Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПАДОЧНИЧЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 1920-Х ГОДОВ В СССР

Работа №143914

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы126
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. «Лики упадочничества» 12
§1. Советский эмоциональный режим 1920-х годов 12
§ 2. «Есенинщина»: практики, группы и политический контроль 28
§ 3. Классовая теория и борьба с оппозицией в дискуссиях об упадочничестве 48
Глава 2. Упадочничество в Комсомоле 62
§1. Комсомольская повседневность: дисциплинарный дискурс 63
§2. «Болезненные настроения» 78
§3. Недостаток товарищеской «чуткости» 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 111
Список литературы 114


«Упадочничество» в 1920-е появилось в советском дискурсе как общее название широкого круга явлений, к которому в тех или иных текстах могли относиться в равной степени самоубийства, половая распущенность, хулиганство, пьянство, пессимистические настроения, индивидуализм и т. д. – то есть весь перечень недостатков советского человека в эпоху нэпа. Поэтому в государственном дискурсе всепоглощающему явлению упадочничества была противопоставлена еще более значительная идея социалистического строительства, которая подразумевала неустанную борьбу за построение нового общества.
Нужно иметь в виду, что сначала слово «упадочничество» использовалось литературными критиками в качестве термина, характеризующего всё несоветское в произведениях и писателей-попутчиков, и пролетарских писателей. Рост самоубийств в середине десятилетия, принявший угрожающие масштабы в Москве и Ленинграде , и озабоченность проблемами нэпа, которая разделялась не только советским руководством, но и рядовыми гражданами, привели к расширению области применения понятия упадочничества. Оно почти в том же значении теперь использовалось для характеристики общественной ситуации в целой стране. Самые значительные кампании против него были проведены в конце 1926 – 1927 годах, когда параллельно с упадочничеством после нашумевшего самоубийства Сергея Есенина использовался термин «есенинщина», не менее расплывчатый, чем первый, и во многом синонимичный ему.
Особенную остроту проблеме придавал тот факт, что именно молодежь оказалась наиболее подверженной упадочническим идеям – если волна самоубийств в этот период была характерна и для других стран, то только в СССР был таким высоким процент молодежи среди суицидентов. Это совершенно не соответствовало каноничному представлению о юных строителях социализма, которые должны были обеспечить будущее процветание советского государства.
Мы вслед за М. Макдональдом и Т. Мёрфи считаем, что каждая эпоха имеет свою собственную «герменевтику самоубийств». Кеннет Пинноу представляет советскую эпидемию самоубийств не как экзистенциальную, а как государственную проблему. Это позволяет нам рассматривать упадочничество как отдельный социокультурный феномен, а не как пример девиантного поведения.
Под феноменом упадочничества мы понимаем нежелание следовать идеям социалистического строительства, и вслед за Г. Покровским выделяем два его типа. Во-первых, «наркотику и хулиганство», которые, скорее, могут быть рассмотрены как девиация – хулиганство вообще причислялось к административным или даже уголовным преступлениям. Во-вторых, эмоциональное, нервное напряжение, крайним выражением которого были самоубийства. Покровский выстроил последовательность эмоций, ведущих к суициду: «грусть, отчаяние, безнадежность, мистика и смерть». Мы сосредоточимся на рассмотрении второго типа упадочничества, связанного с острыми эмоциональными переживаниями.
В историографии упадочничество само по себе не получило комплексной разработки и обычно рассматривается в рамках исследований по истории советской молодёжи и повседневности эпохи Нэпа, где очевиден подход, направленный на изучение субъекта и его повседневных практик. В главе о самоубийствах в книге «Советская повседневность: нормы и аномалии» Н. Б. Лебина называет их девиацией , В. П. Булдаков пишет о протестном духе самоубийств в Красной Армии ; А. Марков делает ряд ценных замечаний о политическом восприятии упадочничества в главах о студентах двадцатых годов ; В. С. Тяжельникова видит причины самоубийства в повседневной сфере и в мировоззренческом конфликте ; Маликова М. представляет нэп как патогенный период, порождающий неврозы. А. Ю. Рожков, рассматривая молодежь, также не обходит вопрос о самоубийствах в этой среде и рассматривает их, во-первых, в контексте студенческих чисток, во-вторых, как недовольство красноармейцев несправедливым отношением со стороны командиров. Все указанные авторы, как можно увидеть, пишут в основном о самоубийствах, редко упоминая явление упадочничества. Однако они приводят ценные свидетельства по поводу проблемы и, что не менее важно, дают контекст для её рассмотрения.
В зарубежной историографии эта тема более разработана. Монография Кеннета Пинноу «Lost in collective» посвящена самоубийствам в СССР в двадцатые-тридцатые годы, в ней подробно рассмотрены дискурсивные стратегии власти в отношении этой проблемы. Марк Стейнберг изучил мировоззрение рабочих на примере пролетарской поэзии 1910-1925 гг. и показал, что им было свойственно трагическое самоощущение. Энн Горсач в своей содержательной монографии описала повседневную жизнь советской молодёжи двадцатых годов, отдельно останавливаясь на разборе упадочничества. Эрик Найман сосредоточился на вопросах сексуальности в контексте советской идеологии. Актуальность и эффективность антропоцентрического взгляда на советскую историю 1920 х гг. позволяет обратиться и к такой трудно познаваемой области как эмоциональная жизнь человека , которая в той или иной степени является продуктом культуры и идеологии. С исторической точки зрения этот аспект может рассматриваться с помощью нового направления «истории эмоций», которое совсем недавно стало разрабатываться в России. «Эмоциональный режим», который создавала советская власть, хорошо просматривается на примере упадочничества, особенно ярко проявившемся в молодежной, комсомольской среде. Мы хотим доказать, что эмоциональные практики населения в двадцатые годы заставили власть пересмотреть свою политику в этом отношении.
Основной массив источников находится в фондах Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга, где содержатся фонды комсомола. Привлечены как наиболее приближенные к рядовым комсомольцам документы первичных организаций (Завод «Электросила» (К-1791), фабрика «Веретено» (К-471), завод «Красный треугольник» (К-156), «Ижорский завод им. А. А. Жданова» (К-764), Прядильнониточная фабрика им. Ст. Халтурина (К-164), Завод Карла Либкнехта (К-1861), Кировский завод (К-202)). Также мы обращаемся к комсомольским организациям более высокого уровня. Ленинградский уездный комитет (Ф. К-603) представлял собой второй уровень в комсомольской иерархии после первичных организаций. Фонд К-601 содержит документы Ленинградской губернской организации ВЛКСМ до 1928 г. В фонде К-599 представлены материалы Ленинградского областного бюро ЦК ВЛКСМ, в фонде К-598 – областного комитета. В последнем фонде сосредоточены разные материалы о работе подразделений комсомола, наибольшую ценность для нас представляют сведения о комсомольских организациях вузов и техникумов (Д. 4885, 4886, 4887, 4888, 4889, 4890), потому что первичные организации представлены в работе исключительно промышленными объектами. Отсутствующая по вузам низовая информация отчасти восполняется этим материалом. В фонде с документами конфликтных комиссий и товарищеских судов (Ф. К-1418) нередко представлена частная, индивидуальная информация о комсомольцах.
А. А. Слезин, современный историк комсомола, писал, что «чем ниже уровень комсомольских форумов, тем откровеннее говорили комсомольцы» , поэтому мы постарались охватить документы нескольких уровней комсомольской иерархии, чтобы создать относительно полноценную картину комсомольской жизни. Фонды комсомольских организаций от низового до губернского уровня предоставляют различного рода документацию, в основном, официальные, делопроизводственные документы: протоколы собраний, стенограммы докладов, результаты обследований, информационные сводки и т. д.
Архивные источники, используемые в данном исследовании, охватывают территорию Ленинградской области (до 1927 г. – губернии). На наш, взгляд, используемые материалы вполне репрезентативны, так как не противоречат тому, что В. И. Исаев писал о молодёжи Сибири, А. Ю. Рожков о Юге России и т. д.
Нами привлечен комплекс опубликованных источников, в основном стенограммы партийных и комсомольских съездов, различная официальная документация в тематических сборниках («КПСС о комсомоле и молодёжи», «Комсомол и высшая школа» и др.).
Основными источниками для исследования являются многочисленные работы советских теоретиков 1920-х годов по проблемам психологии, быта, идеологии, морали, образования, преступности, авторами которых нередко были приближенные к партии коммунисты и идеологи. Н. И. Бухарин, Е. М. Ярославский, Н. А. Семашко, А. В. Луначарский, Е. А. Преображенский, Л. Д. Троцкий, А. М. Коллонтай и др. принадлежали к партийной элите. Однако несмотря на их высокое положение, они выступали как публицисты наряду с другими авторами, например издателем М. А. Рафаилом, или редактором «Комсомольской правды» И. Т. Бобрышевым. С другие стороны, такие специалисты как педолог А. Б. Залкинд, юрист М. Н. Гернет, психиатр Н. П. Бруханский, социолог А. Г. Каган и др. подходили к своей проблематике с научной точки зрения. Нужно отметить, что оба пласта текстов в той или иной степени должны были способствовать формированию «нового человека». Кроме того, официальность этих текстов, особенно первой группы, позволяет нам понять позицию власти по вопросам повседневности.
Широкое обсуждение проблемы «есенинщины» в печати определило для нас важность периодики и специальных брошюр об упадочничестве, выпущенных во время дискуссий. Среди них тексты В. Ермилова , Г. Покровского , сборники «Против упадочничества. Против есенинщины», «Упадочное настроение среди молодёжи», специальный номер журнала «На литературном посту». Просмотрены некоторые выпуски сатирических журналов «Бегемот», «Бузотер», а также медицинских – «Журнал невропатологии и психиатрии», «Ленинградский медицинский журнал», «Психофизиология труда и психотехника», «Социальная гигиена». Также к исследованию привлечены газеты «Комсомольская правда», «Красная газета», «Смена».
Восприятие советской политики гражданами хорошо прослеживается на мемуарной и дневниковой литературе. В первом случае, как правило, вторая половина нэпа характеризуется как медленный переход к тоталитаризму под руководством И. В. Сталина. Однако всё же стоит заметить, что подобные наблюдения можно обнаружить и в некоторых дневниках. Мы использовали дневник М. М. Пришвина, воспоминания Н. В. Валентинова, А. И. Мильчакова, а также опубликованные на сайте проекта «Прожито» дневники советских служащих В. Ситникова, Р. Куллэ, И. Шитца. Наиболее примечательным для нас стал текст дневника Юсупа Абдрахманова, первого председателя киргизского СНК, в котором он остро переживал несоответствия между личными ощущениями и гражданским долгом.
Современная научная парадигма гуманитарных наук ставит в центр своего изучения человека и его опыт. Мы хотим приблизиться к человеку, понять его страдания, эмоции в противоречивую эпоху двадцатых годов. Актуальность нашего исследования обусловлена универсальностью проблематики «человек-государство». С помощью нашего исследования мы хотим показать влияние идеологии на эмоциональную жизнь человека.
Упадочничество как общественный феномен оформилось к середине 1920-х гг. Уже в начале 1930-х гг. о нём перестали говорить в результате прекращения публичных дискуссий, но это не свидетельствовало об исчезновении этого явления из повседневности советских людей. Поэтому сложно определить точные границы упадочничества, и мы, сосредоточившись прежде всего на второй половине двадцатых годов, привлекаем как более ранние, так и более поздние материалы, чтобы понять контекст этого явления.
Мы хотели бы использовать методологию истории эмоций, которая позволяет говорить об упадочничестве как об эмоциональном убежище от доминирующего властного эмоционального режима, который проводили комсомол, печать, литература и все другие институции советского государства. Эту концепцию выдвинул историк Уильям Редди, разработав теорию «эмоциональных режимов», давление которых приводит к появлению «эмоциональных убежищ». В рамках данной теории упадочничество или «есенинщина» предстают как своего рода «эмоциональные убежища», когда «эмоциональная политика» государства не могла удовлетворить индивидов. Мы не настаиваем, что влияние этого режима было определяющим, однако, нам представляется важным обратить внимание на его существование, потому что эмоции также формировали повседневность советского человека. Кроме того, к отношениям государства и человека мы подходим с точки зрения истории советской субъективности, которая не противопоставляет власть и общество и утверждает, что они были объединены желанием строить социализм. Некоторые радикальные начинания партии, на наш взгляд, встречали поддержку со стороны населения. В данном исследовании мы будем рассматривать власть в широком смысле как анонимный механизм, действие которого пронизывает все стороны жизни. При этом мы рассматриваем власть не только как подавляющую, но и как продуктивную, изобретательную силу. Также для нас полезен подход Мишеля де Серто, французского философа и антрополога в его работе «Изобретение повседневности» (1980), где он предлагает теорию активного в своих практиках субъекта, который зависим от стратегии (дискурса власти), однако волен использовать или избегать его в своих интересах с помощью «искусства делать». Во второй главе мы рассматриваем комсомол с помощью институционального подхода как отдельную организацию, обладающую своими собственными стратегиями в отношении оформления советской повседневности.
Необходимость описать упадочничество как социокультурный феномен заставляет нас обратиться в первой главе к отдельным проблематикам, которые позволят нам понять многомерную природу этого явления. Оно имело различные сферы применения – литературу, идеологию, медицину, и даже этим не ограничивалось. Во-первых, мы дадим характеристику упадочничеству как симптому кризиса в эмоциональной жизни советских людей и рассмотрим идеологическое представление о том, как должен был чувствовать советский человек. Во-вторых, значимость есенинского самоубийства и появление понятия «есенинщины» ставят перед нами задачу исследовать динамику образа поэта во второй половине двадцатых годов. В заключение главы мы обратимся к политическим аспектам дискуссии об упадочничестве. Таким образом, мы постараемся дать убедительный обзор проявлений того, что в двадцатые годы называлось упадочничеством. Во второй главе мы уйдём от мозаичности и частности в чём-то противоречивых проблематик и сосредоточимся на цельном рассмотрении упадочничества среди комсомольцев. Во-первых, именно эта группа репрезентативно представлена соответствующими источниками, во-вторых, комсомол был монопольной организацией молодёжи, в-третьих, он был одним из активных участников борьбы с упадочничеством, в-четвертых, сами комсомольцы часто назывались «упадниками». Связанные с комсомолом вопросы будут встречаться и в первой главе, так как во второй нами будет рассмотрено только то, что связано именно с организационными аспектами сугубо комсомольской жизни. Так, например, в читательских практиках комсомольцев не было особой специфики по сравнению с другими группами молодёжи.
«Упадочничество» мы связываем скорее не с политическим сопротивлением, а с частной реакцией субъекта на советскую действительность. Это могло быть одобрение, понимание идеологии, при осознании собственной неспособности следовать ей; некая позиция вненаходимости , в которой чаще всего пребывали те, кто по комсомольским протоколам имел «халатное отношение к комсомольским обязанностям» или назывались мещанами в силу своих индивидуалистических интересов; кроме того существовало восприятие действительности (политики, быта, бюрократии и т.д.) «близко к сердцу», когда субъект включал большие проблемы, переживая их, в свой индивидуальный опыт; еще одной возможной реакцией была оппозиционная модель поведения, которая тоже ассоциировалась с упадочничеством. Поэтому оказывается неверным восприятие советского субъекта, действующего в бинарных оппозициях протеста и подчинения. На наш взгляд, восприятие советской идеологии, нового официального и тотального дискурса на индивидуальном уровне не могло быть таким однозначным. Хотя именно так этот процесс представляло себе советское руководство.
Целью данного исследования является контекстуализация и анализ феномена упадочничества с помощью методологии истории эмоций, советской субъективности. Мы обратим внимание на то, как современники смотрели на проблему упадочничества, и таким образом попытаемся понять, каким было советское общество двадцатых годов.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- выявить специфику «политики эмоций» советской власти
- определить идеологическое значение упадочничества
- проанализировать динамику восприятия Есенина после его смерти в публичном дискурсе
- рассмотреть роль оппозиции в процессе борьбы с упадочничеством
-проверить тезис о классовости чувства, заявленный в работах советских теоретиков
- обратить внимание на идеологический и дисциплинарный аспекты в работе союза молодёжи
- выявить повседневные проблемы молодёжи в комсомоле
- определить, как они связаны с упадочничеством


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Упадочничество стало свидетельством кризиса, к которому пришла радикальная политика первых лет советской власти. Люди, живущие почти в экстремальных условиях, должны были сохранять молчание по поводу своих бытовых неурядиц, так как иначе могли прослыть упадочниками или даже оппозиционерами. Негативные эмоции, лирические настроения вызывали подозрение власти, которая придавала им политическое значение. Советские идеологи, следуя идеям Карла Маркса о материалистически ориентированной коммунистической чувствительности, пытались построить новое государство именно на таких основаниях. Раннесоветская «политика эмоций» допускала в межличностных отношениях только товарищескую чуткость, которая должна была способствовать социалистическому строительству.
В рамках дискуссии об упадочничестве и есенинщине выявилась нехватка пространства для эмоциональных переживаний. Творчество Сергея Есенина было популярно среди всех слоёв населения, хотя идеологи пытались представить ситуацию в более выгодном для себя свете. С помощью классового подхода они настаивали, что рабочие менее подвержены упадочничеству, а его распространителями являются по большей части студенчество и интеллигенция. Однако в действительности и рабочие, и крестьяне, разумеется, не в меньшей степени были склонны к упадочническим настроениям. Лирическая поэзия оказалась более эффективной в смысле влияния на людей, чем сухие, но содержательные идеологические тексты.
Откровенно протестные самоубийства оппозиционеров в эти годы только способствовали политическому восприятию упадочничества. В результате этого слово стало превращаться в клеймо для антипартийных элементов. Уже заранее заданная негативность упадочничества была подкреплена и новым, оппозиционным смыслом.
Что касается комсомольской повседневности, то её во многом определяли дисциплинарные порядки. Член союза молодёжи подвергался контролю со стороны как руководства, так и коллектива, даже личная жизнь и круг общения становились предметом пристального внимания. В условиях постоянного притока новых членов дисциплину становилось всё труднее наладить, поэтому жесткие меры представлялись гораздо более эффективным, чем воспитательные. Помимо этого недовольство комсомольцев вызывало множество внутренних проблем – невыдача путёвок на обучение, отсутствие условий для получения квалификации, скучная повестка дня, большая загруженность общественной деятельностью, бюрократизация союза. Такие настроения в источниках как «болезненные», «упадочнические».
Наиболее серьезными последствиями обозначенных проблем являлись самоубийства. Высокие требования, которые предъявляли к комсомольцам, приводили к тому, что некоторые молодые люди, которые признавали коммунистические идеалы, но не считали себя способными им следовать, заканчивали жизнь самоубийством. Как партийное, так и комсомольское руководство видело причину этих настроений в несознательности отдельных членов союза, тогда как сама неустроенная комсомольская повседневность провоцировала упадочничество среди молодёжи.
В каком-то смысле советская власть сама провоцировала упадочничество той очень высокой планкой, которой должен был соответствовать советский человек. Господствующий в государстве порядок предполагал минимальную эмоциональность, требовал полной физической отдачи и большой ответственности, при этом материальные условия не были удовлетворительными. Поэтому рождалась необходимость в неких эмоциональных убежищах, ощущение тревоги перед новым и значительным режимом выливалось в создание маргинальных социальных групп, самоубийства или всего лишь в увлечение такими практиками, как чтение Есенина. Власть считала все эти проявления опасными, тогда как субъект хотел получить своё давно знакомое и понятное эмоциональное переживание, которое обеспечивало ощущение стабильности в изменяющемся мире.



Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга
Ф. К-156. Комсомольская организация завода «Красный треугольник»
Ф. К-164. Комсомольская организация Прядильнониточной фабрики им. Ст. Халтурина
Ф. К-202. Комсомольская организация Кировского завода
Ф. К-471. Комсомольская организация фабрики «Веретено»
Ф. К-598. Ленинградский областной комитет ВЛКСМ
Ф. К-599. Ленинградское областное бюро ЦК ВЛКСМ
Ф. К-601. Ленинградский уездный комитет
Ф. К-601. Ленинградский губернский комитет ВЛКСМ
Ф. К-764. Комсомольская организация «Ижорского завода им. А. А. Жданова»
Ф. К-1418. Конфликтные комиссии Центрально-Городского РК ВЛКСМ
Ф. К-1791. Комсомольская организация завода «Электросила»
Ф. К-1861 Комсомольская организация завода им. Карла Либкнехта

Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга
Ф. 416. Бережков Сергей Георгиевич (1889-1942)

Нормативно-правовые акты:
1. Программа и устав Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи. М.: Молодая гвардия, 1927. 94 с.
2. Резолюции и постановления VIII съезда ВЛКСМ 5-16 мая 1928 г. М.: Молодая гвардия, 1928. 217 с.
Статистические материалы:
3. Балашов А. В. ВЛКСМ за 10 лет в цифрах. М.; Л.: Молодая гвардия, 1928. 36 с.
4. Комсомол и его актив: Статистический сборник о численном и качественном составе ВЛКСМ и актива за 1927 и 1928 гг. М.; Л.: Молодая гвардия, 1929. 45 с.
5. Самоубийства в СССР в 1925 и 1926 годах. М.: ЦСУ СССР, 1929. 57 с.
Делопроизводственные материалы:
6. VII съезд ВЛКСМ. 11-22 марта 1926 г. Стенографический отчёт. М.; Л.: Молодая гвардия, 1926. 516 с.
7. XIV съезд РКП(б). О работе профессиональных союзов. Доклад тов. Томского//Известия. 1926. № 2. 3 января. С. 3.
8. XIV съезд РКП(б). О работе комсомола. Доклад Н. И. Бухарина//Известия. 1926. №1. 1 января. С. 6.
9. XV Съезд Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков): Стенографический отчет. - М.; Л.: Гос. изд-во, 1928. 1416 с.
Труды государственных деятелей:
10. Бухарин Н. И. Злые заметки. М.; Л.: Гос. изд-во, 1927. 19 с.
11. Луначарский. А. В. О быте. М., Л., 1927// Наследие А. В. Луначарского. [Электронный ресурс]. URL: http://lunacharsky.newgod.su/lib/o-byte (дата обращения: 03.05.2017).
12. Радек К. Памяти Юрия Лутовинова//Луначарский А., Радек К., Троцкий Л. Силуэты: политические портреты. М.: Издательство политической литературы, 1991. С. 304-306.
13. Троцкий Л.Д. Портреты революционеров / Сост. Ю. Фельштинский. М: Московский рабочий, 1991. 416 с.
14. Троцкий Л. Д. Памяти Сергея Есенина// Есенин. Жизнь, личность, творчество. М.: Работник просвещения, 1926. С. 93-97.
Сборники документов:
15. Комсомол и высшая школа: Документы и материалы съездов, конференций ЦК ВЛКСМ по работе вузовского комсомола (1918-1968 гг.). М.: Молодая гвардия, 1968. 271 с.
16. КПСС о комсомоле и молодежи: Сборник резолюций, решений съездов, конференций партии, постановлений ЦК КПСС и других парт. документов. (1917-1961 гг.). 3-е изд. М.: Мол. гвардия, 1962. 400 с.
17. РКП(б). Внутрипартийная борьба в двадцатые годы: Документы и материалы. 1923 г. / Отв. сост.: В.П. Вилкова. М.: РОССПЭН, 2004. 462 с.
Источники личного происхождения:
18. «Горько видеть жизни край…». Сергей Есенин и Софья Толстая/Публ. Т. Г. Никифоровой // Lib.ru/Классика [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/e/esenin_s_a/text_1925_esenin_i_tolstaya.shtml (дата обращения: 03.05.2017).
19. Абдрахманов Ю. А. Дневники//Прожито. [Электронный ресурс]. URL: http://prozhito.org/notes?date=%221928-01-01%22&diaries=%5B250%5D (дата обращения: 03.05.2017).
20. Бениславская Г. А. Дневник. Воспоминания. Письма к Есенину. СПб.: Содружество, 2001. 285 с.
21. Блок А. А. Дневники//Прожито. [Электронный ресурс]. URL: http://prozhito.org/notes?diaries=%5B10%5D (дата обращения: 03.05.2017).
22. Валентинов Н. НЭП и кризис партии: Воспоминания. Нью-Йорк: Телекс, 1991. 257 с.
23. Гинзбург Л. Я. Человек за письменным столом. Л.: Советский писатель, 1989. 605 с.
24. Гусляров Е. Н. Есенин в жизни: систематизир. свод воспоминаний современников. М.: ОЛМА-Пресс, 2004. 767 с.
25. Мильчаков А. И. Первое десятилетие: записки старого комсомольца. М.: Молодая гвардия, 1959. 254 с.
26. Пришвин М. М. Дневники. Кн. 5. 1926-1927. М.: Русская книга, 2003. 586 с.
27. Ситников В. Н. Пережитое: Дневник саратовского обывателя//Прожито. [Электронный ресурс]. URL: http://prozhito.org/notes?diaries=%5B101%5D (дата обращения: 03.05.2017).
28. Чуковский К. И. Дневник. 1901—1969. Т 1. 1901-1929. М.: Олма-Пресс, 2003. 637 с.
Художественная литература:
29. Малашкин С.И. Луна с правой стороны или необыкновенная любовь: Повести и рассказы. 5-е изд. М.: Молодая гвардия, 1928. 236 с.
30. Огнев Н. Костя Рябцев в вузе. Рига: Грамату драугс, 1929. 205 с.
31. Олеша Ю. К. Зависть. Три толстяка. Рассказы. М.: Олимп, 1998. 507 с.
32. Эрдман Н. Р. Самоубийца: пьесы. СПб.: Азбука, 2011. 317 с.
33. Эренбург И.Г., Жизнь и гибель Николая Курбова. Берлин: Геликон, 1923. 260 с.
34. Федорова Н. Иголки//Женский журнал. 1928. №7. С. 9-10.
Публицистика:
35. Александров Я. Почему мы пьем? Л.: Прибой, 1929. 70 с.
36. Безыменский А.//Комсомолия. №6-7. С.71-75.
37. Бобрышев И. Т. Мелкобуржуазные влияния среди молодежи. М.; Л.: Молодая гвардия, 1928. 140 с.
38. Борьба с есенинщиной//Комсомольская правда. 1926. №249. 28 октября. С. 4.
39. Воронский А. Литературные силуэты: Сергей Есенин // Красная новь. 1924. № 1. С. 271-289.
40. Ермилов В. В. Против мещанства и упадничества. М.; Л.: Гос. изд-во, 1927. 76 с.
41. Жаров А. А. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 3. Песни, плакаты, литературные записи. М.: Художественная литература, 1981. 303 с.
42. Жиц Ф. Почему мы любим Есенина?//Красная новь. 1926. № 5. С. 216-223.
43. Залкинд А. Б. Работа и быт общественного актива. М.; Л.: Московский рабочий, 1928. 128 с.
44. Каган А. Г. Как молодежь расходует и как надо расходовать получку. Л.: Прибой, 1928. 93 с.
45. Каган А. Молодежь после гудка. М.; Л.: Молодая гвардия, 1930.
46. Канин Н. О дружбе и товариществе в комсомоле. Л.: Красная газета, 1927. 48 с.
47. Коллонтай А. М. Дорогу крылатому Эросу! (Письмо к трудящейся молодежи)//Молодая гвардия. 1923. №3. C.111-124.
48. Комсомольский быт/Сост. И. Разин. М.; Л.: Молодая гвардия, 1927. 357 с.
49. Кремнев. В плену мелкобуржуазной стихии: общественный суд по делу группы студентов «Черный кот» // Красное знамя. 1929. 21 нояб. С. 3.
50. Молодогвардеец: Трехлетие группы писателей «Молодая гвардия». 1922-1925. М.: Молодая гвардия,1926. 71 с.
51. Ник-кий Л. «Черный кот» и «Таверна смерти» // Красное знамя. Ежедневная газета Томского ОК ВКП (б), Окрисполкома и Окрпрофбюро. 1929. 9 июня, 12 июня, 13 июня, 11 ноября, 21 ноября.
52. Ник-кий Л. Сигнал к проверке. «Черный кот» и «Таверна смерти»// Красное знамя. Ежедневная газета Томского ОК ВКП (б), Окрисполкома и Окрпрофбюро. 1929. 9 июня. С. 3.
53. Осиновый кол в традициях белоподкладочников: Резолюция экстренной сходки студенчества 10 июня 1929 года // Красное знамя. 1929. 13 июня. С. 4.
54. Покровский Г. А. Есенин-есенинщина-религия. М.: Атеист, 1930. 68 с.
55. Преображенский Е.А., О морали и классовых нормах. М.; Пг: Гос. изд-во, 1923. 115 с.
56. Против упадочничества. Против "есенинщины". М: Правда и беднота, 1926. 51 с.
57. Рафаил М. А. За нового человека. Л.: Прибой, 1928. 64 с.
58. Розин В. Кто виноват? (к вопросу о самоубийствах)//Юный коммунист. 1926. №13-14. С. 57-59.
59. Роман Р. Новый быт//Комсомольский быт. М., Л., 1927. С. 316-319.
60. Соболев С. Ленинградский комсомол в полосе социалистического строительства. Л.: Прибой, 1928. 62 с.
61. Упадочное настроение среди молодежи: Есенинщина. М.: изд-во Коммун. акад., 1927. 160 с.
62. Ханин П. Большевистское воспитание молодёжи и оппозиция//Комсомольская правда. 1926. №219. 23 сентября. С. 3-4.
63. Шор С. Ю. Что такое мещанство? М.; Л.: Молодая гвардия, 1930. 32 с.
64. Ярославский Е. М. Философия упадничества//Большевик. 1927. №23-24. С. 135-144.
Периодика:
65. Бегемот: Еженед.изд."Красной газеты". Л.: Ленингр.сов.р.к.ик.д., 1926-1927.
66. Красная газета. Ежедневн.газ. Пгд.: Красная газета, 1925-1926.
Научная литература:
1. Беньямин В. О понятии истории// Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения/Пер. и комм. С. Ромашко. М.: РГГУ, 2012. С. 237—253.
2. Блюмбаум А. Оживающая статуя и воплощенная музыка: контексты "Строгого юноши"//НЛО. 2008. № 1. С. 138-189.
3. Бруханский Н. П. Самоубийцы. Л.: Прибой, 1927. 109 с.
4. Булдаков В. П., Утопия, агрессия, власть: психосоциальная динамика постреволюционного времени. М.: РОССПЭН, 2012. 756 с.
5. Гернет М. Н. Преступность и самоубийство во время войны и после нее. М.: ЦСУ СССР, 1927. 270 с.
6. Гиляровский В. К психопатологии детских самоубийств//Психопатология и психопрофилактика детского возраста. М., 1929. С. 66-82.
7. Добренко Е. А. Формовка советского писателя. СПб.: Акад. проект, 1999. 557 с.
8. Добренко Е.А. Формовка советского читателя: Социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы. СПб.: Гуманитарное агентство "Акад. проект", 1997. 320 с.
9. Зорин А. Л. Появление героя. Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII-началаXIX века. М.: НЛО, 2016. 563 с.
10. Измозик В. С. Глаза и уши режима. СПб: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов, 1995. 164 с.
11. Ильберг Г. Опыт активной трудовой терапии//Журнал невропатологии и психиатрии. 1928. №3. С. 293-298.
12. Интервью с Игалом Халфином и Йоханом Хелльбеком//Ab imperio. 2002. №3. С. 217-260.
13. Исаев В. И. Молодёжь Сибири в трансформирующемся обществе: условия и механизмы социализации (1920-1930-е гг.) Новосибирск: НГУ, 2003. 241 с.
14. Кон И. С. Клубничка на березке: сексуальная культура в России. 3-е изд. М.: Время, 2010. 606 с.
15. Коткин С. Говорить по-большевистски//Американская Русистика: Вехи Историографии Последних Лет. Советский Период. Самара., 2001. С. 250-328.
16. Криворученко В. К. Суховерхова З. Развитие устава ВЛКСМ. М.: ВКШ, 1988. 74 с.
17. Криворученко В.К. В тисках сталинщины: трагедия комсомола. М.: Ин-т молодежи, 1991. 395 с.
18. Куляпин А. И. Мифы железного века: семиотика советской культуры 1920-1950-х гг. Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2006. 125 с.
19. Лебина Н. Б., Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Забота и контроль: социальная политика в советской действительности, 1917-1930-е годы//Советская социальная политика 1920-х-1930-х годов: идеология и повседневность. М., 2007. С. 21-67.
20. Лебина Н.Б. Рабочая молодежь Ленинграда: Труд и социал. облик, 1921-1925 гг. Л: Наука, 1982. 168 с.
21. Лебина Н. Б. Советская повседневность. Нормы и аномалии. М.: НЛО, 2015. 482 с.
22. Лившин А. Я. Настроения и политические эмоции в Советской России. 1917-1932 гг. М.: РОССПЭН, 2010. 341 с.
23. Липовецкий М. Н. Паралогии: трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 840 с.
24. Максимова О.Д. Обсуждение и принятие кодекса РСФСР о браке, семье и опеке 1926 года во Всероссийском центральном исполнительном комитете// Право и политика. 2014. №7. С. 1051-1062. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.7.12437
25. Маликова М. Э. НЭП как опыт социально-биологической гибридизации// Отечественные записки» 2006. № 28 (1). С. 175—192.
26. Марголит Е. Я. Живые и мертвое. СПб.: Сеанс, 2012. 557 с.
27. Марков А. Р. Что значит быть студентом? М.: НЛО, 2005. 255 с.
28. О'Коннор Т.Э. Анатолий Луначарский и советская политика в области культуры. М.: Прогресс, 1992. 222 с.
29. Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия»: Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941. М.: РОССПЭН, 1999. 271 с.
30. Петрова А. Е. Случай убийства в период полового созревания//Журнал невропатологии и психиатрии. 1928. №5-6. С. 701-717.
31. Пичурин Л. Последние дни Николая Клюева. Томск, 1995. 95 с. //Николай Клюев. [Электронный ресурс]. URL: http://www.booksite.ru/klyuev/3_19.html (дата обращения: 03.05.2017).
32. Преображенский Г.М. Маркс и линия среднего// Вестник Томского государственного университета. 2007. № 302. С.48-52.
33. Пушкарев А. М. К историографии «Истории повседневности» и «Нового быта» 1920-х гг. (проблема «Новой половой морали» в работах А. М. Коллонтай)//Женщина в российском обществе. 2005. №1-2. С. 55-75.
34. Рожков А. Ю. В кругу сверстников: жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов. М.: НЛО, 2014. 630 с.
35. Российская империя чувств: Подходы к культурной истории эмоций/ Франко-рос. центр гуманит. и обществ. наук, Герм. ист. ин-т; под ред. Яна Плампера. М.: НЛО, 2010. 511 с.
36. Селищев А. М. Язык революционной эпохи: Из наблюдений над русским языком. (1917-1926). 2-е изд. М: Едиториал УРСС, 2003. 248 с.
37. Скращук В. Школьный журнал «Черные крылья». Частный случай борьбы идеологий в период сворачивания НЭПа//Сибирские огни. 2015. №7. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/shkolnyy-zhurnal-chernye-krylya (дата обращения: 03.05.2017).
38. Слезин А. А. Источниковая база истории раннего комсомола //Genesis: исторические исследования. 2012. №2. С. 108-148. [Электронный ресурс]. URL: http://e-notabene.ru/hr/article_271.html (дата обращения: 03.05.2017).
39. Смирнова И. Предисловие//Дюран Д. Коммунизм своими руками. Образ аграрных коммун в Советской России. СПб., 2010. С. 7-76.
40. Соколов В. И. Молодежное движение в России. Ч. 1. Рязань: РИПКПО Рязан. обком РСМ, 1992. 51 с.
41. СССР: Территория любви/ ред.-сост.: Наталия Борисова и др. М.: Новое издательство, 2009. 269 с.
42. Стецура Ю. А. Молодежь в постреволюционном преобразовании России в 20-30-е годы. М.: Социум, 1998. 179 с.
43. Твердюкова Е. Д. Источники по Новейшей истории России//Труды исторического факультета. 2013. №14. С. 18-32.
44. Тяжельникова В.С. Самоубийства коммунистов в 1920-е гг.//Отечественная история. 1998. № 6. С. 158–173.
45. Уиддис Э. Социалистические чувства: Кино и создание советской субъективности//НЛО. 2014. №5 (129) С. 50-79.
46. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм: социальная история Советской России в 30-е годы: город. 2-е изд. М.: РОССПЭН, 2008. 333 c.
47. Фицпатрик Ш. Срывайте маски! Идентичность и самозванство в России XX века. М.: РОССПЭН, 2011. 373 с.
48. Фридман К. Д. Status agressivus reactivus//Журнал невропатологии и психиатрии. 1928. № 2. С. 121-126.
49. Фуко М. Надзирать и наказывать. М.: Ад маргинем пресс, 2015. 416 с.
50. Хархордин О. Обличать и лицемерить: Генеалогия рос. личности. СПб.; М.: Европейский университет, 2002. 507 с.
51. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось: последнее советское поколение. М.: НЛО, 2014. 661 с.
52. Gorsuch A. Youth in Revolutionary Russia: Enthusiasts, Bohemians, Delinquents. Bloomington, Indianapolis: Indiana univ. press, cop. 2000. 274 с.
53. Kenez P. The birth of the propaganda state: Soviet methods of mass mobilization, 1917-1929. Cambridge: Cambridge univ. press, 2003. 308 c.
54. McVay G. Yesenin's Posthumous Fame, and the Fate of His Friends//The Modern Language Review. 1972. Vol. 67, No. 3. PP. 590-602
55. Naiman E. Sex in Public. The Incarnation of Early Soviet Ideology. Princeton: Princeton univ. press, cop. 1997. 307 c.
56. Pinnow K. Lost to the collective: suicide and the promise of Soviet socialism, 1921-1929. Ithaca; London: Cornell univ. press, 2010. 276 с.
57. Reddy W. Sentimentalism and its erasure: The role of emotions in the era of the French Revolution//The journal of modern history. 2000. Vol. 72. N. 1. PP. 109-152.
58. Steinberg M. Proletarian imagination: Self, modernity, and the sacred in Russia, 1910-1925. Ithaca; London: Cornell univ. press, 2002. 335 с.
59. Vasilyev P. Revolutionary Conscience, Remorse and Resentment: Emotions and Early Soviet Criminal Law, 1917-1922// Historical Research. 2017. № 247 PP. 117-133.
Справочная литература:
60. Зинин С. И. Есенин и его окружение. Биобиблиографический справочник. [Электронный ресурс]. URL: http://zinin-miresenina.narod.ru/profile1.html (дата обращения: 03.05.2017).
61. Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. М.: Советская энциклопедия, 1962—1978.
62. Новая философская энциклопедия: В 4 т. /Под ред. В. С. Степина. М.: Мысль, 2001.
63. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Советская энциклопедия, 1935-1940.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ