Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Человеческое тело как социокультурный феномен в дискурсе традиционных конфессий РТ

Работа №87380

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы119
Год сдачи2012
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Раздел I. Тело как объект социологического анализа 12
Раздел II. Тело в религиозном дискурсе: ортодоксальный взгляд 28
Раздел III. Восприятие человеческого тела верующей и неверующей
молодежью на примере молодых жителей г. Казани 54
Заключение 65
Список источников и использованной литературы 69
Приложение 1. Модель тела, принятая в исламе
Приложение 2. Модель тела, принятая в православии
Приложение 3. Программа конкретного социологического исследования Приложение 4. Инструментарий.
Опросный лист для интервью с экспертами Приложение 5. Инструментарий. Анкета Приложение 6. Транскрибирование интервью с экспертами Приложение 7. Анализ результатов анкетирования.
Одномерные распределения Приложение 8. Анализ результатов исследования.
Двумерные распределения


Человеческое тело является объектом изучения многих наук и научных дисциплин. Первоначально оно анализируется только в рамках естественнонаучного знания (анатомия, медицина, физиология) и исключительно с точки зрения его физической, природной, естественной стороны. Однако со временем происходит осмысление того, что тело - ото не только физическая сущность человека, определяемая природой, но тело - это еще и объект воздействия культуры и общества, формируемый под воздействием власти в процессе социализации. Другими словами, приходит осознание тела как социокультурного феномена. Многие социальные институты, процессы и явления (школа, армия, семейное воспитание, учреждения здравоохранения, спорт и др.) «муштруют» тело (М. Фуко), формируя привычные телодвижения, или, в терминологии М. Мосса, — техники тела.
С переходом к обществу потребления тело человека превращается в «самый прекрасный объект потребления» (Ж. Бодрийяр), часто демонстративного
потребления: красивое тело как конечная цель потребления используется для повышения успешности самопрезентации. Возникает новая отрасль экономики, новые специалисты и учреждения, предоставляющие услуги по изменению и совершенствованию тела и образующие индустрию конструирования тела. Распространение (в т.ч. и на территории Республики Татарстан) западных образцов и стандартов тела приводит к универсализации идеалов красоты, а при растущей доступности рынка услуг конструирования тела — к универсализации непосредственно тела, которое открыто демонстрируется как критерий успешности в разных сферах жизни.
Среди прочих социокультурных факторов, влияющих на внешние параметры человеческого тела, определенное влияние имеет конфессиональная принадлежность его обладателя. В Татарстане это влияние возрастает с ростом религиозности населения, являющимся отголоском процессов, связанных с постсоветскими этнокультурными изменениями. К особенностям региона следует отнести резкое усиление позиций ислама. По числу зарегистрированных и фактически действующих общин, построенных новых культовых зданий, мусульманская конфессия прочно заняла лидирующее положение в регионе. Динамичное развитие ислама стало ответной реакцией на притеснения прежних лет.
Устойчивый процесс возрождения в республике приобрело и православие. По таким проявлениям внешней религиозности, как число религиозных объединений и культовых зданий, Русская православная церковь занимает вторую позицию в Татарстане. О возрождении православия можно судить в том числе и по активной общественно-религиозной деятельности. Ярким и свежим примером последней является проведение IT мае 2012 г. Первого форума православной молодежи Татарстана 1, в рамках которого были организованы круглые столы, образовательные программы и мастер-классы для молодых православных. Существуют различные конкурсы о (например, «Православная инициатива»-), функционируют Воскресные школы, ведут работу кружки по интересам для детей, молодежи и взрослых и проч.
Начиная со времен перестройки религия вновь становится легальным и привлекательным мировоззрением, в связи с чем количество религиозной молодежи РТ увеличивается. Так, согласно исследованиям духовной идентичности татарстанской молодежи’ с 2001 по 2003 гг. количество верующих и соблюдающих религиозные обряды молодых людей увеличилось более чем вдвое как среди всех опрошенных (с 4,6 до 10, 2%), гак и среди чех, кто выразил приверженность исламу (с 5,7 до 14,6%). 142, С.
229] Эта тенденция проявляется и сегодня, приобретая новые формы (например, сетевые сообщества верующей молодежи, официальные и неофициальные кружки и проч.).
Более свежие исследования духовных ориентаций татарской молодежи (2009 - 2011 гг.)1 показывают, что 90% татарской молодежи считают себя верующими и лишь 3% респондентов сказали «я не верующий». 92% татарской молодежи идентифицирует себя с исламом (в том числе некоторые из тех, кто считает себя неверующими, что происходит в виду этнической идентичности).
11ри этом доля молодежи, считающей себя верующей, но не всегда соблюдающей обряды, сохраняется на достаточно высоком уровне (60 70%). [42, С. 2291 Многие авторы согласны с тем, что религиозность молодого поколения зачастую носит поверхностный характер и обусловлена этнонациональной принадлежностью и семейными традициями. При этом молодые люди знакомятся только с внешними проявлениями религиозного поведения, не зная азов своей религии и не испытывая глубокой веры. В исследуемой нами области тела и телесных практик это находит свое проявление, например, в исключительно внешнем соблюдении правил внешнего вида (длинная, покрывающая всё тело одежда, по из полупрозрачной ткани, скорее подчеркивающей фигуру, нежели скрывающей ее) или требований поста (ограничение в еде без духовно - нравственной работы над собой).
Имеет место и противоположная ситуация, когда молодые люди замечательно осваивают религиозное учение, но протестуют против некоторых внешних («ничтожных» по их мнению) проявлений религиозности.
На основании вышесказанного сформулируем проблему данного исследования: существование противоречия между религиозными моделями тела (исламской и православной) и реальным поведением молодых «декларативных» верующих (то есть верующих по самоопределению).
Кроме того актуальность выбранной темы подкрепляется традиционной поликонфессиональностью татарстанского общества. Мы направили наш исследовательский интерес и па выявление сходств и различий моделей тела в рамках двух наиболее распространенных в Республике Татарстан конфессий — ислама суннитского толка и православного христианства.
Определимся с основными теоретическими позициями.
Объектом исследования является человеческое чело как социокультурный феномен в понимании представителей традиционных конфессий РТ (ислама суннитского толка и православного христианства), а также неверующих жителей г. Казани.
Предмет исследования, различия и сходства в отношении к телу, телесных практиках среди представителей (священнослужителей и молодых верующих) ислама суннитского толка и православного христианства, а также неверующих молодых жителей г. Казани.
Цель исследования: на основании анализа теоретических подходов к социокультурным факторам (в том числе религиозному фактору), воздействующим на человеческое тело, выявить особенности восприятия тела, реализации телесных практик среди представителей различных религиозных групп молодежи г. Казани. Для выявления ортодоксальных взглядов относительно тела мы обратились к материалам религиозных сайтов, а также к мнению священнослужителей, современных взглядов - к мнению казанской молодежи, а именно студентов К(11)ФУ и членов молодежной православной группы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотрение различных научных и исследовательских подходов к человеческому телу как социокультурному феномену;
2) выявление роли религии в системе социокультурных факторов, воздействующих па тело;
3) анализ в рамках мусульманского и православного дискурсов таких аспектов, как восприятие тела в отношении души, параметры красивого тела, практики питания, личной гигиены, сексуальные практики, отношения к конструированию тела; построение на основе предпринятого анализа религиозных моделей тела (мусульманской и православной);
4) анализ актуальности телесной тематики в мусульманском и православном дискурсе с помощью традиционного анализа материалов религиозных сайтов с применением элементов контент-анализа;
5) проведение конкретного социологического исследования с целью выявления ортодоксальных и современных взглядов относительно тела и телесных практик в рамках мусульманской и православной моделей тела.
Автором данной работы была выдвинута основная гипотеза исследовании, конфессиональная принадлежность человека оказывает влияние на восприятие им собственного тела, его внешние параметры и телесные практики, что происходит в результате соблюдения религиозных норм и предписаний в области тела.
Теоретическая база исследования представлена источниками и научной литературой, которые можно разделить на несколько групп:
1) монографии и статьи, авторы которых касаются в том или ином понимании человеческого тела. Гак, в дипломной работе рассматриваются идеи западных авторов: М. Мосса, М. Фуко, II. Бурдьс, Э.Гофмана, Ж. Бодрийяра). Также анализируются взгляды отечественных социологов Д.В. Михеля, В.И. Ильина относительно статуса тела в обществе потребления. Кроме того, при раскрытии основных подходов к телу были использованы статьи Т.Л. Щурко 146] и Ю.Г. Фроловой 1391.
2) источники и литература, в которых раскрывается сущность и генезис социокультурного эталона «идеального тела». Прежде всего, это статья
Д.В. Михеля, работы Ж. Ьодрийяра («Общество потребления») и Ж.Лииовецкого
(«Третья женщина»),
3) источники и литература культурологической направленности, в которых анализируется зависимость тела от различных социокультурных факторов (учебное пособие «Здоровый образ жизни в традициях мировых религий» казанских авторов Э.Р. Биляловой и Е.М. Талановой; рабо та «Язык тела: природа и культура» МЛ. Бутовской; статья «Телесность и ее проявления в разных культурах» К).В. Карлсон и др.)
4) источники религиоведческого и религиозного характера, которые раскрывают позицию религии относительно вопросов телесности. В эту группу входят:
- учебные пособия по религиоведению («Введение в религиоведение» Д.А. Радугина);
- официальные документы конфессиональных групп (например, Основы социальной доктрины Русской православной церкви), а также учебники православной догматики;
- священные книги (Коран, Библия), свод мусульманского права (Фикх, раздел Тэхэрэт) и сборник Хадисов;
статьи авторитетных мусульманских и православных священнослужителей (например, Жалиля хазрат Фазлыева, Святейшего Патриарха Московского и веся Руси Кирилла) и другие статьи популярных религиозных сайтов (например, 3aeem.ru, Православие.ги; Ислам для всех!, Ислам.ru).
Теоретико-методологической основой данной курсовой работы являются научные положения Г1. Бурдье о социокультурной обусловленности человеческого тела, а также разработки М. Фуко по вопросу контролируемости физических тел со стороны власти и воздействии па пего различных социальных институтов. Однако мы уделяем внимание воздействию па тело не политической или государственной власти, а религиозной (религиозных норм, догматики, положений священных книг, наставлений Церкви и проч. рычагов контроля над поведением верующих). Наш исследовательский интерес сосредоточен прежде всего па изучении влияния на тело такой формы культуры, как религия (а именно ислам суннитского толка и православное христианство как две наиболее распространенные в Татарстане конфессии).
В работе также использована идея М. Мосса о существовании в каждом обществе определенных техник тела - привычных техничных телодвижений, которые усваиваются индивидом в процессе социализации, причем интериоризированные техники тела перестают быть осознаваемыми. Техники тела (телесные практики, в нашей терминологии) выступают в данной работе элементом моделей тела, существующих в религиозном дискурсе.
Мы также применили идеи Ж. Бодрийяра о качественно новом восприятии тела в эпоху общества потребления, предполагающем наличие функциональной красоты и эротизма. Пас интересует то, насколько актуальна для верующих татарстанцев (мусульман и православных христиан) тенденция отказа от религиозного восприятия тела как «плоти» (противоположности души) в пользу восприятия тела как «объекта нарцисс и чес кого культа».
Эмпирическую базу дипломной работы составили:
1) результаты исследований религиозности татарстанской молодежи , проведенные в 2001 и 2004 гг., предпринятых Ходлсаееой Е. Л. [42]
2) результаты исследования религиозной идентичности и роли религиозного фактора в жизни татарской молодежи , предпринятого Л.Фриедли [381;
3) результаты собственного исследования, которое включает в себя:
- традиционный анализ материалов религиозных сайтов (с элементами контент-анализа) с целью выявления актуальности телесной тематики в православном и мусульманском интернет-дискурсе;
- опрос молодых жителей г. Казани (п = 60 чел.) методом анкетирования с целью выявления мнений по вопросам тела и телесных практик молодых верующих и неверующих казанцев;
- опрос священнослужителей г. Казани в форме полуструктурированного
неформализованного интервью (п = ортодоксальных взглядов рассматриваемых конфессий относительно тела, его восприятия и телесных практик.
В данном исследовании в качестве молодых жителей г. Казани мы рассматривали студентов КПФУ, среди которых мы выделили три целевые группы: студенты-мусульмане, студенты-православные, неверующие студенты. В качестве священнослужителей рассматриваются служители казанских мечетей (имамы, муллы) и служители казанских православных храмов и церквей (диаконы, священники (иереи), епископы (архиереи)).
Под телесными практиками мы понимаем привычные телодвижения, техники использования собственного тела, регулярно совершаемые членами общества и воспроизводимые в процессе социализации. В данной работе мы сосредоточили свой интерес на практиках личной гигиены, питания, конструирования тела, а также сексуальных практиках.
Цель и задачи определили структуру курсовой работы. Она состоит из введения, грех разделов и заключения.
Первый раздел «Тело как объект социологического анализа» посвящен анализу существующих подходов к телу человека в рамках различных социально - гуманитарных областей знания. Здесь рассматривается история осмысления тела как объекта социального и культурного воздействия (М.Мосс, М. Фуко, П. Бурдье), а также современные теоретические модели тела как социокультурного феномена (Ж.Бодрийяр, В.И. Ильин, Д.В.Михель).
Во втором разделе «Тело в религиозном дискурсе: ортодоксальный взгляд» мы обратились к выявлению роли религии в системе социокультурных факторов, воздействующих на тело. Далее в этом разделе анализируются религиозные модели тела — мусульманская и православная с привлечением материалов религиозных сайтов, а также результатов интервьюирования священнослужителей г. Казани
В третьем разделе «Восприятие человеческого тела верующей и неверующей молодежью па примере молодых жителей г. Казани» автором предложен анализ
результатов проведенного опроса молодых верующих и неверующих казанцев, в рамках которого выявляются сходства и различия в их взглядах относительно вопросов тела.
В Приложениях приводятся программа конкретного социологического исследования, инструментарий, схематическое изображение религиозных моделей тела и др.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Религиозность российской молодежи является актуальной предметной областью в рамках исследований процесса религиозного возрождения. В Республике Татарстан эта тема вбирает в себя новые штрихи, учитывающие традиционную поликонфессиональность и полиэтничность региона. Гак, проводится сравнительный анализ религиозности русской и татарской молодежи, исследуется влияние религиозности на те или иные сферы жизнедеятельности верующих, определяется степень религиозность, строятся типологии и проч. Однако сфера телесности упорно выпадает из области анализа исследователей. Тем не менее тело — неотъемлемый и обязательный атрибут нашего существования, постоянно присутствующий на арене повседневной жизни. В связи с этим необходим всесторонний анализ человеческого тела, выявление характера и уровня воздействия на него различных социокультурных факторов, в том числе и религии.
В рамках данной работы мы выяснили, что под воздействием норм, предписаний, этики, принятых в той или иной религии и касающихся тела и телесных практик, формируется определенная модель тела, характеризующаяся определенным восприятием тела и набором привычных телесных практик (питания, личной гигиены, заботы о здоровье, сексуального поведения и проч.). Мы выделили две религиозные модели тела: мусульманскую и православную. И определили основные элементы
Мусульманская модель тела включает в себя следующие элементы:
1) Всестороннее рассмотрение тела (соотношение с душой, бытовые вопросы, гигиена, внешность, здоровье и др.);
2) Признание тела одной из двух (наряду) равнозначных сущностей человека и необходимости заботы о нем;
3) Строгая регламентация отношений мусульманина со своим телом («муштра», дисциплина);
4) Культ чистоты, сложившийся под воздействием свода детально проработанных правил личной и бытовой гигиены (Тэхэрэт);
5) Соблюдение поста, табу на некоторые продукты питания и алкоголь, употребление пищи Халяль как основные практики питания;
6) Сексуальные практики предполагают отношения только в рамках брака, секс как средство продолжения рода, сексуальное влечение как природную сущность и орудие Божьего промысла;
7) Соблюдение аурата как средства сохранения интимности тела;
8) Обрезание как обряд инициации, влекущий изменение естественного строения тела;
9) Конструирование тела с целью гармонизации отношений в браке, запрет на самолюбование, гордыню, публичную демонстрацию физической красоты.
Православная модель тела включает в себя:
1) Рассмотрение тела преимущественно с точки зрения соотношения с душой/духом (повседневные, бытовые, физиологические аспекты тела находятся па периферии диекурса);
2) Восприятие тела как важной составляющей человеческой сущности, однако имеет место признание его подчиненного положения по отношению к душе (что находит выражение в формуле «тело орудие души»);
3) Восприятие тела как посредника между:
- душой и внешним миром (при совершении поступков в повседневной жизни),
- человеком и Богом (при совершении обрядов и ритуалов);
4) Отсутствие четких указаний и предписаний относительно гигиены тела;
5) Соблюдение поста и умеренность в пище как основные практики питания;
6) Единобрачие и воздержание во время поста как основные сексуальные практики, признание сексуальных отношений важной составляющей семейных;
7) Приоритет духовной красоты над физической;
8) Обряды предполагают определенные манипуляции с телом, но не нарушают естественного строения человеческого тела;
9) Конструирование тела возможно с целью укрепления и сохранения здоровья, при исключении таких страстей, как тщеславие, гордыня, самолюбование.
Результаты исследования, проведенного среди молодых казанцев, позволяют нам сделать вывод, что конфессиональная принадлежность имеет определенное влияние на тела и телесные практики верующих. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Однако это влияние имеет место только при условии осознанной веры и достаточно высокой степени религиозности. Многие элементы ортодоксальных моделей тела (мусульманской и православной) находят свою
практическую реализацию в условиях повседневной жизни верующей молодежи. Гак, молодые мусульмане в рамках исламской модели тела проявляют следующие особенности телесных практик и отношения к телу:
- демонстрируют высокую значимость для них собственного тела и ухода за ним;
- основным мотивом работы над свои телом (конструирования) определяют сохранение и укрепление здоровья, высказываются против публичной демонстрации физической красоты;
- реализуют такие телесные практики, как строгое соблюдение правил личной гигиены (чистоплотность), соблюдение пос та и табу на определенные продукты питания;
- дают категорично-отрицательную оценку публичному проявлению сексуальности;
Православная молодежь также отличается особенными взглядами относительно тела, которые отражают многие элементы модели тела, принятой в их религии, как - то:
- видят в теле человека меньшую значимость, чем в его душе и душевных качествах;
- зачастую не стремятся к внешней привлекательности;
- следуют принципу умеренности в еде, оценках сексуальности;
- соблюдают пост, преследуя при этом преимущественно духовно-нравственные цели;
демонстрируют приверженность православным сексуальным практикам.
Неверующие студенты, не испытывающие на себе влияния религиозного фактора, отличаются тем, что чаще, чем верующие, демонстрируют стремление к внешней привлекательности, в связи с чем чаще прибегают к различным способам конструирования тела (фитнес, диеты, косметологические процедуры, солярий и др.). Неверующая молодежь более восприимчива к западным стандартам тела и сексуальности, в то время как верующая тяготеет к соблюдению религиозных (а зачастую и национальных, что характерно для «этнических» верующих) традиций восприятия тела.
Таким образом, религиозный фактор оказывает воздействие па тело, его восприятие и телесные практики молодых мусульман и православных. Религиозные модели тела, разработанные нами на уровне ортодоксальной догматики, находят практическое подтверждение в жизнедеятельности молодых верующих.



1. Аль-Хашими, М. Личность мусульманина |электр. ресурс]. Режим доступа http://www.crimean.orH/islam/kilap(05.05.12)
2. Аурат женщины: детальный обзор вопроса [электр. ресурс]. Режим доступа http://www.islamdaH.ru/vcrouchenie/4260(06.05.12)
3. Билялова, Э.Р. Здоровый образ жизни в традициях мировых религий: учебно - методическое пособие / Э.Р. Билялова, Е.М. Таланова. Казань: КБМК, 2003 г. 84 е.
4. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е.А. Самарской. М.: Республика; Культурная революция, 2006. - 269 с.
5. Бугуева, ЕЕ А. ТЕЛЕСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК СОЦИОКУЛБТУР11ЫЙ ФЕНОМЕН [электр. ресурс|. Режим доступаhttp://www.lib.csu.ru/vch/094/66.pdf(03.04.1 1)
6. Бурдье, ЕЕ Социология социального пространства / Пер. с
франц.; отв. ред. перевода 11. А. Шматко. М. : Институт экспериментальной социологии; СПб. : Алстейя, 2007. 288 с.
7. Быховская, И.М. Телесность как социокультурный феномен [электр. ресурс]. Режим доступаhttp://dic.academic.ru/dic.nsr/ene culture/680/
8. Быховская, И. М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы [электр. ресурс]. Режим доступаhttp://www.libsport.ru/doc/78bf58f8-a7fl-4182-bf6b-46af0c80c90f/(07.04.1 П
9. Быховская, И.М. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТЕЛЕСНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОКУЛБ ГУРПОЕО АНАЛИЗА (история проблемы и методологические принципы се анализа) |электр. ресурс]. Режим доступа http://lib.sportedu.ru/4exts.idc7Doc ID-A89931 (27.03.1 1)
10. Гаджиев, М. Ислам и профилактическая медицина [электр. ресурс]. Режим доступаhttp://www.islam.ru/conlcnt/nauka/1561 (05.05.1 2)
11.
Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / Ирвинг Гофман. М.: «КАТЮН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. 304 с.
11. Емельянов, II. Душа, тело... и платье |электр. ресурс]. Режим доступа http://ruskline.ru/monitoring smi/20 05/06/27/dusha telo i pl at е/ (29.04.12)
12. Зарин, С.М. Значение умеренности Православная энциклопедия «Азбука веры» [электр. ресурс]. Режим доступа
http://azbyka.ru/dictionary/01/zarin pravoslavnaya askctika 35-all.shtml (15.05.12)
13. Зейналов, 11. Ислам как верный путь осуществления светлого будущего человечества [электр. ресурс]. Режим доступа http://al-
sh i а.ru/manal at/di fiernt/i s 1 am.h tm (05.05.12)
14. Золотухина, Д. Почему они живут так долго? [электр. ресурс]. Режим доступа http://cxpert.ru/russian reporter/2012/12/pochemu-oni-zhivut- tak-dolgo/(24.04.12)
15. Игумен Валериан, Про «это» - православным [электр. ресурс]. Режим доступа h U р: //о - у а 1. г и / г/7100 6 02. h t m(1 7.05.12)
1 7. Игумен Илларион, Душа и тело. Православная энциклопедия «Азбука веры» [электр. ресурс]. Режим доступаhttp://azbyka.ru/hristianstvo/doomaty/alfeev tainstvo veru 26&-all.shtml (15.05.12)
18. Ильин, В. И. Социальное конструирование тела, [электр. ресурс]. Режим доступаhttp://www.consumers.narod.ru/lections/bodyconstr.html
(06.05.12)
19. Культура тела: физическая форма, спорт, красота / Результаты исследования ФОМ |электр. ресурс|. Режим доступа
http://bd.fom.ru/report/cat/iob and teis/d072026 (27.04.12)
20. Куракин, Д. 10.
Модели тела в современном популярном и экспертном дискурсе: к культурсоциологической перспективе анализа/ Д.К). Куракин // Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 1 -2. С. 56-74.
21. Липовецкий, Ж. Третья женщина / Жиль Липовецкий. С116.:
Алетейя, 2003. 512 с.
22. Jloprye, Д. i 1равославная антропология. Глава 4. Тело и плоть человека, [электр. ресурс]. Режим доступа hllp://www.rapsyrou.ru/library/anlhropolopy/antripolopia/plavachetverlaya. 238 / (30.04.12)
23. Макаров, А. II. Культ тела: мы и они [электр. ресурс|. Режим доступа hllp://www.pcrunica.ru/sssr/1924-kult-lela-my-i-oni.html(28.04.12)
24. Максимова, 13. Культура тела: установки и правила |электр. ресурс]. Режим доступа h U о: //s о с re а 1. Го m. г и/? 1 i n k AR' 14С1 .H&aid 488 (27.04.12)
25. Мансур, А. Я тоже умею совершать намаз
/ А. Мансур, А. Турсун. СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2008. 128 с.
26. Мещеряков, А. Модернизация японского тела: от патериализации к национализации [электр. ресурс]. Режим доступаhttp://mapazines.russ.ru/ny72011/1/те 14.html(28.04.12)
27. Михель, Д. В. Ужасные отражения
материнского тела: примеры гендерных политик на Западе в современную эпоху / Дмитрий Михель // Гендерные исследования. 2000. №4. С.203-226
28. Мосс, М. Техники тела / Марсель Мосс // Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: Восточная литература, 1996.-С. 242-263.
29. Насырова, И. Любовь и секс в Исламе |электр. ресурс]. Режим доступа http://www.oumer.inTo/boposlov Buks/Islam/Article/Nas PSIsl.php (12.05.12)
30. О Великом посте [электр. ресурс|. Режим доступа http://www.patriarchia.ru/db/text/86929.html(25.04.12)
31. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [электр. ресурс]. Режим доступаhttp://www.patriarchia.m/db/text/419128.html(15.05.12)
32. Памятка мусульманину [электр. ресурс). Режим доступа http://www.imam.ru/aiTiclcs/miisulmanin.hlml(05.05.12)
33. Плотичкина, II. В. ТЕЛО И ТЕЛЕСНОСТЬ В МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЕ [электр. ресурс]. Режим доступа hllp://www.ulopiva.spb.ru/index.php?option xom contcnt&view:Aartielc&icE l 303 :2010-
11- 28-16-23-14&catid=84:2010-11-28-14-00-5 5&Itemid= 136 (29.04.12)
34. Пилинеыко, А. Понимание женской красоты в православии [электр. ресурс].
Режим доступа hltp://www.mvcharm.ru/articles/text/?id:M471(27.04.12)
35. Романов, 11. и др. Социология тела и социальной политики / Павел Романов, Елена Ярская-Смирнова // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2004. Том VII. №2. С. 115-136
36. Травайо, И. Социологические исследования практик ухода за телом. Реферат / И. Травайо // Социологические исследования на пороге XXI века. - М.: ИНИОЫРАН, 2000.-С.184-207
37. Фазлиев, Л.М. Духовные ориентиры молодежи Татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства (1990 -2000-е гг.): автореф. дисс. ... канд. ист. наук: защищена 26.05.2011 / Л.М. Фазлиев. - Казань: 
38. Фриедли А. Роль ислама в жизни татарской молодежи: индивидуальная религиозность или формирование коллективной идентичности? // Исламоведческие исследования в современной России и СНГ: достижения, проблемы, перспективы: материалы 1 международного научно-практического симпозиума (19-20 февраля 2009 г.): в 2 томах. - Том II /11од ред. Б.М. Ягудииа. - Казань: «Intelpress+», 2009. С.205-219
39. Фролова, Ю.Г. Социология тела | электр. ресурс]. Режим доступаhttp://enc-diG.com/socioloay/Socioloaiia-3bla-8626.html(12.05.12)
40. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы, [электр. ресурс]. Режим доступа
http://www.aumeT.mlb/bibliotck Buks/Ilistory/Puko Tyrm/index.php(30.04.12)
41. Фуко, М. История сексуалыюсти-fll. Забота о себе, [электр. ресурс|. Режим доступа http: //www. a u m ет. in Го/b ibl iotck В и k s/Cи 11 и тс/1 и к о 3/index.php (10.05.12)
42. Ходжаева, И.Д. Особенности мусульманской идентичности
молодежи Татарстана: по материалам массовых социологических опросов и глубинных интервью // Исламоведческие исследования в современной России и СНГ: достижения, проблемы, перспективы: материалы I
международного научно-практического симпозиума (19-20 февраля 2009 г.): в 2 томах. Том 11 / под ред. Ь.М. Ягудина. - Казань: «Intelpress+», 2009. — С. 226-237
43. Цветус-Сальхова, Г.Э. «Зело» и «телесность» в культурологических исследованиях [электр. ресурс]. Режим доступаhttp://sun.tsu.ru/mminro/000063105/35 l/imaac/35 1 -070.pdf(10.05.12)
44. Чистота и правила личной гигиены мусульманина [электр. ресурс]. Режим доступаhttp://www.aumcr.inib/bog.oslov Buks/lslam/Article/chistota.php (05.05.12)
45. Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.:
Народное образование, 2002. 576 с.
46. Щурко, З'.А. Фокусируясь па женской телесности: медики, социологи и женские интернет-сообщества о проблеме «нарушений пищевого поведения» / Затьяна Щурко // Журнал исследований социальной политики, -том 7. -№3 . - С. 381-404.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ