Аннотация
СОДЕРЖАНИЕ 6
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭТНИЧЕСКОГО СТИЛЯ. ПОНЯТИЕ РУССКИЙ ЭТНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ 10
1.1. Этнический стиль 10
1.2. Понятие русского этнического стиля 13
1.2.1. Особенности русского этнического стиля 14
1.2.2. Традиции русского деревянного зодчества 16
1.2.3. Русские сказки как воспроизведение истории архитектуры
жилых построек, внутреннего убранства 18
ГЛАВА 2. ДЕКОРИРОВАНИЕ ИНТЕРЬЕРОВ ДОМА ЭТНИЧЕСКОЙБАЗЫ ОТДЫХА 21
2.1. Особенности и специфика базы отдыха 21
2.2. Русские народные промысли, взятые в концепцию проекта 22
2.3. Особое значение русской печи в интерьере русского этнического
дома. 24
2.4. Предметно-пространственная организация интерьера дома базы
отдыха в этническом стиле 26
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 29
3.1. Типология учебных занятий 29
3.2. Виды лекций 32
3.3. Лекция-визуализация на тему «Этнический стиль в интерьере» .. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Аналоги 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Аналоги 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Рабочие чертежи, визуализация 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Презентация 83
Актуальность разработки данной темы заключается в выявлении исконно русских традиций в решении интерьера. В настоящее время перед дизайнерами, разработчиками интерьеров возникает проблема воспроизводства экологически благоприятной среды обитания, для чего необходимо не только стремиться к инновациям в дизайне, но и учитывать историю и особенность данного места, веками накопленную информацию той или иной части жизненной среды, пригодной для сохранения.
Культура - исторически определенная степень развития общества и человека, выраженная в результатах материальной и духовной деятельности людей. Согласно концепции Э.Тейлора культура - это совокупность различных видов деятельности, всевозможных обычаев и верований людей, всего созданного человеком (книги, картины и т.п.), а также знаний о приспособлении к природному и социальному миру (язык, обычаи, этика, этикет и т.д.).
Каждая общественная формация характеризуется определенным типом культуры, при этом наследуется все ценное культуры прошлого и воспроизводства утраченных биологических и эстетических качеств жизни, особенности природного и архитектурного окружения. Это становится возможным путем изучения и анализа этнического стиля в дизайне и национальной культуре, что делает данную работу актуальной [29].
Только учтя всю сложность, многообразие, богатство и глубину русской культуры можно создать благоприятную среду для человека, а для этого необходимы не только огромные усилия практиков разработчиков, но и создание соответствующих аспектов теории дизайна. Именно накопленные особенности, свойственные данной нации, выражающие ее характер, которые определяются как национальные, обеспечивают возможность творческого восприятия и развития идейно - эстетических достижений прошлого в интересах современности.
Стиль - многогранное понятие, поэтому о нем можно рассуждать бесконечно долго. Стиль в одежде, художественный стиль, стиль в искусстве и т.д. Слово «стиль» пришло к нам из греческого «stylos» - палочка для письма по воску. Смысл заключается в том, что у каждого человека свой неповторимый почерк, то есть почерк отдельно взятого человека - как бы его индивидуальный стиль, присущий только ему. Параллель можно провести и в стилях интерьера, каждый стиль - некий уникальный почерк, показывающий и рассказывающий свою идею. В научном сообществе нет единого определения понятия стиля. Под стилем понимается:
1) совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства, определенного времени, направления, индивидуальной манеры художника в отношении идейного содержания и художественной формы;
2) совокупность характерных признаков, особенностей, свойственных чему-либо, присущих чему-либо;
3) особый феномен, в котором органично слиты духовные смыслы бытия человека в историческом мире, культурные формы их выражения и культурно-психологические механизмы их существования. Независимо от того, отражено или нет стилевое выражение культуры, оно ей присуще, и оно исторично в той же мере, в какой историчен сам человек, его жизненная ориентированность, с точки зрения культурологии;
4) род, образ, вкус, манера. [20]
Целью выпускной квалификационной работы является выявление русских традиций через декорирование интерьера дома этнической базы отдыха. Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1) анализ нормативной документации;
2) изучить особенности этнического стиля;
3) выполнить анализ элементов декора, мебели, текстиля в русском этническом стиле для интерьеров дома базы отдыха;
4) разработать варианты пластического, цветового, стилевого и светового решений интерьеров.
Объект работы - проектирование интерьеров жилого назначения.
Предмет работы - выявление национальных традиций через декорирование интерьера в этническом стиле.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности ее реального воплощения.
Для решения задач использован метод анализа и синтеза, сравнения, исторический метод познания.
Вещественный мир человека напрямую зависит от развития общества в целом, его национальных черт, уклада жизни, понимания красоты. История русского дизайна отразила в себе характер талантливого народа, своеобразие окружающей природы. В данной работе «русский этнический стиль» рассматривается как форма выражения национального самосознания или, точнее, выраженный средствами искусства аспект миропонимания, где вечная проблема искусства - соотношение «человек и мир» или «человек в мире» осмысляется через соотношение нация - мир или нация в мире, на протяжении всего периода эволюции русской культуры.
История русского этнического стиля не является историей русского искусства, а лишь историей того, что считается русским в русском искусстве, в чем видится русское, как меняется с течением времени представление о «русскости» русского искусства, его значения в ряду других духовных ценностей, а главное, что рождено сознательной установкой на выражение русского в приемах и формах отвечающих исторически конкретному пониманию его существа. Обращение к архитектурно-художественным традициям, на базе которых сформировался «русский этнический стиль», способствует развитию специфического видения мира, обеспечивает возможность творческого восприятия и развития идейно-эстетических достижений прошлого в интересах современности, являясь актуальным при формировании функционально и психологически комфортного пространства для жизнедеятельности.
К 21 веку ценность работ наших предков становится для современников не такой весомой, какой была прежде, а ведь сохранение культуры - это способ передачи культурной информации, как способ выживания и развития. Культура и отличается от мира живой природы тем, что ее наследие не закладывается в гены, а «вкладывается» в человека в процессе воспитания. Под культурным наследием понимается сумма 47
культурных ценностей, выработанных на предыдущих этапах исторического развития. Значительное место в культурном наследии России занимает народное искусство, которое формирует понимание красоты, чувства гармонии цветовых отношений, своеобразия орнаментики, знакомит с простейшими композиционными приёмами: единство, модульность, симметрия, ритм, нюанс, пропорциональность, равновесие, тождество, подобие, контраст и т. д.
Одним из примеров нашей великой культуры является русский этнический стиль в интерьере, вобравший в себя все лучшее, что было создано народом и который необходимо возродить или хотя бы познакомиться с ним молодому поколению.
В начале работы была поставлена цель выявление русских традиций через декорирование интерьера дома этнической базы отдыха, для достижения цели были выполнены задачи: анализ нормативной документации; изучить особенности этнического стиля; выполнить анализ элементов декора, мебели, текстиля в этническом стиле для интерьеров дома базы отдыха; разработать варианты пластического, цветового, стилевого и светового решений интерьеров.
Результатом работы стало разработанное декорирование интерьеров этнической базы отдыха. Таким образом, поставленная цель была достигнута.
1. Аксаков С.Т. Аленький цветочек / С.Т. Аскаков. Москва: АСТ, 2010. 80 с.
2. Арзамасов Б. НМатериаловедение: учебник для вузов / Б. Н. Арзамасов [и др.]. Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. 648 с.
3. Ачкасова Л.Ф. Интерьер и дизайн вашего дома / Л. Ф. Ачкасова. Издание на русском языке. Москва: Книжныйклуб, 2008. 378 с
4. Володина Е. Б. Материаловедение для дизайнеров интерьеров: учебное пособие. В 2 т. Т. 1. / Е. Б. Володина. Екатеринбург: Издательские решения, 2015. 579 с.
5. Грабарь И.Э. История русского искусства. В 13 т. Т 1 / И.Э. Грабарь [и др.], Москва: ИАН СССР, 1953. 573 с.
6. Грабарь И.Э. История русского искусства. В 13 т. Т 3 / И.Э. Грабарь [и др.], Москва: ИАН СССР,. 1955. 730 с
7. Грабарь И.Э. История русского искусства. В 13 т. Т 6 / И.Э. Грабарь [и др.], Москва: ИАН СССР, 1959. 683 с
8. Грабарь И.Э. История русского искусства. В 13 т. Т 7 / И.Э. Грабарь [и др.], Москва: ИАН СССР, 1961. 509 с
9. Элль decoration [Электронный ресурс] // Дом, вдохновленный русским лесом. Режим доступа https://www.elledecoration.ru/interior/houses/dom-vdohnovlennyiy-russkim- lesom/
10. Иконников A.B. Историзм в архитектуре / A.B. Иконников. Москва: Стройиздат, 1997. 560 с.
11. История русского изразца - от крещения до серебряного века [Электронный ресурс] // Русская Майолика. Режим доступа: https://www.russian-mayolica.ru/page/russkiy-izrazec/(изразцы)
12. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: учеб. пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н. А. Ковешникова. 5-е изд., Москва: Омега-Л, 2009. 224 с.
13. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченк. Санкт-Петербург: КАРО, 2008. 368 с.
14. Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятие. Этапы развития: учебное пособие для вузов / В.Б. Кошаев. Москва: Владос, 2010. 430 с.
15. Лаврентьев А.Н. История дизайна: учебное пособие / А.Н. Лаврентьев, Москва: Гардарики, 2006. 303 с.....30