ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ 7
1.1 Коммуникации в управлении человеческими ресурсами 7
1.2 Медиакоммуникации и их применение в управлении человеческими ресурсами 27
1.3 Подходы к оценке эффективности медиакоммуникаций в управлении человеческими
ресурсами 48
ГЛАВА 2 ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАКОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ 59
2.1 Опыт применения медиакоммуникативных технологий в зарубежных компаниях 59
2.2 Опыт применения медиакоммуникативных технологий в российских компаниях 78
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ 101
3.1 Анализ системы медиакоммуникаций в управлении человеческими ресурсами компании
101
3.2 Рекомендации по повышению эффективности системы медиакоммуникаций в
управлении человеческими ресурсами компании 155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 176
ПРИЛОЖЕНИЯ 185
Медиа в наше время являются наиболее востребованным ресурсом коммуникации. Большинство людей используют в повседневной жизни различные медиа. В связи с ускорением жизни и возросшими требованиями к скорости коммуникации люди достаточно быстро перешли на волну медиа, дополняя ими традиционное личное общение.
Корпоративные коммуникации также становятся все более медийными, будь то отношения с внешними клиентами или внутренние коммуникации с сотрудниками компании. Большой скачок в развитии медиа в корпоративных коммуникациях прошел на волне пандемии в 2020 году. Теперь практически каждая компания наладила механизмы взаимодействия с использованием digital-медиа и вряд ли уже вернется к традиционному личному общению в полной мере.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что влияние медиакоммуникаций на корпоративную среду и систему управления человеческими ресурсами возрастает. Отлаженная система медиакоммуникаций помогает сотрудникам компании оставаться в курсе происходящих событий, дает простор для обратной связи, тем самым, развиваются горизонтальные связи в компании. С развитием коммуникативной системы формируется культура доверия сотрудников работодателю, положительный внутренний бренд компании. Особенно важны корпоративные медиакоммуникации в рамках текущей геополитической ситуации, так как традиционные социальные сети стали не такими доступными, корпоративные каналы приобретают больший вес в совокупности всех источников информации сотрудника. Они помогают компаниям сохранять нейтральный статус по отношению к мировой обстановке и доносить цели и приоритеты компании в настоящее время. Важно то, что корпоративные медиа помогают сохранять устойчивость и спокойствие психологической обстановки среди сотрудников.
Вопросы корпоративных коммуникаций и медиа исследовали в своих работах Р.Э. Фримен [21], Дж. Хортон [26], О. Лербингер [29], М. Уэлч [91], Л. Смит и П. Монтер [33], Дж. Фридл и А. Верчич [64] и др. Что касается отечественных исследований, то внимание этой теме уделяли В.П. Коломиец [44], В.Л. Примаков [52], Д.О. Олтаржевский [82] и др. Немаловажным аспектом темы являются труды зарубежных и отечественных авторов в области медиа и медиатизации современного общества, здесь отметим следующих исследователей: Ф. Кротц [27], Дж. Корнелиссен [18], С. Хьярвард [68], В.Л. Примаков [52].
Теоретическая значимость работы заключается в том, что теория медиатизации и цифровизации (Кротц Ф. [27], Хьярвард С. [68]) применяется к сфере экономики и управления. В работе исследуются возможности применения медиа в управлении человеческими ресурсами на протяжении всего цикла деятельности сотрудника в компании. Особенно интересен вопрос оценки эффективности применяемых технологий медиа в коммуникации, так как реализация корпоративных медиа несет значительные затраты для компании.
Практическая значимость работы заключается в разработке прикладных рекомендаций для совершенствования системы медиа-коммуникаций в УЧР компании «Главстрой Санкт- Петербург». Внесенные предложения могут быть использованы для расширения охвата медиа-коммуникациями всего состава сотрудников, упрощения налаживания горизонтальных связей, обеспечения омниканальности средств коммуникации, а также выстраивания обоснованной системы оценки эффективности корпоративных медиа для дальнейшего принятия управленческих решений, улучшающих результаты деятельности бизнеса.
Применение медиаинструментов в корпоративной коммуникации представлено в практических кейсах организации компаниями взаимодействия с сотрудниками на новых digital-платформах, в социальных сетях и применения различных видов медиаконтента. Такие инструменты переходят в УЧР из маркетинга. Компании чаще начинают применять отдельные медиаинструменты хаотично и не системно, при этом остаются активными и прежние виды коммуникации, сотрудники получают разрозненную информацию из множества источников, что ведет к разной степени информированности.
Цель исследования в рамках ВКР - дать практические рекомендации по повышению эффективности системы медиакоммуникаций в управлении человеческими ресурсами организации.
Задачи исследования:
• уточнить понятие «медиакоммуникация» в контексте корпоративных коммуникаций;
• охарактеризовать применение медиакоммуникативных технологий во взаимодействии с персоналом организации;
• проанализировать существующие подходы к оценке эффективности коммуникаций с персоналом;
• проанализировать существующие метрики медиа-коммуникативных технологий;
• охарактеризовать практические кейсы применения медиа-коммуникативных технологий в управлении человеческими ресурсами в российских и зарубежных компаниях;
• проанализировать систему медиа-коммуникаций в управлении человеческими ресурсами организации;
• выявить недостатки системы, требующие совершенствования;
- внести предложения по повышению эффективности системы медиа-коммуникаций в управлении человеческими ресурсами организации.....
Отметим основные выводы, полученные в результате проведенной работы:
1. Взаимодействие между людьми в современном мире обусловлено влиянием медиа. Медиатизированы все аспекты деятельности людей, вплоть до повседневных процессов - быта, отдыха, общения. Концепция медиатизации и цифровизации применима в том числе и к организации - коммуникации в организации осуществляются посредством различных медиа, а сейчас, все чаще, цифровых. Корпоративные медиа создают единое поле коммуникации для всей организации, тем самым, медиа объединяют все процессы в компании и обеспечивают непрерывный обмен информацией всех сотрудников организации. Медиа-коммуникации являются некой общей средой взаимодействия компании. С помощью медиа реализуются как повседневные рабочие задачи, так и происходит неформальное взаимодействие между сотрудниками. Таким образом, медиа-коммуникации сближают рабочую атмосферу организации с повседневными реалиями человека и включаются в широкое информационное поле современного человека.
2. В результате анализа теоретических подходов к коммуникациям в корпоративной среде и медиа-коммуникациям как явлению, выявлены особенности медиа-коммуникаций в управлении человеческими ресурсами:
• целевая аудитория медиа-коммуникаций в УЧР - все сотрудники компании. Информация в корпоративных медиа размещается целенаправленно для сотрудников, а также предоставляет им возможность делиться своими вопросами и предложениями, создавать контент про сотрудников;
• медиа-коммуникация сопровождает сотрудника на всем HR-цикле от приема на работу до увольнения. При приеме на работу сотрудник переходит от внешних медиа к внутренним и более полно погружается в корпоративную жизнь. С помощью медиа он адаптируется, учится и развивается, находит ответы на вопросы и вносит свои решения задач компании . Корпоративные медиа являются проводником культуры компании, через медиа транслируются ценности и цели компании, тем самым медиа создают экосистему взаимодействия сотрудников в компании на протяжении всего периода работы;
• медиа-коммуникации делают информационное поле компании доступным для каждого. Реализация принципа омниканальности помогает синхронизировать информационные потоки в разных каналах и обеспечить единство коммуникации для всех категорий сотрудников удобными для них средствами;
• технологии медиа-коммуникаций требуют постоянного обновления как в содержательном, так и в техническом плане. Скорость появления новостей и их изменения обязывает постоянно обновлять информацию в каналах коммуникации. Быстрое обновление технических инструментов медиа делает необходимым их регулярное обновление и модернизацию в соответствии с тенденциями и запросами пользователей;
• медиа-коммуникации в УЧР используются как для формального информирования, так и для целей неформального взаимодействия сотрудников. Современные экосистемные решения объединяют в себе функционал трекеров рабочих задач, инструментов совместной работы и привычных многим социальных сетей, где сотрудники могут общаться на любые темы;
• медиа-коммуникации имеют интерактивный характер и предполагают свободное участие сотрудников в создании контента. Каждый может предложить идею для публикации или вести личный блог по интересам.
3. Анализ подходов к оценке эффективности медиа-коммуникаций показал, что оценка именно медиа-коммуникаций в компании в литературе не систематизирована. Исследователями представлены различные подходы к оценке внутренних и внешних коммуникаций компании, а также варианты применения современны маркетинговых метрик для оценки коммуникаций. Оценка же медиакоммуникаций предполагает синтез метрик оценки коммуникаций и маркетинговых метрик, подобранных в зависимости от используемых компанией каналов коммуникации и технологий медиа.
4. Опыт зарубежных компаний показал, что ведущие практики применения медиа-коммуникативных технологий в коммуникации с сотрудниками - это:
• постановка четких целей и разработка коммуникационной стратегии, а также обязательное донесение целей и приоритетов в коммуникации до всех сотрудников;
• оценка эффективности медиакоммуникаций совокупностью различных показателей, а не единичными метриками. Оценить коммуникации можно как расчетными показателями, так и методами опросов и интервью с сотрудниками, которые дадут больше информации для дальнейшего развития коммуникационной среды;
• вовлечение в медиа-коммуникации топ-менеджмента компании, который личным примером доносит важность и значимость медиа-коммуникаций в компании и осознает их стратегическое значение для бизнеса в целом;
• управление медиа-коммуникациями в кросс-функциональных командах, состоящих из профильных специалистов по внутренним коммуникациям, представителей блоков HR, выстраивающих процессы управления человеческими ресурсами, PR как источника информации о связи компании с внешним миром и технических специалистов, которые обновляют и модернизируют технические инструменты медиа....
1. Анализ результатов опроса сотрудников предприятий, находящихся под управлением ООО «Главстрой-СПб специализированный застройщик» 2021 г.
2. Анализ результатов опроса сотрудников предприятий, находящихся под управлением ООО «Главстрой-СПб специализированный застройщик» 2020 г.
3. Кодекс этики и Свод этических стандартов.
Книги
4. Барт Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика : Пер. с фр. / Ролан Барт; Сост., общ. ред. и вступ. ст. [с. 3-45] Г. К. Косикова. - М. : Прогресс : Универс, 1994. - 615 с.
5. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине: Пер. с англ./ 2-е изд. - Москва : Сов. радио, 1968. - 326 с.
6. Каймакова М.В. Анализ использования человеческих ресурсов. Ульяновск: УлГТУ, 2011. 80 с.
7. Минаева Л.В. Внутрикорпоративные связи с общественностью. Теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2010. 287 с.
8. Мурзин Д. А. Феномен корпоративной прессы. М.: Издательский дом «Хроникёр», 2005. 192 с.
9. Осовицкая Н. НК#Фдйа1#бренд#аналитика#маркетинг. - Спб.: Питер, 2019. - 400 с.
10. Пирс Ч.С. Логические основания теории знаков / Чарльз Сандерс Пирс; Пер. с англ. В.В. Кирющенко и М.В. Колопотина. - СПб. : Лаб. метафиз. исслед. при филос. фак. СПбГУ : Алетейя, 2000 - (Метафизические исследования: Прил. к альм.).
11. Полуэхтова И.А. Телевидение и его аудитория в эпоху интернета. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2018. 223 с.
12. Савчук В.В. Медиафилософия. Приступ реальности. СПб: Изд-во РХГА, 2014. 350 с.
13. Спивак В.А. Деловые коммуникации. Теория и практика - М.: Изд-во Юрайт, 2019. 460 с.
14. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике: Пер. с англ. / С предисл. А. Н. Колмогорова ; Под ред. Р. Л. Добрушина и О. Б. Лупанова. - Москва : Изд-во иностранной литературы, 1963. - 829 с.
15. Шюц А. Теория социального действия : переписка / Альфред Шюц, Талкотт Парсонс ; под редакцией Рихарда Гратхоффа; перевод с английского Андрея Корбута. - Москва : Элементарные формы. 2021. - 222 с....132