Введение 3
Глава I. К проблеме идентичности и самоидентификации 10
Глава II. О базовых бинарных оппозициях 13
2.1 Характеристика бинарных оппозиций 13
2.2 Особенности оппозиции «свой-чужой» 15
Глава III. Оппозиция «свой-чужой» в суахилийском фольклоре 20
3.1 Общий обзор фольклора на суахили 20
3.2 Границы значимых понятий и их проявления в пословицах 25
3.3 Анализ сказочных сюжетов (на примере сказки Punda wa Dobi) 41
Глава IV. Актуальность повести о Лионго Фумо 48
4.1 Обзор повести о Лионго Фумо 48
4.2 Роль Лионго Фумо в контексте современности 52
Заключение 55
Список литературы 58
Особенностью человеческого разума считается стремление к упорядочиванию мира вокруг себя и своих знаний о нём. На эти процессы оказывает очевидное влияние социальная психология человека. Осознание себя как личности, «эго», строится на механизме противопоставления себя некой внешней среде, сфере «другого», не-себя. Это не всегда подразумевает враждебность, и тем не менее является базовым механизмом психики, сопровождающим развитие жизнеспособного индивида. Также эволюционным преимуществом человека является социальность, что означает наличие эмоциональных и логических связей между индивидами, формирующих некое поле «свойскости».
Мировоззренческие представления качественно зависят от восприятия человеком окружающей среды. Большую роль в этом процессе играют основополагающие бинарные оппозиции, разделяющие предметы, явления и состояния на две категории относительно какого-либо базового признака. Этих оппозиций не так много, но они присущи всем культурам: «старый-молодой», «мужской-женский», «свой-чужой» и так далее. В этой работе мы хотим рассмотреть влияние одной из этих оппозиций - «свой-чужой» - на идентичность танзанийцев (Восточная Африка).
Однако вопрос о любой «африканской идентичности» вводит в работу особую проблематику, расширяющую её за рамки обычного филологического исследования. Объяснением этого факта, в частности, является сложная канва точек влияния на личные и социальные представления человека в современности. Условия технического и морального прогресса в современном мире дают повод говорить о становлении новой этики. Передача множества социальных функций технологиям психически абстрагирует человека от разрешения моральных задач проблем, ранее регулировавшихся традицией. Роль этой традиции снижается, и состояние общества во многом определяется игрой с размывающимися границами возможного и допустимого. Это одновременно, с одной стороны, расширяет проблематику идентичности до абсолютного индивидуализма, с другой стороны, возвращает её к исходным мифологическим понятиям противопоставления. В связи с этим представляется разумным проанализировать влияние на эту идентичность и современности, и архаики.
Большинство африканских стран по разным причинам не имели возможности вместе с остальным миром «пережить» индустриальную стадию развития общества, но были вынуждены сразу перепрыгнуть в постиндустриальную реальность. Танзания не стала исключением. Проблема взаимоотношений поколений, характерная для традиционного общества, смешалась с проблемой взаимоотношений индивидов. Столкновение традиционной африканской и новой европейской культур было быстрым и жёстким и привело к на тот момент непредсказуемым результатам - необыкновенному синкретизму, оказавшему влияние на каждого причастного. Подобные процессы уже никогда не смогли бы регулироваться ранее установившейся традицией, но и новых социальных стратегий выработано не было. На такой почве африканцы не чувствовали себя уверенно, и сейчас большое количество работ посвящено так называемому «кризису идентичности» африканцев.
Говоря о самоидентификации в Танзании, нужно учитывать многослойный этнический, религиозный, исторический контекст. Само определение «танзаниец» противоречиво - нужно выявить, по каким признакам люди идентифицируют себя именно с национальной точки зрения, а не с этнично-языковой и др. В Танзании проживает более 140 народов [Попов В. А., Шлёнская С. М.], каждый из которых говорит на своём языке и имеет свою культурную среду; эти народы могут даже относиться к разным языковым группам и семьям, иметь разный способы хозяйствования, принадлежать к разным конфессиям. Чтобы понять источник их национального единства, нужно обратиться к национальной политике танзанийского лидера Джулиуса Ньерере, направленной на конструирование нации и, в частности, избегание трайбализма. После деколонизации Танзании (тогда - Танганьики) в 1961 году Ньерере как член партии Chama cha Mapinduzi (Революционная партия) был избран главой правительства, а далее - президентом страны, и оставался в этой должности до своего ухода в 1985 г. В числе прочих реформ им была проведена реформа системы образования, в итоге установившая семилетнее школьное образование обязательным. До сегодняшнего дня во всех младших и средних школах преподают на языке суахили, который стал государственным языком наравне с английским. Становление суахили как единого национального африканского языка способствовало объединению полиэтничного государства. Языком элит и «высокого статуса» по-прежнему остаётся английский, но именно суахили является той нитью, объединяющей нацию - на нём говорят в школе, пишут газеты, выступают по телевидению, поют песни и сочиняют лозунги. Историческое наследие языка суахили также признано общенациональным. Поэтому именно на базе суахили стоит выделять элементы идентичности танзанийцев как общности.
...
Базовая бинарная оппозиция «свой-чужой» является одной из фундаментальных основ мировосприятия любого человека и культуры. В нашем исследовании мы ещё раз удостоверились в важности её роли в формировании личностных ориентиров и общественных ценностей на примере танзанийской устной традиции. В ходе работы мы удостоверились, что именно фольклор с его консервативными и одновременно гибкими формами позволяет нам открыть суть границ «своего» и «чужого» в суахилийской культуре и их влияния на танзанийскую идентичность.
По результатам нашей работы мы приходим к выводу, что при разграничении «своего» и «чужого» танзанийцы ориентируются на такие качества, как активность, инициативность, ум и сообразительность, удачливость, любовь и забота о семье, соблюдение социальных норм и правил. Именно такими они видят себя, и эти качества делают их лучше остальных в их глазах. Это можно увидеть не только в метафорах сказок и пословиц, но и в историческом прошлом страны. Именно Танзания в глазах своих граждан лучше всего справилась с задачей выхода из оков колониализма, и произошло это из-за мудрых решений учителя-Ньерере, национального единства и сплочённости танзанийцев. Мирное сосуществование в рамках одной языковой культуры - вот предмет их национальной гордости. Это ли не лучшее проявление активности, сообразительности и коллективизма?
Другим результатом нашего исследование стало обнаружение большой роли индивидуальности в культурных ценностях танзанийцев. «Своя», хорошая индивидуальность проявляется в работе на собственные интересы, поиске лучших путей в жизни, привнесении новых, ещё лучших законов и правил в уже существующие. Это явление тоже может служить аллюзией на историю Танзании, так как она является почти уникальным случаем африканской страны, не имеющей «стандартных» постколониальных проблем - трайбализма, религиозных конфликтов [Бондаренко Д. М., 2022], зависимости от стран-метрополий. Причина этому - опять-таки, выбор собственного исторического пути, построение единого национального общества, которое удалось Танзании вполне успешно. В итоге мы видим, что все обнаруженные нами в фольклоре явления присутствуют и продолжают влиять на жизнь танзанийцев, отражаясь в политической, экономической и культурной жизни социума.
В ходе данного исследования мы в полном объёме выполнили поставленные в начале работы задачи. В первой части работы мы сформулировали теоретические основания и определения исследуемых явлений - базовых бинарных оппозиций, оппозиции «свой-чужой», понятия идентичности, а также изучили роль, которую базовые оппозиции играют в формировании идентичности индивида. Мы выяснили, что базовая бинарная оппозиция «свой-чужой» является необходимым элементом формирования идентичности как постоянный психологический механизм, отражающий дихотомическое видение мира на начальных, а также более поздних стадиях социализации и инкультурации [Стефаненко Г.Т., 2009]. Далее мы показали, что лучше всего бинарные оппозиции проявляются и сохраняются в фольклоре, и приступили к его аналитическому анализу.
На основе проведённого нами анализа словарных понятий мы составили примерный список качеств, несущих значение «хорошего» и «плохого», и форм, в которых они проявляются. Далее мы провели функциональный анализ использования этих слов и понятий в суахилийских пословицах, в результате чего были выведены значимые семантические поля, выражающие отношение суахилийцев к «своему» и «чужому». На третьем этапе нашей работы мы, с использованием всех полученных сведений, проанализировали суахилийские сказки и эпическую повесть о Лионго Фумо, имеющую большую роль в танзанийском самосознании. Структурный анализ этих сюжетов позволил нам подтвердить наши выводы о соотношении коллективного и индивидуального, значимых качествах личности и принципах разделения на «своих» и «чужих», описанных выше.
...
1. Байбурин А. К. Ритуал: свое и чужое // Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. — Л., 1990.
2. Бакулина А. В. Бинарность как основная черта методологии Клода Лева - Стросса. Киров, 2010.
3. Бенджамен Л. Уорф Наука и языкознание: о двух ошибочных воззрениях на речь и мышление, характеризующих систему естественной логики, и о том, как слова и обычаи влияют на мышление // Языки как образ мира. - М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - С. 203-219
4. Берёзкин Ю. Е. Африка, миграции, мифология. Ареалы распространения фольклорных мотивов в исторической перспективе. СПб.: Наука, 2013. — 320 с.
5. Бондаренко Д. М. Постколониальные нации в историко -культурном контексте. - М.: Издательский Дом ЯСК, 2022. - 400 с.
6. Иванова С. В. Специфика оценочного значения в реализации категории "СВОЙ-ЧУЖОЙ" // Университетские чтения - 2010. 14-15 января 2010, часть 4, секции 9-12 симпозиума 1. - Пятигорск, 2010. - С.145-151.
7. Квакин А. В. Архетип, ментальность и оппозиция «свой» — «чужой» в контексте истории // Наши" и «чужие» в российском историческом сознании. — СПб., 2002.
8. Королёва Т.А. Лингвистические средства реализации социальной оппозиции «Свой - чужой» в политическом дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №5-2 (71).
9. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. — М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. — 284 с.
10. Леви-Стросс К. Миф, ритуал и генетика // Природа. - 1978. - № 1.
11. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М: Наука, 1995.
12. Левичева В. Ф., Диманс С. Л. Социальная идентичность как результат неформальных взаимодействий «свой/чужой». Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023;(2):73-83.
13. Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992.
14. Лотман Ю. М. Семиосфера. — С.-Петербург: «Искусство—СПБ», 2000. — 704 с.29
15. Лысак И. В. Идентичность: сущность термина и история его формирования // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2017. №38.
... всего 45 источников