ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ 15
1.1. Теоретико-методологические основания публичной политики и ее
культурного измерения 15
1.2. Механизмы формирования и осуществления публичной политики (на
примере Швеции, Финляндии и России) 27
1.3. Ценностно-культурное взаимодействие государства и гражданского
общества в публичной сфере 47
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 61
2.1. Гражданская компетентность в современной России 61
2.2. Гражданское образование как культурно-просветительский компонент
публичной политики 74
2.3. Практики гражданского образования в контексте формирования российской
культуры публичной политики 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВ АННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
ПРИЛОЖЕНИЯ
Основой любого демократического государства является свободный гражданин, знающий свои права и обязанности и уважающий права и свободы других членов общества, обладающий устойчивым набором ценностных ориентаций, развитой политической культурой и необходимым уровнем гражданской компетентности. Демократическое правление не представляется возможным без осознанного, ответственного и активного участия в нем самих граждан. Компетенции, необходимые гражданину для успешной ориентации в пространстве публичной политики современного государства, равно как и определенные ценностные установки и ориентации приобретаются индивидом и формируются в его сознании в процессе его социализации и под воздействием целенаправленных образовательных и воспитательных практик. Очевидно, что главным элементом системы образования, отвечающим за формирование и развитие гражданской компетентности и культуры публичной политики у населения страны, является гражданское образование.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена, с одной стороны, высоким темпом развития и трансформации всех сфер жизни общества, что, в свою очередь, диктует необходимость создания инструментов, позволяющих ускорить и упростить процесс адаптации, как каждого конкретного индивида, так и социально-политических институтов, к быстро изменяющейся реальности; с другой стороны, задачей сохранения и укрепления существующей политической системы и основ конституционного строя государства, которая приобретает особое значение в контексте непрекращающихся информационных войн, распространения фейков, в том числе и о деятельности органов государственной власти и государственных структур, глобальных проблем (таких как пандемия COVID-19, терроризм, изменение климата, нехватка природных ресурсов) и локальных (безработица, сепаратизм, бедность населения), а также ряда других опасностей и угроз, с которыми продолжают сталкиваться современные государства.
Проведенный в рамках данного исследования анализ действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации, научного и общественнополитического дискурса свидетельствует о том, что руководство страны осознает необходимость гражданско-патриотического и культурнонравственного воспитания молодого поколения россиян, равно как и повышения уровня гражданской компетентности, правовой и политической грамотности и культуры граждан, с целью укрепления национального единства, формирования общегосударственной идентичности, осознанной гражданственности и ответственного отношения к роли гражданина у россиян, на основе ценностей и традиций многонационального народа России.
С точки зрения научной значимости, актуальность данной работы также обуславливается необходимостью раскрытия культурологического аспекта публичной политики, а также роли гражданского образования в формировании и развитии культуры публичной политики у населения демократических стран, которые не нашли должного освещения в научных трудах зарубежных и отечественных авторов.
Степень научной разработанности.
Концепция публичной политики нашла свое отражение в исследованиях многих зарубежных и отечественных ученых. Фундаментальные положения теории публичности были сформулированы Дж. Дьюи1 и Р. Козеллеком2. Центральное значение для данного исследования имеют научные труды представителей коммуникативной теории Х. Арендт3 и Ю. Хабермаса4, автора теории полей П. Бурдьё5 и его последователей, в частности, Н. А. Шматко6. Научную ценность представляют работы современных российских исследователей М. Н. Кондрашиной7, А. А. Косорукова8, Ю. А. Красина9, В. А. Михеева10, в которых представлен как анализ уже существующих подходов к рассмотрению публичной политики, так и авторские интерпретации.....
Культура публичной политики, представляющая собой совокупность
определенных ориентаций и установок гражданина по отношению к сфере
публичной политики, существующим в публичном пространстве социальнополитическим институтам и осуществляемой в его рамках различными акторами
деятельности, а также своей собственной роли как субъекта публичной
политики, является одной из важных составляющих демократического
политического режима. Задача ее формирования и развития стоит перед всеми
современными демократическими государствами, в том числе перед Российской
Федерацией, и имеет стратегическое значение.
В результате проведенного в рамках данного исследования сравнительного
анализа механизмов формирования и осуществления публичной политики в
России, Швеции и Финляндии было выявлено, что особенности национальной
культуры публичной политики обуславливаются спецификой осуществления
публичной политики и формирования пространства публичной политики в
каждой конкретной стране. В свою очередь, сама публичная политика во многом
детерминирована тем культурно-историческим контекстом, в котором она
осуществляется. Смена власти и политического режима, приобретение
независимости, войны и революции, экономический и культурный кризисы – все
это и другие значимые общественно-политические события служили
триггерами, запускавшими различные механизмы, направленные на расширение
и обогащение сферы публичной политики, или же, напротив, на ее сужение и
ограничение в каждой из рассмотренных нами стран. В частности, вследствие
активного развития и широкого распространения IT-технологий, в том числе и в
политической сфере, в большинстве стран мира произошло расширение
пространства публичной политики за счет создания ее нового, виртуального
измерения. Так, благодаря современным технологиям стала возможной
реализация таких концепций, как e-Government, e-Democracy и e-Participation.
106
Реализация стратегической задачи по формированию и развитию культуры
публичной политики возможна посредством эффективного использования
такого инструмента как гражданское образование и воспитание. В контексте
данного исследования гражданское образование рассматривалось как сложная
система, интегрирующая в результате целенаправленной деятельности (урочной
и внеурочной деятельности, а также неформальных образовательных практик) в
сознание индивида те ценностные ориентации и знания (в области политики,
права, экономики, истории, социологии и т.д.), которые свойственны
определённому типу политического поведения, присущему конкретному типу
общества и государственному устройству304. Целью гражданского образования
является формирование «потенциально активного гражданина, обладающего
“резервом влиятельности”»305. Однако для достижения данной цели необходимо
осуществлять формирование и развитие гражданской компетентности и
политической культуры, а также непосредственно культуры публичной
политики у населения.
Гражданская компетентность, понимаемая нами как способность
гражданина на основе имеющихся у него знаний формировать свое авторитетное
мнение о происходящих в его окружении (в обществе и государстве, частью
которых он является) событиях и явлениях, принимать осознанные решения и
проявлять активную гражданскую позицию, является одним из неотъемлемых
условий для развития демократии и устойчивого и эффективного
функционирования ее институтов.
В ходе исследования нами были проанализированы различные показатели
и индикаторы, указывающие на степень развитости личностного, когнитивного
304 Гуторов В. А. Политическое образование, демократизация и роль университетов в современной России / В. А.
Гуторов // Политика и образование: Альманах по философии образования, эвристике, методологии и методике
преподавания социо-гумантитарных дисциплин. - СПб.: Методические записки, 2008. - С. 16-1; Сайпулаева Т.
Ю. Содержание и технология гражданского образования в общеобразовательных учреждениях г. Москвы и
Республики Дагестан с полиэтническим составом обучающихся: автореферат дис… канд. пед. Наук: 13.00.01.
[Электронный ресурс] / Т. Ю. Сайпулаева. - Москва, 2003. - Режим доступа:
https://www.dissercat.com/content/soderzhanie-i-tekhnologiya-grazhdanskogo-obrazovaniya-vobshcheobrazovatelnykh-uchrezhdeniya.
305 Радиков И. В. Государственность и гражданство как базовые концепты российского политического
образования [Электронный ресурс] / И. В. Радиков // Политика и Общество, 2015. - № 10. - С. 1346. - Режим
доступа: http://nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=34792.
107
и деятельностного компонентов гражданской компетентности россиян, среди
которых: динамика результатов ЕГЭ по обществознанию; индекс
информированности граждан о деятельности министров Российской Федерации,
опубликованный ВЦИОМ в 2021 году; оценка осведомленности граждан о
существующих национальных проектах; индекс информированности граждан о
содержании Конституции Российской Федерации, опубликованный ВЦИОМ
(оценка динамики показателей с 2009 г. по 2013 г.); анализ электоральной
активности граждан (президентские выборы 2018 г., парламентские выборы 2021
г.); данные ВЦИОМ об интересе граждан к общественно-политической жизни за
2011 и 2021 годы. В результате проведенного анализа был сделан вывод о
недостаточном уровне гражданской компетентности у российских граждан.
Несмотря на существующую в стране обширную базу нормативно-правовых
актов (федеральных законов, стратегий, концепций и проч.), призванных
регулировать и задавать целевые установки образовательного и воспитательного
процессов во всей их многогранности и многоаспектности, российское общество
по-прежнему сталкивается с проблемами электоральной и гражданской
активности населения, низким уровнем правовой грамотности и политической
культуры россиян, недостаточной политической информированностью и
осведомленностью граждан, а также с необходимостью улучшения навыков
демократического участия в жизни общества и государства.
1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля.2020 г.].
2. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях [федер. закон: принят Гос. Думой 4 июня 2004 г.]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 48103/.
3. Об образовании в Российской Федерации [федер. закон: принят Гос.
Думой 21 декабря 2012 г.: ред. от 30 декабря 2021 г.; с изм. и доп., вступ. в силу с 01 марта 2022 г.]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/.
4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 22 мая 2002 г..: по состоянию на 2 июля 2021 г.]. - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 37119/.
5. Об утверждении Основ государственной культурной политики [указ
Президента РФ № 808 от 24 декабря 2014 г.]. - Режим доступа:
http ://rprk.ru/2016OsnGosKultPol.pdf.
6. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [утв. Президентом РФ № Пр-1168 от 28 апреля 2011 г.]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902288529.
7. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [распоряжение Правительства РФ № 326 -р от 29 февраля 2016 г.]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7 f2xm.pdf.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [распоряжение Правительства РФ № 996-р от 29 мая 2015 г.]. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.
9. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.: ред. от 11 декабря 2020 г.]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/.
10. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г.: ред. от 11 декабря 2020 г.]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/.
11. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [приказ Минобрнауки РФ № 413 от 17 мая 2012 г.: ред. от 11 декабря 2020 г.]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/.
12. Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования - Бакалавриат по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки образования [приказ Минобрнауки РФ № 807 от 23 августа 2017 г.: ред. от 8 февраля 2021 г.]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-02-03-01-matematika-i-
kompyuternye-nauki-807/.
13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - Бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология [приказ Минобрнауки РФ № 814 от 23 августа 2017 г.: ред. от 8 февраля 2021 г.]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-41- 03-04-politologiya-814/.
14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - Бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [приказ Минобрнауки РФ № 121 от
27 февраля 2018 г.: ред. от 8 февраля 2021 г.]. - Режим доступа:
https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/.
15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - Бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность [приказ Минобрнауки РФ № 1179 от 6 декабря 2017 г.: ред. от 8 февраля 2021 г.]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-51-03-03-socialno-kulturnaya-deyatelnost-1179/.....138