ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие и сущность частной охранной деятельности 6
1.2. Форма и виды частной охранной деятельности 9
1.3. Понятие, виды и правовое положение субъектов частной
охранной деятельности 14
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
2.1. Лицензирование частной охранной деятельности 22
2.2. Контроль и надзор за частной охранной деятельностью 29
2.3. Ответственность за осуществление незаконной частной
охранной деятельности 32
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 37
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 59
Актуальность выбранной темы заключается в повышенном интересе в средствах массовой информации к вопросам правомочий частных охранных предприятиях и обороте оружия в них. Позиции по данному вопросу, звучащие в средствах массовой информации разделились: одни выражают либеральную позицию - дать большую свободу частным охранным предприятиям, законодательно упростить оборот оружия; другая позиция высказывается за более жёсткий контроль за частными охранными предприятиями.
Такое разнообразие мнений высказывается, поскольку частные охранные структуры - относительно молодой институт современного гражданского общества, появившийся в конце 80- х начале 90-х гг. прошлого столетия.
Организация работы любой частной охранной организации - далее ЧОО подразумевает установление режима охраны, который предусматривает сочетание организационных, материально-технических и контрольных мер, направленных на обеспечение гарантированной охраны физических лиц, материальных ценностей, а также информации о деятельности охраняемого объекта. Основной целью создания режима охраны является обеспечение сохранности зданий и помещений, имущества охраняемого объекта, любых сведений о деятельности этого предприятия.
Необходимо помнить, что профессионализм и юридически грамотные действия работников охраны, бдительное несение службы, способность принимать правильные решения при возникновении нештатных ситуаций позволяют не только пресекать преступления и административные правонарушения, но и осуществлять профилактику противоправных деяний в отношении граждан и охраняемого имущества.
Законодательство о частных охранных предприятиях в настоящее время претерпевает изменения в связи с передачей полномочий контролирующих и лицензирующих органов частной охранной деятельности из Министерства Внутренних дел Российской Федерации в федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации.
Объектом исследования - общественные отношения, возникающие в сфере регулирования частной охранной деятельности в РФ.
Предметом исследования выступают теоретические и правовые вопросы регулирования частной охранной деятельности.
Цель работы - проанализировать законодательство и правоприменительную практику в сфере частной охранной деятельности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• определить понятие частной охранной деятельности;
• выделить виды частной охранной деятельности;
• рассмотреть особенности лицензирования каждого вида частной охранной деятельности;
• изучить процедуры контроля и надзора за частной охранной деятельностью;
• раскрыть вопросы ответственности при осуществлении частной охранной деятельности;
• провести анализ судебной практики.
Теоретическую основу исследования составляют исследования учёных, внесших существенный вклад в разработку отдельных проблем частной охранной деятельности: А.И. Александров, Т.В. Захарова, В.П. Мак-Мак, М.Н. Маршунов, О.В. Солнышкова, Э.П. Тилов, А.Б. Ярославский.
Методологической основой исследования является совокупность методов и приёмов научного познания. В первую очередь, это общенаучный диалектический метод познания, который предоставляет возможность исследовать проблемы в единстве их содержания и юридической формы, осуществлять системный анализ правовых предписаний в области, являющейся предметом исследования. Были использованы также отдельные научные методы познания: логико-семантический, историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой.....
Существенным условием обеспечения эффективного и оптимального функционирования любой организации является своевременное, целенаправленное и продуманное регулирование отношений, составляющих правовую основу любой области бизнеса. Не составляет исключение и частный охранный бизнес, который за два десятилетия существования преобразовался в совершенно новую структуру, аналога которой в дореволюционные и советские времена не было. В отличие от других сфер, которые и сегодня находятся в состоянии перманентного дележа имеющегося у них наследства, охранная отрасль, динамично развиваясь и будучи востребованной обществом, приносит в казну неплохие деньги, предоставляя рабочие места уходящим из полиции и армии офицерам.
Можно классифицировать гражданско-правовые проблемы
регулирования охранной деятельности и по следующим основаниям:
1) проблемы, обусловленные несоответствием основным положениям (принципам) гражданского законодательства;
2) проблемы, связанные с несовершенством организационно-правовой формы охранной организации;
3) проблемы, обусловленные понятием «объект охраны»;
4) договорные проблемы.
Рассмотрим эти проблемы в контексте совершенствования гражданского законодательства.
Как известно, такое законодательство базируется на основных началах ст. 1 ГК РФ, выступающих в то же время и принципами этой отрасли права.
В контексте реализации принципов гражданского законодательства необходимо устранить проблемы правового регулирования отдельных видов охранной деятельности. Их суть заключается в том, что оно существенно отстает от потребностей гражданского оборота, поскольку акцент сделан на регулирование отношений, возникающих в сфере отдельных видов охраны. Становится очевидным, что действующие акты, содержащие различные виды охранной деятельности, не учитывают системного подхода, зачастую носят ведомственный характер.
Например, деятельность частной и ведомственной охраны регулируется законами о вневедомственной охране, о частной охранной деятельности, в то время как деятельность федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» при МВД России - актом органа внутренних дел - Приказ МВД России от 13 мая 2011 г. № 367 «О некоторых вопросах организации деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 01.10.2015) 1.
Такое положение противоречит принципу «возможности ограничения гражданских прав только на основании федерального закона».
Другая проблема связана с организационно-правовой формой юридического лица - охранной организацией. Суть проблемы заключается в том, что действующие в сфере охранной деятельности законы позволяют учреждать эти организации только в формах «федеральное государственное унитарное предприятие» и «общество с ограниченной ответственностью».
С одной стороны, такой подход законодателя необоснованно исключил из гражданского оборота в исследуемой сфере органы местного самоуправления, фактически закрепляя запрет на создание охранных организаций в такой форме, как «муниципальное унитарное предприятие».
С другой стороны, муниципалитетам принадлежит большое количество имущества (детские сады, школы и др.), и оно далеко не все подлежит государственной охране. Однако вышеуказанный запрет не позволяет муниципальным органам власти в должной мере реализовать свое право на защиту принадлежащей им собственности, предусмотренное одной из основ конституционного строя России, и не согласуется с концепцией развития гражданского законодательства, согласно которой организации,
1 Российская газета РФ. № 144. 2011. 06 июля.
учрежденные органами публичной власти, становятся самостоятельными участниками гражданского оборота.
Еще одна проблема связана с договором охраны, выступающим юридическим фактом охранной деятельности.
С одной стороны, договор охраны не включен в перечень договоров, указанных в ГК РФ, то есть является договором непоименованным и малоизученным гражданским правом. С другой стороны, предмет и иные существенные условия этого соглашения не закреплены и в иных актах гражданского законодательства. Такое положение не всегда позволяет определить критерии, по которым стороны должны достичь согласия, тем самым признавая договор заключенным.
Необходимо установить правовое положение сторон договора (Заказчика и Исполнителя), поскольку их понятия определяются различным образом.....
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 05.02.2014) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 25.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25 ст. 2954.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (в ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации 2002 года. № 1, (ч. 1) ст. 1.
4. Федеральный закон от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 30. Ст. 3294.
5. Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (в ред. от 7.03.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 51. ст. 5681.
6. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (в ред. от 05.12.2017) // Российская газета. 2016. 06 июля. № 146.
7. Федеральным законом от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» (в ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 22. Ст. 2594.
8. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 23.11.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. № 30. Ст. 3031.
9. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 31.12.2017) // Российская газета 2011. 6 мая. № 97.
10. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (в ред. от 31. 12.2017 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3806.
11. Федеральный закон от 05.12.2017 № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 05.12.2017) // Российская газета. 2017. 11 декабря. № 280.
12. Федеральный закон от 22.12.2008 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности» (в ред. от 03.07.2016) // Собрание
13. законодательства Российской Федерации 2008. № 52. Ст. 6227.
14. Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» (в ред. от 15.05.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации 2016. № 15. Ст. 2072.
15. Постановление Российской Федерации от 30.06.2004 года №329 «О министерстве финансов Российской Федерации» (в ред. от 12.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3258.....65