Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВЯЗЬ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Работа №14570
Тип работыДипломные работы
Предметпсихолингвистика
Объем работы161стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования чувства одиночества и
агрессивного поведения подростков 9
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 9
1.2. Чувство одиночества в подростковом возрасте 14
1.3. Агрессивность как предмет исследования в психологии 24
1.4. Влияние чувства одиночества на формирование агрессивности у
подростков 37
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение связи чувства одиночества и
агрессивности подростков 42
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования чувства
одиночества подростков 47
2.3 Анализ и интерпретация результатов изучения личностных 54
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования агрессивности в
подростковом возрасте 70
2.5. Описание изучения связи между чувством одиночества и
агрессивности подростков 81
2.6. Рекомендации по профилактике и коррекции чувства одиночества,
влияющего на агрессивность подростков 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 121
Проблемы изучения эмоционального состояния подростков и его влияния на демонстрируемое поведение в процессе социальной адаптации и самореализации, являясь предметом многочисленных обсуждений в науке и практической психологии, не теряют своей актуальности и в современном мире.
Занятость родителей, отсутствие личного общения с друзьями, которое зачастую уступает место общению с помощью интернет-технологий, в социальных сетях с использованием различных электронных устройств, большое количество обучающихся в учебных группах (классах) приводит к уменьшению возможностей у подростка ощутить себя частью единого целого, коллектива, социальной группы.
Фактически, имея большое количество «виртуальных» друзей, подросток зачастую сталкивается с тем, что в реальной жизни у него нет возможности поделиться своими переживаниями, опасениями, радостью и достижениями.
Данный фактор обуславливает формирование у человека чувства одиночества, многократно усиленного подростковым периодом, когда происходит формирование и становление личности человека, когда ребенок сталкивается с реалиями «взрослого» мира, зачастую проявляющего к нему высокий уровень враждебности. В ответ подросток демонстрирует агрессию, направленную на негативные, по его мнению, факторы внешней среды, что позиционирует его в глазах родителей, товарищей, педагогов и наставников как асоциальную, а иногда даже и девиантную личность.
Жесткая коррекция подобного агрессивного поведения без попыток проанализировать его истоки может лишь усугубить имеющуюся ситуацию и привести к стойкому психическому расстройству у подростка.
В современной психологической науке исследования, направленные на поиск средств, помогающих подростку адаптироваться в процессе становления и развития личности, преодоления чувства одиночества, представлены трудами таких авторов как Р.Бэрон, Д.Ричардсон, А.М. Прихожан, О.А. Слепичева, Ю.Л. Ханин, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Н. Смелзер, Я.И. Гилинский, И.С. Кон, В.Т. Лисовский. А.С. Макаренко, В.М. Минияров, Ю.А. Клейберг, М.А. Ковальчук, М.Ю. Кондратьев, В.Ф. Пирожков, А.А. Реан, В.Ф. Шевчук и др.
Проблема одиночества в течение нашла отражение в научных изысканиях философов А.Камю, С.Къеркегора, Ф.Ницше, Х.Ортега-и- Гассета, Ж.-П. Сартра, М.Хайдеггера, А.Шопенгауэра.
В трудах А.Маслоу, К.Роджерса, Х.С. Салливана, З.Фрейда, Э.Фромма, К.Хорни, Э.Эриксона, К.Г. Юнга были рассмотрены психологические предпосылки возникновения одиночества. В качестве способов преодоления одиночества рассматривались психотерапевтические возможности современной авторам науки и медицины. Исследования К.А. Андерсона и JI.M. Хоровица, Дж. Де Джонг-Гирвельд и Д.Раадшелдерс, Т.Б Джонсона и, М.Мицели и Б.Мораша, Р.Вейса, Л.Э. Пепло, М.Э. Селигмана, Ф.Фромм- Рейхман, Дж.И. Янга посвящены причинам одиночества, среди которых называются особенности характера личности человека, а также конкретные жизненные обстоятельства, в которых он может оказаться.
Пристальное внимание практическим аспектам проблемы чувства одиночества, испытываемого подростками, уделяется в работах А. Петровой, С. Уманского, Д. Култышева, Б. Приленского. Однако данные исследования проводятся, прежде всего, в рамках осуществления медицинской психотерапевтической практики.
Проблема одиночества в подростковом возрасте занимала умы таких ученых как В.Г. Асеева, A.A. Бодалёва, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, Е.И. Головахи и Н.В. Паниной, Я.Л. Коломинского и др.
Подростковой агрессии, ее причинам, признакам, формам проявления, диагностике и коррекции посвящены труды Ю. Можгинского, И.В. Юрченко, А. Сушкиной, С. Пазухиной.
В большинстве своем научные изыскания представлены в области медицины и направлены, прежде всего, на диагностику, коррекцию и лечение психоневрологических проблем подростков.
Внимания же исследованию чувства одиночества и его взаимосвязи с демонстрируемым подростком, в частности студентом, агрессивным поведением уделяется недостаточно.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью обеспечения адаптации и интеграции подростка в активную образовательную и внеучебную деятельность, коррекции агрессивного поведения, помощью в определении своей роли и функции как части социума, формирования у подростка активной гражданской позиции.
Специальных исследований, направленных на психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения студента младших курсов образовательных учреждений среднего профессионального
образования, практически не проводится, хотя и представляют большое научное и практическое значение.
Проблема исследования: какова связь чувства одиночества и агрессивности подростков?
Цель исследования заключается в изучении связи чувства одиночества и агрессивности подростков.
Объект исследования: психологические особенности личности подростков.
Предмет исследования: связь чувства одиночества и агрессивности подростков.
Гипотеза исследования: существует связь чувства одиночества и уровня и видов агрессии подростков, а именно, чем выше уровень чувства одиночества, тем выше уровень агрессивности подростков.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предполагают решение следующих задач:
1. Проанализировать степень разработанности проблемы чувства одиночества, испытываемого подростками, и демонстрируемой ими агрессии в современной научной литературе.
2. Изучить уровень переживания чувства одиночества, уровень и виды агрессивности подростков.
3. Выявить наличие и характер связи между чувством одиночества, испытываемым подростками, и уровнем и видом демонстрируемой ими агрессии.
4. Изучить тип темперамента и выявить склонность к проявлению агрессии у представителей разных типов темперамента.
5. Разработать рекомендации по профилактике и коррекции чувства одиночества, связанного с агрессивностью подростков.
В соответствии с целью и задачами исследования были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ, который строился на изучении работ отечественных и зарубежных психологов, педагогов, философов, касающихся разработки проблемы. Этот метод позволил сравнить различные точки зрения на изучаемую проблему, выявить положения, ставшие основой экспериментальной работы.
2. Эмпирические методы: наблюдение; анкетирование; опрос. Позволили провести психологическую диагностику изучаемых признаков.
3. Методы математической статистики, применяемые для обработки полученных в исследовании данных, для изучения связи между чувством одиночества, испытываемым подростками, и демонстрируемым ими агрессивным поведением, в частности пакет «Анализ данных» программы Excel.
Методики исследования: тест-опросник «Социальная
изолированность» (авторы Д. Рассел и М. Фергюссон), тест на оценку темперамента (по Белову), тест агрессивности (Опросник Л. Г. Почебут), многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма).
Теоретические основы исследования. Проблема одиночества — предмет исследования представителей различных наук философии, медицины, психологии, педагогики, социологии, богословия. Об этом писали З.Фрейд, К.-Г. Юнг, А. Камю, М. Бубер. Эта тема была в центре внимания людей, живших в разные исторические эпохи, о чем свидетельствуют мифы разных народов, библейские и коранические тексты, сочинения теологов и т.п. При этом единого подхода к определению роли одиночества и его влиянию на человека до сих пор не выработано. Так, Рудольф Вердербер [17, с. 38] утверждает, что «человек, считающий себя одиноким, нередко склонен оправдывать собственные неудачи, неуспех в жизни, как уверяя себя («меня никто не любит», «меня никто не понимает» и т.п.) так и подсознательно выбирая такие ситуации, которые бы в итоге подтверждали неизбежность такого психологического состояния».
Подростки часто испытывают чувство одиночества в силу возрастных особенностей организма и личности.
Одной из защитных реакций подростка может выступать агрессивное поведение, демонстрируемое им в отношении окружающих людей и предметов.
Существует большое количество теорий возникновения агрессивного поведения.
Так, теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Ее приверженцем является З. Фрейд, который считал, что «агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия - это тот же самый инстинкт, только спроецированный вдвойне и нацеленный на внешние объекты» [14, с. 53].
Кроме этого существует ряд других теорий, таких как: эволюционная (К. Лоренц), социобиологическая (Ж. Готфруа), теория фрустрации (Доллард) и др.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенный анализ научной литературы систематизирует, расширяет и углубляет современные представления о концепции связи чувства одиночества и агрессии подростков. Обобщены результаты современных исследований по проблеме.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования организации работы педагогов- психологов и заместителей директора по учебно-воспитательной работе в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Методики, используемые в магистерской диссертации, представляют собой готовый диагностический инструментарий для исследования связи чувства одиночества и агрессии подростков. На основе материалов исследования разработаны рекомендации по профилактике и коррекции чувства одиночества, связанного с агрессивностью подростков, в частности её видами и уровнем.
Эмпирическую базу и выборку исследования составили 100 обучающихся Отделения среднего профессионального образования Института непрерывного образования ФБГОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина» (МГЮА).
Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций; многообразием используемых методов, адекватных цели и задачам исследования; достаточным объемом выборки респондентов; содержательным анализом факторов, полученных при использовании диагностических процедур; применением методов математической статистики.
Положения, выносимые на защиту:
1. Каждый подросток в той или иной мере испытывает чувство одиночества, которое находит особенно острое проявление в условиях начала обучения по программе среднего профессионального образования.
2. Одной из форм защитных реакций на испытываемое чувство одиночества является агрессивное поведение в ответ на внешние и внутренние раздражители, которые, по мнению подростка, могут усугубить его негативные эмоции.
3. Чем сильнее чувство одиночества, которое испытывает подросток, тем более ярко выражается его агрессивность.
4. Подростков с высоким уровнем агрессии следует активно привлекать к организации и проведению различных учебных и внеучебных мероприятий с целью ослабления чувства одиночества, которое он испытывает.
5. Реализация программы групповой интеграции и адаптации в учебную и внеучебную деятельность позволяет снизить остроту чувства одиночества и нивелировать агрессивные реакции и поведение в образовательном процессе.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. В диссертации содержатся таблицы и графики. Объем работы - 97 страниц. В первой главе представлено теоретическое изучение проблемы одиночества и агрессивности в подростковом возрасте. Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию связи чувства одиночества и агрессивности подростков.
В представленном исследовании было проведено изучение связи чувства одиночества и агрессивности подростков, а именно выявление взаимосвязи частоты переживания подростком чувства одиночества и демонстрируемым им агрессивным поведением.
Актуальность темы исследования обусловлена достаточно сложной психологической ситуацией, в которую попадает современный подросток. Темп и ритм жизни, большая занятость родителей, свободный доступ к виртуальному пространству снижает коммуникативные возможности ребенка.
Воздействие различных стрессовых факторов, к которым можно отнести, в том числе, и поступление в образовательную организацию среднего профессионального образования после окончания 9 класса средней общеобразовательной школы, вырабатывает в подростке агрессивность и, как следствие, демонстрирование агрессивного поведения при нахождении в социуме в качестве защитного механизма.
В настоящее время проблеме исследования психологии студентов посвящено недостаточное количество научных и практических трудов.
Также возникает необходимость обеспечения адаптации и интеграции подростка в активную образовательную и внеучебную деятельность, коррекции агрессивного поведения, помощью в определении своей роли и функции как части социума, формирования у подростка активной гражданской позиции.
В ходе исследования были решены задачи, поставленные перед автором, и получены следующие результаты.
Выявлена недостаточная степень разработанности проблемы чувства одиночества, испытываемого подростками, и демонстрируемой ими агрессии в современной научной литературе. Так, в основном исследования посвящены медицинскому аспекту агрессивности подростков, либо отдельно исследуется чувство одиночества, переживаемого подростками, и подростковая агрессия и агрессивность. При этом не достаточное внимание обращается на связи, которые возникают между одиночеством, переживаемым подростком, и агрессией, которую он демонстрирует окружающим.
Также практически не изучен вопрос о влиянии новой образовательной среды, в которую попадают подростки после 9 класса при поступлении в учебные организации по программам среднего профессионального образования, на частоту и силу переживания ими чувства одиночества и демонстрируемую в ходе реализации учебного процесса агрессию.
Для проведения эмпирического исследования были подобраны следующие методики:
• Опросник «Как я понимаю одиночество»
• Тест на темперамент (по Белову)
• Опросник «Социальная изолированность» (Рассел, Фергюссон)
• Опросник Л.Г. Почебут (по Брассу и Дарки) на выявление
агрессивности
В ходе исследования был изучен уровень переживания чувства одиночества, уровень и виды агрессивности подростков.
Так, сравнительный анализ частоты переживания подростком чувства одиночества позволил сделать вывод, что в большинстве своем студенты переживают чувство одиночества часто или достаточно часто.
При этом справиться с негативными ощущениям они чаще пытаются самостоятельно, но, к сожалению, не всегда успешно.
Одной из защитных реакций подростка от переживаемого им чувства одиночества выступает агрессивное поведение, которое он демонстрирует в отношении окружающих его людей и предметов.
При этом агрессия может быть вербальной (выраженной словами), физической (физическое воздействие на человека, выступающего объектом агрессии), предметной (физическое воздействие на материальный объект), эмоциональной (внутренние переживания) и самоагрессией (в качестве виновника проблем подросток видит себя).
Выявлено наличие связи между чувством одиночества, испытываемым подростками, и уровнем и видом демонстрируемой ими агрессии.
В ходе исследования было отмечено наличие прямой связи между чувством одиночества, переживаемого подростками, и их агрессивным поведением.
Так, чем чаще и интенсивнее подросток переживает чувство одиночества, тем выше уровень агрессии, который он демонстрирует.
При этом следует отметить тот факт, что наиболее выражена вербальная и эмоциональная агрессия. В меньшей степени агрессия физическая и предметная. Самоагрессия в рамках исследуемой группы выражена слабо.
Это позволяет сделать вывод, что подросток склонен обвинять в своих проблемах весь окружающий мир, и стремится «отомстить обидчику», нежели предпринять попытку разобраться в собственных чувствах и эмоциях, а также выяснить истинную причину своего некомфортного состояния.
Также был изучен тип темперамента у представителей репрезентативной группы и выявлена склонность к проявлению агрессии у представителей разных типов темперамента.
В большинстве своем студенты исследуемой совокупности принадлежат к холерическому типу темперамента. Они же, в основном, демонстрируют высокий уровень агрессии. Далее следуют сангвиники, уровень демонстрируемой ими агрессии преимущественно средний, в некоторых случаях - высокий. У флегматиков выявлен в основном низкий и средний уровень агрессии. Меланхолики представляют собой наиболее редко встречающийся тип темперамента в исследуемой группе. Представители данного типа темперамента демонстрируют низкий уровень агрессии.
На основании проведенного эмпирического исследования были разработаны рекомендации по профилактике и коррекции чувства одиночества, связанного с агрессивностью подростков.
Все рекомендации были внедрены и опробованы в ходе организации учебно-воспитательной работы в Институте непрерывного образования Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина на отделении непрерывного образования.
В ходе исследования были подтверждены все положения, выносимые на защиту, а именно:
1. Каждый подросток в той или иной мере испытывает чувство одиночества, которое находит особенно острое проявление в условиях начала обучения по программе среднего профессионального образования.
2. Одной из форм защитных реакций на испытываемое чувство одиночества является агрессивное поведение в ответ на внешние и внутренние раздражители, которые, по мнению подростка, могут усугубить его негативные эмоции.
3. Чем сильнее чувство одиночества, которое испытывает
подросток, тем более ярко выражается его агрессивность.
4. Подростков с высоким уровнем агрессии следует активно
привлекать к организации и проведению различных учебных и внеучебных мероприятий с целью ослабления чувства одиночества, которое он испытывает.
5. Реализация программы групповой интеграции и адаптации в учебную и внеучебную деятельность позволяет снизить остроту чувства одиночества и нивелировать агрессивные реакции и поведение в образовательном процессе.
Таким образом, в данном исследовании были решены все поставленные задачи, достигнута цель, гипотеза подтверждена.
1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке, 1987г.
2. Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебой деятельности,
1986г.
3. Адаптация человека, сб. статей, 1972г.
4. Адаптивные реакции организма старших школьников к физическим и умственным нагрузкам, (сб. науч. тр.) г.Пермь,1990г.
5. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С.112-121
6. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С.112-121
7. Бакалдин С. В. Одиночество и его связь с функциями «Я»: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05. / Краснодар, 2008 - 25 с.
8. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия / Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского, - М. Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.
9. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М.: 1999. - 512 с.
10. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М.: 2001. - 512 с.
11. Битянова М.Р., Клюева Т.Н. Из третьего — в пятый класс .-«Психологическая газета», №1, 2003.-стр. 14-18
12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - Воронеж: НПО
"МОДЭК", 1997. - 352 с.
13. Большой психологический словарь/ Авдеева Н.Н. и др. Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-
пресс, 2003. - 666с. С. 326
14. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: 2002. - 336 с.
15. Вейнер Э.Н. Образовательная среда как фактор риска психического здоровья школьника. Практическая психология и логопедия №1,2/2003г.
16. Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества / Р.С.Вейс . - М.:
Прогресс, 1989. - С.114-128.
17. Вердербер Р. Психология общения: полный курс / Рудольф Вердербер, Кэтлин Вердербер. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. — 416 с.
18. Видра. Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. - М.,2000. - 220с.
19. Волков Б. С. Психология подростков / Б. С. Волков. — СПб. : Питер, 2010. — 240 с.
20. Волков Б.С. Психология подростка, ПОР, 2002г.
21. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с
22. Выготский Л.С. Педология подростка [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/vigitskiy_pedo/
23. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл, 2003. - 1136 с.
24. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребёнка /Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырёва. - М., 1982, - С.165
25. Гамезо М.В. возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1984.
26. Гамезо М.В. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 1999. - 345 с.
27. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М Возрастная и педагогическая психология. - М., 2003. - 512 с.
28. Горьковая И.А. Медико-психологическое исследование
формирования характера делинквентных подростков / автореферат диссертации кандидата психологических наук, - Санкт-Петербург,
1992,
29. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. - Ростов- на-Дону: «Феникс», 2006. - 160 с.
30. Дольто Франсуаза. На стороне подростка. М.: Рама Паблишинг,
2016. - 424 с.
31. Драгунова Т.В. Подростковый возраст. Возрастная и педагогическая психология. - М., 1989. - 356 с.
32. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения
старшеклассников к их проявлениям // Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. - Москва & Архангельск,
1993
33. Иванова И.П., Патеева О.В. Изучение особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте. // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23342
34. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001
35. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001
36. Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. - Санкт-Петербург, 1997
37. Киселева В. Подростковое одиночество // Школьный психолог. - 2002. - № 8.С. 56-59.)
38. Клее М. Психология подростка. - М.,1991. - 258с. С. 128
39. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989, с. 49
40. Крысько В.Г.Социальная психология : учебник для вузов / В.Г. Крысько . - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2010. С. 412.
41. Кузнецова А.М. Методы социально-психологической работы с подростками, склонными к агрессии в ГБОУ СОШ "центр образования" г. Чапевска. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017, № 1-2 - с. 89-93
42. Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний (вступительная статья) // Психические состояния /Сост.и общая ред. Л.В.Куликова. - СПб.: Питер.2000. с.11-42.
43. Лановенко И.П. Борьба с групповыми правонарушениями. - Киев, 1981,
44. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы
психологии, - 1972, - № 6
45. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы
психологии, - 1972, - № 6
46. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. - Москва, 1988
47. Лусканова Н.Г., Коробейникова И.А. Диагностика школьной дезадаптации. - М.: Социальное здоровье России, 1983.
48. Малышева С.В. Особенности чувства одиночества у подростков.// Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 2001. - №3. 61-65 с.
49. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vocabulary.ru
50. Михайлова Н.В. школьная дезадаптация. Депрессии. - журнал «Школа здоровья» №3, 2001, стр.52-56.
51. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб.: Питер, - 1999. - 235 с.
52. Мурадова В.И. Агрессивное поведение современных подростков. // журнал «Молодой ученый» № 15, часть IV, 2016, стр. 413-415.
53. Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб., 2002.
54. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2003, с. 383-385.
55. Перешеина Н. В. Психология одиночества подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 26. - С. 1116-1120. [электронный ресурс]: режим доступа: http://e-
koncept.ru/2016/76326.htm.
56. Петренко Р.А. Многоаспектность понятий «агрессия» и
«агрессивность» // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 5. - С. 94-100.
57. Петрова Н.И. Уровень самоактуализации студентов и их социально¬психологическая адаптация // Психологический журнал. 2003. №3. С. 131-135.
58. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности, РОУ, 1992г.
59. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 1982. - 179с.
60. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков. - Спб.: Речь, 2006. - 336 с.
61. Покровский, Н.Е. Человек, одиночество, гуманизм / Н.Е.Покровский // Лабиринты одиночества: сб. науч. ст. / сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровский. - М.: Прогресс, 1989. - С. 5 - 20.
62. Посохова С.Т., Соловьева С.Л. Настольная книга практического психолога. - СПб.: 2008. - 671 с.
63. Прихожан А. Этот волнующий пубертат, ж. Семья и школа №4/1997г., с.7-9
64. Психология здоровья, изд-во С-Пб университета, 2000г., под ред. Доктора психологических наук, проф. Г.С.Никифорова
65. Психология зрелости, хрестоматия, 2003 г.
66. Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека (сб. трудов)
67. Райгородский Д.Я. Практическая психология. Самара, 2001. - 306с.,
с. 205
68. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический
журнал.- 1996. - №5. - С.3-18.
69. Реан А.А. Психология подростка. - СПб.: Питер, 2003. - 580с., с. 38
70. Ремшмидт, Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности
71. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.:
Владос, 1996.
72. Руководство практического психолога, под ред И.В.Дубровиной,
М.,1995г.
73. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. - 1992. - №5/6. - С.35-40
74. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. - 2003. - №5
75. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной
философии и науке. - Минск: Университетское, 1991
76. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной
философии и науке. - Минск: Университетское, 1991
77. Сандлер, У. А. От одиночества к аномии / У.А.Сандлер, Т.Б.Джонсон // Лабиринты одиночества: сб. науч. ст. / сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровский. - М.: Прогресс, 1989. - С. 21 - 51
78. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М. - Воронеж, 1996.
79. Склярова Т. В. Психологические особенности подростка
[Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.portal- slovo.ru/pedagogy/43990.php?PRINT=Y
80. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической
антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная пресса, 2000, - 416 с. ISBN: 5-88527-081-3.
81. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. — Минск: Харвест, - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 800 с.
82. Слоним Абрам Донович Среда и поведение
83. Смирнов А. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья, ж. ОБЖ №11 2000г., с.55
84. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы, М. 2003.
85. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. М.: Ровесник, 2007
86. Станкин М.И. Управление аффектом, Ж.Специалист №9/20000г.
87. Степанов В.Г. Психология трудного школьника, - Москва, 1998.
88. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006. - 288 с.
89. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы
соотношения биологического и социального // Советская педагогика. - 1984, - № 5,
90. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004.
91. Философский энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.
92. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.
93. Фридман Л.М. Формирование социальной адаптации школьной молодежи. Прикладная психология №6/2001г. с.18-23
94. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.:
Республика, 1994.
95. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996. - 216 с.
96. Харламенкова Н.Е. , Соловьева А.В. Причины и динамика внутреннего напряжения у подростков // Психология и школа. - 2007. - №4. - С.3-17
97. Bellezza F. S. (1983) The spatial-arrangement mnemonic. Journal of Educational Psychology, 75, 830—837. С. 63
98. Brown J. S., VanLehn K. (1980) Repair theory: A generative theory of bugs in procedural skills. Cognitive Science. 4, 379—462. С. 21
99. www.vocabulary.ru/ [электронный ресурс] Режим доступа: http://vocabulary.ru/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок

Подобные работы


© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.