словаря.
Апробация. На основе данной работы написаны статьи:
1. «Проблема толерантного отношения к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования».
2. «Развитие толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья (с дизартрией) у обучающихся старшего дошкольного возраста при формировании навыков читательской деятельности».
3. «Развитие толерантного отношения к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования».
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений. В ней содержится 13 таблиц и 6 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Инклюзивное образование - сложный многогранный процесс, который включает в себя не только обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками, но и их социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее адекватного и эффективного вхождения лиц с ОВЗ в общество, а также позволяет воспитывать доброту и понимание у обучающихся с нормой развития. Так, К. Роджерс говорит о том, что инклюзивное образование является наиболее социально полезным обучением в современном мире. Для успешного совместного обучения нужно формировать толерантность у всех обучающихся. Педагог строит свою профессиональную деятельность таким образом, чтобы сплотить коллектив, добиться принятия каждого обучающегося одноклассниками. Чтобы сформировать толерантность, нужно систематически и целенаправленно проводить занятия по развитию толерантных чувств, вырабатывать правильное и разумное отношение к людям, создать условия для развития способности к эмпатии, воспитывать чувство товарищества и другое.
Исходя из темы и проблемы работы, была сформулирована цель исследования - изучение профессиональной деятельности педагога по формированию толерантности у обучающихся младших классов в условиях инклюзивной развивающей среды и разработка системы занятий по повышению уровня сформированности толерантности у обучающихся младших классов.
Из цели вытекает гипотеза: воспитание толерантности младших школьников к обучающимся с особыми образовательными потребностями будет происходить более успешно, если в качестве условий эффективного воспитания толерантности младших школьников к обучающимся с особыми образовательными потребностями будут рассматриваться следующие:
- совместное пребывание нормотипичных обучающихся младших классов и их сверстников с особыми потребностями в одном коллективе;
- поддержка педагогом активного сотрудничества семьи и образовательной организации в воспитании толерантности на основе взаимопомощи;
- «развенчивание» стереотипов, характерных для восприятия людей с особыми потребностями, и расширение знаний о категориях таких людей, способах взаимодействия с ними и оказания помощи, а также об основных составляющих толерантности;
- включение в воспитательный процесс системы занятий по воспитанию толерантности;
- коррекция проблем во взаимоотношениях нормотипичных обучающихся младших классов с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
Для решения цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературных данных определить содержание понятия «толерантность» применительно к уровню развития обучающихся младших классов.
2. Провести отбор и апробацию методик изучения сформированности толерантности у обучающихся младших классов в условиях инклюзивной развивающей среды.
3. Провести констатирующий, обучающий и контрольный этапы экспериментального исследования.
4. Составить и реализовать программу коррекционного курса, направленную на повышение уровня толерантности у обучающихся младших классов, являющуюся компонентом профессиональной деятельности педагога.
В первой главе исследования проведен анализ литературных данных, целью которого стало определение содержания понятия «толерантность» применительно к уровню развития обучающихся младших классов. Представлена периодизация становления термина «толерантность», отображены факторы, влияющие на формирование толерантности, характеристика обучающихся с ОВЗ и выделены направления деятельности по формированию толерантности, которые может использовать педагог образовательной организации.
Во второй главе дана характеристика базы исследования и контингента обучающихся, задействованных в экспериментальном исследовании, подобраны методы и методики и проанализированы результаты с качественной и количественной сторон. Констатирующий этап экспериментального исследования проводился на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №66». В рамках констатирующего этапа экспериментального исследования применялись такие методы как наблюдение и беседы с обучающимися и педагогами образовательной организации. Для изучения сформированности толерантности у обучающихся младших классов были адаптированы методики Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой, А. Мехрабиена, Н. Эпштейна и других. При их применении исследовался общий уровень толерантности и способность к эмпатии. Констатирующий этап экспериментального исследования позволил получить результаты, которые отражали уровень сформированности толерантности по следующим критериям: сформированность общего уровня толерантности: толерантность к лицам с ограниченными возможностями здоровья, социальная толерантность, толерантность как черта личности; способность к эмпатии. Анализ результатов показал, что к высокому уровню не может быть отнесен ни один обучающийся. К среднему уровню отнесены семнадцать участников экспериментальной группы и к низкому уровню отнесены одиннадцать обучающихся. Результаты исследования показали, что обучающиеся экспериментальной группы имеют преимущественно средний уровень сформированности толерантности. Поэтому обучающиеся нуждаются в проведении с ними специальной коррекционно-развивающей работы по формированию толерантности.
В третьей главе, на основании проведенного в первой главе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и полученных результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, была составлена коррекционная программа «Люди разные нужны, люди разные важны». Данная программа, основной целью которой являлось развитие толерантности у обучающихся младших классов в условиях инклюзивной развивающей среды, внедрена в практику МАОУ СОШ № 66. Каждый этап программы предусматривал коррекцию
взаимоотношений между обучающимися класса. При анализе и сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования выявлена положительная динамика. Со среднего уровня на высокий поднялись четырнадцать участников экспериментального исследования, от низкого уровня к среднему перешли одиннадцать обучающихся, а три участника экспериментальной группы остались на прежнем уровне. Стабильность уровня у обучающихся можно объяснить пропусками занятий в связи с болезнью, а также особенностями их высших психических функций и познавательных процессов.
Полученные в ходе экспериментального исследования результаты свидетельствуют о достаточной эффективности составленной коррекционной программы «Люди разные нужны, люди разные важны», направленной на формирование и развитие толерантности у обучающихся младших классов, и говорят о возможности ее использования в работе педагогами образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование. Перечислены методические рекомендации, направленные на коррекцию толерантности у обучающихся младших классов.
Таким образом, уровень сформированности толерантности у обучающихся младших классов в условиях инклюзивной развивающей среды скорректировался и повысился, что доказывает эффективность составленной коррекционной программы.
Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М. : Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 496 с.
2. Ананьев, Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека [Текст] : хрестоматия / Б. Г. Ананьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. - СПб., 2000. - С. 48-54.
3. Асмолов, А. Г. О смыслах понятия толерантность [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - 2001. - № 1-2. - С. 8-19.
4. Асмолов, А. Г. Толерантность: от утопии к реальности [Текст] / А. Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2000. - 255 с.
5. Базарова, Н. А. Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях детского сада [Текст] / Н. А. Базарова, А. В. Никитенко, О. В. Дурнева, Е. А. Фролова // Образование и воспитание. - 2016. - № 5. - С. 29-31.
6. Байбаков, А. М. Введение в педагогику толерантности [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / А. М. Байбаков, Н. М. Борытко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 80 с.
7. Байбаков, А. М. Воспитание толерантности у старшего подростка в условиях взаимодействия малых групп [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. М. Байбаков. - Волгоград, 2003. - 27 с.
8. Бездухов, В. П. Этико-педагогический подход к формированию ценностных ориентаций будущего учителя и принципы его реализации [Текст] / В. П. Бездухов, О. К. Позднякова // Педагогика. - 2010. - № 6. - С. 15-26.
9. Безюлева, Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст] / Г. В. Безюлева. - М. : Вербум-М, 2003. - 168 с.
10. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
11. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] : избр. психол. тр. / Л. И. Божович ; под ред. А. А. Бодалева. - М. ; Воронеж, 1995. - 350 с.
12. Болотина, Т. Толерантность: проблемы и перспективы [Текст] / Т. Болотина // Граждановедение: приложение к учительской газете. - 2001. - № 3. - С. 5-8.
13. Бондырева, С. К. Толерантность (введение в проблему) [Текст] : учеб.-метод. пособие / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. - М. : Моск. психол. - социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 240 с.
14. Борытко, Н. М. Пространство воспитания: образ бытия [Текст] : монография / Н. М. Борытко. - Волгоград, 2001. - 181 с.
15. Братченко, С. Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании [Текст] / С. Л. Братченко // Пед. развитие: Ключевые компетентности и их становление : материалы 9-ой научно-практической конференции. - Красноярск : Красноярский гос. университет, 2003. - С. 104-117.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ