Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ С ИНВАЛИДНОСТЬЮУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №62958

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
326
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие толерантного отношения в психолого-педагогической
литературе
1.2. Особенности формирования толерантного
отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Модель формирования толерантного отношения к
людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровня сформированности
толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Реализация модели формирования толерантного
отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список


В настоящее время очевидно повышение научного и общественного интереса в стране и за рубежом к проблеме формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к людям с инвалидностью, к их образу жизни, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и детский сад.
Формирование толерантного отношения связано с приобщением ребенка к миру общечеловеческих ценностей - отзывчивости, терпения, принятия, доброжелательности, чуткости, сочувствия. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду - драгоценный талант, который встречается все реже. От воспитания у детей общечеловеческих качеств зависит не просто благополучие, а выживание нашего общества.
Существенную роль в решении проблемы формирования толерантного отношения играет детский сад, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, формального и неформального общения. Особенно актуальна проблема формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью в малых городах. Поэтому моделирование в детском саду ситуаций взаимодействия с детьми с инвалидностью предполагает четкое представление культурных универсалий в виде ценностей ненасилия, создание условий для переживания конкретного чувственного опыта, осознания и осмысления ценностей взаимного уважения.
Существующая в институтах общественного воспитания тенденция гуманизации всего воспитательного процесса ставит перед педагогом задачу формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью, наполнения ее новым содержанием. Показать ребенку ценность человеческой жизни, в том числе человека с инвалидностью - сегодняшняя задача педагогов. Однако непонимание советской педагогикой личности в ее своеобразной индивидуальности привело к не разработанности проблемы толерантного отношения к ней в отечественной педагогике. Таким образом, правомерно утверждать, что формирование толерантности, формирование менталитета толерантности является стратегической задачей образования в XXI веке.
В процессе исследования проблемы формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью нами были выявлены противоречия между:
• потребностью общества в духовно-нравственной толерантной личности и реальными условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют воспитанию такой личности;
• потребностью воспитательной системы ДОУ в технологиях и моделях формирования толерантного отношения с учетом реалий современности и недостаточным количеством научных исследований, раскрывающих новые линии формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью в современных условиях.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в преодолении выявленных противоречий путем поиска условий формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста».
В исследование введено ограничение: нами рассматривается формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к инклюзивному образованию. Это ограничение связано с тем, что в период, когда в стадии решения находятся вопросы нормативно-правового, организационного, кадрового, методического и научно-методического обеспечения инклюзивного образования, необходимо подготовить нормативно развивающихся детей к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью в период дошкольного детства.
Объект исследования: процесс формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста может осуществляться более успешно, если:
• определено содержание понятия «толерантное отношение к людям с инвалидностью» у детей старшего дошкольного возраста;
• выявлены критерии и показатели сформированности толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста;
• разработана и реализована модель формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста;
• выявлены и реализованы педагогические условия, обеспечивающие формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью (формирование способности детей к ненасильственному взаимодействию посредством проведения специальных занятий; разработка и реализация программы по овладению детьми знаниями о людях с ОВЗ и толерантным поведением; расширением опыта взаимодействия нормативно развивающихся детей и детей с инвалидностью посредством мэйнстриминга).
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
1. Изучить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.
2. Разработать модель формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
3. Установить критерии и показатели оценки уровня сформированности толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическая основа исследования: концепции толерантности Гершунского Б.С., Асмолова А.Г., Шеламовой Г.М., Байбакова А.М. доказывающие потребность современной цивилизации в толерантном взаимодействии.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме, наблюдение за образовательным процессом ДОУ, педагогический эксперимент, метод анализа продуктов деятельности детей, математические методы обработки данных.
Новизна исследования:
• дана сущностная характеристика понятия «толерантное отношение к людям с инвалидностью»;
• определены критерии и показатели сформированности толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
• обоснована и структурирована модель формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования определяется:
• внедрением в педагогическую практику педагогических условий формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста;
- разработкой комплекта методического обеспечения: цикл занятий по формированию у дошкольников способности к ненасильственному взаимодействию, авторская программа «Все разные, но все равные», содержание социально-образовательной акции «Шаг навстречу».
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Конкретизировано понятие «толерантное отношение к людям с инвалидностью», которое понимается нами как тип взаимоотношений отдельных людей, включающий осознанное признание и соблюдение партнерами следующих важнейших принципов: соблюдения равенства партнеров; уважения прав другого (в том числе права быть иным); сохранения индивидуального своеобразия каждого из них; достижения согласия без ущемления их индивидуальных интересов.
Разработана модель формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Выявлены и реализованы педагогические условия, обеспечивающие формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью:
• формирование способности детей к ненасильственному взаимодействию посредством проведения специальных занятий;
• разработка и реализация программы по овладению детьми знаниями о людях с ОВЗ и толерантным поведением;
• расширение опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ через проведение социально-педагогических акций).
Анализ результатов контрольного эксперимента подтвердил наличие положительной динамики формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Разработана и реализована программа «Мир один для всех».
Результаты экспериментальной работы подтвердили результативность педагогических условий, направленных на формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.



1. Абакумова, И.В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании [Текст] / И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков // Вопросы психологии. - 2003. - № 3. - 71 -82 с.
2. Агафонова, Е.Л. Социально-образовательная акция «Лети, лети, лепесток!», как одна из форм интеграции ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников [Текст] / Е.Л.Агафонова // Инклюзивное образование - доступное образование - безбарьерная среда: материалы второй международной научно-практической конференции. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. - 78-84 с.
3. Андерсен, Г.Х. Сказки и повести [Текст] / Г.Х. Андерсен. - М.: изд. «Печатный двор», 2000. - 304 с.
4. Андросова, Ю.В. «Уроки доброты» как средство популяризации инклюзивного образования [Текст] / Ю.В. Андросова // Инклюзивное образование - доступное образование - безбарьерная среда: материалы второй международной научно-практической конференции. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. - 78-80 с.
5. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Т.М. Бабунова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.
6. Баныкина, С.В. Учимся толерантности [Текст]: метод. пособие для проведения классных часов, бесед / С.В. Баныкина. - М.: АРКТИ, 2007. - 128 с.
7. Безюлева, Г.В. Толерантность в пространстве образования [Текст] / Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шеламова. - М.: Моск. психолого-социальный институт, 2005. - 152 с.
8. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему) [Текст] / Бондырева С.К. - М.: Изд-во Моск. психолого¬социального института; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2003.
- 240 с.
9. Бучкина, И.П. К проблеме изменения социальных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И.П. Бучкина // Современная психология: актуальные проблемы и тенденции развития : материалы международной заочной научно¬практической конференции. - Новосибирск, 2010.
10. Васильев, В.А. К вопросу о толерантности в современной России [Текст] // Соц.-гуманит. знания. - 2000. - №3. - с. 249 - 262.
11. В сказочной стране [Текст] // Социально-личностное развитие. Дошкольное воспитание. - 2012. - №3.-18 - 25 с.
12. Волосовец, Т.В, Инклюзивная практика в дошкольном образовании [Текст]: библиотека программы «От рождения до школы» / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой - Мозаика-Синтез, 2011. -144 с.
13. Вульфов, Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства [Текст] // Внешкольник. - 2002. - №6. - С.23-30.
14. Гайворонская, Т.А., Деркунская, В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности [Текст]: метод. пособие / Т.А. Гайворонская, В.А. Деркунская.
- М.: Центр педагогического образования, 2007. - 144 с.
15. Гусейнов, А.А. Социальная природа нравственности [Текст] / А.А. Гусейнов. - М.: Просвещение, 1994. - 196 с.
16. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно¬целевых приоритетов образования [Текст] // Педагогика. -
2002. - №7. - с. 3 -13.
17. Дебора, Э.З. «Особый» ребенок должен быть принят в обществе [Текст] // Детский сад. Управление. - 2003.- №20. - С.12-20.
18. Декларация принципов терпимости: Утв. резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 18 ноября 1995 г. [Текст] // В.В. Соколова Воспитание в духе мира, прав человека, демократии и толерантности. - Н.Новгород, 2000. - С 87-94; Учительская газ. - 2000. - №37.
19. Дошкольное образование. Словарь терминов [Текст]: сост. Виноградова Н.А. и др. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 400 с.
20. Иванова, Е.М. Формирование новой культуры отношений [Текст] // Начальная школа. - 2006. - №3.
21. Капустина, Н.Г. Формирование толерантности в образовательной среде [Текст] // Начальная школа плюс - минус до и после. -2008. -№8. -14 -17 с.
22. Карасева, Е.Г. Инклюзивное воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мозаика» / авт. - сост. Карасева Е.Г. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 64 с.
23. Кемерова, В.Е. Толерантность и полисубъектная социальность [Текст] / под. ред. В.Е. Кемерова, В.А. Лекторского. - Екатеринбург, 2001 - 151 с.
24. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издат. Центр Академия, 2004. - 416 с.
25. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова. - М.: Издат. центр «Академия», 1998. - 160 с.
26. Кленова, Н.В.Что нужно знать о толерантности [Текст] / Н.В. Кленова, Г.Г. Абдулкаримов // Образование в современной школе. 2003. - №7. - С. 13 -17.
27. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности [Текст] / Е.Ю. Клепцова - М.: Акад. Проект, 2004. - 173 с.
28. Кривцова, С.В.Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе [Текст] / под ред. С.В. Кривцовой. - М.: Генезис, 2002. - 208 с.
29. Крюкова, С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: практическое пособие / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. - М.: Генезис, 2011. - 208 с.
30. Лопатина А. Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах [Текст] / Лопатина, А., Скребцова, М. - изд.2-е, перераб. и доп. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 368 с.
31. Маралов, В.Г. Педагогика ненасилия в детском саду [Текст]: Методическое пособие / В.Г . Маралов . - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
32. Нищева, Н.В Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций [Текст] / сост. Н.В.
Нищева. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 384 с.
33. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности [Текст]. - М.: Просвещение, 2014. - 112 с.
34. Пазухина, И.А «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4¬6 лет [Текст]: пособие для практических работников детских садов / авт.-сост. И.А. Пазухина. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 272 с.
35. Писаревская, М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Текст] / М.А. Писаревская. - Краснодар : Краснодарский ЦНТИ, 2013. - 132 с
36. Погодина, А.А. Толерантность: термин, смысл, позиция, программа [Текст] // История: прил. к газ. «Первое сентября». - 2002. - №11. 4 - 7 с.
37. Попова, Е.И. Воспитание толерантности к людям- инвалидам в период дошкольного детства [Текст] / Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2011. - № 2. С. 33 - 41с.
38. Подивилова, О.Н. Воспитание толерантности дошкольника по программе «Детский сад 2100» [Текст] // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 12. - С. 16-23.
39. Семаго Н.Я. Инклюзивный детский сад [Текст] / Н.Я. Семаго. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
40. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 с.
41. Степанов, П.В. Как воспитать толерантность? [Текст] // Народное образование. - 2001. - № 9. - С.91-97; 2002. - № 1. - С. 159-161.
42. Тишков, В.А. О толерантности. Толерантность и согласие [Текст] / под. ред. В.А. Тишкова. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 240 с.
43. Толерантность и полисубъектная социальность [Текст] / под. ред. В.Е. Кемерова, В.А. Лекторского. - Екатеринбург, 2011. - 151 с.
44. Толерантность как условие защиты прав ребенка в деятельности детских общественных объединений в школе [Текст] / под. ред. В.А. Фокина. - Тула, 2012. - 194 с.
45. Фуряева, Т.В. Интегративные дошкольные практики: за рубежом [Текст] // Детский сад от А до Я. - 2008. - №2.
46..Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников [Текст] / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2007. - 175 с
47. Что такое интегративное обучение [Текст] / Детский сад. Управление. -№ 20. - 2010. - С. 18-25.
48. Шашкова, З.В. Занятия по предшкольной подготовке: развития творческого мышления (программы, игровые задания, стимульный материал) [Текст] / под ред. Т.В. Черниковой, З.В. Шашкова - . 2-е изд., испр. и доп. - М.: Глобус, 2007.- 219 с.
49. Шустова, Л.П. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы [Текст] // Классный руководитель. - 2010. - № 4. - С. 26-31.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ