Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ
1 НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТУРИЗМ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 6
1.1. Понятие и история научно-популярного туризма 6
1.2. Особенности объектов научно-популярной туристической инфраструктуры 11
1.3. Роль высших учебных заведений в развитии научно-популярного туризма 16
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗВИТИИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТУРИЗМА 27
2.1. Оценка ресурсного потенциала высших учебных заведений Санкт-Петербурга для
развития научно-популярного туризма 27
2.2. Анализ использования научно-исследовательской инфраструктуры высших учебных
заведений в развитии научно-популярного туризма в России и за рубежом 33
2.3. Анализ состояния ресурсной базы Санкт-Петербургского государственного
университета для развития научно-популярного туризма 40
3 РАЗАРБОТКА ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ СПБГУ 50
3.1. Составление и описание туристического маршрута 50
3.2. Расчет стоимости тура 56
3.3. Рекомендации по продвижению туристического маршрута 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Последние годы со стороны государства уделяется большое внимание развитию отечественной науки и всячески оказывается поддержка молодым ученым. Так 2022-2031 годы в Российской Федерации были объявлены Десятилетием Науки и технологий, в рамках которых были поставлены определенные задачи, в основе которых лежит привлечение молодого поколения в научную сферу и повышение уровня информативности о достижениях науки Российской Федерации. Такое событие не могло не коснуться туристической отрасли страны, в связи с чем на сегодняшний день государство прилагает большие усилия на развитие научно-популярного туризма, который играет ключевую роль в достижении поставленных задач государством в рамках Десятилетия Науки.
Научно-популярный туризм позволяет рассказывать о сложных вещах простыми словами, совмещая все это с возможностью узнать много интересного не только о науке, но и о городе, где проводится тур или экскурсия. Несомненно, главным местом притяжения науки являются высшие учебные заведения, однако большинство из них могут быть интересны и с точки зрения туризма, так как богаты значительной ресурсной базой. Одним из таких высших учебных заведений является Санкт-Петербургский государственный университет, который примечателен не только из-за высокого уровня образования, но также из-за наличия богатой музейной коллекции и уникального Научного Парка.
Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что в современном мире у молодежи достаточно низкий уровень заинтересованности в научной деятельности и отсутствие понимания о всех возможностях и достижениях отечественной науки. Мало кто признает Санкт-Петербургский государственный университет объектом научно-популярного туризма и даже просто знаком с его ресурсной базой, хотя он имеет все возможные условия и ресурсы для реализации и развития данного направления.
Объектом исследования является научно-популярный туризм в Санкт-Петербурге.
Предмет исследования - развитие научно-популярных туров на базе Санкт- Петербургского государственного университета.
Цель работы: создание актуального туристского продута научно-популярного направления с использованием ресурсной базы Санкт-Петербургского государственного университета, который будет способствовать популяризации научной деятельности и привлечению абитуриентов в университет.
Задачи исследования:
1. Определение специфики научно-популярного туризма в России и за рубежом.
2. Изучение объектов научно-популярного туризма в России, выявление их особенностей.
3. Выявление научно-исследовательской инфраструктуры, функционирующей на базе высших учебных заведений Санкт-Петербурга.
4. Изучение особенностей и возможностей Санкт-Петербургского государственного университета, анализ его научно-исследовательской инфраструктуры.
5. Проведение исследования для выявления спроса на научно-популярные туры по городу и туры, включающие посещение высших учебных заведений.
6. Определение слабых и сильных сторон научно-популярного туризма в целом, формирование предложения по решению существующих проблем.
В первой главе выпускной квалификационной работы представлены теоретические аспекты научно-популярного туризма, приведены основные периоды его развития, изучены объекты, относящиеся к научно-популярного туризму и его особенности. Изучена роль высших учебных заведений в развитии данного направления.
Во второй главе проводится анализ научно-исследовательской инфраструктуры в России и за рубежом, использование ее в высших учебных заведениях России и исследование функционирующей на сегодняшний день ресурсной базы Санкт-Петербургского государственного университета.
В третьей главе выпускной квалификационной работы разрабатывается туристический маршрут научно-популярного направления по Санкт-Петербургу, с использованием ресурсной базы СПБГУ, также приводятся расчеты тура и рекомендации по его продвижению.
Научно-популярный туризм в том виде, в котором он существует сейчас, относительно новое направление на туристическом рынке, при этом довольно активно развивающееся. На ближайшие 10 лет в рамках Десятилетия науки государство поставило важную задачу по улучшению развития научной отрасли страны, привлечению еще большего числа молодых специалистов в науку и повышение уровня информативности о достижениях научноисследовательской деятельности среди местного населения.
В рамках дипломной работы были изучены теоретические аспекты научнопопулярного туризма, выявлены особенности и различия в Российской Федерации и зарубежных странах, проведено исследование существующих объектов научно-популярного туризма в Санкт-Петербурге и в особенности уделено большое внимание высшим учебным заведениям и их объектам научно-популярной инфраструктуры.
Среди факторов, сдерживающих развитие научно-популярного туризма в целом, можно выделить следующие: Недостаточное государственное управление по данному направлению; Проблема кадрового состава (научные сотрудники не имеют квалификацию экскурсовода, а экскурсоводы не могут вести экскурсии на территории научного объекта); Отсутствие формализованного процесса вхождения в реестр объектов научно-популярного туризма; Ограничения по числу участников для посещения экскурсий. Однако благодаря тому, что данному направлению уделяется большое внимание со стороны государства, у него есть большой потенциал для развития, что обусловлено следующими факторами:
• В первую очередь возможность совершенствовать кадровый состав путем проведения аттестации для научных сотрудников;
• Привлечения большего числа туристов путем внедрения интерактивных мероприятий;
• Взаимодействие на постоянной основе научно-исследовательских объектов с объектами туриндустрии;
• Формирование межрегиональных маршрутов по Российской Федерации.
Высшие учебные заведения всегда занимали важное место в жизни любого государства, но проведенный анализ в ходе работы показал какое значение они занимают в туризме, в особенности в научно-популярном. Для выявления более востребованных университетов Санкт-Петербурга с точки зрения туризма был проведен социологический опрос среди наиболее популярных туроператоров города, после чего были выделены основные объекты научно-популярной инфраструктуры, которые могли бы быть задействованы в рамках научно-популярного туризма. Наибольшее внимание было уделено Санкт- Петербургскому государственному университету. Проведенный анализ показал, насколько обширна ресурсная база университета, которая включает в себя 8 научных музеев, Ботанический сад, Библиотека им. Горького и Библиотека Бестужевских курсов, а также Научный парк, в составе которого 23 ресурсных центра.
На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что основными сдерживающими факторами для развития массового туризма на базе Санкт-Петербургского государственного университета являются ограничения по числу участников на объектах, установленные требования безопасности, также низкий уровень узнаваемости и посещаемости объектов не только гражданами страны, но и студентами, и сотрудниками университета.
Завершающим этапом работы является разработка туристического маршрута по Санкт- Петербургу с вовлечением объектов научно-популярной инфраструктуры Санкт- Петербургского государственного университета. Тур ориентирован семьи с детьми и школьников, чтобы с одной стороны интересно и познавательно познакомить туристов с возможностями и научными достижениями города и университета, а с другой провести совместный отдых всей семьей.
[1] История российского туризма: Учеб. Пособие/ Под общей редакцией Т.И. Власовой.-СПБ.: Издательства Д.А.Р.К., 2009. - 432 с. (дата обращения 26.02.24)
[2] Холодилина Ю.Е. Теоретические аспекты развития научного туризма // Вестник ОГУ №13 (132)/2011 (дата обращения 26.02.2024)
[3] Баранова А.Ю. Научно-популярный туризм: структура и методы финансирования // Научный журнал «Управленческий учет» №4, 2022 (дата обращения 26.02.2024)
[4] Афанасьева А.В., Логвина Е.В., Христов Т.Т. Методологические основы научнопопулярного туризма // Сервис в России и за рубежом. 2023. Т.17. №2. С. 5-25. (дата обращения 27.02.2024)
[5] Концепция развития научно-популярного туризма в Российской Федерации на период до 20235 года [Электронный ресурс] URL: Концепция.рйГ (tourismsafetv.ru) (дата обращения: 28.02.24)
[6] Муравьева М.В. Развитие научно-популярного туризма [Электронный ресурс] URL: 1 2023 36-43.pdf (дата обращения: 28.02.24)
[7] Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Сведения об особо охраняемых природных территориях [Электронный ресурс] URL: https://goo.su/LyiZI (дата обращения: 28.02.24)
[8] Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник 2023 [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 (дата обращения: 28.02.24)
[9] Официальный сайт научно-производственного внедренческого предприятия «Турбокон» http://turboconkaluga.ru/ (дата обращения: 01.03.24)
[10] Всероссийский реестр объектов научно-популярного туризма [Электронный ресурс]
URL: https://scienceid.net/upload/tourism document/da/6/cfe4a3ef 6.pdf (дата обращения:
01.03.24)
[11] Плиева Е.Н. Проблемы развития научно-популярного туризма: расширение границ путешествий через образование // «Экономика и социум» №5 (108) - 1 2023 - 6 с. (дата обращения 02.03.2024)
[12] Krylova E.A. “REBOOT” OF WORLD TOURISM: SCIENTIFIC TOURISM [Электронный ресурс] URL:
https://www.researchgate.net/publication/349029087 REBOOT OF WORLD TOURISM SCIEN TIFIC TOURISM (дата обращения: 05.03.24)
[13] Рейтинговое агентство «РАЭКС - Аналитика». Рейтинг лучших вузов России, 2023 год
[Электронный ресурс] URL: https://raex-rr.com/education/russian universities/top-
100 universities/2023/ (дата обращения: 07.03.24)
[14] Томский Политехнический университет: официальный сайт. - Томск [Электронный ресурс] URL: https://tpu.ru/ (дата обращения: 10.03.24)
[15] Программа научно-популярного туризма в Томской области [Электронный ресурс] URL: https://scienceid.net/tourism/1/72/53 (дата обращения: 10.03.24)
... всего 50 источников