Введение
1. Теоретические основы конкурентоспособности
1.1. Экономическая сущность конкурентоспособности
1.2. Оценка конкурентоспособности предприятия
1.3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность
2. Анализ конкурентоспособности и финансового положения предприятия
2.1. Краткая характеристика предприятия и отрасли производства керамических изделий
2.2. Оценка имущества и ликвидности предприятия
2.3. Анализ показателей финансовой устойчивости и деловой активности
3. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия
3.1. Положительные и отрицательные тенденции деятельности предприятия
3.2. Предложения по повышению конкурентоспособности
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Тема ВКР актуальна, так как конкурентоспособность предприятия — это, так же и, возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Данная категория выражает способность предприятия противостоять на рынке своим конкурентам, как по степени удовлетворения своей продукцией конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.
Это относительная характеристика, которая выражает отличия в уровне развития предприятия от состояния конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.
Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции, а значит, определяется его умением приспосабливаться к изменениям рыночной конъюнктуры.
Целью ВКР является анализ конкурентоспособности и разработка путей ее повышения на примере ОАО «Завод керамических изделий».
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить теоретические основы и экономическую сущность конкуренции;
• провести анализ конкурентоспособности и финансовой устойчивости предприятия;
• на основе выявленных резервов дать рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.
Для написания работы были использованы труды таких авторов как Азоев Г.Л., Челенков А.П., Ахматова М., Попов Е., Глисин Ф., Воронина, Портер М., Роман М.И, а также нормативно правовые документы, отчетность предприятия и нормативные документы предприятия.
Объектом исследования является ОАО «Завод керамических изделий».
Предметом исследования является конкурентоспособность и финансовое состояние данного предприятия.
Работа состоит из трех частей.
В первой части рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности. Даны определения экономическому смыслу понятия «конкурентоспособность, указано место и роль анализа финансового состояния предприятия в успешной деятельности субъекта хозяйствования. Во второй главе работы дана характеристика предприятия и отрасли производства керамических изделий, проведен анализ конкурентоспособности и финансового состояния ОАО «Завод керамических изделий». При оценке конкурентоспособности использовался «многоугольник конкурентоспособности». В третьей главе работы выявлены положительные и отрицательные тенденции в работе предприятия, резервы дальнейшего развития и даны рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.
Возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности ее товара и совокупности экономических методов деятельности фирмы, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг - обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и кадровой потенциалы. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений.
В условиях усиления конкуренции на рынках проблема создания и удержания конкурентных преимуществ - одна из самых актуальных. Конкуренция - двигатель экономического прогресса. Общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей, и именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить товар.
В ходе проведённого исследования выявлено, что для выявления конкурентоспособности невозможно обойтись без группы показателей.
В работе выделены группы показателей, характеризующие основные составляющие потенциала предприятия:
1. показатели, характеризующие состояние финансово-экономического потенциала предприятия, которые определяют его зависимость от источников финансирования, его платёжеспособность и ликвидность, деловую активность, финансовую устойчивость, рентабельность.
Во втором разделе дана краткая характеристика предприятия и отрасли по производству керамической плитки и проведён анализ конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Завод керамических изделий».
Конкурентоспособность данного предприятия определяется на основании финансового анализа. Результаты анализа выявили положительные и отрицательные тенденции в работе предприятия, на их основе выявлены резервы и разработаны предложения по повышению конкурентоспособности.
Показатели рентабельности продаж ОАО «Завод керамических изделий» за 2016-2017 гг увеличилась 7,83 %, это произойдет за счет резкого увеличения выручки в связи с вводом в эксплуатацию новой линии по выпуску плитки нового формата 200х600 мм с использованием новых рельефных поверхностей и самых современных материалов и расширении ассортимента, а как следствие прибыль от продаж примерно составит 203500 тыс.руб. Это положительная тенденция позволит предприятию занять более конкурентную позицию на российском рынке и завоевать новые рынки сбыта в странах ближнего зарубежья и повысить конкурентоспособность предприятия
Конкурентоспособность товара (продукции) и конкурентоспособность предприятия тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, решение проблемы конкурентоспособности товара возможно только в условиях конкурентоспособности предприятия, а с другой — первое обусловливает второе, т.е. обеспечивает выпуск рентабельной продукции и способствует повышению эффективности работы предприятия.
Таким образом, показатель конкурентоспособности продукции отражает практически все стороны жизни предприятия, его конкурентоспособность.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.:Эксмо-Пресс, 2014. - 160с.
2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. М.: Центр экономики и
маркетинга, 2013. - 264 с.
3. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.:
Новости, 2013. - 192 с.
4. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего
субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 107 с.
5. Борисов А.Б. Большой Экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2014. -
248 с.
6. Власова Е.И., Мокроносов А. Г. Управление конкуретоспособностью брендов. Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. Проф. - пед. Университета, 2015. - 91 с.
7. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 456с.
8. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. — СПб.:
Изд-во СПбГУЭФ, 2012. — 540 с.
9. Гурков И., Аврамова Е., Тубалов В. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. - 2015. - №2. - С.40-52.
10. Дмитрук Е.Ф. Методика выявления потенциальных конкурентных преимуществ фирмы с учетом внешней и внутренней среды // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, №2. - 2012. - с. 15-20
11. Егерев И.А. Стоимость бизнеса: искусство управлению - М.: ДЕЛО, 2013. -
107 с.
12. Киселёв М. В. Анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: АиН, 2014. - 383 с.
13. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 343 с.
14. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения / Под редакцией А.Н. Захарова, А.А. Зокина //
Бизнес и банки. - 2014. - №2. - С.1-5.
15. Королёв С. В. Издержки производства в системе конкурентоспособности
компании: зарубежный опыт и российская практика
//Внешнеэкономический бюллетень. - 2013. - №6. - С.55-67.
... всего 44 источников