Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ

Работа №146094

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 6
1 Теоретические основы развития технико-конструкторских умений
студентов высшего образования 10
1.1 Анализ понятия «техническое творчество» 10
1.2 Технико-конструкторские умения как элемент технического
творчества 17
1.3 Методы оценки сформированности технико-конструкторских умений22
1.4 Условия развития технико-конструкторских умений 25
1.5 Исследовательский проект как форма технического творчества 31
Выводы по первой главе 38
2 Применение исследовательских проектов для развития технико­конструкторских умений 40
2.1 Характеристика учебно-методической документации дисциплины
«Мехатроника и программирование» — компетенции, цели, задачи 40
2.2 Организационно-педагогические условия применения исследователь­ских проектов для развития технико-конструкторских умений 42
2.3 Описание исследовательских проектов 48
2.3.1 Проект «Регулятор температуры» 50
2.3.2 Проект «Звуковой выключатель» 55
2.3.3 Проект «Водокачка» 61
2.3.4 Проект «Стиральная машина» 65
2.3.2 Проект «Манипулятор» 70
2.4 Результаты опытно-поисковой работы 76
Выводы по второй главе 81
Заключение 83
Список использованных источников 86
Приложение 86


Современные темпы технологизации общества и производства, осо­бенности научно-технического прогресса в ХХХ веке ведут к информатизации и автоматизации различных направлений человеческой деятельности. Техни­ческое и технологическое решение задач автоматизации в большой степени связано с использованием роботов и робототехнических систем [1]. Всё больше внимания уделяется разработке методического обеспечения данной области, однако большая его часть нацелена на школьное образование [23, 29, 32, 70] и среднего профессионального образования (СПО) [18, 48, 52]. Разработано множество методических материалов, рекомендаций и пример­ных планов для проведения занятий по робототехнике в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования школьников, а также некото­рое количество материалов для проведения занятий в рамках предметов «Технология» и «Информатика и информационно-коммуникационные техно­логии» [23, 29, 32, 70]. Так же существуют материалы для проведения заня­тий в рамках СПО в качестве основных курсов и курсов по выбору [18, 48, 52].
Актуальность исследования заключается в недостаточной разработан­ности методического обеспечения процесса формирования технико­конструкторских умений в высшей школе при реализации исследовательских проектов.
Актуальность на социально-педагогическом уровне заключается в заин­тересованности общества в проектной активности современной молодёжи, в важности исследовательской проектной деятельности в личностном и про­фессиональном становлении специалиста.
Актуальность на научно-теоретическом уровне заключается в необхо­димости понимания сущности, компонентного содержания и методов оценки технико-конструкторских умений.
Актуальность на научно-методическом уровне заключается в необхо­димости определения подготовленности к целенаправленному созданию условий её осуществления.
Поиск решения проблем овладения студентами технико­конструкторскими умений направлен на разрешение следующих противоре­чий:
• на социально-педагогическом уровне — между заинтересованно­стью общества в проектной активности современной молодёжи и отсутстви­ем благоприятных условий для достижения результатов проектной деятель­ности и личностного роста;
• на научно-теоретическом уровне — между необходимостью фор­мирования технико-конструкторских умений для развития технического творчества и отсутствием понимания сущности, компонентного содержания и методов оценки технико-конструкторских умений;
• на научно-методическом уровне — между осознанием преподавате­лями вузов важности исследовательской проектной деятельности в личност­ном и профессиональном становлении специалиста и их недостаточной под­готовленностью к целенаправленному созданию условий её осуществления.
Проблема исследования заключается в отсутствии совокупность орга­низационно-педагогических условий овладения студентами технико­конструкторских умений.
Объект исследования — процесс формирования технико­конструкторских умений в исследовательской проектной деятельности.
Предмет исследования — создание организационно-педагогических условий овладения студентами технико-конструкторских умений в исследо­вательской проектной деятельности.
Цель исследования — выявить, обосновать и проверить на практике со­вокупность организационно-педагогических условий овладения студентами технико-конструкторских умений при реализации исследовательских проек­тов.
Гипотеза исследования строится на предположении, что формирова­ние технико-конструкторских умений возможно, если:
• уточнена сущность, определен компонентный состав технико­конструкторских умений;
• разработан критериальный аппарат, позволяющий диагностировать уровень сформированности технико-конструкторских умений;
• будут созданы организационно-педагогические условия, способ­ствующие формированию технико-конструкторских умений.
Проверку гипотезы будем осуществлять в рамках исследовательской проектной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Ме- хатроника и программирование» профиля Информационные технологии направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ актуальных психолого-педагогических источников о технико­конструкторских умениях позволил прийти к следующим выводам:
1. Под технико-конструкторскими умениями следует понимать уме­ния по техническому конструированию, т.е. умения создавать и взаимодей­ствовать с техническими объектами, под которыми понимается инженерно­техническое изделие, воплощающее результат приложения теории есте­ственных и технических наук, а также результаты экспериментальных иссле­дований в предметную реальность.
2. На основе анализа профессиональных стандартов выявлены общие и специальные технико-конструкторские умения. Под общими технико­конструкторскими умениями понимается совокупность умений, необходи­мых для осуществления технического конструирования независимо от обла­сти техники, будь то конструирование одежды или летательных аппаратов. Специальными технико-конструкторскими умениями называются умения, специфичные для конкретных областей техники.
3. Оценка сформированности любых умений должна производиться через оценку деятельности обучающегося. Для оценки сформированности технико-конструкторских умений целесообразно применять методы наблю­дения и оценки продуктов результатов деятельности.
4. Выявлены организационно-педагогические условия формирования технико-конструкторских умений:
• реализуется взаимосвязь общепрофессиональных и специаль­ных дисциплин с учетом динамики их изменения при составлении учебно- планирующей документации и разработке средств обучения;
• содержание обучения проектируется на основе многоуровневых заданий, имеющих профессиональную направленность;
• активизация учебно-познавательной деятельности осуществля­ется в ходе проведения различных форм занятий, организации профессио­нальных тренингов и прохождения практики.
5. Выявлена возможность применения исследовательского проекта как одной из форм технического творчества. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обос­нование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсужде­ние полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Таким образом, исследовательских проектов удовлетворяет необхо­димым для формирования технико-конструкторских умений организацион­но-педагогическим условиям.
6. В рамках работы над выпускной квалификационной работой разра­ботана рабочая программа дисциплины «Мехатроника и программирование» профиля Информационные технологии направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Определены цель и задачи дис­циплины, формируемые компетенции, знания, умения и владения. Сформу­лированы требования к материально-техническому обеспечению.
7. Выявлены организационно-педагогические условия применения ис­следовательских проектов для развития технико-конструкторских умений:
• педагогическая поддержка обучающихся при выполнении ис­следовательских проектов, обеспечивающая организованное участие педаго­га в руководстве деятельностью обучающихся и создающая благоприятную среду для достижения результатов проектной деятельности и личного роста;
• включение в содержание обучения процедур проектной дея­тельности состоит из стадий: предпроектной, проектировочной, технологиче­ской, экспериментальной.
• вариативность содержания обучения, способствующая усвое­нию дополнительных знаний, необходимых для осуществления выбранных проектов;
• корректировка материально-технической базы, связанная с необходимостью дооснащения материального обеспечения меняющихся тре­бований при выполнении различных проектов.
8. С учетом выявленных организационно-педагогических условий и требований рабочей программы разработан набор проектов, каждый из кото­рых содержит постановку задачи, план работы над проектом, описание видов отчетности и критерии оценки выполнения проекта. Проекты имеют разный уровень сложности и нацелены на формирование общих и специальных тех­нико-конструкторских умений.
9. Проведена опытно-поисковая работа: методом анализа результатов деятельности, в качестве которых выступали результаты выполнения проек­тов, оценена степень сформированности технико-конструкторских умений до и после обучения. В результате был выявлен положительный эффект приме­нения исследовательских проектов для формирования технико­конструкторских умений в рамках дисциплины «Мехатроника и программи­рование».
В ходе исследования решены следующие задачи:
1. Уточнена сущность, определен компонентный состав технико­конструкторских умений на основе актуального состояния изученности про­блемы в психолого-педагогической науке.
2. Определены методы оценки уровня сформированности технико­конструкторских умений.
3. Установлено и обосновано содержание организационно­педагогических условий овладения студентами технико-конструкторских умений.
4. Проверена в рамках опытно-поисковой работы результативность организационно-педагогических условий овладения студентами технико­конструкторских умений.


1. Абдулгалимов Г. Л. Всеобщее обучение будущих инженеров робо­тотехнике — вложение в конкурентоспособное будущее нашей страны [Текст] / Г. Л. Абдулгалимов, В. Н. Казагачев, А. А. Гулюта // Высшее обра­зование сегодня. — № 6. — Москва, 2016. — С. 9-11.
2. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творче­ской личности [Текст] / В. И. Андреев. — Казань: КГУ, 1988. — 238 с.
3. Андрианов П. Н. Развитие технического творчества младших школьников [Текст] / П. Н. Андрианов, М. А. Галагузова, Л. А. Каюкова и др. — Москва: Просвещение, 1990. — 110 с.
4. Антонова H. A. Программно-методическое обеспечение универси­тетской подготовки юристов и экономистов по английскому языку [Текст]: Автореф. дис... канд. пед. наук; спец. 13.00.08 /Антонова Наталья Анатольев­на. — Стерлитамак, 2006. — 15 с.
5. Ахметова М. Р. Обучение робототехнике студентов инженерно­технического профиля [Текст] / М. Р. Ахметова, В. Н. Казагачев // International Scientific Review. — Вып. 2 (12). — Иваново, 2016. —
С. 225-227.
6. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность [Текст]: моно­графия / В. А. Беликов. — Москва: Академия Естествознания, 2013. —310 с.
7. Белов Е. Б. Концептуальный подход к оценке уровней сформиро- ванности профессиональных компетенций в области информационной без­опасности [Текст] / Е. Б. Белов, А. А. Хорев // Информационное противодей­ствие угрозам терроризма. — Таганрог: Технологический институт ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», 2015. — № 25. — С. 53-62.
8. Белоус А. В. Применение платформы Arduino при обучении осно­вам робототехники: подключение датчика влажности почвы [Текст] / А. В. Белоус // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. — Пенза, 2017. — С. 203-206.
9. Белоусова Е. В. Технический объект космической отрасли: методы конструирования и методология исследований [Текст] / Е. В. Белоусова // Электронный журнал: наука, техника и образование. — Калуга, 2017. — С. 172-177.
10. Бердяев Н. А. Смысл творчества [Текст] / Н. А. Бердяев. — Москва: Правда, 1989. — 608 с.
11. Болдырева А. В. Arduino в обучении основам робототехники: под­ключение датчика воды [Текст] / А. В. Болдырева // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. — Пенза, 2017. — С. 200-202.
12. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе [Текст] / О. В. Брыкова, Т. В. Громова // Управление школой. — 2015. — № 12. — С. 12-17.
13. Буримская Д.В. Использование информационно-технологического обеспечения в обучении студентов вузов [Текст] / Д. В. Буримская // Вестник университета (ГУУ). — 2017. — №8(34). — 19-25 с. [Н2]
14. Волков И. П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисо­вания [Текст] / И. П. Волков. — Москва: Педагогика, 1988. — 96 с.
15. Волкова О. В. Техническое моделирование как реализация творче­ского потенциала учащихся [Текст] / О.В. Волкова // Дополнительное обра­зование. — 2005. — № 9.— С. 29-33....83


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ