Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формировании инженерных способностей у обучающихся основной школы посредствам стендового моделизма

Работа №18114

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
584
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основания формирования у обучающихся основной школы
инженерных способностей 7
1.1 Инженерные способности: характеристика, базовые компоненты 7
1.2 Возможности стендового моделизма для формирования инженерных
способностей 13
Выводы по главе 1 19
2 Разработка программы по стендовому моделизму 22
2.1 Структура программы по стендовому моделизму 22
2.2 Результаты апробации программы 29
Выводы по главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность исследования. Переход к инновационной экономике невозможен без инженерных кадров. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. подчеркивается, что «важнейшим направлением инновационного развития является стимулирование инновационной активности молодежи, в том числе научно-технического творчества школьников и студентов» [1]. Таким образом, процесс развития научно-технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования. Развитие наукоемких технологий, создания высоко технологичных производств, восстановление и создание новых промышленных предприятий, центров технологического прорыва по приоритетным направлениям науки и техники во многом зависит от воспитания будущих инженеров.
Шматко Н.А. [45] в ходе практического исследования инженерных компетентностей проводит сравнение средних оценок компетенций обладателей ученой степени у инженеров России и ЕвроСоюза, и определяет, что уровень развития инженерных компетенций у россиян ниже, чем у специалистов ЕС. Что говорит о необходимости изучения инженерных способностей и развития их, начиная со школьного возраста.
Ряд авторов Олешков М.Ю. [32], Шматко Н.А. [45], Швецова А.А. [44], Брикалова Е.А., Еорюнова И.А., Корягина О.М. [9], Ахмедьянова Е.Ф. [6], в состав инженерных компетенций включают: профессиональные знания,работу в коллективе, личную эффективность, коммуникативность. «Современный инженер» должен одновременно сочетать в себе изобретателя и ученого, проектировщика, конструктора и технолога. Однако, способы освоения каждой из видов деятельностей различны. В данной работе уделяется внимание становлению такой составляющей инженерной компетенции как способность к конструированию.
В то же время в рамках школьного образования реализация тех или иных аспектов формирования инженерных способностей связана со значительными трудностями. Прежде всего, следует отметить слабую разработанность подходов к изучению инженерных способностей: Боровков А.И. [13], Белоновская И.Д. [7, 8], Ильин Е.П [12], Сазонова З.С., Чечеткина Н.В.Синицын Е.С. [31] описывает возможности формирования инженерных способностей через инженерные компетенции. Фазлиахмедова Р.З. рассматривает вопрос присутствия моделизма в современных профессиях. Еорбатовская Т. А., Юренкова Л. Р. [11] описывают взаимосвязь развития инженерных способностей через выполнение из подручных материалов наглядных моделей.
Авторы Кроули Э., Малмквист Й., Остлунд С. [20], Пиралова О.Ф. [23], Розов М.А. [28] предполагают, что одним из эффективных способов формирования способности к конструированию является индивидуальная работа обучающегося в кружках, направленных на работу с моделями. Ярким примером является г.Красноярск, аэрокосмический лицей, где под руководством Кольги В.В. успешно проходят такие факультативы как «Авиамоделирование» [16], «Ракетостроение» [17, 18]. В нашей работе рассмотрено создание условия для формирования инженерных способностей средствами стендового моделизма. Под стендовым моделизмом понимают «тип технического творчества, результатом которого является создание копии реальных предметов в заданном масштабе» [35].
Одной из составляющих профессиональной деятельности является коллективная работа по анализу и решению поставленных производственных задач. В связи с этим, в кружках организуется коллективная работа.
Цель исследования: разработать и апробировать программу историко-технического клуба «Стендового моделизма», направленную на формирование инженерных способностей у обучающихся основной школы.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в историко-техническом клубе стендового моделизма
Предмет исследования: условия формирования инженерных способностей в учебно-воспитательный процессе в историко-технического клуба стендового моделизма
Гипотеза: формирование инженерных способностей у обучающихся основной школы посредствам стендового моделизма будет эффективно, если учтены следующие организационно-педагогические условия:
- освоение обучающимися технологических условий использования оборудования и материалов для изготовления моделей;
- использование обучающимися технологических навыков при реализации характеристик прототипов моделей, обнаруженных в процессе изучения исторических источников;
- разработка коллективного продукта (диорамы) как создание ситуации для профессиональной коммуникации;
- Презентация итогового продукта на конкурсных испытаниях.
Исходя из гипотезы и цели исследования, был сформулированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «инженерные способности».
2. Выделить специфику и описать педагогические условия организации занятий по стендовому моделизму способствующие формированию инженерных способностей.
3. Разработать содержание и структуру программы по стендовому моделизму для учащихся основной школы, направленную на формирование инженерных способностей.
4. Апробировать разработанную программу по стендовому моделизму и описать полученные результаты
Базой исследования является Ачинский историко-технический клуб стендового моделизма, г.Ачинск
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог проделанной нами работе следует заключить, что переход к инновационной экономике невозможен без развития наукоемких технологий, создания высоко технологичных производств, восстановления и создания новых промышленных предприятий, центров технологического прорыва по приоритетным направлениям науки [19]. Что во многом зависит от воспитания будущих инженеров. «Современный инженер» должен одновременно сочетать в себе изобретателя и ученого, проектировщика, конструктора, технолога, так же уметь работать в коллективе. Предполагается, что одним из эффективных способов формирования инженерных способности является индивидуальная работа обучающегося в кружках, направленных на работу с моделями.
Целью нашего исследования являлось разработка и апробация программы историко-технического клуба «Стендового моделизма», направленной на формирование инженерных способностей у обучающихся основной школы. Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «инженерные способности».
2. Выделить специфику и описать педагогические условия организации занятий по стендовому моделизму способствующие формированию инженерных способностей.
3. Разработать содержание и структуру программы по стендовому моделизму для учащихся основной школы, направленную на формирование инженерных способностей.
4. Апробировать разработанную программу по стендовому моделизму и описать полученные результаты
1. Под инженерными способностями следует понимать сочетание индивидуальных свойств, дающих возможность человеку при благоприятных условиях сравнительно легко и быстро усвоить систему инженерных, конструкторских, технических знаний, умений, навыков профессионально важных качеств выражающихся в желании работать с техникой, на машинах, с инструментами и оборудованием, а так же умение налаживать эффективное взаимодействие внутри команды единомышленников.
2. Формирование инженерных способностей посредством стендового моделизма происходит за счет решения достижения конкретных целей с помощью технических средств, для наиболее качественного результата и характеризуется системным подходом к решению поставленной задачи. Стендовый моделизм - это тип технического творчества, результатом которого является создание копии реальных прототипов точно отображающих вид прототипа в выбранном масштабе. Модели могут объединяться в диорамы, изображающие определенную тему, что является основным ресурсом для формирования инженерных способностей, а так же в стендовом моделизме применяются разнообразные виды оборудования и материалов, знакомство с которым происходит у школьника в ходе решения инженерных задач. Создание стендовой модели напрямую влияет на понимание исторического контекста, стимулирует к поисковой деятельности, развитию коммуникативных навыков, создание модели и компоновка диорамы развивает у школьника навыки работы с чертежом, схемой, 3D объектом, масштабирование, знания пространственной геометрии, развитие пространственного мышления. Формирование инженерных способностей в ходе работы над диорамой характеризуется еще и тем, что, осознанно и целенаправленно сгенерировав идею, школьник ощущает потребность в ее конструкторской проработке, т.е. воплощении идеи в реальный проект новой техники или технологии. Работая над стендовой моделью обучающийся основной школы создает внутреннею мотивацию учения, побуждая к решению задач связанных с моделизмом.
3. С целью формирования инженерных способностей у обучающихся основной школы посредством стендового моделизма, нами была разработана программа историко-технического клуба «Стендовый моделизм». Площадкой для апробации программы стало Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей» в городе Ачинске. Апробации программы проходила 2 года подряд: 2014/2015 учебный год, 2015/2016 учебный год. Апробация прошла на школьниках в возрасте 10-12 лет. Участниками программы стали учащиеся 5-6 классов. Реализация программы основана на доступности задач и заданий, предлагаемых для практической деятельности детей, имеющих начальный уровень подготовки, на сочетании индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Форма участия в программе школьниками - очная. Финансовое обеспечение программы: ведущий клуба, Центр дополнительного образования, родители участников клуба. Программа клуба «Стендового моделизма» рассчитана на 216 академических часов. По 2 академических часа, 3 занятия в неделю.
Поэтому целесообразность создания данной программы очевидна и доказана временем: программа была успешно реализована два года подряд, по итогам реализации внесены изменения в учебный план второго года обучения, школьники принимавшие участие в работе клуба стали конкурсантами и дипломантами различных конкурсов и выставок.
Программа работы клуба стендового моделизма содержит в себе 5 основных тем: Тема №1. Вводное занятие, Тема№2. Основные понятия и графическая подготовка в конструкторско-технологической деятельности, Тема№3. Различные способы сборки деталей, Тема№4. Подготовка и отделка моделей, Тема№5. Подготовка и отделка моделей.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий: Групповая и индивидуальная. Общение ведущего клуба со школьниками: словесное (устное изложение, беседа, объяснение); Наглядный метод (показ презентаций, иллюстраций, фото и видео материалов, показ от ведущего клуб приемов изготовления моделей, демонстрация готовых диорам и моделей).
Форма проведения занятий: практические занятия, мастер-класс (от ведущего клуб и моделистов города), выставки, беседы.
Форма аттестации участников клуба: диагностика способностей со стороны ведущего клуба (экспертная оценка), выставки моделей и диорам внутри клуба (оценка коллегами) и участие в тематических конкурсах (экспертная оценка сторонних наблюдателей). Формы отслеживания результатов: журнал посещаемости, дипломы об участии в выставках и конкурсах.
4. Полученные результаты в ходже апробации программы:
- Создан клуб «Стендового моделизма», выполнено техническое обеспечение клуба.
- Разработана и апробирована программа работы клуба «Стендового моделизма» г. Ачинск для учащихся 6-8х классов.
- Участники клуба выступают с готовыми стендовыми моделями и диорамой на выставках России и ближнего зарубежья.
В ходе участия школьников в программе клуба «Стендового моделизма» разработанного с целью формирования инженерных способностей у обучающихся основной школы посредством стендового моделизма, развиваются такие основные составляющие инженерных способностей как:
- Использование профессиональных знаний, выражающиеся в развитии: инженерного мастерства, повышении уровня знания по специальности, аналитических способностей;
- Работа в коллективе, выражающиеся через: критическую оценку собственных и чужих идей, использование способностей коллег, поиске компромиссных решений;
- Личная эффективность, выражающиеся через: продуктивную работу в коллективе, функционирование в условиях стресса, изложение своих мыслей и отстаивание собственной точки зрения;
- Коммуникативность: владение компьютером и Интернетом, составление отчетов, записок, других документов, представление аудитории результатов работы.
Формирование инженерных способностей у обучающихся основной школы посредствам стендового моделизма проходит эффективно за счет следующих организационно-педагогических условий:
- Освоение обучающимися технологических условий использования оборудования и материалов для изготовления моделей;
- Использование обучающимися технологических навыков при реализации характеристик прототипов моделей добытых в ходе исторических действий;
- Разработка коллективного продукта (диорамы) как создание ситуации для профессиональной коммуникации;
- Презентация итогового продукта на конкурсных испытаниях.
Следовательно, высказанная в начале нашего исследования гипотеза полностью подтверждена.
Результаты проведенного нами исследования были доведены до сведения руководства «Центр дополнительного образования детей» в городе Ачинске, программа принята к исполнению и успешно проводить так же в этом учебном году. Результаты исследования, полагаем, будут полезны в дальнейшей деятельности по развитию знанию о формировании инженерных способностей у обучающихся основной школы посредством стендового моделизма. Проведенное нами исследование может быть расширено и дополнено, за счет привлечения к исследованию учащихся из других городов, и клубов инженерного мастерства, что позволит избежать ошибок связанных с особенностями выборки.



1. Innovating Pedagogy / Open University Innovation Report
[Электронный ресурс] - режим доступа
http://www.openeducationeuropa.eu/sites/ default/ files/news/Innovating_Pedagogy_2014.pdf (дата обращения 25.12.16).
2. Key Messages for the Conf. «The Europe of Knowledge 2020». - Liege, Belgium, 2004. - 210 c.
3. Pak V.V., The development of engineering students’ innovative thinking by the means of project activities / Pak V.V., Melnikova T.N., Fedin S., Zdanovich S.A. // // Международный научно-исследовательский журнал : научный журнал. - 2014. - № 11 (30). - С. 14-19
4. 30 уроков развития творческих способностей и воображения. - М.: Кузьма, Букмастер, 2015. - 322 c.
5. Акимов С.С., Развитие технического и технологического образования в России (XVIII XX вв.) РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.- 78 с.
6. Ахмедьянова Г.Ф. Инженерная компетентность как результат интеграции творческого и технологического компонентов обучения // [электронный ресурс] Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8-1. - С. 13-16; - Режим доступа https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=26771.
7. Белоновская И.Д. Формирование инженерной компетентности специалиста в условиях университетского комплекса // Теория и методика профессионального образования, Оренбург, 2016 - С. 412 - 443
8. Белоновская И. Д. Многоуровневое образование в регионе и формирование инженерной компетентности специалиста // Регионология, 2006. - № 1. - С. 25-37.
9. Брикалова Е.А., Горюнова И.А., Корягина О.М. Моделирование как средство развития пространственного мышления // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016 .- № 10-1 .- С. 51 - 55
10. Весна Е.Б., Цветков И. В. Формирование инженерных компетенций в системе довузовской подготовки "Школа-НИЯУ МИФИ", // МИФИ нациоальный исследовательский ядерный университет, 06'2016. - С. 1-4
11. Горбатовская Т. А., Юренкова Л. Р. Развитие инженерного мышления при конструировании макетов средствами 3D моделирования/ [электронный ресурс] Инженерный вестник им. Н.Э. Баумана, №10, октябрь 2014 . - С. 1047 -1052 - Режим доступа http://engsi.ru/doc/746167.html
12. Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению // Психологический журнал, 2003. - № 3. - С.17-21
13. Инженерные компетенции//Современное инженерное образование, Боровков А.И., Бурдаков С.Ф., и пр. Учебное пособие. — СПб.: Издательство Политехнического университета, 2012. — 80 с.
14. Ищенко Е.В., Холуева К.А. Еендерная специфика эмоциональной сферы// Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (17-19 января 2013 г) «Образование, культура и молодежь в современном мире», 2013.- С. 100-103.
15. Карташев Е.А., Школа № 97 - региональная инновационная площадка - [Электронный ресурс] - Режим доступа http://mKoaa-97^ /doc/2015/inov_ploshadka.pdf
16. Кольта В.В. Аэрокосмическая школа (статья ВАК) Высшее образование в России // Научно - педагогический журнал Министерства образования и науки РФ - М, 2010, №1. - С.62 -66.
17. Кольта В.В., Полежаева Е.Т. Использование инновационных технологий в системе довузовской подготовки (монография) - Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т ., Красноярск, 2009. - С.172.
18. Кольта В.В., Шувалова М.А. Подготовка современных специалистов в системе дуального образования (статья ВАК) - Вестник Красноярского государственного педагогического университета им В.П. Астафьева. - Красноярск, КГПУ, 2014, № 3(29). - С.66 -70.
19. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
20. Кроули Э., Малмквист Й., Остлунд С. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO, Перевод: Рыбушкина С.В., Издательский Дом ВШЭ, 2015. - 506 с.
21. Матвеева Н.Н. Процессный подход в управлении качеством образовательного процесса как средство повышения качества образовательных результатов (на примере факультета и кафедры вуза): дис. канд. пед. наук. - Самара, 2009. - 253 с.
22. Мещеряков Б.Г. , Зинченко В.П. Большой психологический словарь, М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
23. Пиралова О. Ф. Профессиональные компетенции инженера // [Электронный ресурс] Теоретические основы оптимизации обучения профессиональным дисциплинам в условиях современного технического вуза, изд-во: Академия естествознания, 2011. - 157 с. - Режим доступа - https://www.monographies.ru/ru/book/view7idM31
24. Подготовка научно-педагогических кадров, педагогика высшей школы и инженерная педагогика: Круглый стол // Высшее образование в России. 2016, № 6, - С. 62-86; № 7. - С. 67-87.
25. Приходько В., Сазонова 3. Инженерная педагогика: становление, развитие, перспективы // Высшее образование в России, 2007, № 1. - С. 10-25.
26. Приходько В.М, Сазонова З.С. Инженерная педагогика - основа профессиональной подготовки инженеров и научно-педагогических кадров // Высшее образование в России, 2014, № 4. - С. 6-12
27. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. - М: Когито- Центр, 2002. - 320 с.
28. Розов М.А. Инженерное конструирование в научном познании // Философский журнал, 2008, № 1. - С. 54-63
29. Сазонова З.С. Методологический семинар МАДИ-Ю1Р: история и перспективы // Высшее образование в России, 2015, № 2. - С. 30-39.
30. Сазонова З.С., Чечеткина Н.В. Развитие инженерного мышления
- основа повышения качества образования: Учебное пособие / МАДИ (ГТУ)- М.: 2007. - 312 с.
31. Синицын Е.С. Формирование инженерного мышления в школе / Е.С. Синицын // Развитие физико-математического мышления у учащихся и студентов. Новосибирск: Издательство НЕХА, 2011. - 270 с .
32. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006. - с. 291
33. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моек. Ун-та, 2012, изд-е 2-е дом, - 341 с.
34. Тишина О.Р. Аэрография: материалы и инструменты, изд-во:: Художественно-педагогическое изд-во, 2014. - 96 с.
35. Трехмерное моделирование в современном мире// [Электронный ресурс] Работа с 3D-гpaфикoй, 06, 2016. - Режим доступа -
https: //habrahabr.ru/sandbox/103016
36. Фазлиахмедова Р.З. Развитие инженерного мышления обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность // [Электронный ресурс] Сборник материалов Санкт- Петербургской научно-педагогической конференции «Культурологические и технологические основы развития юношеского инженерного мышления в дополнительном образовании. 2014 - Режим доступа.
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2014/05/20/razvitie- inzhenernogo-myshleniya
37. Формирование инженерного мышления в процессе обучения: материалы междунар. науч.-практ. конф., 7-8 апреля 2015 г., Екатеринбург,
Россия : / Урал. гос.пед.ун-т; отв. ред. Т.Н. Шамало. - Екатеринбург, 2015. - 284 с.
38. Харитонова Е.В. Об Определении Понятий «Компетентность» И «Компетенция» // [Электронный ресурс] Успехи современного естествознания. - 2007. - № 3. - С. 67-68; - Режим доступа https ://natural- sciences.ru/ru/article/view?id=10999.
39. Холуева К.А. Одаренный ребенок и технические способности //Материалы Международной научно-практической конференции (18-29 июня 2013) Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании. Одесса, 2013, Выпуск 2, Том № 20.- С. 80-82.
40. Холуева К.А. Одаренный Ребенок И Технические Способности Казанский (Приволжский) Федеральный университет Елабуга, Казанская, 89 [Электронный ресурс] - Режим доступа
http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of- conferences/archives-of-individual-conferences/june-2013
41. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-64
42. Шагеева Ф.Т, Иванов В.Е. Образовательные технологии подготовки современного инженера-технолога // Высшее образование в России, 2014, № 1. - С. 129-133.
43. Шадриков В.Д. Профессиональные способности / В. Д. Шадриков. - М.: Университетская книга, 2010. - 320 с.
44. Швецова А.А. Формирование инженерного мышления школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время // [Электронный ресурс] - Режим доступа -
https://infourok.ru/formirovanie-inzhenernogo-mishleniya-vo-vneurochnoe- vremya- 1192801.html
45. Шматко Н.А. Компетенции Инженерных Кадров: Опыт Сравнительного Исследования В России И Странах Ес // Форсайт Т.6.№4.2012. - С. 32-41
46. Школа рос атома - Режим доступа - http://rosatomschool.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ