Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование агрессивности и субъективного ощущения одиночества у студентов

Работа №99449

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы123
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЙ «АГРЕССИЯ», «АГРЕССИВНОСТЬ», «ОДИНОЧЕСТВО» 7
1.1. Понятия «агрессия», «агрессивность» 7
1.2. Теоретический анализ феномена «одиночество» 23
1.3. Агрессивность и субъективное переживание одиночества в
юношеском возрасте 37
Выводы по 1 главе 45
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ
ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ 46
2.1. Организация и методики исследования 46
2.2. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи
агрессивности и субъективного ощущения одиночества у студентов и их
обсуждение 55
Выводы по 2 главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 102
ПРИЛОЖЕНИЕ В 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 111
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 114
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 117
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 120

В современном мире в связи с усложнением социальной жизни, ростом конкуренции, адаптационными проблемами, расширением информационного поля, понятие агрессивность все более входит в жизнь общества. Снижение уровня жизни, высокая инфляция, безработица, необходимость быстрых перестроений с одного стиля жизни на другой отрицательно сказываются на личности, как в социальном, так и в психологическом плане. Поток негативной информации угнетающе действует на психику человека, провоцируя его испытывать страх, тревогу, беспокойство. Новым явлением последних десятилетий является тот факт, что через средства массовой информации транслируется агрессия, тем самым способствуя формированию агрессивных форм поведения во всех слоях общества. Феномен агрессии снизил свою возрастную планку: наблюдается возрастание агрессивного, девиантного поведения молодежи и подростков. Гендерный «фокус» смещается: агрессивности все более подвержены и представительницы женского пола.
Потребности практики стимулировали интерес к изучению агрессии и агрессивности в науке в целом и в психологии, в частности. Данная тематика является наиболее разработанной в западной психологии. В отечественной психологии также наблюдается рост внимания к проблематике агрессии, однако российскими учеными рассматриваются отдельные аспекты, изучение не является многоплановым. В связи с этим актуальным и интересным было бы расширить исследования в этой области, рассмотрев личностную агрессивность в ее связи с различными психологическими качествами индивидуума, его субъективными переживаниями и представлениями. В частности, мало изучена связь агрессивности с субъективным переживанием одиночества.
Субъект деятельности всегда вплетен в многомерную сеть социальных отношений. Происходящие в обществе процессы изменяют компетенции индивидуума, нормы поведения, мотивационные предпочтения, что влияет на связи человека с социумом. Несмотря на рост информационных коммуникаций, социальная проблема одиночества все острее проявляет себя в современном мире. Следует отметить, что в отечественной литературе обнаруживается явный дефицит психологических исследований одиночества. В связи с этим, другой актуальной проблемой в психологии является исследование субъективного переживания одиночества.
Существует ли взаимосвязь между субъективным переживанием одиночества и агрессивностью, как качества личности? С точки зрения последователей З.Фрейда одиночество - есть следствие некоторых черт личности, таких как мания величия, нарциссизм и агрессивность. Но взаимное влияние этих черт друг на друга эмпирически недостаточно изучено.
Таким образом, актуальность исследования агрессивности и субъективного ощущения одиночества у студентов объясняется как недостаточной изученностью взаимного влияния этих личностных характеристик друг на друга, так и актуальностью данных феноменов в жизни современного общества и данной социальной группы.
Также представляет интерес гендерный аспект данной проблемы.
Объект исследования - личностные черты студентов Уральского государственного лесотехнического университета.
Предмет исследования - взаимосвязь агрессивности и субъективного ощущения одиночества у студентов.
В исследовании приняли участие 71 студент 2 курса Уральского государственного лесотехнического университета, из которых 37 юношей и 34 девушки в возрасте от 18 до 23 лет.
Цель исследования - изучить характер взаимосвязи агрессивности и субъективного ощущения одиночества у студентов.
Гипотеза исследования - существует взаимосвязь субъективного ощущения одиночества с общим индексом и конкретными формами проявления агрессивности.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
• провести теоретический анализ понятия агрессивности;
• изучить основные теоретические подходы к проблеме одиночества;
• дать теоретическое обоснование взаимосвязи агрессивности и субъективного ощущения одиночества у студентов;
• провести экспериментальное исследование взаимосвязи агрессивности и субъективного ощущения одиночества у студентов.
Для реализации поставленных задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов.
Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; общенаучные логические методы (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия).
Эмпирические методы:
- дифференциальный опросник переживания одиночества ДОПО-3 Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева;
• шкала субъективного переживания одиночества С.В. Духновского;
• опросник измерения агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки;
• шкала враждебности В.В. Кука и Д.М. Медлей;
- методы математической и статистической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования и подсчитанных в лицензионном статистическом пакете УрФУ «ЗТАТХЗТХСА 6.0».
Научная новизна исследования заключается в том, что проведено теоретическое и эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивности и субъективного ощущения одиночества, обнаружена взаимосвязь данных личностных характеристик на студенческой выборке.
Результаты исследования могут быть использованы в целях оказания психологической помощи лицам с высоким уровнем агрессивности и переживания одиночества.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава «Теоретические аспекты понятий «агрессия», «агрессивность», «одиночество» включает три параграфа, в которых раскрываются понятие агрессии и агрессивности, типология проявлений агрессии, феномен одиночества, взаимосвязь агрессивности и субъективного переживания одиночества в юношестве, делается вывод по главе.
Вторая глава «Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивности и субъективного переживания одиночества у студентов» включает три параграфа и посвящена описанию организации эмпирического исследования, применяемых методик, процедуры проведения и представлению итогов эмпирического исследования взаимосвязи агрессивности и субъективного ощущения одиночества у студентов, сделан вывод по главе.
В заключении фиксируются основные выводы по результатам теоретического и эмпирического исследования, результаты проверки выдвинутой гипотезы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В нашей работе мы провели исследование взаимосвязи агрессивности и психологического одиночества. За основу нами была взята условно фрустрационная модель, которая связывает фрустрацию и агрессивное поведение. То есть в нашем исследовании важно утверждение, что фрустрация влечет за собой агрессию. В качестве фрустрирующего фактора в нашем случае выступает субъективное ощущение одиночества. В первой главе был проведен теоретический анализ понятий агрессии, агрессивности и психологического одиночества. Изучена специфика юношеского возраста и актуальность проблемы агрессивности и одиночества в данной возрастной группе. Нами были рассмотрены результаты эмпирических исследований о связи агрессивности и психологического одиночества. Эти данные есть, но они фрагментарны и противоречивы.
В рамках нашего исследования приняты рабочие определения. Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Агрессивность - черта личности, проявляющаяся в предрасположенности субъекта к поведению, направленному на причинение вреда, либо на выражение злости, направленных на внешние объекты.
Под одиночеством понимается болезненное психическое состояние человека, возникающее вследствие фрустрации его потребности в общении с другими людьми, в том числе в доверительном.
Опираясь на позиции современных исследователей, нами выделены следующие характеристики феномена «одиночество»:
• одиночество - это болезненное психическое состояние;
• одиночество - возникает из-за фрустрации;
• одиночество связано с качеством социальных связей человека;
- одиночество связано с недостатком общения с глубоким личностным смыслом.
Нами была выдвинута гипотеза: существует взаимосвязь
субъективного ощущения одиночества с общим индексом и конкретными формами проявления агрессивности. С использованием четырех методик для ее проверки было проведено эмпирическое исследование на студенческой выборке.
Результаты эмпирического исследования показали наличие положительных и отрицательных корреляций между шкалами методик на выявление уровня субъективного переживания одиночества, агрессивности и враждебности.
Согласно полученным данным, две из трех субшкал опросника Кука и Медлей (враждебность и цинизм) показали положительную корреляцию с уровнем субъективного ощущения одиночества (корреляция положительная). Не выявилось корреляционной связи между субшкалой агрессивности и субъективным ощущением одиночества.
Таким образом, шкалы, являющиеся сторонами агрессивности, потенциальной способностью к агрессивным действиям имеют прямую связь с одиночеством человека.
Исследование показало наличие связи между шкалой Духновского с одной из субшкал опросника Басса и Дарки - раздражением. Не обнаружено корреляционной связи между субъективным ощущением одиночества по Духновскому и остальными шкалами опросника Басса и Дарки.
Обнаружена корреляционная связь между общим переживанием одиночества опросника Леонтьева и Осина и шкалами цинизма и враждебности опросника Кука-Медлей, что подтвердило данные по методике Духновского. Выявлена связь между отдельными субшкалами опросников ДОПО-3 и Кука-Медлей, а именно: цинизм коррелирует с шкалами изоляции, переживания одиночества, а враждебность - с переживанием одиночества.
Исследование в рамках шкал ДОПО - 3 Осина Леонтьева и Басса- Дарки показало отсутствие значимых корреляций между общими индексами враждебности и агрессивности со шкалами общего переживания одиночества, зависимости от общения и позитивного одиночества. Но тем не менее отдельные субшкалы тестов имели взаимосвязь между собой.
Шкала раздражения положительно коррелирует со шкалой общего переживания одиночества, шкала обиды находится в связи со шкалой зависимости от общения, а также с субшкалами общего переживания одиночества и дисфории одиночества.
Шкала выраженности физической агрессии показала отрицательную корреляционную связь со шкалами позитивного одиночества и радости уединения. Обнаружена положительная связь шкалы чувства вины со шкалой зависимость от общения и субшкалами: отчуждения, дисфории одиночества, одиночество как проблема, потребность в компании. Корреляция между шкалой отчуждения и чувством вины оказалось отрицательной. Выявлена отрицательная корреляция шкалы подозрительности и шкалы одиночества. Изучение гендерного аспекта проблемы показало, что девушки имеют более высокий уровень косвенной и вербальной агрессии. У юношей уровень физической агрессии выше, чем у девушек.
Обнаружены гендерные различия в уровнях переживания одиночества: у девушек выше, чем у юношей уровень переживания одиночества (самоощущение) и все субшкалы, формирующие позитивное отношение к одиночеству.
У юношей значимая корреляция обнаружилась между шкалой раздражения (по Бассу-Дарки) и общим ощущением одиночества (по Духновскому и ДОПО-3).
Таким образом, мы делаем вывод о частичном подтверждении гипотезы исследования.
Полученные нами данные могут быть полезны в консультативной практике, а также в последующих исследованиях агрессивности и одиночества как многоаспектных феноменов.


1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности /К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1977. -224 с.
2. Авдуевская Е.П. Проблема одиночества с позиций гуманизма / Е.П. Авдуевская, Л.А. Петровская // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - С. 179-181
3. Агрессия у детей и подростков: ученое пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.
4. Агрессия подростков с умственной отсталостью:
психологический контекст: учебное пособие / Сост. Л.В. Шипова. - Саратов, 2015. - 202 с.
5. Аликина Н.В. Принципы диагностики агрессивного поведения / Н.В. Аликина. - М.: Проспект, 2002. - 140 с.
6. Артамонова А.А. Переживание одиночества как фактор развития личностного потенциала студентов - первокурсников: автореф. дис. ... канд. психологических наук: 19.00.01 / А.А. Артамонова; Рос. гос. гуманитар. ун-т. - М., 2008. - 27 с.
7. Бакалдин С.В. Одиночество и его связь с функциями "Я": дис. ... канд. психологических наук: 19.00.01 / С.В. Бакалдин; Кубан. гос. ун-т. - Краснодар, 2008. - 170 с.
8. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М.: Апрель Пресс; М.: Эксмо Пресс, 2000. - 512с.
9. Банщикова Т.Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды / Т.Н. Банщикова // Научно­методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 8. [Электронный ресурс]. URL: http: //e-koncept.ru/2013Z13169.htm (дата обращения: 22.01.2018)
10. Барашкова В.В., Михалева А.Б. Агрессивность в юношеском
возрасте / В.В. Барашкова, А.Б. Михалёва // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.scienceforum.ru/2016/1803/25816">www.scienceforum.ru/2016/1803/ 25816 (дата обращения: 20.01.2018)
11. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л.Берковиц. - СПб.: Прайм-Еврознак. - 512 с.
12. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой
агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов /
Г.Э. Бреслав. - СПб.: Речь, 2007. - 144 с.
13. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 1997. - 336 с.
14. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности / Р. Вельдер // Общественные науки и современность. - 1993. - №3. - С. 183 - 190
15. Вербицкая С.Л. От описания особенностей восприятия одиночества - к его определению / С.Л. Вербицкая // Прикладная психология. - 2001. - №5. - С. 21-26...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ