Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЧЕСТЬЮ ПЕРСОНАЛА 5
1.1 Управление персоналом организации: общие понятия, технологии 5
1.2 Технологии управления текучестью персонала: понятия, особенности 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЧЕСТЬЮ ПЕРСОНАЛА В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 33
2.1 Характеристика деятельности компании «Х» и деятельности служб по управлению персоналом 33
2.2 Анализ деятельности компании «Х» на предмет применения технологий управления текучестью персонала 41
2.3 Рекомендации по оптимизации технологий управлению текучестью персонала в компании «Х» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КОМПАНИИ «Х» 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. АНКЕТА, ЗАПОЛНЯЕМАЯ СОТРУДНИКАМИ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ШКАЛА ОЦЕНОК ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 69
В современном обществе все больше внимания уделяется человеческим ресурсам. Работодатели осознают необходимость работы с персоналом, т. к. правильное воздействие на персонал способствует повышению его трудоспособности. В случае если сотрудников устраивают условия их труда, они заинтересованы в своей работе, это способствует повышению эффективности функционирования организации, и, как следствие, максимизации прибыли, что является основной целью коммерческих компаний. Текучесть персонала является достаточно серьезной проблемой для множества организаций, т. к. повышение ее уровня вынуждает руководство нести дополнительные издержки. Также наличие подобной проблемы зачастую сигнализирует о серьезных проблемах в системе управления персоналом. Степень разработанности проблемы повышенного уровня текучести кадров на предприятии достаточно высока. В 2015 году данное явление рассматривали Базык Е. Ф. и Сазонова Д. И. в статье «Снижение текучести кадров в современных экономических условиях», а также Щанина Е. В. и Синева А. Г. В статье «Текучесть персонала как один из основных показателей эффективности работы с персоналом». В 2016 году Шульгина М. А. осветила проблему высокой текучести в исследовании «Текучесть персонала на промышленных предприятиях и способы ее снижения». Как можно заметить, данные работы являются достаточно «свежими», но большинство из авторов ссылались в своих статьях на источники более раннего издания, что говорит о том, что проблема повышенной текучести рассматривается давно и является актуальной и в данный момент времени. В данной работе рассматриваются технологии управления текучестью персоналом в финансово-кредитной организации, которая предпочла скрыть свое название, поэтому далее ее наименование будет фигурировать как «компания «Х»». Важно найти определенный подход к взаимодействию с работниками и достижению положительных результатов в процессе деятельности предприятия
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы заключается в поиске способов сокращения уровня текучести персонала в финансово-кредитной организации. Исходя из выбранной цели, необходимо выделить задачи исследования:
1. Изучить общие понятия технологий управления персоналом в организации;
2. Рассмотреть технологии управления текучестью персонала, изучить общие понятия, определить особенности;
3. Рассмотреть финансово-кредитную организацию (компанию «Х») на предмет ее деятельности;
4. Проанализировать финансово-кредитную организацию (компанию «Х») на предмет применения технологий управления текучестью персонала и определить основные проблемы, связанные с текучестью кадров;
5. Предложить рекомендации по оптимизации существующих технологий управления текучестью персонала в компании «Х».
Объектом исследования выступает финансово-кредитная организация (компания «Х»), предмет – применение технологий управления текучестью персонала. Общенаучными методами исследования выступили анализ, синтез, индукция, сравнение. Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав: теоретическая и практическая части. Теоретическая часть представляет собой определение теоретических аспектов технологий управления персоналом, а также технологий управления текучестью персонала. Практическая часть состоит из анализа деятельности компании «Х», в том числе на предмет использования технологий управления текучестью персонала, а также из анализа имеющихся проблем, связанных с повышением уровня текучести персонала, и рекомендаций по оптимизации существующих технологий управления текучестью персонала в компании «Х».
Технологии управления персоналом представляют особую важность для организации, т. к персонал является одним ключевых ресурсов организации. Существует множество трактовок понятия «технологии управления». Определение понятия технологий управления персоналом звучит следующим образом: «совокупность приемов, способов и методов воздействия на персонал в процессе его найма, использования, развития и высвобождения с целью получения наилучших конечных результатов трудовой деятельности».
Во множестве организаций имеется проблема повышенной текучести персонала, и важно правильно использовать технологии, способствующие сокращению уровня текучести кадров. Технологии управления текучестью персонала – это совокупность приемов, способов и методов воздействия на персонал с целью предотвращения повышения допустимого уровня движения рабочей силы в организации и получения наилучших конечных результатов трудовой деятельности. Основными направлениями снижения повышенного уровня текучести кадров выступают применение Assessment-center при отборе персонала, формирование прозрачной системы оплаты труда, системы грейдов, конкурсы мастерства, применение технологий адаптации персонала, повышения квалификации, ротация персонала и формирование кадрового резерва.
Большинство из вышеуказанных направлений требует немалых материальных издержек, но в дальнейшем это будет способствовать повышению производительности труда персонала. Также необходимо правильно формировать состав руководителей, которые будут способны надлежащим образом мотивировать своих подчиненных работать более продуктивно и не оказывать морального давления на них.
Компания «Х» – крупная финансово-кредитная организация, имеющая кадровую политику, направленную на максимизацию производительности труда персонала. В рамках ее деятельности применяется множество технологий управления персоналом, большинство из которых выступают в роли технологий управления текучестью персонала. Деятельность руководства компании также направлена на применение мер по сокращению текучести кадров. Но, судя по динамике коэффициента текучести персонала, имеется тенденция к его увеличению и переходу в «желтую рабочую зону», что говорит о превышении значения коэффициента 21%. Поэтому необходимо разработать некоторые рекомендации по сокращению уровня текучести кадров.
В организации существует процедура получения обратной связи от увольняющихся сотрудников о причинах их ухода. Заключается она в заполнении сотрудником анкеты, в которой содержится перечень возможных причин. Стоит отметить, что некоторые пункты не позволяют полноценно определить имеющуюся проблему в организации, связанную с управлением персонала. Таким образом, автором было предложено несколько рекомендаций по уточнению нескольких пунктов имеющейся анкеты, а также направлений снижения их негативного влияния.
Также в качестве рекомендации выступает введение формирования рабочих групп согласно теории Белбина, который сформировал перечень командных ролей. Все командные роли имеют свои сильные и слабые стороны, и, в зависимости от особенностей, существуют взаимодополняемые роли, которые необходимы для успешной работы команды. Данная рекомендация может способствовать сокращению количества конфликтов в организации и формированию положительного климата.
1. Агапова Е. Н. Подготовка менеджеров к управлению развитием персонала на основе подхода «обучение действием». Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва – Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». 2013. – №3 – С. 230-234.
2. Базык, Е. Ф. Снижение текучести кадров в современных экономических условиях / Базык Е. Ф., Сазонова Д. И. //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва: Научно-информационный издательский центр и редакция журнала "Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». – 2015. № 9-1. – С. 109-115.
3. Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики. А.Н. Азрилиян. 1997.
4. В. И. Герчиков. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2003
5. Волкова Н. С. Применение технологии геймификации для повышения мотивации персонала коммерческой фирмы на основе мобильных технологий/ Волкова Н. С., Середа А. И., Яковлева М. Ю.//Качество информационных услуг. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции – Тамбов. ООО «Консалтинговая компания Юком»:, 2017.– С. 1
6. Горбатенко Е. А. Сопротивление изменениям как проблема организационного развития. – Материалы III-й конференции СПБ клуба консультантов и тренеров «Как создать и продвигать новый тренинг или бизнес-семинар. (Таганрог). – 2016. № 3. – 4 С.
7. Годовой отчет банка за 2017 г.
8. Грехем X.T., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. — М.: Юнити, 2003.
9. Джавадова Ю. С. Текучесть кадров как современная проблема управления персоналом. /Джавадова Ю. С., Резникова О. С. // Современные технологии управления персоналом: сборник научных трудов преподавателей, аспирантов, соискателей, магистрантов и студентов / Под науч. ред. д. э. н. О. С. Резниковой. – Симферополь: Аэтерна, 2016. – С. 180-183.
10. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2003. – 720 с.
11. Информационный ресурс СПАРК. URL: http://www.spark-interfax.ru (Дата обращения 11.03.2018.)
12. Кизюн Ю. Н.. Рекрутинг как современная технология отбора персонала – Общество в эпоху перемен: современные тенденции развития: Материалы Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, проводимой в рамках II Междунар. форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Управляем будущим!». Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Новосибирск – Изд-во СибАГС. 2014. – С. 112-113.
13. Киселева, Е. В. Планирование и развитие карьеры : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. В. Киселева. – Вологда : Легия, 2010. – 332 с.
14. Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1989. 272 с.
15. Коростелева Д. А. Работа с кадровым резервом как современная проблема управления персоналом. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва – Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». 2017.– №3-1– С. 93-97....48