Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь субъективного ощущения одиночества со склонностью к суицидальному риску в подростковом возрасте (Педагогика, психология, Омский Государственный Университет)

Работа №45573

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы45
Год сдачи2019
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
398
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: Омское музыкальное училище им. В.Я. Шебалина (г. Омск). В исследовании принимали участие 30 подростков в возрасте 15-18 лет. Из них 6 лиц мужского пола и 24 лица женского пола.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Подходы к изучению суицидального риска у подростков 5
1.2. Факторы суицидального риска у подростков 9
1.3 Рекомендации, профилактика суицидального риска у подростков 12
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧСЕКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОДИНОЧЕСТВА 16
2.1. Понятие и виды одиночества 16
2.2. Субъективное ощущение одиночества, как фактор суицидального поведения подростков 19
2.3. Рекомендации по снижению ощущения одиночества у подростков 24
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ПОДРСОТКОВ С СУИЦИДАЛЬНЫМ РИСКОМ 30
3.1. Рабочая концепция исследования, актуальность 30
3.2. Объект, предмет, цели задачи, гипотезы, подробное описание выборки, методы 31
3.3. Суицидальный риск у подростков результаты исследования и их обсуждение 34
3.4. Субъективное ощущения одиночества 36
3.5. Взаимосвязь между субъективным ощущениям одиночества и суицидальной направленностью 39
ВЫВОДЫ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43



Актуальность изучения феномена одиночества как фактора суицидального риска у подростков в начале двадцать первого столетия продиктована требованиями самой изменяющейся реальности. Каждый человек в жизни выполняет ту или иную роль, которая предписывает ему определенную систему действий, поведения. Подросток постоянно сверяет свои возможности с тем, что требуется, с тем, что выходит и как оценивается другими. Несоответствие между ними создает ощущение трудностей, потерянности, ненужности, невостребованности и приводит к депрессиям, создает ощущение одиночества.
Научная проблема исследования заключается в определении взаимосвязи субъективного одиночества с уровнем суицидального риска подростков. Данная проблема выделена в связи с ее недостаточной разработанностью в специальной литературе. В настоящее время есть достаточно теоретических и эмпирических исследований по проблеме суицидального риска и ощущения одиночества у подростков, однако проблема взаимосвязи субъективного одиночества с уровнем суицидального риска подростков раскрыта недостойно.
Степень разработанности проблемы. Проблема суицидального риска у подростков широко представлена в исследованиях современных ученых таких, как Г.С. Банников, И. Дубровина, О.В. Захарова, В.Е. Клочко и др. В работах Н.Д. Лебедкина, С.В. Малышевой и др. раскрыты понятия «суицид», «суицидальное поведение», «суицидальный риск».
В научных трудах М.В. Зотова, И.Ю. Кулагиной и др. дана характеристика возрастным особенностям подростков. Проблема подросткового одиночества раскрыта в трудах Д.А. Леонтьева, М.А. Щукиной, Г.А. Цукерман и др.
Цель исследования – определение уровня взаимосвязи субъективного одиночества с уровнем суицидального риска подростков.
Задачи:
1. Определить особенности суицидального риска в подростковом возрасте.
2. Раскрыть проблему субъективного ощущения одиночества в подростковом возрасте как фактор суицидального поведения.
3. Определить взаимосвязи субъективного одиночества с уровнем суицидального риска подростков в эмпирическом исследовании.
Гипотеза исследования: суицидальный риск подростка зависит от уровня субъективного одиночества.
Объект исследования: суицидальное поведение подростков. Предмет исследования: взаимосвязь субъективного одиночества с уровнем суицидального риска подростков.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставление, синтез и обобщение; экспериментальные – анкетирование, количественный и качественный анализ результатов диагностических методик.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе научных источников по проблеме суицидального риска подростков, обусловленного фактором ощущения одиночества. Анализ теоретических источников позволил уточнить такие понятия, как «суицидальный риск», «суицидальное поведение», «одиночество».
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы психологами в организации профилактической работы с подростками по снижению суицидального риска среди подростков.
База исследования: Омское музыкальное училище им. В.Я. Шебалина (г. Омск). В исследовании принимали участие 30 подростков в возрасте 15-18 лет. Из них 6 лиц мужского пола и 24 лица женского пола.
Структура исследования: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Склонность к суицидальному риску чаще всего проявляется в подростковом возрасте. Основным фактором суицидального риска у подростков является одиночество и изолированность.
Одиночество впервые осознается человеком в подростковом возрасте, как ресурс развития личности и психологический феномен. Недоступные в реальной жизни различные социальные роли помогают им проигрывать уединенность, а также позволяет моделировать различные трудные и критические ситуации.
В условиях возрастного кризиса, подростки крайне остро переживают огорчения из-за чувства одиночества. Одних это чувство толкает на конфликты и агрессивные реакции, другие замыкаются в себе. Можно приводить множество других проявлений подобных эмоций, но все они имеют отношение к тому, что на психологическом языке зовётся «зацикленностью» человека на фрустрационных состояниях, ведущих к сицидальному риску.
С целью определения взаимосвязи между высоким уровнем субъективного одиночества подростков и суицидальным риском было организовано и проведено исследование. Результаты исследования позволили сформулировать вывод о том, что существует взаимосвязь между высоким уровнем субъективного одиночества подростков и такими субшкалами суицидального риска, как подростковая несостоятельность, социальный пессимизм, «слом культурных барьеров», подростковый максимализм. Также было выявлено, что существует взаимосвязь между средним уровнем субъективного ощущения одиночества и подростковым максимализмом.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – Москва: Инфра-М, 2014. – 411 с.
2. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. – Барнаул, 2014. – 100 с.
3. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. – Москва: АСТ, 2010. – 39 с.
4. Антонова И. В. Проблема личностной идентичности // Психология самосознания: хрестоматия. – Самара: Бахрах, 2014. – 254 с.
5. Банников Г.С., Павлова Т.С., Вихристюк О.В. Безнадёжность, одиночество и склонность к импульсивному, аутоагрессивному поведению у подростков как факторы риска развития социально-психологической дезадаптации / Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных состояниях. – Минск, 2014. – C. 16-19.
6. Банников Г.С. Потенциальные и актуальные факторы риска развития суицидального поведения подростков (обзор литературы) / Г.С. Банников, Т.С. Павлова, К.А. Кошкин, А.В. Летова // Суицидология. – 2015. – Т. 6. – № 4 (21). – С. 21–32.
7. Братусь Б. С. Анамалия личности. – СПб.: Питер, 2014. – 741 с.
8. Бюллер Ш. Смысл жизни и личностная реализация. – Москва: АСТ, 2015. – 258 с.
9. Гольдштейн К. Психология индивидуальности. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 523 с.
10. Дьяченко М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости подростков с асоциальным поведением // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 52-55.
11. Дубровина И. Психологическая культура личности // Развитие личности. – 2015. – №4. – С. 59–76.
12. Захарова О.В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе: учеб.-метод. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. – 95 с.
13. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. – Санкт-Петербург, 2006. – 144 с.
14. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ). – Томск: Томский государственный университет, 2015. – 174 с.
15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 464 с.
16. Лебедкин Н.Д. Трудности подросткового возраста // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 3-4. – С. 120-121.
17. Леонтьев Д.А. Личностное измерение человеческого развития: теоретический аспект // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 67–80.
18. Лиман Н.А. Одиночество в подростком и юношеском возрасте // Вопросы психологии. – 2014. – №4. – С. 56-62.
19. Малышева С.В. Особенности чувства одиночества у подростков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2011. – №3. – С. 63-68.
20. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. – Москва: АСТ, 2014. – 369 с.
21. Микляева А. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – С. 8-47.
22. Ремшид Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы социализации личности. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2012. – 532 с.
23. Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. – Москва Генезис. 2012. – 288 с.
24. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 741 с.
25. Сыроквашина К.В., Дозорцева Е.Г. Психологические факторы риска суицидального поведения у подростков // Консультативная психология и психотерапия. – 2016. – № 3. – С. 8-24.
26. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания подрсотками. – Елабуга: «Алмедиа», 2007. – 157 с.
27. Щукина М.А. Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестник Санкт- Петербургского университета. – 2014. – №3. – С. 52-55.
28. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. – Москва: Интерпракс, 2015. – 288 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ