Введение 3
1.ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА
ПРОЕКОВ 6
1.1. Понятия мотива и учебной мотивации 6
1.2. Сущность проектной технологии 13
Выводы по главе 1 23
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПРИ РАЗВИТИИ
МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 24
2.1. Опытно-экспериментальная работа по внедрению проектной методики в
обучение английскому языку учащихся третьего класса 24
2.2. Исследование динамики уровня мотивации учащихся
3 «A» класса к изучению иностранного языка 27
Выводы по главе 2. 30
Заключение 31
Библиографический список 33
ПРИЛОЖНЕНИЯ 35
Одной из особо волнующих проблем школы в современном мире
является создание мотивации к учебно-познавательной деятельности. Данная
проблема объясняется постоянным обновлением содержания обучения,
старыми походами к обучению, нежеланием педагогов переходить на новые
методики преподавания и неправильной постановкой задач у обучающихся.
Проблема плотно соприкасается с обучением и воспитанием и является главной
частью нынешнего обучения иностранным языкам. Практика обучения
иностранным языкам, которая сложилась с годами, уже не может достичь тех
целей, которые нужны на современном этапе обучения. Эти практические
методы не до конца учитывают психолингвистические особенности предмета
«иностранный язык» и объективные закономерности его изучения. Таким
образом, проблемой исследования будет являться то, что набор методов
обучения иностранным языкам, применяемый в рамках современной школы,
недостаточно учитывает важность развития мотивации для овладения
практическими навыками по предмету «иностранный язык». С точки зрения
психологии, овладение речевой деятельностью происходит только тогда, когда
потребность речевого общения воплощается в предмете этой деятельности –
мысли. Следовательно, нужны такие ситуации, в основе которых был бы обмен
мыслями, а язык стал бы средством формирования и формулирования этих
мыслей. Актуальность рассмотрения данной темы заключается в
необходимости решения указанных проблем методами, соответствующими
творческому характеру обучения и формирующими учебную мотивацию
школьников. В связи с этим в последние годы в процесс обучения активно
стали внедряться такие методы, которые способствуют развитию
психологических функций и творческих способностей учащихся в
общеобразовательных учреждениях. В число таких методов входит метод
проектов, который направлен на развитие самостоятельного мышления
учащихся и на применение имеющихся знаний на практике.
4
Гипотезой данного исследования является утверждение, что
использование метода проектов на уроках иностранного языка влияет на
повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Объектом исследования является процесс формирования мотивации
учащихся к изучению иностранного языка.
Предмет исследования – метод проектов как условие формирования
мотивации.
Цель – выявление динамики уровня мотивации к изучению иностранного
языка в условиях использования метода проектов.
Задачи:
1) изучить понятие мотивации учебно-познавательной деятельности
учащихся, а также особенности мотивации к изучению иностранного языка;
2) рассмотреть возможности метода проектов в обучении
иностранному языку в начальной школе;
3) спланировать и провести уроки английского языка с
использованием метода проектов;
4) проследить динамику уровня мотивации к изучению иностранного
языка при применении метода проектов в системе учебных занятий в 3 «А»
классе.
При выполнении исследования были использованы следующие методы:
наблюдение; обобщение, описание, эксперимент, анализ, изучение литературы.
Методологической базой исследования послужили труды ученыхпедагогов:
Научная новизна исследовательской работы заключается в получении
новых данных о влиянии проектной методики на уровень мотивации учащихся
при изучении английского языка.
Теоретическая значимость работы заключается в детальном анализе
базовых теоретических понятий: мотив, учебная мотивация, метод проектов.....
Роль иностранных языков в настоящее время очень велика. Несмотря на
политические конфликты с некоторыми странами, международные связи
остаются, люди едут за границу, как и отдыхать, так и на работу. Глядя на те
перспективы, которые возникают перед ними, у людей создаются
определенные условия и дополнительная мотивация к изучению иностранных
языков. Знание иностранных языков в современных реалиях – это залог успеха
в учебе и в последующем, в работе и даже на отдыхе. Сфера их применения
определенно расширилась и они нужны как никогда раньше.
Одним из самых важных звеньев по пути обучения иностранным языкам
является мотивация. Мотивация по своей сути, является «отправной точкой»
всей человеческой деятельности, и познание не будет являться исключением.
На первом этапе изучения иностранного языка обучающиеся обладают высокой
мотивацией. Они заряжены на максимум, они хотят выразить свои мысли,
научиться читать, узнавать что – то новое о других странах, разговаривать с
иностранцами на иностранном языке. Но сам процесс овладения иностранным
языком может поменять отношение обучающихся, так как это довольно
кропотливое дело. Период овладения этими знаниями предполагает
преодоление трудностей, что отдаляет достижение целей, снижается
мотивация, встречная активность может перейти в пассивность, гаснет сила
воли, успеваемость падает.
С целью повышения учебной мотивации к изучению иностранного языка
используется набор методов, одним из которых является метод проектов.
Метод проектов - это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс
решения сложных проблем.
В ходе исследования были рассмотрены возможности метода проектов в
обучении иностранному языку. При этом были изучены такие понятия, как
мотив, мотивация, потребность, а также были описаны теории мотивации
32
разных авторов. Особое место в теоретической части работы занимает вопрос о
мотивации учебной деятельности и способах ее формирования.
В практической части представлены результаты проектной деятельности
учащихся 3 «А» на уроках английского языка. Спланировав и проанализировав
результаты проектной деятельности в соответствии с психологическими
особенностями класса, можно сказать, что учащиеся получили возможность
выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной
форме, что способствовало повышению уровня мотивации к изучению
иностранного языка. Динамика уровня мотивации была отслежена по
результатам проведенных исследований.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что использование метода
проектов на уроках повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного
языка, подтвердилась.
1. Баклашкина М.В. Обучение иноязычному межличностному общению на
занятиях по иностранному языку в школе и в вузе. – 2009. - №1.
2. Булыгина М. В. Иностранный язык как учебный предмет в школе. – М.:
2009.
3. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М.,1999.
4. Гузеев В. В. Проектное обучение как одна из интегральных технологий. –
М: 2002.
5. Дукарт Е.В. Дидактические принципы формирования коммуникативной
компетенции при обучении иностранному языку учащихся старших
классов//Методика обучения иностранному языку, 2007.
6. Душеина Т. В. «Проектная методика на уроках иностранного языка»
ИЯШ. 2013 № 5.
7. Зимняя И.А, Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому
языку . ИЯШ 2012. - №3.
8. Зуева М. Л. Сравнительный анализ возможностей метода проектов и
адаптивной системы обучения в формировании ключевых компетенций. - М.,
2001.
9. Ильин Е.П.Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2003.
10. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка.
- М., 2013.
11. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной
работы изучающих иностранный язык. – М.:АРКТИ, 2002.
12. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические
рекомендации. - СПб. 2010.
13. Кушнир А. Как заманить ученика на урок иностранного языка //
Народное образование. 2000. -№8.
14. Лукоянова Т. В. Метод проектов как один из новых методов в
педагогике// научный журнал «Современные проблемы науки и образования»,
2009
15. Маренникова Л. В. О методе проектов в обучении иностранному языку в
контексте новой, личностно-деятельной образовательной парадигмы// журнал
«О методе проектов в обучении иностранному языку в школе», 2008.....31