ВВЕДЕНИЕ 8
Глава 1. Институт безопасности личности в уголовном судопроизводстве 12
1.1 Становление правовых основ института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства 12
1.2 Понятие и система мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства 24
1.3 Поводы и основания применения мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства 36
Глава 2. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса на различных стадиях уголовного судопроизводства 43
2.1 Обеспечение безопасности участников уголовного процесса на досудебных стадиях 43
2.2 Обеспечение безопасности участников процесса в судебном разбирательстве 54
2.3 Совершенствование мер оперативно розыскного обеспечения государственной защиты участников уголовного судопроизводства 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
Актуальность данного исследования проявляется в необходимости обеспечения эффективного функционирования правового демократического государства в России. Это включает в себя две важные задачи: обеспечение эффективности правоохранительных органов и одновременное соблюдение гуманистических принципов.
В России ежегодно около 10 миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей в ходе расследования и рассмотрения уголовных дел . Из них каждый пятый получает угрозы с целью изменения данных показаний либо отказа от них. Значительное количество граждан, ставших жертвами или свидетелями преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников либо, не веря в эффективность государственной защиты.
Преступный мир постоянно развивается, применяя более хитрые методы воздействия на работников правопорядка. Эти незаконные способы воздействия теперь выходят за рамки воздействия на должностных лиц (судей, прокуроров и следователей) и включают в себя насилие, подкуп, угрозы в отношении участников уголовного судопроизводства, которые способствуют раскрытию преступлений и наказанию виновных.
Учитывая вышесказанное, вопрос обеспечения безопасности участников уголовного процесса становится чрезвычайно актуальным. Обязанностью государства является обеспечение безопасности личности, вовлеченной в уголовное судопроизводство, чтобы достичь целей судопроизводства. В России институт государственной защиты участников уголовного процесса находится на стадии формирования.
Степень разработанности темы. Исследования в области обеспечения безопасности участников уголовного процесса привлекли внимание множества отечественных ученых и теоретиков в последние годы. Ряд авторов, таких как М.А. Авдеев, Л.Г. Антонова, Л.В. Брусницын, С.А. Губин, А.П. Гуськова, А.Ю. Епихин, С.П. Желтобрюхов, Е.И. Замылин, Т.Г. Кирланов, В.И. Крайнов, Э.К. Кутуев, В.В. Лебедев, О.В. Левченко, Г.П. Лозовицкая, М.И. Логвинов, С.В. Маркелов, В.Ю. Мельников, В.М. Мешков, Ф.Б. Мухаметшин, М.А. Новикова, А.П. Рыжаков, Р.С. Рыжов, В.В. Сероштан, Г.А. Скрипилев, Ю.Ю. Уланова, С.А. Янин, и другие, занимались этой темой. Однако, анализ современного состояния института обеспечения безопасности участников уголовного процесса показывает, что требуются дальнейшие теоретические исследования в этой области. Особое внимание следует уделить вопросам, связанным с основаниями и причинами применения мер безопасности в уголовном процессе, определением круга лиц, подлежащих государственной защите, а также процедурам применения отдельных мер безопасности в досудебном и судебном производстве.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения безопасности участников уголовного процесса.
Предметом исследования выступают правовые нормы, которые регулируют вопросы обеспечения безопасности участников уголовного процесса.
Целью данной работы является исследование вопросов, связанных с обеспечением безопасности участников уголовного процесса.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать исторический контекст формирования правовых основ института обеспечения безопасности участников уголовного процесса.
2. Теоретически обосновать понятие обеспечения безопасности участников уголовного процесса.
3. Охарактеризовать систему мер обеспечения безопасности участников уголовного процесса.
4. Определить основания и предпосылки применения уголовно-процессуальных мер безопасности в отношении участников уголовного процесса.
5. Изучить осуществление уголовно-процессуальных мер безопасности на различных этапах уголовного процесса.
6. Сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию норм законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности участников уголовного процесса.
Методологическую основу данной работы составили различные методы исследования, которые помогли достичь поставленных целей и решить задачи. В частности, использовались методы материалистической диалектики, такие как исторический анализ, формально-логический анализ, системный анализ, сравнительно-правовой анализ, статистический анализ, наблюдение, анализ и синтез.
Нормативную базу исследования составили следующие виды законодательства: международное право, конституционное право, отраслевое законодательство (уголовно-процессуальное) и другие нормативные акты, которые имеют отношение к предмету исследования.
Эмпирическую базу работы образуют статистические данные, предоставленные Министерством внутренних дел Российской Федерации, а также другие официальные документы и материалы, связанные с темой исследования. Кроме того, в работе были использованы материалы обобщения практики Верховного Суда Российской Федерации, в которых рассматривались вопросы, связанные с обеспечением безопасности участников уголовного процесса.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что они раскрывают перспективы для более глубокого понимания форм и способов обеспечения безопасности участников уголовного процесса.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов и результатов исследования в законотворческой и правоприменительной деятельности.
Структура работы отражает логическую последовательность исследования и включает в себя введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список использованных источников.
В заключение, при расследовании преступлений, ключевым источником доказательственной информации являются показания участников уголовного процесса. Эффективность борьбы с преступностью зависит от того, насколько полными, всесторонними и точными будут эти показания. Это, в свою очередь, напрямую зависит от того, какие меры безопасности будут приняты и насколько своевременно они будут введены. В целях повышения единообразия и эффективности правоприменения, важно устранить противоречия в существующих правовых нормах, регулирующих вопросы обеспечения безопасности участников уголовного процесса.
Современный международный опыт демонстрирует, что в настоящее время уровень преступности представляет серьезную угрозу для национальной безопасности и в некоторых случаях конкурирует с государственными институтами, предназначенными для её пресечения. Традиционные законодательные, организационно-технические и административные меры, рассматривавшихся ранее как достаточные для обеспечения защиты граждан, участвующих в уголовном судопроизводстве, теряют свою эффективность.
Российская Федерация прилагает усилия для установления и развития правового государства, а также активно борется с преступностью. Она при этом обязуется гарантировать безопасность личности в общем контексте и специально обеспечивать защиту участников уголовного судопроизводства. При разработке подобных гарантий учитывается, что наиболее важным источником доказательств являются показания свидетелей и потерпевших, которые в значительной степени зависят от человеческого фактора, таких как ощущения, чувства, память, настроение и т. д. Это создает потенциальную уязвимость, так как противоправное воздействие на свидетелей может исключить их участие в уголовном процессе. Также эксперты, специалисты, понятые и другие участники процесса подвергаются риску противоправного давления, что подчеркивает необходимость обеспечения их безопасности. Даже государственные органы и должностные лица, которые обычно считаются наиболее защищенными, могут подвергаться незаконному воздействию с целью изменения хода уголовного судопроизводства. В свете всех этих обстоятельств необходимо создать эффективный институт безопасности для участников уголовного судопроизводства с целью обеспечения их личной безопасности в уголовном процессе и установления гарантий для получения надежной информации по уголовным делам, что, между тем, способствует принятию правильных процессуальных решений.
Безопасность в рамках уголовного судопроизводства означает состояние, при котором участники данного процесса защищены от угроз и противоправных воздействий, которые могли бы поставить под угрозу их жизнь, здоровье или имущество. Это концепция включает в себя несколько ключевых аспектов: объекты, которые нуждаются в обеспечении безопасности, ситуации, которые могут представлять угрозу для этой безопасности, а также субъектов, ответственных за обеспечение безопасности.
Обеспечение безопасности в уголовном судопроизводстве представляет собой деятельность, проводимую компетентными государственными органами и служителями суда. Она направлена на несколько целей:
1. Предотвращение и пресечение противоправных воздействий на участников уголовного процесса и другие лица, которые помогают в реализации правосудия;
2. Обеспечение личной и имущественной безопасности участников уголовного процесса и других лиц, которые содействуют правосудию;
3. Применение социальных мер поддержки с целью обеспечения возможности для участников уголовного процесса выполнять свои процессуальные обязанности и осуществлять свои права в контексте уголовного судопроизводства.
Государственную защиту потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства можно определить как сложный институт, регулируемый различными нормативными правовыми актами из разных сфер законодательства.
Нормативно-правовая база этого института включает в себя следующие категории нормативных актов:
1. Международные правовые документы, касающиеся прав человека, а также решения международных органов, которые определяют конкретные меры и процедуры по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства;
2. Нормы конституционного уровня, которые закрепляют основы правового статуса личности в Российской Федерации;
3. Положения уголовно-процессуального законодательства, которые регулируют формы и методы обеспечения безопасности лиц, активно участвующих в правосудии;
4. Федеральный закон «О государственной защите участников уголовного судопроизводства» и нормативные акты, разработанные для его реализации в практике.
Эти нормативные акты взаимодействуют и обеспечивают основу для действий и мероприятий по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства.
С целью обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства применяются как процессуальные, так и непроцессуальные меры защиты. Процессуальные меры закреплены в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации и включают в себя меры по сохранению конфиденциальности данных о потерпевшем или свидетеле. Непроцессуальные меры защиты, такие как предоставление личной охраны, выдача специальных средств самообороны, смена места жительства и другие, регулируются Федеральным законом «О государственной защите участников уголовного судопроизводства» и различными нормативными актами различных ведомств.
В отношении защищаемых лиц может одновременно или по отдельности применяться ряд мер безопасности, таких как:
1. Предоставление личной охраны и охраны жилища и имущества;
2. Выдача специальных средств индивидуальной защиты, средств связи и оповещения об опасности;
3. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
4. Переселение на другое место жительства;
5. Замена документов;
6. Изменение внешности;
7. Изменение места работы или учебы;
8. Временное помещение в безопасное место;
9. Применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, находящегося под стражей или отбывающего наказание, включая перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
Помимо перечисленных, законодательство Российской Федерации может предусматривать и другие меры безопасности в зависимости от конкретной ситуации и уровня угрозы.
Основанием для применения мер безопасности является наличие реальной угрозы убийства, насилия, уничтожения или повреждения имущества защищаемого лица в связи с его участием в уголовном судопроизводстве. Эти основания определяются органом, ответственным за принятие решения о государственной защите.
Процедура применения мер безопасности предусматривает следующее:
1. Защищаемое лицо должно предоставить письменное заявление о наличии угрозы и выразить согласие на применение мер безопасности в письменной форме;
2. В случае несовершеннолетних лиц родители или лица, их заменяющие, а также уполномоченные представители органов опеки и попечительства (при отсутствии родителей или их заменяющих) могут предоставить заявление и выразить согласие на применение мер безопасности в письменной форме от имени несовершеннолетнего;
3. Заявление или сообщение об угрозе рассматривается судом (судьей), начальником подразделения дознания, руководителем следственного органа или следователем. На основе проведенной проверки принимается решение о применении мер безопасности или об отказе в их применении;
4. Принятое решение оформляется в мотивированном постановлении (определении), которое направляется на исполнение в компетентный орган, ответственный за меры безопасности, а также сообщается защищаемому лицу.
Таким образом, применение мер безопасности в уголовном судопроизводстве осуществляется на основании письменного заявления или сообщения о наличии угрозы и требует обязательного рассмотрения и мотивированного решения компетентными органами.
Закрепление мер безопасности личности в процессуальном законе может быть рассмотрено с различных углов зрения:
1. Гарантия прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве. Меры безопасности предоставляют дополнительные гарантии того, что участники уголовного процесса, такие как свидетели и потерпевшие, будут защищены от угроз и давления, обеспечивая тем самым их права и интересы;
2. Средство достижения целей уголовного судопроизводства. Меры безопасности могут помочь в достижении целей уголовного судопроизводства, таких как раскрытие преступлений и предотвращение угроз общественной безопасности;
3. Противодействие наиболее опасным видам преступности. Особенно это касается организованной и профессиональной преступности, где меры безопасности могут помочь в защите ключевых свидетелей и участников процесса от возможных репрессий или угроз;
4. Соответствие международным нормам. Закрепление мер безопасности в национальном законодательстве может быть шагом в сторону соответствия международным нормам и соглашениям, в которых государство обязуется обеспечивать безопасность участников уголовного судопроизводства.
Применение мер безопасности должно зависеть от различных факторов, таких как согласие сотрудничать с правоохранительными органами, наличие реальной угрозы безопасности, важность имеющейся информации, степень общественной опасности совершаемого или готовящегося преступления, и моральные аспекты использования таких мер.
Безопасность тесно связана с реальной угрозой или возможностью такой угрозы в ближайшем будущем в отношении лица, которое требует защиты. Угроза противоправных действий в отношении конкретного лица, которое является объектом интереса следственных и судебных органов, может быть выражена в различных объективных формах. Закон определяет или может определить только факт таких противоправных действий. Сам характер воздействия может включать неопределенные угрозы. При разработке уголовной ответственности за противоправное воздействие на защищаемое лицо необходимо избегать ограничивающих формулировок в законе (например, «угроза убийства, причинения тяжкого вреда здоровью, уничтожения или повреждения имущества»). Более целесообразным может быть использование более общей формулировки, такой как «воздействие в любой форме». Однако угроза должна сохранять объективный характер и быть реально воспринимаемой защищаемым лицом.
Растущая потребность общества в государственной защите от противоправных посягательств в уголовном судопроизводстве объясняется появлением новых законов и нормативных актов, направленных на обеспечение безопасности. Однако говорить о завершении формирования правовой основы в этой области слишком рано. Отсутствует согласованность в системе правовых норм, что приводит к отсутствию эффективного механизма для их реализации и защиты прав всех заинтересованных лиц.
Нормативная база и практика применения мер обеспечения безопасности для лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, требуют оптимизации. Работа в этом направлении должна быть приоритетной задачей на государственном уровне. Необходимо создать эффективную систему юридической поддержки для жертв преступлений, чтобы они могли свободно обращаться в органы уголовной юстиции в любых обстоятельствах. Эта система защиты важна не только потому, что потерпевшие имеют высший статус как личности, но и потому, что их активное и честное участие в уголовных процессах и правдивые показания имеют большую ценность в расследовании преступлений и выявлении виновных лиц. Поэтому дальнейшее развитие института обеспечения безопасности в уголовном судопроизводстве крайне важно.
На данный момент необходимо продолжать развивать систему, которая будет устойчивой и независимой от политических факторов и произвола органов и должностных лиц. Эта система должна обеспечивать действенную защиту прав и свобод личности в любое время.
Существенное улучшение обеспечения прав участников уголовного процесса невозможно без правильной среды, которая бы содействовала современным потребностям личности и соответствовала характеру и содержанию самого процесса. Задача реформирования уголовного процесса, согласно существующей концепции судебно-правовой реформы, в основном заключается в необходимости поднять обеспечение прав личности в процессе до уровня, соответствующего конституционным требованиям.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/;
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.11.2023) – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/;
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023 с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023) – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/;
4. Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 N 119-ФЗ - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48959/?ysclid=lnrk9qxt37625077645;
5. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» - URL: https://base.garant.ru/10104593/;
6. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» - URL: https://base.garant.ru/12136633/#ixzz30vAJZ9lO;
7. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ - URL: https://base.garant.ru/12182530/#ixzz30vG4lSmd;
8. Постановление Правительства РФ от 06.09.2023 N 1454-47 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2024 - 2028 годы» – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_457062/8d9c7aff7f37b1df09618d397f6263cc2f97d784/?ysclid=ln97iy2sx4144211473;
9. Бегова Д.Я. Обеспечение государственной защиты участников уголовного судопроизводства // Юридический вестник ДГУ 2014. №2 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-gosudarstvennoy-zaschity-uchastnikov-ugolovnogo-sudoproizvodstva/viewer;
10. Государственная защита участников уголовного судопроизводства. 2021. - URL: https://xn--b1aew1a.21.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/23984353;
11. Журкина О.В. Сравнительный анализ государственной программы защиты свидетелей в России и США // Вестник ОГУ №4. 2014. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-gosudarstvennoy-programmy-zaschity-svideteley-v-rossii-i-ssha?ysclid=lnrjvtqs36306105524;
12. Как в России работает система защиты свидетелей [сайт] - URL: https://guardinfo.online/2023/02/14/kak-v-rossii-rabotaet-sistema-zashhity-svidetelej/?ysclid=ln9akzpnqn643730490 ;
13. Кашепов В.П. О гарантиях уголовно-правовой защиты безопасности личности // Журнал российского права. 2005. № 12.
14. Омелин В.Н. Понятие оперативно-розыскного обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите // Закон и право 03-2021, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-operativno-rozysknogo-obespecheniya-bezopasnosti-lits-podlezhaschih-gosudarstvennoy-zaschite/viewer;
15. Оперативно-розыскное обеспечение уголовного судопроизводства - URL: https://alldetectives.ru/ord/ispolzovanie-chastnykh-teorij-i-uchenij-dlya-povysheniya-effektivnosti-operativno-rozysknoj-deyatelnosti/operativno-rozysknoe-obespechenie-ugolovnogo-sudoproizvodstva.html?ysclid=lnrkftrde750131520;
16. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 31.10.2012 N 197-П12 – URL: https://base.garant.ru/70267770/#friends;
17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 16 (ред. от 29.06.2021) «О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве» – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131884/;
18. Решение верховного суда: определение n 67-о11-88 от 20.10.2011 судебная коллегия по уголовным делам, кассация – URL: https://www.zakonrf.info/suddoc/e8a5619678dba1110ae9951ec4310a69/;
19. Степанова, Е. В. Основные требования, предъявляемые к проведению оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» / Е. В. Степанова // Российский следователь. – 2020. – № 10. – С. 47.;
20. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) / под ред. А. И. Алексеева, В. С. Овчинского. – М. : Проспект, 2020. – С. 128.;
21. Политический словарь / под ред. Б. Н. Топорнина. – М. : Юстицинформ, 2020. – С. 318.;
22. Анисимов, Г. Г. Надзор за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности в органах ФСБ / Г. Г. Анисимов // Законность. – 2020. – № 11. – С. 20.;
23. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 9. – Ст. 1011.;
24. Правоохранительные и судебные органы России : учебник / под ред. Н. А. Петухова, А. С. Мамыкина. – М. : Российский государственный университет правосудия, 2020. – С. 84.;
25. Ивченко, Л. И. Тактика контроля и записи переговоров и использование результатов этого следственного действия в расследовании преступлений / Л. И. Ивченко. – М. : Юрлитинформ, 2019. – С. 23.;
26. Иванов, В. В. К вопросу о правовом регулировании отдельных условий проведения оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров» и перспективы его совершенствования / В. В. Иванов // Российский следователь. – 2019. – № 11. – С. 45.;
27. Бессонов, А. A. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам / A. А. Бессонов // Уголовное право. – 2019. – № 2. – С. 124.;
28. Надзорное определение Верховного Суда РФ от 02.06.2019 по делу № 9-ДП19-10 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2019. – № 12. – С. 11.;
29. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 25.11.2018 по делу № 33-3099/2018 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2019. – № 1. – С. 17.;
30. Доля, Е. А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности / Е. А. Доля. – М. : Проспект, 2019. – С. 29.;
31. Курс уголовного процесса / под ред. Л. В. Головко. – М. : Статут, 2019. – С. 172.;
32. Теория оперативно-разыскной деятельности : учебник / под ред. К. К. Горянинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. – М. : Волтерс Клувер, 2018. – С. 354.;
33. Волков, А. А. Актуальные проблемы соблюдения законодательства при проведении оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан / А. А. Волков, В. В. Лошкарев // Законность. – 2018. – № 4. – С. 70.;
34. Ларинков, А. А. Получение результатов оперативно-розыскной деятельности и использование их в доказывании : учебное пособие / А.А. Ларинков, Е. Л. Никитин. – СПб.: Юрид. ин-т Ген. прокуратуры РФ, 2018.– С. 19.