Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности одиночества у подростков в зависимости от условия социализации

Работа №57755

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
334
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ОДИНОЧЕСТВА В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. Понятие одиночества в психологии и его виды 7
1.2. Специфика одиночества в подростковом возрасте 12
1.3. Особенности одиночества у подростков в детских домах 16
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА И ЕГО ОСОБЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ ДОМАХ 19
2.1. Организация и методы исследования 19
2.2. Специфика одиночества у подростков из детских домов и
воспитывающихся в семье 21
2.2.1. Сравнение выраженности показателей одиночества у подростков из
детских домов и воспитывающихся в семье 21
2.2.2. Особенности структуры одиночества у подростков из детских домов и
воспитывающихся в семье 24
2.2.3. Различия в вербально-образных коннотациях одиночества у подростков
из детских домов и воспитывающихся в семье 33
2.2.4. Семантические пространства понимания «одиночества», «уединения» и
«изоляции» у подростков из детских домов и у подростков из семей 38
2.2.5. Специфика межличностных отношений у подростков из детских домов
и у подростков из семей 42
ВЫВОДЫ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Темой одиночества занимались многие зарубежные и отечественные авторы. Впервые рассмотрение понятия одиночество в современной психологии встречается у психоаналитиков школы З. Фрейда, с точки зрения которого одиночество является следствием ранних влияний на личностное развитие ребенка. К. Хорни, характеризуя типы невротических личностей, описала проявления одиночества каждого из них. Г. Зилбург, Ф. Фромм- Рейхман и Г. Салливан концентрировались на том, какие внутриличностные факторы приводят к возникновению одиночества. Э. Фромм писал, что существуют некоторые человеческие потребности, которые приводят к неприятию одиночества (потребность в общении, в привязанности и пр.). Позднее Р. Вейс считал, что одиночество делится на два основных типа: социальное (отсутствие доступного круга общения) и эмоциональное (отсутствие интимной привязанности к конкретному человеку). В отечественной психологии в рамках своего подхода одиночество рассматривалось как социально-психологическое явление (Л.И. Старовойтова, 1995, С.Г. Корчагина, 2005), как комплексный экзистенциальный феномен (Д.А. Леонтьев, 2011). И.С. Кон выделил такие типы одиночества, как хроническое, преходящее, ситуативное одиночество. Современными авторами исследуются виды одиночества (С.Г. Трубникова, 1999), анализируются гендерные различия в переживании состояния одиночества (Ю.М. Черепухин, 1995), рассматриваются отдельные виды одиночества и возрастные особенности их возникновения (О.Б. Долгинова, 1996) и многое другое.
Одиночество понимается в разнообразных подходах как состояние, как процесс, как чувство, как отношение. На данный момент проблема одиночества активно исследуется, проводятся многочисленные исследования. Как пишет В.И. Слободчиков (2007), с 1992 года были защищены более десяти диссертационных работ по теме одиночества и разнообразных его аспектов, в том числе и возрастных. Однако нами было обнаружено, что проблема
одиночества подростков-детдомовцев исследуется не так активно. В немногочисленных исследованиях по данной теме показан более высокий уровень одиночества в этой группе детей (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, 2005, 2009), но недостаточно раскрыты его причины. Иногда акцент исследования смещается с состояния одиночества на изучение других сопутствующих факторов, как, например, на изучение агрессивности, тревожности и пр. (Т.А. Попова, Л.А. Канаева, 2014). Во многих работах используются в основном количественные методики, которые не дают всей полноты рассмотрения аспектов одиночества. При этом практика формирования личности подростков и оказания им психологической помощи требует понимания специфики переживания одиночества в условиях детского дома. Поэтому проблема одиночества подростков в условиях проживания в детских домах сейчас является очень актуальной как с теоретической, так и с практической стороны.
Объектом исследования стало одиночество в подростковом возрасте. Предметом исследования является специфика одиночества у подростков, воспитывающихся в детских домах.
Цель исследования - изучить особенности одиночества у подростков в условиях детского дома.
Задачи исследования:
1) На основе теоретического обзора психологической литературы по данной теме обосновать гипотезу о специфике одиночества у подростков, воспитывающихся в детских домах,
2) Выявить специфику выраженности показателей одиночества у подростков, воспитывающихся в детских домах,
3) Выявить структурные особенности одиночества у подростков, воспитывающихся в детских домах,
4) Выявить различия в вербально-образных коннотациях одиночества у подростков, воспитывающихся в детских домах, и у подростков, воспитывающихся в семьях,
5) Выявить различия в семантических пространствах понятий «одиночества», «уединения» и «изоляции» у подростков, воспитывающихся в детских домах и у подростков, воспитывающихся в семьях,
6) Выявить специфику межличностных отношений у подростков, воспитывающихся в детских домах.
Были выдвинуты общая гипотеза и ряд частных гипотез.
Общая гипотеза исследования: у подростков, воспитывающихся в детских домах, одиночество будет отличаться своей спецификой по сравнению с подростками, которые воспитываются в семьях.
Частные гипотезы:
1) показатели одиночества у подростков из детских домов более выражены, чем у подростков из семей,
2) наблюдаются различия в структуре одиночества у подростков из детских домов и у подростков, воспитывающихся в семье,
3) существуют различия в вербально-образных коннотациях одиночества у подростков из детских домов и у подростков, воспитывающихся в семье,
4) различаются семантические пространства понимания «одиночества», «уединения» и «изоляции» у подростков из детских домов и у подростков из семей,
5) проблемы в межличностных отношениях с детдомовской группой могут стать главной причиной переживания одиночества для таких подростков, так как детдомовская группа имеет для них особую значимость.
Методологическую основу работы составили культурноисторическая парадигма Л.С. Выготского, представления о ценности общения (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев), идеи экзистенциальной психологии об одиночестве (И. Ялом, К. Мустакас,
В. Франкл, Э. Фромм).
Конкретно-теоретическую основу работы составили идеи Д.А. Леонтьева об уединении как положительном ресурсе саморазвития,
Е.В. Неумоевой о позитивном и негативном смысле одиночества и объективной и субъективной сторонах одиночества, С.Г. Корчагиной о видах одиночества, И.С. Кона о важности общения и в целом межличностных отношений для подростков, А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых о важности подростковой группы для детдомовцев и особых, почти родственных отношениях в ней, которые оказывают влияние на развитие личности детдомовцев, и других авторов.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, методы анкетирования, тестирования и интервью.
Методики исследования: цветовой тест отношений А.М. Эткинда, дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева (ДОПО-3), тест-опросник EPI Г.Айзенка в адаптации А.Г. Шмелева (подростковый вариант), методика Рене Жиля, интервью с использованием проективных методов.
Практическая значимость исследования: результаты нашего исследования можно использовать в качестве основы для составления программы работы с подростками, воспитывающимися в условиях детских домов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами было проведено исследование по изучению одиночества и его особенностей у подростков в условиях детского дома.
В результате было выявлено, что существуют многочисленные подходы к изучению одиночества, однако до сих пор нет единого определения этого понятия. Данная проблема является перспективной для изучения, но весьма трудной из-за сложности описания и диагностирования одиночества.
Теоретические выводы из литературы в целом подтверждаются данными эмпирического исследования. Можно сделать вывод, что общая гипотеза подтвердилась. Одиночество у подростков, воспитывающихся в детских домах, отличается своей спецификой. Подтверждены некоторые частные гипотезы. Так, наблюдаются различия в структуре одиночества у подростков из детских домов и у подростков, воспитывающихся в семье. Также существуют различия в образно-вербальных коннотациях одиночества у подростков из детских домов и у подростков, воспитывающихся в семье. Проблемы в межличностных отношениях с детдомовской группой могут стать главной причиной переживания одиночества для таких подростков, так как детдомовская группа имеет для них особую значимость. Гипотеза о существовании различий в семантических пространствах понимания «одиночества», «уединения» и «изоляции» у подростков из детских домов и у подростков из семей была частично подтверждена, так как различия наблюдаются только в понимании понятия «уединение». Опровергнута гипотеза о том, что показатели одиночества у подростков из детских домов более выражены, чем у подростков из семей.
В целом общая количественная выраженность переживания одиночества у подростков из детских домов оказалась ниже по сравнению с подростками из семей, но отмечаются характерные для данной группы признаки одиночества: связанность с отсутствием близких и друзей, негативность оценки одиночества, более выраженная потребность в компании и зависимость от общения. Для подростков из детских домов характерна потребность в уединении, данными подтверждается положительный характер отношения к данному состоянию. Оценка состояния уединения по сравнению с подростками из семей немного отличается у детдомовцев, вероятно, из-за ситуации постоянного проживания в группе сверстников.
Данная тема остается актуальной. Разработка данной проблемы могла бы дать возможность более качественной организации работы с группой детдомовцев, позволила бы создать некую общую модель переживания одиночества ими и помочь в более успешной адаптации как к жизни в группе, так и после выпуска.
В качестве рекомендаций предлагается несколько путей решения. Во- первых, необходимы тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков в данной группе детдомовцев. Также необходима работа по снижению агрессии и по обучению социально приемлемым моделям разрешения конфликтов. Для этого следует провести серию тренингов, включающих элементы когнитивно-поведенческой, психодраматической и гештальт-терапии. Во-вторых, в связи с повышенной потребностью в уединении у данной группы, следует оборудовать здание детского дома большим количеством рекреационных зон, например, на каждом этаже, где дети смогли бы уединиться, отдохнуть, почитать книги и пр. Также, учитывая повышенный уровень агрессии, можно оснастить эти комнаты зоной с грушей для снятия напряжения. Этому могут поспособствовать коллективные упражнения на природе, йога. Применение данных рекомендаций может способствовать разработке общего плана подобных мероприятий в условиях детских домов, сделав пробной площадкой данный детский дом и использовав его результаты в дальнейшем.



1. Абраменкова, В.В. Проблемы отчужденности в отечественной психологии [Текст] / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. - 1990. - №1. - С. 5-12.
2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. [Текст] / В.А. Аверин // СПб.: Издательство Михайлова В.А. - 1998. - 379 стр. - С.351.
3. Бажин, Е.Ф. Цветовой тест отношений. Методические рекомендации [Текст] / Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд // Л.: Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. - 1985. - 17 стр.
4. Ветров, С.А. Отчуждение в трансформируемом обществе. Автореф. дисс. канд. псих. наук. [Текст] / С.А. Ветров // Омский Государственный Университет. - 1995. - 16 стр.
5. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко // СПб.: Речь. - 2001. - 694 стр. - С.293-294.
6. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин // Минск: Харвест. - 1998. - 622 стр. - С.283.
7. Долгинова, О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте. Дисс. канд. псих. наук [Текст] / О.Б. Долгинова // СПб.. - 1996. - 160 стр.
8. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной // М.: Просвещение. - 1991. - 303 стр. - С.228.
9. Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров // СПб.: КАРО. - 2006. - 672 стр. - С.253.
10. Ионкин, П.А. Психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детских домов [Электронный ресурс] / П.А. Ионкин. - URL: http://d dn24.edu.27.ru/?page=13. (Дата обращения: 29.04.2016).
11. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь [Текст] / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский // Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». - 1998. - 505 стр. - С.227.
12. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений [Текст] / Я.Л. Коломинский // Минск. - 1984. - 239 стр.
13. Кон, И.С. Многоликое одиночество [Текст] / И.С. Кон // Знание - сила. - 1986. - №12. - 42 стр.
14. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон // М.: Просвещение.
- 1989. - 254 стр. - С.75, 113.
15. Корчагина, С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества [Текст] /
С.Г. Корчагина // М.: Московский психолого-социальный институт. - 2005. - 196 стр. - С. 11-12, 51-51.
16. Корчагина, С.Г. Психология одиночества: учебное пособие [Текст] /
С.Г. Корчагина // М.: Московский психолого-социальный институт. - 2008. - 228 стр. - С.23.
17. Куртиян, С.В. Одиночество как социальное явление. Автореф. канд. соц. наук [Текст] / С.В. Куртиян // М.: Институт молодежи. - 1995. - 21 стр.
18. Леонтьев, Д.А. Переживание одиночества: негативные и позитивные
аспекты [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, А.Ж. Салихова // Психология общения: Тренинг человечности: Тезисы международной научно -
практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Л.А. Петровской. - М.: Смысл. - 2007. - С. 320-322.
19. Леонтьев, Д.А. Экзистенциальный смысл одиночества [Текст] / Д.А. Леонтьев // Экзистенциальная традиция: Философия, психология, психотерапия.
- 2011. - №2 (19). - С. 101-108.
20. Миронова, Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие [Текст] / Сост. Е.Е. Миронова // М.: Женский институт ЭНВИЛА. - 2005. - 155 стр. - С.21-24.
21. Неумоева, Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте. Автореф. дисс. канд. психол. наук [Текст] / Е.В. Неумоева // Самара. - 2005. - 26 стр.
22. Николаева, Н.А. Изучение одиночества на этапе взросления [Текст] / Н.А. Николаева // Вестник ОГПУ. - 2005. - Т.1. - №10. - С. 59-62.
23. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] / Л.Ф. Обухова // М.: Российское педагогическое агентство. - 1996. - 352 стр. - С.280-289.
24. Осин, Е.Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства [Текст] / Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. - 2013. - Т.10. - №1. - С. 55-81.
25. Петровский, А.В. Психология: Словарь [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Яро- шевский // М.: Политиздат. - 1990. - 494 стр. - С.248, 260.
26. Покровский, Н.Е. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. [Текст] / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского // М.: Прогресс. - 1989. - 624 стр. - С.115- 119.
27. Покровский, Н.Е. Универсум одиночества: Социологические и психологичес -кие очерки [Текст] / Н.Е. Покровский, Г.В. Иванченко // М.: Логос. - 2008. - 408 стр.
28. Попова, Т.А. Особенности агрессивности, тревожности и субъективного переживания одиночества у подростков из детского дома и семьи [Текст] /
Т.А. Попова, Л.А. Канаева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 5 (часть 2). - С. 398-401.
29. Прихожан, А.М. Психология сиротства [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // СПб.: Питер. - 2005. - 400 стр. - С.228.
30. Прихожан, А.М., Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // Психологическая наука и образование. - 2009. - №3. - С. 5-12.
31. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика [Текст] / Д.Я. Райгородский // М.: Бахрах. - 2011. - 672 стр. - С.418.
32. Реан, А.А. Психология подростка. Учебник [Текст] / Под ред. А.А. Реана // СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК. - 2003. - 480 стр. - С.62.
33. Слободчиков, И.М. Современные исследования переживания одиночества [Текст] / И.М. Слободчиков // Психологическая наука и образование. - 2007. - №3. - С.27-35.
34. Соколова, Е.В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Электронный ресурс] / Е.В. Соколова. - URL: https://lib.nspu.ru/u mk/34e012b753f48712/. (Дата обращения: 29.04.2016)
35. Старовойтова, Л.И. Одиночество: социально-философский анализ. Дисс. канд. философ. наук [Текст] / Л.И. Старовойтова // М. - 1995. - 126 стр.
36. Татаренко, Д.Д. Адаптация семьи к новой социальной ситуации развития с приемными детьми [Текст] / Д.Д. Татаренко // Вестник МГОУ, серия Психологические науки. - 2010. - №4. - С.47-49.
37. Татаренко, Д.Д. Детско-родительская адаптация в замещающих семьях [Текст] / Д.Д. Татаренко // Вестник МГОУ, серия Психологические науки. - 2012. - №2. - С.58-61.
38. Трубникова, С.Г. Психология одиночества: генезис, виды, проявления. Дисс. канд. психол. наук [Текст] / С.Г. Трубникова // М. - 1999. - 197 стр.
39. Черепухин, Ю.М. Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города. Дисс. канд. социологич. наук [Текст] / Ю.М. Черепухин // М. - 1995. - 197 стр.
40. Швабл, Ю.М. Одиночество: социально-психологические проблемы [Текст] / Ю.М. Швабл, О.В. Данчева // Киев: Изд-во «Украина». -1991. - 270 стр.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ