Введение
Глава 1 Теоретические основы выхода пищевой продукции на международный рынок 6
1.1 Предпосылки выхода пищевой продукции на международный рынок 6
1.2 Формы, методы, стратегии проникновения на международный рынок ... 12
1.3 Особенности выхода пищевой продукции на международный рынок 20
Глава 2 Анализ международной маркетинговой деятельности АО «Белгородский хладокомбинат» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ внешней среды АО «Белгородский хладокомбинат» 37
2.3 Анализ международной маркетинговой деятельности 42
2.4 Предложения по выходу на международный рынок продукции АО «Белгородский хладокомбинат» 45
Заключение 56
Список литературы 59
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время выход на внешние рынки является объективной необходимостью для многих фирм. В частности, это касается пищевой продукции.
Многие компании при выходе на международный рынок испытывают ряд проблем. Затруднения начинаются на стадии исследования внешней и среды для выхода на рынок. Но самым большим нюансом является определение правильной стратегии выхода и работы на новом рынке. Важность изменений в стратегии предприятия определяется противоречием между практическими целями предприятия и существующей ситуацией. В последнее время все больше предприятий прибегают к разработке стратегий развития компании и соответственно к стратегическому планированию.
Для крупных компаний, располагающих большими активами, фондоёмким производством, имеющих большую протяженность производственной структуры наличие стратегии развития считается просто необходимым условием выживания. Именно стратегическое планирование позволяет определить фирме свои цели и то, к чему ей необходимо стремиться, посредством чего развивать свой бизнес или просто выжить в усиливающейся конкурентной борьбе.
Вне зависимости от масштабов бизнеса использование стратегического управления компанией позволяет руководству свободно ориентироваться в кризисной ситуации, вселяет в персонал уверенность в надежности бизнеса. Одним из основных моментов стратегий предприятия является разработка стратегий маркетинга. Разработка стратегий маркетинга рассматривается в качестве ключевого этапа процесса стратегического планирования предприятия в целом и является необходимым элементом, чтобы добиться наилучших результатов деятельности фирмы и выхода на международный рынок.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по выходу на международный рынок предприятий пищевой отрасли.
Объектом исследования является процесс выхода предприятий пищевой отрасли на международный рынок.
Предмет исследования - маркетинговые управленческие решения предприятий пищевой отрасли о выходе на международный рынок.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть предпосылки выхода пищевой продукции на международный рынок
2. систематизировать формы работы предприятий на внешнем рынке
3. выявить особенности выхода пищевой продукции на международный рынок
4. дать организационно-экономическую характеристику АО «Белгородский хладокомбинат»
5. проанализировать маркетинговую деятельность предприятия АО «Белгородский хладокомбинат»
6. разработать предложения по выходу на международный рынок продукции АО «Белгородский хладокомбинат»
Теоретической базой исследования являются труды зарубежных и отечественных ученых, таких как Воронина Л.А., Диденко Н.И., Захаров С.Н., Шеремет, А. Д. и другие.
Основными методами исследования данной проблемы является - наблюдение, сравнение, моделирование, статистический анализ, диалектический метод, системный метод и др.
Практическая значимость. Предложенные методы по стратегии выхода предприятия на международный рынок позволят улучшить экономическое состояние предприятия, увеличить объемы продаж и укрепить маркетинговую стратегию предприятия в целом.
Структура выпускной квалифицированной работы. Работа включает введение, две главы, которые содержат семь параграфов, а также заключение, список литературы и приложения.
Предприятие всё время развивается, добивается успехов, улучшает свою продукцию и завоевывает определенные доли рынка. В процессе проведенной нами работы, мы изучили основные предпосылки выхода пищевой промышленности на международный рынок. После чего рассмотрели формы, методы и стратегии проникновения на внешний рынок. Но так как, выбранное нами предприятие, занимается выпуском пищевой промышленности, то на это стоит обратить большое внимание.
Для выхода предприятия на международный рынок необходимо решить ряд задач. Для начала изучить внешнюю среду компании на местном рынке, тщательно изучить потребности покупателей, это необходимо для сравнения при выходе на международный рынок. Выти на зарубежный рынок не большая проблема, а вот удержаться на нем, принести больше прибыли, чем убытков и затрат при попытке внедрения, это уже задача намного сложнее. Необходимо проанализировать маркетинговую деятельность предприятия. В ходе нашей работы, мы выяснили, что на данный момент в компании присутствует отдел маркетинга, который успешно выполняет свои задачи на местном рынке. Но необходимо его улучшить, переквалифицировать персонал.
Мы рассмотрели в данной работе предприятие АО «Белгородский хладокомбинат». Данная фирма очень развита, у нее очень насыщенная инфраструктура, большой оборот и высокая прибыль. Разумеется, присутствует и играет большую роли отдел маркетинга. Так как предприятие на местном рынке довольно известное, белгородское население предпочитают мороженое белгородского производителя, то следует расширять зоны своей деятельности. Сначала продукцию поставляли по областям и соседним городам. На сегодняшний день и на международных рынках, только пока европейских.
Нами было предложено выйти на азиатский рынок, а именно путем проведения выставки и дегустации в городе Тянь Дзинь, который расположен в 150 км от Пекина. Для проведения выставки необходимо хорошо подготовиться. А именно провести маркетинговые исследования. Так как отдел маркетинга нашей компании ни совсем компетентен для столь высоких задач, то мы порекомендовали нанять специалистов со стороны. Специалисты из третьих организаций знают свою дело, поэтому выполнят свою работу быстро и качественно. Разумеется, это будет стоить намного дороже, если бы маркетинговые исследования проводили наши специалисты, но нашим маркетологам необходимо заниматься на местном рынке. Предприятие большое и мы не сможет оставить его без отдела маркетинга даже на местном рынке на определенный срок времени.
Есть проблема, которую предприятию надо учитывать, это погода. Так как мороженое это сезонный вид товара, то и его потребность зависит от окружающей среды.
Например, в начале лета была проведена выставка в Воронеже, посвященная Дню Победы. Погода была нелетная, иногда шел дождь. Вот и итог, в прошлом году на такой же выставке было продано 580 коробов мороженого, а в этом 70. И никак повлиять на желание потребителей нельзя. Поэтому при проведении выставке в Китае возможны тоже разные нюансы, которые надо учитывать.
При выборе международного рынка, необходимо проанализировать сбытовую политику, товарную, ценовую. Внедряясь на новый международный рынок, необходимо изучить все религиозные интересы населения и так далее.
Западный и восточный рынок разные, у нас разные особенности и специфики. У западных компаний сложились многолетние устоявшиеся партнерские отношения со своими поставщиками. Единственный минус на западном рынке то, что у них нет крупных оптовиков, тем самым приходится работать с множеством средних и небольших магазинов. Высокие требования к качеству и сертификации, но в прочим, как и везде, даже на восточных рынках. Большим плюсом восточного рынка является наличие оптовых торговых организаций. Торг с восточными партнерами всегда приветствуется. В контрактах с европейскими компаниями многие аспекты договора могут быть не прописаны, но что касается восточных партнеров, то здесь нужно учитывать все детали, заверять условия на бумаге обеими сторонами. Это можно отнести к упаковке товара и его маркировке, условия возврата отбраковки, обеспечение сервисной поддержки и ремонтных услуг, гарантийные сроки и страховые обязательства для покупателей страны.
После проведения выставки в Китае, планирует подписание договора. Следовательно, надо уделить большое внимание политической и юридической сфере этого вопроса. И после подписания у предприятия в принципе увеличится прибыль в связи с продажей продукции. Но важным фактором является имидж и рейтинг компании, продвижение по мировым рынкам. Это предприятие войдет в историю.
1. Федеральный закон. О рекламе. Москва:Ось-89,2005 - 31 с.
2. Акулич, И. Л. Международный маркетинг: учебник / И. Л. Акулич.- 2-е изд. - Минск: БГЭУ, 2007- 320 с.
3. Алекперов В. Заглядывая в будущее // В. Алекперов, 2007- 214с.
4. Александрович Л.М. Структурная перестройка и конкурентоспособность экономики РБ: проблемы и пути их решения / Л.М. Александрович и др. - Мн.: ГНУ «НИЭИ Минэкономики РБ», 2004. - 168 с.
5. Антонов Г.А. Основы стандартизации и управления качеством/Г.А. Антонов. - Москва: ИНФРА-М издательство, 2005 г.- 512 с.
6. Багиев Г.Л. "Маркетинг", Санкт-Петербург, "Питер"/ Г.Л. Багиев, 2013г.-736с.
7. Багиев Г.Л. Международный маркетинг: учебник для вузов / Г.Л. Багиев, Н.К. Моисеева, В.И. Черенков.- 2-е изд. - Санкт Петербург: Питер, 2009. 688 с.
8. Буров А.С., «Международный маркетинг», изд. «Дашков и К»/ А.С. Буров 2005г.- 284 с.
9. Вахрушина М.А. Управленческий анализ: учебное пособие - 6-е изд., испр. - Москва: Омега-Л// М.А. Вахрушина 2010. - 397 с.
10. Волсков, Р.Г. Товарные знаки в условиях рыночной экономики / Р. Г. Волсков, Р. А. Восканян. - Москва: Путь, 2010- 209 с.
11. Воронина Л.А. Системный подход к созданию и функционированию совместных предприятий. - Москва: Система/ Л.А. Воронина 2008 г.- 199 с.
12. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учеб. для вузов / под ред. Л.Е. Стровского.- 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ, 2009.
13. Герчикова И.Н. Международная коммерческая практика. 3 тома. - М.: Совинтерэко - МГИМО/ И.Н. Герчикова 2010 г.- 587 с.
14. Глубокий, С.В. Маркетинг / С.В. Глубокий. - Минск: Тонпик, 2012. - 188 с.
15. Голубков, Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения / Е.П. Голубков. - Москва: Экономика, 2010. - 308 с.
16. Григорьева Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: Учебник для магистров / Т.И. Григорьева. — Москва: Юрайт, ИД Юрайт, 2014. — 462 c
17. Гурова И.П. Мировая экономика: учебник. - М.:Омега-Л/ И.П. Гурова 2009 г. -391 с.
18. Диденко Н.И.,Самохвалов В.В.«Основы международного маркетинга».
- Санкт-Петербург: «Политехника»// Н.И. Диденко 2000г- 484с.
19. Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация/ Ю.В. Димов. - Москва: Юрайт-Издательство, 2008 г. -432 с.
20. Завьялов, П.С. Маркетинг: в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие / П.С. Завьялов. - Москва: ИНФРА-М, 2011. - 250 с.
21. Захаров С.Н. Эффективность внешнеэкономического комплекса: методы обоснования и стимулирования. - Москва: Экономика/ С.Н. Захаров 2012г.-396 с.
22. Иванова И.Н. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / под ред. И.Н. Иванова. - Москва: ИНФРА-М, 2008. 297 стр.
23. Измайлович С.В. Риски предприятий легкой промышленности / Вестник БГУ/ С.В. Измайлович 2012- 96с.
24. Карпова С.В., « Международный маркетинг », Москва: изд. « Экзамен »/ С.В. Карпова 2005г.- 287 с.
25. Колчина, Н. В. Финансовый менеджмент: учебное пособие для вузов / Н. В. Колчина.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 464 стр.
26. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К. Л. Келлер.- 12-е изд.
- Санкт-Петербург: Питер/ Ф. Котлер, 2008. - 816 с.
27. Крайнова Ю.Б., Краткий курс: Международные стандарты. - Москва: Омега-Л/ Ю.Б. Крайнова 2009 г. -321 с.
28. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента: Учебное пособие. — 2-е изд., доп. Санкт-Петербург: МиМ/ О.Т. Лебедев 2007. - 264 с.
29. Лукинова Л.И. Управление конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов, Менеджмент в России и за рубежом/ Л.И. Лукинова 2013 № 2. - 34 с.
30. Лукша П.М. Проведение маркетинговых исследований// Финансовый директор/ П.М. Лукша 2013. №6. - 53 с.
31. Максименко Л. С., Стратегический менеджмент: учебник. - Москва, КНОРУС/ Л. С. Максименко, С. В. Панасенко, В. Н. Парахина 2012. - 74 с.
32. Международная организация сертификации // Международная электротехническая комиссия: электронный сайт 2013 г, URL:
http://ru.wikipediа.org (дата обращения: 03.12.2013).
33. Мистакопуло В. Организация сбыта через дистрибьюторов.// Управление каналами дистрибуции/ В. Мистакопуло, 2010.- N 1.-C. 10-12.
34. Николаев Н. Современные технологии продаж пищевой промышленности.// Эксперт/ Н. Николаев, 2008г.- 208 с.
35. Ноздрёва Р.Б., «Международный маркетинг», М.: изд. «Экономист»/ Р.Б. Ноздрёва, 2005г.- 900с.
36. Павлова. Н. Н. Маркетинг в практике современной фирмы: учебник для бизнес-школ/ Н. Н. Павлова - Москва: Норма, 2008. 370 с.
37. Пилипенко Н.Н. Основы маркетинга: учебн-метод. пособ. 4-е изд. - Москва: Дашков и Ко/ Н.Н. Пилипенко, E.JI. Татарский, 2006.- 173 с.
38. Платонова Н.В. Как контролировать затраты // Расчет/ Н.В. Платонова, 2006. № 2. -71 с.
39. Полякова В.В., Мировая экономика и международный бизнес: учеб. для вузов / под общ. ред. В. В. Полякова, Р. К. Щенина.- 3-е изд., стер. - М.: КноРус, 2006г.- 656 с.
40. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник/ Ф.П. Половцева. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 248 с.
41. Помигалов И.А. Понятие антикризисного управления в работах российских и зарубежных ученых / И.А. Помигалов / Менеджмент в России и за рубежом/ И.А. Помигалов 2005г.- № 4. С. 8-15
42. Попов, Л.В. Стратегия выхода на международный рынок // Стратегический менеджмент./ Л.В. Попов, И.А. Маслов- 2012.- №1.- С.55-57.
43. Прозоровский, С.А. Международный маркетинг: учеб. пособие для вузов / С. А. Прозоровский. - Москва: Благовест-В, 2007. 160 стр.
44. Сертификация продукции и услуг // Сертификат соответствия ГОСТ Р: электронный сайт 2010 г, URL: http://www.dmob.org.ru (дата обращения: 13.11.2013).
45. Сейфуллаева М.Э., «Международный маркетинг», -М.: изд. «Юнити- Дана»/ М.Э. Сейфуллаева, 2004г.- 319с.
46. Симионов Р. Анализ конкурентных преимуществ строительного предприятия в рыночной среде // Проблемы теории и практики управления/ Р. Симионов - 2013. - № 12. - С. 368.
47. Строков, В.А. Управление маркетингом на предприятии / В.А. Строков. - Москва: Хорс, 2011. - 238 с.
48. Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник. - Москва.:КноРус/ А.В. Тебекин, Б.С. Касаев 2013г. - 676 с.
49. Шанк Дж. Стратегическое управление затратами. Новые методы увеличения конкурентоспособности. Санкт-Петербург.: «Бизнес Микро»/ Дж. Шанк , В. Говиндараджан. 2011г.- 135 с.
50. Шеремет, А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / А. Д. Шеремет.- изд. доп. и испр. - Москва: ИНФРА-М, 2008. 416 стр.
51. Чернявский А.Д. Антикризисное управление. К.: МАУП/ А.Д. Чернявский 2010г.- 250с.