Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКОТЕКИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №33978
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметпедагогика
Объем работы227
Год сдачи2018
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 157
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты совершенствования управленческих механизмов организации и функционирования Лекотеки в ДОО 13
1.1. Организация и особенности функционирования Лекотеки в
дошкольной образовательной организации 13
1.2. Структура и механизмы управления Лекотекой в ДОО 22
1.3. Возможности и направления совершенствования управленческих
механизмов организации и функционирования Лекотеки в ДОО 28
Выводы по 1 главе 38
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей совершенствования управленческих механизмов организации и функционирования Лекотеки в ДОО 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ подходов к управлению и актуального состояния
организации и функционирования Лекотеки в ДОО 44
2.3. Разработка и апробация усовершенствованной модели
управленческих механизмов организации и функционирования Лекотеки в ДОО 92
2.4. Оценка эффективности разработанной модели управленческих
механизмов организации и функционирования Лекотеки в ДОО 123
Выводы по главе 2 149
Заключение 155
Список использованной литературы 162
Приложения 168


Актуальность исследования. Одним из приоритетных направлений специальной педагогики на сегодняшний день является создание целостной системы коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и особыми образовательными потребностями. Обучение и воспитание детей со сложными комплексными нарушениями является сравнительно трудной и малоизученной проблемой современной науки. Наряду с этим практическая потребность в изучении и определении образовательных возможностей и потребностей детей со сложными (комплексными) нарушениями, а также разработка эффективной системы их социализации чрезвычайно велика.
Согласно статистике, в нашей стране насчитывается более 2 миллионов детей с ОВЗ (это 8% от всех детей), включая детей-инвалидов - около 700 тысяч. Приблизительно 544 тысяч детей с ОВЗ охвачены образовательным процессом в коррекционных образовательных организациях, в коррекционных классах общеобразовательных школ и т.д. Независимые эксперты общественной организации инвалидов «Перспектива» насчитывают почти 1,5 миллиона детей с особыми образовательными потребностями неохваченными существующей системой образования, половина из которых - дошкольного возраста [41, с 25].
Это связано с тем, что для работы с детьми с ОВЗ педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, а так же отсутствуют эффективные технологии организации и сопровождения образования лиц с особыми образовательными потребностями. Вследствие чего, дети данной категории оказываются изолированными от своих нормально развивающихся сверстников и выпадают из общего образовательного процесса, что негативно сказывается на их развитии и социализации в обществе.
В статьях федерального закона 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, Концепции модернизации российского образования до 2020 года, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о правах инвалидов и в других концептуальных документах особое внимание уделяется проблеме получения полноценного качественного образования детьми не зависимо от их состояния здоровья и вовлечения семьи к участию в воспитании и образовании своих детей.
Современная система специального образования находится в стадии преобразования, происходит переосмысление и перенос опыта зарубежных стран по психолого-педагогическому сопровождению детей со сложными комплексными нарушениями и их семей, по включению ребенка с ОВЗ в образовательное пространство нормативно развивающихся сверстников. Сущность этих нововведений состоит как раз в том, чтобы у всех детей, вне зависимости от состояния здоровья и возраста, были реальные возможности для получения качественного образования.
В связи с этим возникает потребность в организации вариативных форм дошкольного образования, которые наравне с традиционными дошкольными организациями оказывали бы помощь семье в воспитании и обучении ребёнка и подготовки его к обучению в школе.
В рамках данного исследования вариативных моделей дошкольного образования для детей с комплексными нарушениями мы выяснили, что для решения этой проблемы в больших городах, таких как Москва, Санкт- Петербург, Казань создаются новые формы дошкольного образования: Центры игровой поддержки ребёнка, Консультативные пункты, Лекотеки, центры Службы ранней помощи, Семейные детские сады, Группы кратковременного пребывания и т.д.
В 2014 году в Республике Татарстан, в состав уже действующей дошкольной образовательной организации для детей со сложными комплексными нарушениями ввели структурное подразделение, называемое Лекотекой, в 2016 году в г.Н.Челны. Эта одна из вариативных форм дошкольного образования и одновременно структурно- функциональная единица, для оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ от 2 месяцев до 7 лет. Целевое назначение Лекотеки - психологическая поддержка и помощь ребенку с комплексными нарушениями и его семье.
Актуальность темы нашего исследования усиливается тем, что в современной ситуации при организации вариативных форм образования для детей с ОВЗ руководители дошкольных образовательных организаций сталкиваются со следующими проблемами:
- отсутствие региональной нормативно-правовой базы по реализации инклюзивных подходов в образовании детей с ОВЗ;
- несоответствие материально-технической оснащенности образовательных организаций потребностям детей с ОВЗ;
- дефицит специально подготовленных педагогических кадров:
учителей-дефектологов, сурдопедагогов, учителей-логопедов,
специальных психологов, тифлопедагогов и т.д.;
- не достаточное финансирование со стороны государственных структур;
- отсутствие инклюзивной (толерантной) образовательноразвивающей среды в ДОО.
Данные проблемы в организации вариативных форм, обуславливают актуальность изучения вопроса по совершенствованию управленческих механизмов организации и функционирования Лекотеки в условиях ДОО комбинированного вида.
Степень разработанности темы исследования.
Большое влияние на развитие процесса воспитания детей с ОВЗ в России повлияли педагогические идеи К. Д. Ушинского, В. П. Кащенко. Им принадлежит заслуга в создании первых учреждений для детей и в издании первых методов, руководства по работе с детьми с ОВЗ.
Л.С. Выготский был одним из первых, кто пытался обосновать систему интегрированного обучения. Он говорил о необходимости создания интегральной системы обучения и воспитания, в которой можно было бы соединить специальное обучение с обучением нормально развивающихся детей.
Изучением проблем психолого-педагогического сопровождения, его организацией и содержанием занимались такие учёные, как Е.В. Бурмистрова, Н.Н. Михайлова, М.Р. Битянова, Б.С. Братусь, К. Роджерс,
О.С. Газман, И.В. Дубровина, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Е.И. Казакова, А.И. Красило, В.Е. Летунова, А.В. Мудрик, И.С. Якиманская, С.Д. Поляков, М.И. Роговцева, Н.Ю. Синягина, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицына.
Необходимость специального изучения семей, имеющих детей с ОВЗ, для разработки педагогических мер по оказанию помощи и технологий их сопровождения освещаются в работах Н.Н. Авдеевой, Е.Р. Баенской, С.В. Довбня, Л.А. Зигле, О.А. Копыл, Н.Н. Малофеева, И.И. Мамайчук, Т.Ю. Морозовой, О.И. Пальмова, Л.А. Рудаковой, Е.А. Стребелевой и др.
Проблема исследования формирования толерантности у дошкольников прослеживается в работах Г.Л. Бардиер, Г.У. Солдатова, А.Г. Асмолова, В.А. Лабунская, С.К. Бондырева, Д.В. Колевова и др.
По мнению О.Н. Усановой необходимо создать комплекс параллельных служб в системе образования, включающего «психологическую, социально-педагогическую, педагогическую, коррекционно-педагогическую, логопедическую, медицинскую службу, организационно и содержательно-деятельностно объединённых в единую систему» [46, 43-44]. Управление комплексом объединённых служб должно осуществляется на административном уровне.
Однако следует заметить, что в рассмотренных нами работах представлены в основном отдельные составляющие проблематики по созданию единого образовательного пространства в ДОО для качественного обучения и воспитания детей с ОВЗ или ее эмпирические аспекты.
В результате сложившаяся в науке и практике ситуация приводит к возникновению противоречий между:
- потребностью современного общества в образовании детей дошкольного возраста со сложными комплексными нарушениями, которое возможно при создании вариативных форм дошкольного образования и недостаточно оснащенностью материально-техническими, кадровыми и финансовыми условиями действующих ДОО;
- необходимостью дифференцированной подготовки родителей к содействию образованию детей с ОВЗ с учетом вида и степени сложности ограничения ребенка, особенностей семей, формы получения образования и дефицитом специально подготовленных педагогических кадров для успешного осуществления этого процесса;
- потребностью ДОО в инклюзивной образовательной среде для успешного включения детей с особыми образовательными потребностями в обществе сверстников и до сих пор существующими в обществе психологическими барьерами, стереотипами и предрассудками (со стороны родителей, детей и сотрудников ДОО).
Поиск путей решения этих противоречий определил проблему исследования, которая заключается в необходимости разработки и реализации модели по управлению вариативными формами образования, в частности на примере структурной единицы Лекотеки в ДОО.
Цель исследования: определить и охарактеризовать управленческие механизмы организации Лекотеки в ДОО.
Объект исследования: Лекотека, как структурная единица дошкольной образовательной организации, обеспечивающая психологопедагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями и их семей.
Предмет исследования: совершенствование управленческих механизмов организации Лекотеки в ДОО
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность управления организацией и функционированием Лекотеки возрастет, если организовать в ДОО планомерную работу по укреплению материально - технической базы и по привлечению внебюджетных средств финансирования; создать условия для повышения профессиональной квалификации педагогов; вводить новые формы взаимодействия педагогов с родителями; вести активную работу по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ со всеми участниками образовательного процесса в ДОО; наладить контакт с другими образовательными организациями для сетевого взаимодействия по проблеме исследования.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой нами определены задачи нашего исследования:
- изучить отечественную и зарубежную литературу, посвященную организации и функционированию вариативных форм образования в дошкольной образовательной организации;
- выявить основные проблемы в управлении организацией и функционированием Лекотеки в ДОО и найти пути повышения эффективности управленческих механизмов;
- разработать и реализовать проект «Модель управления организацией и функционированием Лекотеки в условиях дошкольной образовательной организации»;
- организовать и провести экспериментальное исследование эффективности предложенной модели по управлению организацией и управлением Лекотекой в ДОО.
Методы исследования: Для проверки указанной рабочей гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) методы теоретического исследования: изучение и анализ научнометодической, психолого-педагогической литературы по тематике исследования, системный анализ, логическое моделирование социальных процессов, на основе чего определены исходные теоретические положения исследования, его основные понятия, направления;
2) эмпирические методы: наблюдение, опрос и анкетирование, проектирование, изучение документации; анализ полученных результатов.
3) математические методы: статистическая обработка полученных данных.
Методика исследования:
1. Авторская анкета для руководителя ДОО по оценки деятельности образовательной организации по нескольким критериям: безопасность образовательной среды, материально-техническое оснащение, организация образовательного процесса, результативность, воспитательный потенциал и психологический климат (см. Приложение 1).
2. Авторская анкета для старшего воспитателя по оценки методической работы в ДОО и оценке деятельности Лекотеки. Даная методика ориентирована на изучение организации методической работы в
ДОО и организации коррекционной деятельности в структурном подразделении ДОО (см. Приложение 2).
3. Авторская анкета для педагогов Лекотеки по улучшению деятельности структурного подразделения. Данная методика позволяет провести анализ деятельности сотрудников структурного подразделения (см. Приложение 3).
4. Авторская анкета «Выявление удовлетворенности родителей работой структурного подразделения ДОО и его педагогического коллектива» (см. Приложение 4).
5. Методика А.С. Сиротюк «Диагностика толерантности детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья» (см. Приложение 5).
6. Авторская анкета по определению отношения родителей детей посещающих общеразвивающие группы к совместному обучению нормально развивающихся детей и детей с особыми образовательными потребностями (см. Приложение 6).
7. Авторская анкета по определению взглядов педагогов ДОО о
возможности совместного обучения и воспитания, нормально развивающихся детей и детей с особыми образовательными потребностями (см. Приложение 7).
8. Анкета для изучения готовности педагогов к инновационной деятельности «Восприимчивость педагогов к новшествам» (см. Приложение 8).
База исследования:
МБДОУ «Детский сад №24 комбинированного вида» г. Набережные Челны. Испытуемыми выступили 98 детей, 17 педагогов ДОУ и 115 родителей детей посещающих МБДОУ «Детский сад №24», из них 20 родители детей с ОВЗ.
Теоретическая новизна исследования заключается в том, что:
- разработана и экспериментально проверена модель совершенствования управленческих механизмов организации и функционирования Лекотеки ДОО;
- разработан, теоретически обоснован и экспериментально проверены комплекс организационных условий совершенствования управленческих механизмов организации и функционирования Лекотеки ДОО
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы руководителями ДОО при организации вариативных форм дошкольного образования, таких как Центры игровой поддержки ребёнка, Консультативные пункты, Лекотеки, центры Службы ранней помощи, Семейные детские сады, Группы кратковременного пребывания.
Апробация и внедрение результатов исследования: Полученные результаты исследования обсуждались на Международной научнопрактической конференции «Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования», ИЭУиП г. Н.Челны, 2016 г.; VIII Международной научно-практической конференции «Теория и практика развивающего обучения» для работников образования, Институт психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань, 2016; IV Международной научнопрактической конференции практиков инклюзивного образования «Преемственная система инклюзивного образования», ИЭУиП г Казани, 2016 г.; итоговой научно-образовательной конференции студентов
Казанского федерального университета, на секции «Педагогика и методика дошкольного образования», Институт психологии и образования ФГАОУ ВО КФУ, г. Казань, 2016 год; III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии», Институт психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань, 2016 год. IV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии», Институт психологии и образования ФГАОУ ВО КФУ, г. Казань, 2017 год.
Материалы исследования изложены автором в учебно-методическом пособии «Вариативное образование: дети с комплексными нарушениями в дошкольной образовательной организации», г. Казань: Отечество, 94 стр.; а так же в 3-х публикациях.
Структура работы: работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, включающего 52 источника. Работа иллюстрирована 14 таблицами, 29 рисунками. Общий объем работы 227 страниц машинописного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Данная работа посвящена изучению особенностей управленческих механизмов организации и функционирования Лекотеки.
При изучении отечественной и зарубежной литературы, посвященной организации и функционированию вариативных форм образования в дошкольной образовательной организации было установлено, что в настоящее время можно выделить два основных подхода к пониманию Лекотеки: в рамках первого подхода Лекотека понимается, как служба психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями развития. В рамках второго подхода Лекотека понимается как особое структурное подразделение дошкольной образовательной организации, на базе которой осуществляется деятельность как автономно, так и в составе образовательных учреждений: дошкольных; учреждений для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи; учреждений специального образования и некоторых других.
Функционирование Лекотеки ориентировано на определенную целевую группу - детей с особенностями развития, которые по показаниям не могут посещать группу продленного дня. Для их развития в Лекотеке организована система взаимодействия специалистов, осуществляющих психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями развития. Функционирование Лекотеки основано на гуманистическом и личностно-ориентированном подходе и ряде принципов. Помимо этого Лекотека функционирует в контексте создания определенной развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с рядом требований. Организация и функционирование Лекотеки предполагает и ведение документации, в перечень которой входят как документы самого учреждения, так и файлы на детей и их семей, документы сотрудников.
Обобщая анализ структуры и механизмов управления Лекотекой в ДОО, необходимо отметить следующие важные моменты: во-первых, на настоящий момент отсутствует четкая модель управленческой деятельности в Лекотеки; во-вторых, отсутствие исследование в области управления Лекотекой приводит к отсутствию информации относительно особенностей управленческих механизмов Лекотеки; в-третьих, описанные особенности управления и управленческих механизмов Лекотеки и их нормативно-правовая база нуждаются в совершенствовании, поскольку не отражают всех аспектов ее организации и функционирования.
В свою очередь, в ходе выявления основных проблем в управлении организацией и функционированием Лекотеки в ДОО было выявлено что, во-первых, на настоящий момент отсутствует четкая модель управленческой деятельности в Лекотеки; во-вторых, отсутствие исследование в области управления Лекотекой приводит к отсутствию информации относительно особенностей управленческих механизмов Лекотеки; в-третьих, описанные особенности управления и управленческих механизмов Лекотеки и их нормативно-правовая база нуждаются в совершенствовании, поскольку не отражают всех аспектов ее организации и функционирования.
В ходе экспериментального исследования управленческих механизмов организации и функционирования Лекотеки было проведено изучение их актуального состояния путем анализа РППС, условий организации воспитательно-образовательного процесса и анкетирования администрации, педагогов, родителей и воспитанников ДОО. В результате исследования всех участников образовательного процесса были выявлены основные трудности реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ: недостаточность знаний об особенностях развития детей с особыми образовательными потребностями; неподготовленность материальнотехнических условий среды и кадров для работы с ними; отсутствие в образовательных организациях специальных условий для организации инклюзивного пространства. Обобщенный анализ результатов изучения отношения респондентов к реализации инклюзивного образования позволил сделать ряд принципиально важных выводов. Прежде всего, была выявлена необходимость: формирования готовности участников образовательного процесса к инклюзивному образованию детей с ОВЗ; повышения компетентности педагогов в области коррекционной педагогики и специальной педагогики; разработка нормативно-правовой и методической базы инклюзивного образования; организация просветительской деятельности по повышению информационной осведомленности родителей воспитанников с целью формирования адекватного отношения к реализации инклюзивного образования; привлечение внимания общественности и представителей власти к проблеме обучения и воспитания детей с ОВЗ и успешного продвижения инклюзивного образования с целью интеграции детей в общество. При этом установлено, что коллектив МБДОУ «Детский сад №24» на 94% готов работать в развивающемся режиме.
Далее был разработан и реализован проект «Модель управления организацией и функционированием Лекотеки в условиях дошкольной образовательной организации». Рассмотрим основные, наиболее значимые результаты реализации проекта «Модель управления организацией и функционированием Лекотеки в условиях дошкольной образовательной организации» в МБДОУ «Детский сад №24 комбинированного вида» г.Н.Челны.
1 . МБДОУ «Детский сад №24 комбинированного вида» за время реализации проекта приобрела статус экспериментальной, стажировочной и городской инновационной площадок по коррекционной работе.
2. МБДОУ «Детский сад №24 комбинированного вида» входит в состав городского кластера по инклюзивному образованию совместно со следующими организациями.
3. Повысился категорийный уровень педагогов и составил: высшая - 12%, первая - 65%, без категории - 23%.
4. Материально-техническая база группы Лекотека была пополнена специализированным оборудованием и дидактическими материалами (благодаря спонсорской помощи и внебюджетных средств ДОО).
5. Систематизирована нормативно-правовая база по организации и функционированию Лекотеки. Разработана и утверждена адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ, посещающих группу Лекотека. Так же разработаны и утверждены все педагогические документы специалистов.
6. Большинство педагогов МБДОУ «Детский сад №24» прошли курсы повышения квалификации в Финляндии, в Санкт-Петербурге, в Москве, в Саратове, в Ивановской области, в Казани по инклюзивному образованию.
7. Расширились уровни и повысилось качество обмена опытом у администрации и педагогов Лекотеки с другими учреждениями данного типа. Педагоги МБДОУ «Детский сад №24» периодически делятся опытом на различных мероприятиях международного, всероссийского, республиканского, городского, районного уровня.
8. Педагоги и дети с ОВЗ посещающие группу Лекотека активно участвуют на конкурсах различного уровня и получают призовые места. Хочется отметить тот факт, что ребенок с ОВЗ на районном конкурсе чтецов занял второе место среди нормально развивающихся детей. Так же летом 2017 года девочка из Лекотеки наравне с другими детьми с нормативным развитием участвовала на фестивале детского творчества «Балачак иле-2017».
9. Педагоги МБДОУ «Детский сад №24» ведут инновационную и экспериментальную деятельность. Результаты своей работы они публикуют в различных педагогических журналах, сборниках материалов конференций, интернет ресурсах. По промежуточным результатам данного проекта опубликованы два методических пособия, одна из которых была представлена на Международный конкурс-выставку «Вектор-успеха - 2017: лучшие разработки методических пособий и коррекционных занятий по специальной психологии и коррекционной педагогике» и заняла 1 место.
10. Уникальным является то, что деятельность Лекотеки направлена на работу не только с детьми, но и с их родителями. В Лекотеке в рамках реализации проекта начала работать «Школа любящего родителя», где нашими специалистами проводятся круглые столы с элементами тренингов для родителей. Такие встречи помогают родителям принять своего ребенка таким, какой он есть. Дают понять родителям, что они не одни, что рядом есть люди, готовые помочь им и их детям. Благодаря активной работе специалистов, родители стали менее агрессивны и более открыты.
11. На этапе обустройства детского сада создание группы «Лекотека» вызвало много вопросов и со стороны педагогов, так как у многих сотрудников не было специального образования и опыта работы с особыми детьми; так же стороны родителей, воспитанников групп общего назначения. Перед администрацией детского сада встала задача создания такой образовательно-развивающей среды в ДОО, где было бы комфортно всем участникам образовательного процесса: педагогам, родителям, а в первую очередь детям. В рамках управленческого проекта была разработана дорожная карта по созданию комфортной инклюзивноразвивающей среды. В рамках реализации дорожной карты были проведены круглые столы, семинары, тренинги, обучающие занятия по толерантности для педагогов и родителей. Дети с ОВЗ и дети, посещающие группы общего назначения участвовали в совместных мероприятиях, таких как тематические утренники, неделя «Доброты и Дружбы», уроки безопасности с участием сотрудников ГИБДД, открытые занятия. Дети с ограниченными возможностями здоровья так же стали более активными, они начали подражать «здоровому» типу поведения, играть наравне с другими детьми, выполнять задания. Особо значимым результатом реализации данного проекта является то, что по результатам диагностики и по решению внутреннего ПМПК детского сада в 2018-2019 учебном году двое детей из Лекотеки были переведены в общеразвивающую группу детского сада. И дети с огромным удовольствием посещают данную группу.
В ходе дальнейшего проведения экспериментального исследования эффективности предложенной модели по управлению организацией и управлением Лекотекой в ДОО и проведения сравнительного анализа констатирующего и контрольного этапа исследования всех участников образовательного процесса было установлено, что систематизированы нормативно-правовые акты и разработаны локальные акты по организации и функционированию Лекотеки в ДОО; материально-техническое оснащение, кадровые условия и финансовые условия в Лекотеки значительно улучшились. Коллектив ДОО работает в режиме развития, ведет инновационную и экспериментальную работу, а также активно занимается обучением и саморазвитием по вопросам инклюзивного образования. В МБДОУ «Детский сад №24» создана инклюзивная образовательная среда комфортная для всех участников образовательного процесса. Все эти факты доказывают эффективность реализации, разработанной нами модели управленческих механизмов организации и функционирования Лекотеки в ДОО.
Таким образом, в ходе проведенного исследования цель работы достигнута, задачи решены, а гипотеза получила свое полное подтверждение. Теоретическая новизна исследования заключается в том, что разработана и экспериментально проверена модель совершенствования управленческих механизмов организации и функционирования Лекотеки ДОО; разработан, теоретически обоснован и экспериментально проверены комплекс организационных условий совершенствования управленческих механизмов организации и функционирования Лекотеки ДОО. А практическая значимость находит свое отражение в том, что результаты исследования могут быть использованы руководителями ДОО при организации вариативных форм дошкольного образования, таких как Центры игровой поддержки ребёнка, Консультативные пункты, Лекотеки, центры Службы ранней помощи, Семейные детские сады, Группы кратковременного пребывания.



1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ - М. Эксмо, 2014. -800 с.
2. Декларация о правах инвалидов. Принята на 2433-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией №3447 (ХХХ) от 09.12.1975.
3. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. СанПин 2.4.1.3049 - 13 /постановление Главного
государственного врача РФ от 15.05.2013 №26/
5. Приказ МО и Н РФ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
6. Письмо министерства образования и науки российской федерации от 7 июня 2013 г. n ир-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
7. Муниципальная программа «Развитие образование в городе Казани на 2015-2017 годы».
8. Примерное положение об организации деятельности лекотеки государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования» - Приказ Департамента образования города Москвы, от 10.08.2006 № 497
9. Алехина С.В. Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» / С.В. Алехина, В.К. Зарецкий // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». - М., 2010 - С. 104-116.
10. Алехина С.В. Инклюзивное образование. Выпуск 1. / С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина // М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 272 с.
11. Андреева Е.И. Вариативные модели дошкольного образования: Лекотека. /Е.И.Андреева. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.orenipk.ru/proekt/proekt_13/proekt 13 -dis-sv/32.
12. Артюшенко Н.П. Выявление, отбор, устройство в образовательное учреждение и курирование образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья / Артюшенко Н. П. - (О том, что наболело) // Школьный логопед. - 2007. - N 6. - С. 64-67.
13. Ахметзянова А.И. Организация и содержание коррекционной работы с детьми в Лекотеке / А.И. Ахметзянова, А.А. Твардовская // М.: «Школьная пресса», 2013-208 с.
14. Ахметзянова А.И. Формирование жизненной компетенции у детей с сочетанными нарушениями в условиях Лекотеки / А.И. Ахметзянова // Теория и практика общественного развития, 2013. - № 4. - С.76-78.
15. Белая К.Ю. Организация инновационной деятельности в ДОО. Методическое пособие. / К.Ю. Белая. // М.:ТЦ Сфера, 2017. - 128 с.
16. Берберян А.С., Сидоров С.В. Инновации и современные технологии в системе образования / А.С. Берберян, С.В. Сидоров // Материалы международной научно-практической конференции. - Пенза. Научно-издательский центр «Социосфера», 2013. - 351 с.
17. Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. / А.Л. Битова // М., 2000.
18. Бондаренко А.К. Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным учреждением. / под ред. А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
19. Винтаева Т.Н., Мелькина В.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей в пространстве Лекотеки // СНВ. - 2014. - №1 (6). - С.39-42.
20. Добряков И.В. Психология семьи и больного ребенка. / И.В. Добряков, О.В. Защиринская // Уч. пособие: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2007.-400 с.
21. Дорофеева, Л.А. Лекотека: описание, формы, содержание работы (методические рекомендации на основе работы педагогического коллектива филиала МАДОУ «Детский сад № 9»-«Детский сад № 1» по созданию и развитию Лекотеки)./Л.А.Дорофеева - Первоуральск: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 комбинированного вида», 2015. - 21 с.
22. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. / Т.В. Егорова /М.:Академкнига.2002. - 80 с.
23. Ильина С.К. Лекотека в ДОУ. Организация, документация / С.К. Ильина. // М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
24. Инклюзивное образование. Выпуск 4: Методические
рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду / под ред. Т.Н. Гусевой; сост. М. Прочухаева, Е. Самсонова. - М. : Школьная книга, 2010. - 240 с.
25. Казьмин А.М. Материалы курса «Организация деятельности сотрудников Лекотек». / А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминова и др. // М.:МГППУ, 2011.
26. Казьмин А.М. Методические рекомендации по организации деятельности Лекотек и служб Ранней помощи. / А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, А.И. Чугунова и др. // М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения.-2011.-230с.
27. Казьмин А.М. Петрусенко Е.А. Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа «Лекотека».
28. Казьмин А.М., Казьмина Л.В., Калдарару Н.М., Петрусенко Е.А., Чугунова А.И., Ярыгин В.Н. Российская лекотека: реальная помощь детям с особенностями развития (начало) // СДО. - 2008. - №1. - С.46-57
29. Казьмин А.М., Казьмина Л.В., Калдарару Н.М., Петрусенко Е.А., Чугунова А.И., Ярыгин В.Н. Российская лекотека: реальная помощь детям с особенностями развития (продолжение) // СДО. - 2008. - №2. - С.43-51.
30. Казьмин А.М., Казьмина Л.В., Калдарару Н.М., Петрусенко Е.А., Чугунова А.И., Ярыгин В.Н. Российская лекотека: реальная помощь детям с особенностями развития (Окончание) // СДО. - 2008. - №3. - С.34-41.
31. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. / Т.П. Колодяжная. - Ростов на Дону, 2002. - 212 с.
32. Лазарева О.Р. Что такое лекотека? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dou.edu.ru/home/91-zdorovij-rebenok/120-2010-09-24- 12-21-42;
33. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. М.: Изд-во «Книголюб», 2008. - 176 с.
34. Лекотека: [электронный ресурс].URL:http://www.lekoteka.ru/ .
35. Лятифова Л. В. Адаптированная образовательная программа начального и основного общего образования / Л.В. Лятифова // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 576-578
36. Пискун О.Ю., Есипова Т.П. Лекотека как новая форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья. /О.Ю. Пискун, Т.П.Есипова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.downsyndrome.ru/files/oogo/File/lekoteka.pdf.
37. Поташова И.И. Современные аспекты психолого-педагогической
работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. №3. URL:
http://psyedu.ru/joumal/2011/3/2465.phtml
38. Прушинский С.О. Симонова Ю. «Развитие инклюзивного образования: сборник материалов». / С.О. Прушинский, Ю.И.Симонова // Москва: РООИ «Перспектива», 2007.
39. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет. / Е.А. Румянцева. - Волгоград: Учитель, 2015. -159 с.
40. Сваталова Т.А. Сотрудничество с родителями в условиях лекотеки/ Т.А. Сваталова, Е.П. Кудрявцева, Н.В. Штельвак // Специальное образование. - 2014. - №X. - С.261-263.
41. Сиротюк А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика диагностика. / А.С Сиротюк // М.:ТЦ Сфера, 2014. -128 с.
42. Стребелева Е.А. Создание условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами // Администратор образования. - 2008. - № 19. - С. 63-71.
43. Тимофеева Л.Л. Вариативные модели организации дошкольного
образования [Текст] / Л.Л. Тимофеева, О.В. Бережнова // М.:
Педагогическое общество России, 2012.
44. Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. / А. И Уемов // М.: Мысль, 1971.—311 с.
45. Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е. Интеграция детей с умеренными
нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и
перспективы // Коррекционная педагогика. - 2008. - № 4. - С. 5-12.
46. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. / О.Н. Усанова // 1995.
47. Хуснутдинова Р.М. Вариативное образование: дети с
комплексными нарушениями в дошкольной образовательной организации. Методическое пособие. / Р.М. Хуснутдинова, Э.В. Зинатуллина, Н.А. Булякова и др. // Казань: Отечеств, 2016. - 94 с.
48. Цыренов В.Ц. Педагогические условия реализации модели инклюзивного образовательного пространства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - № 1 (23). - С. 377-381.
49. Чемоданова Г.И., Власенко С.В. Технологические основы социально-педагогической деятельности при организации работы семейной комнаты в дошкольном образовательном учреждении // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2013. - № 3. - С. 3840.
50. Черенёва Е.А. Особенности образования в ДОУ за рубежом. / Е.А. Черенёва, О.В. Богдашина, С.Н. Шилов // Красноярск, 2011 - 140 с.
51. ЮНЕСКО. Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех. / Пер. с англ. С. Котова. Ред.: М. Перфильева. // М.; Владимир, 2007.
52. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к
проектированию. / В.А. Ясвин // М.: Смысл, 2001 г. - 365 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!



© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.