СВЯЗЬ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования чувства одиночества и
агрессивного поведения подростков 9
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 9
1.2. Чувство одиночества в подростковом возрасте 14
1.3. Агрессивность как предмет исследования в психологии 24
1.4. Влияние чувства одиночества на формирование агрессивности у
подростков 37
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение связи чувства одиночества и
агрессивности подростков 42
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования чувства
одиночества подростков 47
2.3 Анализ и интерпретация результатов изучения личностных 54
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования агрессивности в
подростковом возрасте 70
2.5. Описание изучения связи между чувством одиночества и
агрессивности подростков 81
2.6. Рекомендации по профилактике и коррекции чувства одиночества,
влияющего на агрессивность подростков 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 121
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования чувства одиночества и
агрессивного поведения подростков 9
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 9
1.2. Чувство одиночества в подростковом возрасте 14
1.3. Агрессивность как предмет исследования в психологии 24
1.4. Влияние чувства одиночества на формирование агрессивности у
подростков 37
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение связи чувства одиночества и
агрессивности подростков 42
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования чувства
одиночества подростков 47
2.3 Анализ и интерпретация результатов изучения личностных 54
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования агрессивности в
подростковом возрасте 70
2.5. Описание изучения связи между чувством одиночества и
агрессивности подростков 81
2.6. Рекомендации по профилактике и коррекции чувства одиночества,
влияющего на агрессивность подростков 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 121
Проблемы изучения эмоционального состояния подростков и его влияния на демонстрируемое поведение в процессе социальной адаптации и самореализации, являясь предметом многочисленных обсуждений в науке и практической психологии, не теряют своей актуальности и в современном мире.
Занятость родителей, отсутствие личного общения с друзьями, которое зачастую уступает место общению с помощью интернет-технологий, в социальных сетях с использованием различных электронных устройств, большое количество обучающихся в учебных группах (классах) приводит к уменьшению возможностей у подростка ощутить себя частью единого целого, коллектива, социальной группы.
Фактически, имея большое количество «виртуальных» друзей, подросток зачастую сталкивается с тем, что в реальной жизни у него нет возможности поделиться своими переживаниями, опасениями, радостью и достижениями.
Данный фактор обуславливает формирование у человека чувства одиночества, многократно усиленного подростковым периодом, когда происходит формирование и становление личности человека, когда ребенок сталкивается с реалиями «взрослого» мира, зачастую проявляющего к нему высокий уровень враждебности. В ответ подросток демонстрирует агрессию, направленную на негативные, по его мнению, факторы внешней среды, что позиционирует его в глазах родителей, товарищей, педагогов и наставников как асоциальную, а иногда даже и девиантную личность.
Жесткая коррекция подобного агрессивного поведения без попыток проанализировать его истоки может лишь усугубить имеющуюся ситуацию и привести к стойкому психическому расстройству у подростка.
В современной психологической науке исследования, направленные на поиск средств, помогающих подростку адаптироваться в процессе становления и развития личности, преодоления чувства одиночества, представлены трудами таких авторов как Р.Бэрон, Д.Ричардсон, А.М. Прихожан, О.А. Слепичева, Ю.Л. Ханин, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Н. Смелзер, Я.И. Гилинский, И.С. Кон, В.Т. Лисовский. А.С. Макаренко, В.М. Минияров, Ю.А. Клейберг, М.А. Ковальчук, М.Ю. Кондратьев, В.Ф. Пирожков, А.А. Реан, В.Ф. Шевчук и др.
Проблема одиночества в течение нашла отражение в научных изысканиях философов А.Камю, С.Къеркегора, Ф.Ницше, Х.Ортега-и- Гассета, Ж.-П. Сартра, М.Хайдеггера, А.Шопенгауэра.
В трудах А.Маслоу, К.Роджерса, Х.С. Салливана, З.Фрейда, Э.Фромма, К.Хорни, Э.Эриксона, К.Г. Юнга были рассмотрены психологические предпосылки возникновения одиночества. В качестве способов преодоления одиночества рассматривались психотерапевтические возможности современной авторам науки и медицины. Исследования К.А. Андерсона и JI.M. Хоровица, Дж. Де Джонг-Гирвельд и Д.Раадшелдерс, Т.Б Джонсона и, М.Мицели и Б.Мораша, Р.Вейса, Л.Э. Пепло, М.Э. Селигмана, Ф.Фромм- Рейхман, Дж.И. Янга посвящены причинам одиночества, среди которых называются особенности характера личности человека, а также конкретные жизненные обстоятельства, в которых он может оказаться.
Пристальное внимание практическим аспектам проблемы чувства одиночества, испытываемого подростками, уделяется в работах А. Петровой, С. Уманского, Д. Култышева, Б. Приленского. Однако данные исследования проводятся, прежде всего, в рамках осуществления медицинской психотерапевтической практики.
Проблема одиночества в подростковом возрасте занимала умы таких ученых как В.Г. Асеева, A.A. Бодалёва, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, Е.И. Головахи и Н.В. Паниной, Я.Л. Коломинского и др.
Подростковой агрессии, ее причинам, признакам, формам проявления, диагностике и коррекции посвящены труды Ю. Можгинского, И.В. Юрченко, А. Сушкиной, С. Пазухиной.
В большинстве своем научные изыскания представлены в области медицины и направлены, прежде всего, на диагностику, коррекцию и лечение психоневрологических проблем подростков.
Внимания же исследованию чувства одиночества и его взаимосвязи с демонстрируемым подростком, в частности студентом, агрессивным поведением уделяется недостаточно.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью обеспечения адаптации и интеграции подростка в активную образовательную и внеучебную деятельность, коррекции агрессивного поведения, помощью в определении своей роли и функции как части социума, формирования у подростка активной гражданской позиции.
Специальных исследований, направленных на психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения студента младших курсов образовательных учреждений среднего профессионального
образования, практически не проводится, хотя и представляют большое научное и практическое значение.
Проблема исследования: какова связь чувства одиночества и агрессивности подростков?
Цель исследования заключается в изучении связи чувства одиночества и агрессивности подростков.
Объект исследования: психологические особенности личности подростков.
Предмет исследования: связь чувства одиночества и агрессивности подростков.
Гипотеза исследования: существует связь чувства одиночества и уровня и видов агрессии подростков, а именно, чем выше уровень чувства одиночества, тем выше уровень агрессивности подростков.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предполагают решение следующих задач:
1. Проанализировать степень разработанности проблемы чувства одиночества, испытываемого подростками, и демонстрируемой ими агрессии в современной научной литературе.
2. Изучить уровень переживания чувства одиночества, уровень и виды агрессивности подростков.
3. Выявить наличие и характер связи между чувством одиночества, испытываемым подростками, и уровнем и видом демонстрируемой ими агрессии.
4. Изучить тип темперамента и выявить склонность к проявлению агрессии у представителей разных типов темперамента.
5. Разработать рекомендации по профилактике и коррекции чувства одиночества, связанного с агрессивностью подростков.
В соответствии с целью и задачами исследования были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ, который строился на изучении работ отечественных и зарубежных психологов, педагогов, философов, касающихся разработки проблемы. Этот метод позволил сравнить различные точки зрения на изучаемую проблему, выявить положения, ставшие основой экспериментальной работы.
2. Эмпирические методы: наблюдение; анкетирование; опрос. Позволили провести психологическую диагностику изучаемых признаков.
3. Методы математической статистики, применяемые для обработки полученных в исследовании данных, для изучения связи между чувством одиночества, испытываемым подростками, и демонстрируемым ими агрессивным поведением, в частности пакет «Анализ данных» программы Excel.
Методики исследования: тест-опросник «Социальная
изолированность» (авторы Д. Рассел и М. Фергюссон), тест на оценку темперамента (по Белову), тест агрессивности (Опросник Л. Г. Почебут), многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма).
Теоретические основы исследования. Проблема одиночества — предмет исследования представителей различных наук философии, медицины, психологии, педагогики, социологии, богословия. Об этом писали З.Фрейд, К.-Г. Юнг, А. Камю, М. Бубер. Эта тема была в центре внимания людей, живших в разные исторические эпохи, о чем свидетельствуют мифы разных народов, библейские и коранические тексты, сочинения теологов и т.п. При этом единого подхода к определению роли одиночества и его влиянию на человека до сих пор не выработано. Так, Рудольф Вердербер [17, с. 38] утверждает, что «человек, считающий себя одиноким, нередко склонен оправдывать собственные неудачи, неуспех в жизни, как уверяя себя («меня никто не любит», «меня никто не понимает» и т.п.) так и подсознательно выбирая такие ситуации, которые бы в итоге подтверждали неизбежность такого психологического состояния».
Подростки часто испытывают чувство одиночества в силу возрастных особенностей организма и личности.
Одной из защитных реакций подростка может выступать агрессивное поведение, демонстрируемое им в отношении окружающих людей и предметов.
Существует большое количество теорий возникновения агрессивного поведения.
Так, теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Ее приверженцем является З. Фрейд, который считал, что «агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия - это тот же самый инстинкт, только спроецированный вдвойне и нацеленный на внешние объекты» [14, с. 53].
Кроме этого существует ряд других теорий, таких как: эволюционная (К. Лоренц), социобиологическая (Ж. Готфруа), теория фрустрации (Доллард) и др.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенный анализ научной литературы систематизирует, расширяет и углубляет современные представления о концепции связи чувства одиночества и агрессии подростков. Обобщены результаты современных исследований по проблеме.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования организации работы педагогов- психологов и заместителей директора по учебно-воспитательной работе в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Методики, используемые в магистерской диссертации, представляют собой готовый диагностический инструментарий для исследования связи чувства одиночества и агрессии подростков. На основе материалов исследования разработаны рекомендации по профилактике и коррекции чувства одиночества, связанного с агрессивностью подростков, в частности её видами и уровнем.
Эмпирическую базу и выборку исследования составили 100 обучающихся Отделения среднего профессионального образования Института непрерывного образования ФБГОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина» (МГЮА).
Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций; многообразием используемых методов, адекватных цели и задачам исследования; достаточным объемом выборки респондентов; содержательным анализом факторов, полученных при использовании диагностических процедур; применением методов математической статистики.
Положения, выносимые на защиту:
1. Каждый подросток в той или иной мере испытывает чувство одиночества, которое находит особенно острое проявление в условиях начала обучения по программе среднего профессионального образования.
2. Одной из форм защитных реакций на испытываемое чувство одиночества является агрессивное поведение в ответ на внешние и внутренние раздражители, которые, по мнению подростка, могут усугубить его негативные эмоции.
3. Чем сильнее чувство одиночества, которое испытывает подросток, тем более ярко выражается его агрессивность.
4. Подростков с высоким уровнем агрессии следует активно привлекать к организации и проведению различных учебных и внеучебных мероприятий с целью ослабления чувства одиночества, которое он испытывает.
5. Реализация программы групповой интеграции и адаптации в учебную и внеучебную деятельность позволяет снизить остроту чувства одиночества и нивелировать агрессивные реакции и поведение в образовательном процессе.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. В диссертации содержатся таблицы и графики. Объем работы - 97 страниц. В первой главе представлено теоретическое изучение проблемы одиночества и агрессивности в подростковом возрасте. Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию связи чувства одиночества и агрессивности подростков.
Занятость родителей, отсутствие личного общения с друзьями, которое зачастую уступает место общению с помощью интернет-технологий, в социальных сетях с использованием различных электронных устройств, большое количество обучающихся в учебных группах (классах) приводит к уменьшению возможностей у подростка ощутить себя частью единого целого, коллектива, социальной группы.
Фактически, имея большое количество «виртуальных» друзей, подросток зачастую сталкивается с тем, что в реальной жизни у него нет возможности поделиться своими переживаниями, опасениями, радостью и достижениями.
Данный фактор обуславливает формирование у человека чувства одиночества, многократно усиленного подростковым периодом, когда происходит формирование и становление личности человека, когда ребенок сталкивается с реалиями «взрослого» мира, зачастую проявляющего к нему высокий уровень враждебности. В ответ подросток демонстрирует агрессию, направленную на негативные, по его мнению, факторы внешней среды, что позиционирует его в глазах родителей, товарищей, педагогов и наставников как асоциальную, а иногда даже и девиантную личность.
Жесткая коррекция подобного агрессивного поведения без попыток проанализировать его истоки может лишь усугубить имеющуюся ситуацию и привести к стойкому психическому расстройству у подростка.
В современной психологической науке исследования, направленные на поиск средств, помогающих подростку адаптироваться в процессе становления и развития личности, преодоления чувства одиночества, представлены трудами таких авторов как Р.Бэрон, Д.Ричардсон, А.М. Прихожан, О.А. Слепичева, Ю.Л. Ханин, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Н. Смелзер, Я.И. Гилинский, И.С. Кон, В.Т. Лисовский. А.С. Макаренко, В.М. Минияров, Ю.А. Клейберг, М.А. Ковальчук, М.Ю. Кондратьев, В.Ф. Пирожков, А.А. Реан, В.Ф. Шевчук и др.
Проблема одиночества в течение нашла отражение в научных изысканиях философов А.Камю, С.Къеркегора, Ф.Ницше, Х.Ортега-и- Гассета, Ж.-П. Сартра, М.Хайдеггера, А.Шопенгауэра.
В трудах А.Маслоу, К.Роджерса, Х.С. Салливана, З.Фрейда, Э.Фромма, К.Хорни, Э.Эриксона, К.Г. Юнга были рассмотрены психологические предпосылки возникновения одиночества. В качестве способов преодоления одиночества рассматривались психотерапевтические возможности современной авторам науки и медицины. Исследования К.А. Андерсона и JI.M. Хоровица, Дж. Де Джонг-Гирвельд и Д.Раадшелдерс, Т.Б Джонсона и, М.Мицели и Б.Мораша, Р.Вейса, Л.Э. Пепло, М.Э. Селигмана, Ф.Фромм- Рейхман, Дж.И. Янга посвящены причинам одиночества, среди которых называются особенности характера личности человека, а также конкретные жизненные обстоятельства, в которых он может оказаться.
Пристальное внимание практическим аспектам проблемы чувства одиночества, испытываемого подростками, уделяется в работах А. Петровой, С. Уманского, Д. Култышева, Б. Приленского. Однако данные исследования проводятся, прежде всего, в рамках осуществления медицинской психотерапевтической практики.
Проблема одиночества в подростковом возрасте занимала умы таких ученых как В.Г. Асеева, A.A. Бодалёва, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, Е.И. Головахи и Н.В. Паниной, Я.Л. Коломинского и др.
Подростковой агрессии, ее причинам, признакам, формам проявления, диагностике и коррекции посвящены труды Ю. Можгинского, И.В. Юрченко, А. Сушкиной, С. Пазухиной.
В большинстве своем научные изыскания представлены в области медицины и направлены, прежде всего, на диагностику, коррекцию и лечение психоневрологических проблем подростков.
Внимания же исследованию чувства одиночества и его взаимосвязи с демонстрируемым подростком, в частности студентом, агрессивным поведением уделяется недостаточно.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью обеспечения адаптации и интеграции подростка в активную образовательную и внеучебную деятельность, коррекции агрессивного поведения, помощью в определении своей роли и функции как части социума, формирования у подростка активной гражданской позиции.
Специальных исследований, направленных на психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения студента младших курсов образовательных учреждений среднего профессионального
образования, практически не проводится, хотя и представляют большое научное и практическое значение.
Проблема исследования: какова связь чувства одиночества и агрессивности подростков?
Цель исследования заключается в изучении связи чувства одиночества и агрессивности подростков.
Объект исследования: психологические особенности личности подростков.
Предмет исследования: связь чувства одиночества и агрессивности подростков.
Гипотеза исследования: существует связь чувства одиночества и уровня и видов агрессии подростков, а именно, чем выше уровень чувства одиночества, тем выше уровень агрессивности подростков.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предполагают решение следующих задач:
1. Проанализировать степень разработанности проблемы чувства одиночества, испытываемого подростками, и демонстрируемой ими агрессии в современной научной литературе.
2. Изучить уровень переживания чувства одиночества, уровень и виды агрессивности подростков.
3. Выявить наличие и характер связи между чувством одиночества, испытываемым подростками, и уровнем и видом демонстрируемой ими агрессии.
4. Изучить тип темперамента и выявить склонность к проявлению агрессии у представителей разных типов темперамента.
5. Разработать рекомендации по профилактике и коррекции чувства одиночества, связанного с агрессивностью подростков.
В соответствии с целью и задачами исследования были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ, который строился на изучении работ отечественных и зарубежных психологов, педагогов, философов, касающихся разработки проблемы. Этот метод позволил сравнить различные точки зрения на изучаемую проблему, выявить положения, ставшие основой экспериментальной работы.
2. Эмпирические методы: наблюдение; анкетирование; опрос. Позволили провести психологическую диагностику изучаемых признаков.
3. Методы математической статистики, применяемые для обработки полученных в исследовании данных, для изучения связи между чувством одиночества, испытываемым подростками, и демонстрируемым ими агрессивным поведением, в частности пакет «Анализ данных» программы Excel.
Методики исследования: тест-опросник «Социальная
изолированность» (авторы Д. Рассел и М. Фергюссон), тест на оценку темперамента (по Белову), тест агрессивности (Опросник Л. Г. Почебут), многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма).
Теоретические основы исследования. Проблема одиночества — предмет исследования представителей различных наук философии, медицины, психологии, педагогики, социологии, богословия. Об этом писали З.Фрейд, К.-Г. Юнг, А. Камю, М. Бубер. Эта тема была в центре внимания людей, живших в разные исторические эпохи, о чем свидетельствуют мифы разных народов, библейские и коранические тексты, сочинения теологов и т.п. При этом единого подхода к определению роли одиночества и его влиянию на человека до сих пор не выработано. Так, Рудольф Вердербер [17, с. 38] утверждает, что «человек, считающий себя одиноким, нередко склонен оправдывать собственные неудачи, неуспех в жизни, как уверяя себя («меня никто не любит», «меня никто не понимает» и т.п.) так и подсознательно выбирая такие ситуации, которые бы в итоге подтверждали неизбежность такого психологического состояния».
Подростки часто испытывают чувство одиночества в силу возрастных особенностей организма и личности.
Одной из защитных реакций подростка может выступать агрессивное поведение, демонстрируемое им в отношении окружающих людей и предметов.
Существует большое количество теорий возникновения агрессивного поведения.
Так, теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Ее приверженцем является З. Фрейд, который считал, что «агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия - это тот же самый инстинкт, только спроецированный вдвойне и нацеленный на внешние объекты» [14, с. 53].
Кроме этого существует ряд других теорий, таких как: эволюционная (К. Лоренц), социобиологическая (Ж. Готфруа), теория фрустрации (Доллард) и др.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенный анализ научной литературы систематизирует, расширяет и углубляет современные представления о концепции связи чувства одиночества и агрессии подростков. Обобщены результаты современных исследований по проблеме.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования организации работы педагогов- психологов и заместителей директора по учебно-воспитательной работе в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Методики, используемые в магистерской диссертации, представляют собой готовый диагностический инструментарий для исследования связи чувства одиночества и агрессии подростков. На основе материалов исследования разработаны рекомендации по профилактике и коррекции чувства одиночества, связанного с агрессивностью подростков, в частности её видами и уровнем.
Эмпирическую базу и выборку исследования составили 100 обучающихся Отделения среднего профессионального образования Института непрерывного образования ФБГОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина» (МГЮА).
Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций; многообразием используемых методов, адекватных цели и задачам исследования; достаточным объемом выборки респондентов; содержательным анализом факторов, полученных при использовании диагностических процедур; применением методов математической статистики.
Положения, выносимые на защиту:
1. Каждый подросток в той или иной мере испытывает чувство одиночества, которое находит особенно острое проявление в условиях начала обучения по программе среднего профессионального образования.
2. Одной из форм защитных реакций на испытываемое чувство одиночества является агрессивное поведение в ответ на внешние и внутренние раздражители, которые, по мнению подростка, могут усугубить его негативные эмоции.
3. Чем сильнее чувство одиночества, которое испытывает подросток, тем более ярко выражается его агрессивность.
4. Подростков с высоким уровнем агрессии следует активно привлекать к организации и проведению различных учебных и внеучебных мероприятий с целью ослабления чувства одиночества, которое он испытывает.
5. Реализация программы групповой интеграции и адаптации в учебную и внеучебную деятельность позволяет снизить остроту чувства одиночества и нивелировать агрессивные реакции и поведение в образовательном процессе.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. В диссертации содержатся таблицы и графики. Объем работы - 97 страниц. В первой главе представлено теоретическое изучение проблемы одиночества и агрессивности в подростковом возрасте. Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию связи чувства одиночества и агрессивности подростков.
В представленном исследовании было проведено изучение связи чувства одиночества и агрессивности подростков, а именно выявление взаимосвязи частоты переживания подростком чувства одиночества и демонстрируемым им агрессивным поведением.
Актуальность темы исследования обусловлена достаточно сложной психологической ситуацией, в которую попадает современный подросток. Темп и ритм жизни, большая занятость родителей, свободный доступ к виртуальному пространству снижает коммуникативные возможности ребенка.
Воздействие различных стрессовых факторов, к которым можно отнести, в том числе, и поступление в образовательную организацию среднего профессионального образования после окончания 9 класса средней общеобразовательной школы, вырабатывает в подростке агрессивность и, как следствие, демонстрирование агрессивного поведения при нахождении в социуме в качестве защитного механизма.
В настоящее время проблеме исследования психологии студентов посвящено недостаточное количество научных и практических трудов.
Также возникает необходимость обеспечения адаптации и интеграции подростка в активную образовательную и внеучебную деятельность, коррекции агрессивного поведения, помощью в определении своей роли и функции как части социума, формирования у подростка активной гражданской позиции.
В ходе исследования были решены задачи, поставленные перед автором, и получены следующие результаты.
Выявлена недостаточная степень разработанности проблемы чувства одиночества, испытываемого подростками, и демонстрируемой ими агрессии в современной научной литературе. Так, в основном исследования посвящены медицинскому аспекту агрессивности подростков, либо отдельно исследуется чувство одиночества, переживаемого подростками, и подростковая агрессия и агрессивность. При этом не достаточное внимание обращается на связи, которые возникают между одиночеством, переживаемым подростком, и агрессией, которую он демонстрирует окружающим.
Также практически не изучен вопрос о влиянии новой образовательной среды, в которую попадают подростки после 9 класса при поступлении в учебные организации по программам среднего профессионального образования, на частоту и силу переживания ими чувства одиночества и демонстрируемую в ходе реализации учебного процесса агрессию.
Для проведения эмпирического исследования были подобраны следующие методики:
• Опросник «Как я понимаю одиночество»
• Тест на темперамент (по Белову)
• Опросник «Социальная изолированность» (Рассел, Фергюссон)
• Опросник Л.Г. Почебут (по Брассу и Дарки) на выявление
агрессивности
В ходе исследования был изучен уровень переживания чувства одиночества, уровень и виды агрессивности подростков.
Так, сравнительный анализ частоты переживания подростком чувства одиночества позволил сделать вывод, что в большинстве своем студенты переживают чувство одиночества часто или достаточно часто.
При этом справиться с негативными ощущениям они чаще пытаются самостоятельно, но, к сожалению, не всегда успешно.
Одной из защитных реакций подростка от переживаемого им чувства одиночества выступает агрессивное поведение, которое он демонстрирует в отношении окружающих его людей и предметов.
При этом агрессия может быть вербальной (выраженной словами), физической (физическое воздействие на человека, выступающего объектом агрессии), предметной (физическое воздействие на материальный объект), эмоциональной (внутренние переживания) и самоагрессией (в качестве виновника проблем подросток видит себя).
Выявлено наличие связи между чувством одиночества, испытываемым подростками, и уровнем и видом демонстрируемой ими агрессии.
В ходе исследования было отмечено наличие прямой связи между чувством одиночества, переживаемого подростками, и их агрессивным поведением.
Так, чем чаще и интенсивнее подросток переживает чувство одиночества, тем выше уровень агрессии, который он демонстрирует.
При этом следует отметить тот факт, что наиболее выражена вербальная и эмоциональная агрессия. В меньшей степени агрессия физическая и предметная. Самоагрессия в рамках исследуемой группы выражена слабо.
Это позволяет сделать вывод, что подросток склонен обвинять в своих проблемах весь окружающий мир, и стремится «отомстить обидчику», нежели предпринять попытку разобраться в собственных чувствах и эмоциях, а также выяснить истинную причину своего некомфортного состояния.
Также был изучен тип темперамента у представителей репрезентативной группы и выявлена склонность к проявлению агрессии у представителей разных типов темперамента.
В большинстве своем студенты исследуемой совокупности принадлежат к холерическому типу темперамента. Они же, в основном, демонстрируют высокий уровень агрессии. Далее следуют сангвиники, уровень демонстрируемой ими агрессии преимущественно средний, в некоторых случаях - высокий. У флегматиков выявлен в основном низкий и средний уровень агрессии. Меланхолики представляют собой наиболее редко встречающийся тип темперамента в исследуемой группе. Представители данного типа темперамента демонстрируют низкий уровень агрессии.
На основании проведенного эмпирического исследования были разработаны рекомендации по профилактике и коррекции чувства одиночества, связанного с агрессивностью подростков.
Все рекомендации были внедрены и опробованы в ходе организации учебно-воспитательной работы в Институте непрерывного образования Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина на отделении непрерывного образования.
В ходе исследования были подтверждены все положения, выносимые на защиту, а именно:
1. Каждый подросток в той или иной мере испытывает чувство одиночества, которое находит особенно острое проявление в условиях начала обучения по программе среднего профессионального образования.
2. Одной из форм защитных реакций на испытываемое чувство одиночества является агрессивное поведение в ответ на внешние и внутренние раздражители, которые, по мнению подростка, могут усугубить его негативные эмоции.
3. Чем сильнее чувство одиночества, которое испытывает
подросток, тем более ярко выражается его агрессивность.
4. Подростков с высоким уровнем агрессии следует активно
привлекать к организации и проведению различных учебных и внеучебных мероприятий с целью ослабления чувства одиночества, которое он испытывает.
5. Реализация программы групповой интеграции и адаптации в учебную и внеучебную деятельность позволяет снизить остроту чувства одиночества и нивелировать агрессивные реакции и поведение в образовательном процессе.
Таким образом, в данном исследовании были решены все поставленные задачи, достигнута цель, гипотеза подтверждена.
Актуальность темы исследования обусловлена достаточно сложной психологической ситуацией, в которую попадает современный подросток. Темп и ритм жизни, большая занятость родителей, свободный доступ к виртуальному пространству снижает коммуникативные возможности ребенка.
Воздействие различных стрессовых факторов, к которым можно отнести, в том числе, и поступление в образовательную организацию среднего профессионального образования после окончания 9 класса средней общеобразовательной школы, вырабатывает в подростке агрессивность и, как следствие, демонстрирование агрессивного поведения при нахождении в социуме в качестве защитного механизма.
В настоящее время проблеме исследования психологии студентов посвящено недостаточное количество научных и практических трудов.
Также возникает необходимость обеспечения адаптации и интеграции подростка в активную образовательную и внеучебную деятельность, коррекции агрессивного поведения, помощью в определении своей роли и функции как части социума, формирования у подростка активной гражданской позиции.
В ходе исследования были решены задачи, поставленные перед автором, и получены следующие результаты.
Выявлена недостаточная степень разработанности проблемы чувства одиночества, испытываемого подростками, и демонстрируемой ими агрессии в современной научной литературе. Так, в основном исследования посвящены медицинскому аспекту агрессивности подростков, либо отдельно исследуется чувство одиночества, переживаемого подростками, и подростковая агрессия и агрессивность. При этом не достаточное внимание обращается на связи, которые возникают между одиночеством, переживаемым подростком, и агрессией, которую он демонстрирует окружающим.
Также практически не изучен вопрос о влиянии новой образовательной среды, в которую попадают подростки после 9 класса при поступлении в учебные организации по программам среднего профессионального образования, на частоту и силу переживания ими чувства одиночества и демонстрируемую в ходе реализации учебного процесса агрессию.
Для проведения эмпирического исследования были подобраны следующие методики:
• Опросник «Как я понимаю одиночество»
• Тест на темперамент (по Белову)
• Опросник «Социальная изолированность» (Рассел, Фергюссон)
• Опросник Л.Г. Почебут (по Брассу и Дарки) на выявление
агрессивности
В ходе исследования был изучен уровень переживания чувства одиночества, уровень и виды агрессивности подростков.
Так, сравнительный анализ частоты переживания подростком чувства одиночества позволил сделать вывод, что в большинстве своем студенты переживают чувство одиночества часто или достаточно часто.
При этом справиться с негативными ощущениям они чаще пытаются самостоятельно, но, к сожалению, не всегда успешно.
Одной из защитных реакций подростка от переживаемого им чувства одиночества выступает агрессивное поведение, которое он демонстрирует в отношении окружающих его людей и предметов.
При этом агрессия может быть вербальной (выраженной словами), физической (физическое воздействие на человека, выступающего объектом агрессии), предметной (физическое воздействие на материальный объект), эмоциональной (внутренние переживания) и самоагрессией (в качестве виновника проблем подросток видит себя).
Выявлено наличие связи между чувством одиночества, испытываемым подростками, и уровнем и видом демонстрируемой ими агрессии.
В ходе исследования было отмечено наличие прямой связи между чувством одиночества, переживаемого подростками, и их агрессивным поведением.
Так, чем чаще и интенсивнее подросток переживает чувство одиночества, тем выше уровень агрессии, который он демонстрирует.
При этом следует отметить тот факт, что наиболее выражена вербальная и эмоциональная агрессия. В меньшей степени агрессия физическая и предметная. Самоагрессия в рамках исследуемой группы выражена слабо.
Это позволяет сделать вывод, что подросток склонен обвинять в своих проблемах весь окружающий мир, и стремится «отомстить обидчику», нежели предпринять попытку разобраться в собственных чувствах и эмоциях, а также выяснить истинную причину своего некомфортного состояния.
Также был изучен тип темперамента у представителей репрезентативной группы и выявлена склонность к проявлению агрессии у представителей разных типов темперамента.
В большинстве своем студенты исследуемой совокупности принадлежат к холерическому типу темперамента. Они же, в основном, демонстрируют высокий уровень агрессии. Далее следуют сангвиники, уровень демонстрируемой ими агрессии преимущественно средний, в некоторых случаях - высокий. У флегматиков выявлен в основном низкий и средний уровень агрессии. Меланхолики представляют собой наиболее редко встречающийся тип темперамента в исследуемой группе. Представители данного типа темперамента демонстрируют низкий уровень агрессии.
На основании проведенного эмпирического исследования были разработаны рекомендации по профилактике и коррекции чувства одиночества, связанного с агрессивностью подростков.
Все рекомендации были внедрены и опробованы в ходе организации учебно-воспитательной работы в Институте непрерывного образования Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина на отделении непрерывного образования.
В ходе исследования были подтверждены все положения, выносимые на защиту, а именно:
1. Каждый подросток в той или иной мере испытывает чувство одиночества, которое находит особенно острое проявление в условиях начала обучения по программе среднего профессионального образования.
2. Одной из форм защитных реакций на испытываемое чувство одиночества является агрессивное поведение в ответ на внешние и внутренние раздражители, которые, по мнению подростка, могут усугубить его негативные эмоции.
3. Чем сильнее чувство одиночества, которое испытывает
подросток, тем более ярко выражается его агрессивность.
4. Подростков с высоким уровнем агрессии следует активно
привлекать к организации и проведению различных учебных и внеучебных мероприятий с целью ослабления чувства одиночества, которое он испытывает.
5. Реализация программы групповой интеграции и адаптации в учебную и внеучебную деятельность позволяет снизить остроту чувства одиночества и нивелировать агрессивные реакции и поведение в образовательном процессе.
Таким образом, в данном исследовании были решены все поставленные задачи, достигнута цель, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- СВЯЗЬ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИВНОСТИ
ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА В ПРОБЛЕМНОМ ИНТЕРНЕТ-ПОВЕДЕНИИ
ЛИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Одиночество и депрессия подростков с различной сиблинговой
позицией
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Групповое консультирование как средство психологической помощи младшим школьникам, испытывающим одиночество
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2021 - Специфика проявления агрессии среди подростков-эмигрантов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 9700 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь субъективного ощущения одиночества со склонностью к суицидальному риску в подростковом возрасте (Педагогика, психология, Омский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Особенности одиночества у подростков в зависимости от условия социализации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016



