Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование исследовательских умений у младших школьников средствами игровых технологий во внеурочной деятельности (нет заключения, Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №143128

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2023
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования : средняя школа № 55 города Барнаул.
Выборка: 53 учащихся классов 4 «Б» и 3 «Б».
Есть приложения.

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования исследовательских умений у младших школьников средствами игровых технологий
1.1. Анализ подходов к пониманию исследовательский умений в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности развития исследовательских умений в младшем школьном возрасте
1.3. Игровые технологии как средство развития исследовательских умений детей младшего школьного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности
2.1. Диагностика уровня развития исследовательских умений младших школьников
2.2. Программа формирования исследовательских умений младших школьников средствами игровых технологий во внеурочной деятельности
2.3. Методические рекомендации по формированию исследовательских умений у младших школьников средствами игровых технологий по внеурочной деятельности
Выводы по II главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Актуальность настоящего исследования обусловлена активными преобразованиями образовательной сферы и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), согласно которым знания не должны даваться обучающимся в готовом виде, школьникам необходимо уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, анализировать и обобщать ее. Именно исследовательские умения являются условием успешного познания. Младший школьный возраст является важнейшим этапом формирования исследовательских умений, в этот период педагогу необходимо приложить максимальное количество усилий для того, чтобы не упустить познавательный интерес в дальнейшем.
Внеурочная деятельность играет важную роль в формировании исследовательских умений у младших школьников, поскольку дополнительные внеклассные мероприятия позволяют развивать умения наблюдать, анализировать, решать проблемные задачи в комфортной, дружелюбной, игровой обстановке. Игровые технологии являются наиболее эффективным средством формирования исследовательских умений младших школьников, т.к. они вовлекают обучающихся в учебно-познавательных процесс, мотивируют к исследованию, развивают личностные качества, творческие способности, коммуникативные, социальные и командные навыки.
В этой связи особую актуальность приобретает проблема исследования: Какие игровые технологии необходимо использовать для формирования исследовательских умений младших школьников?
Анализ образовательной ситуации позволил выявить противоречие между требованиями ФГОС НОО к личности младшего школьника, его исследовательским умениям и дефицитом программ формирования исследовательских умений младших школьников средствами игровых технологий во внеурочной деятельности.
Цель исследования – выявить педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников средствами игровых технологий во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования – формирование исследовательских умений во внеурочной деятельности у младших школьников будет успешным если:
– использовать форму группового взаимодействия учащихся;
– развивать у обучающихся любознательность, любопытство, познавательный интерес и познавательную активность с помощью игр;
– использовать игровые творческие проекты исследовательской направленности.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать подходы к пониманию исследовательских умений в психолого-педагогической литературе;
2) выявить особенности развития исследовательских умений в младшем школьном возрасте;
3) изучить игровые технологии как средство развития исследовательских умений детей младшего школьного возраста;
4) провести диагностику уровня развития исследовательских умений младших школьников;
5) разработать программу формирования исследовательских умений младших школьников средствами игровых технологий во внеурочной деятельности;
6) описать рекомендации педагогам по формированию исследовательских умений у младших школьников средствами игровых технологий во внеурочной деятельности.
Объектом настоящего исследования является процесс формирования исследовательских умений у младших школьников.
Предмет исследования – развитие исследовательских умений у младших школьников посредством игровых технологий во внеурочной деятельности
Методы исследования. В данной работе были использованы теоретические методы: теоретический анализ научных источников и литературы, метод педагогического наблюдения, тестирования и диагностирования, также статистико-математические методы обработки полученных данных в ходе исследования.
Теоретической и методологической базой исследования послужили основные положения о формировании исследовательских умений, представленные в работах отечественных ученых, таких как Н.И. Брилев, А.М. Леонтьев, А.И. Савенков, Н.Н. Сандалова, К.Д. Ушинский, А.В. Хуторской. Вопросы использования игровых технологий во внеурочной деятельности на младшей ступени обучения для формирования исследовательских умений рассматриваются в трудах Л.С. Выготского, Л.И. Крюковой, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.С. Шубиной и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании необходимости использования игровых технологий для формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа и методические рекомендации могут быть использованы педагогами в общеобразовательных школах для формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности.
Объем и структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении обозначается актуальность темы исследования, выделяются предмет и объект исследования, определяются цель и задачи исследования, дается краткая характеристика теоретической и методологической базы, описываются методы исследования, а также теоретическая и практическая значимость работы. В первой главе представлены теоретические основы формирования исследовательских умений у младших школьников средствами игровых технологий. Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной работе по формированию исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности. В заключении изложены основные выводы по проведенному исследованию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред.
Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 2010.- 34с.
2. Выготский Л.С. Психология познания [Текст]/Л.С. Выготский. – М.:
Просвещение, 2011.- 127 с.
3. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность проблемы изучения.
–Москва: Просвещение, 2011. – 345с.
4. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного
интереса учащихся [Текст]/ Т.В. Костаева // Педагогика
сотрудничества: проблемы образования молодежи. – Вып.5. – Саратов:
Изд-во Саратовского пединститута, 2010.- 28 с.
5. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко.- М.:
Просвещение, 2013.- 337 с.
6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное
пособие.- М.: Просвещение, 2012.- 456 с.
7. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] /
П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2012.- 80 с.
8. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]/Н.Ф.Талызин. – М.:
Просвещение, 2010.- 224 с.
.9. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей:
популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/Л.Ф.
10. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 227 с.
11. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст]
/Г.И. Щукина. – М.:Просвещение, 2013.- 175 с.
12. Исследовательская работа школьников. Научно-методический и информационно-публицистический журнал. 2004.
13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя./ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. ]; под редакцией А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
14. Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2006. № 4. C. 18-24.
15. Обухов А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2005. № 3. C. 18-38.
16. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004.
17. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2006. № 3
18. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
20. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. -- 2-е изд. -- М.: Просвещение, 2011.
21. Белоус С. Ю. Как развить в ученике качества исследователя или методика исследовательских цепочек / Сек. Ю. Белоус. – Х. : Выдал. «Основа», 2004. – 160 с.
22. Гальперин П. Я. Воспитание систематического мышления в процессе решения творческих задач / П. Я. Гальперин, B. Л. Данилова // Вопросы психологии. – 2014. – № 1. – С. 31–38.
23. Герасимова С. И. Формирование исследовательских навыков учащихся С. И. Герасимова. – М., 2015. – 22 с.
24. Дидактика начальной школы. Некоторые вопросы современной дидактики / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. – М. : Просвещение, 2014. – 303 с.
25. Дорфман Л. Я. Основные направления исследований / Л. Я. Дорфман, Г. В. Ковалева // Вопросы психологи. – 2012. – № 2. – С. 101–106.
26. Кулюткин Ю. Образовательная среда и развитие личности / Ю. Кулюткин, С. Тарасов // Новые знания. – 2014. – № 1. – С. 6–7.
27. Лейтес Н. С. Возрастные предпосылки умственных способностей [хрестоматия по психологии] / Лейтес Н. С. ; под ред. А. В. Петровского. – 2-е изд. перер. и доп. – М. : Просвещение, 2012. – С. 386–394.
28. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций / И. Я. Лернер // Педагогика. – 1996. – № 2. – С.7–11.
29. Лошкарева H. A. Проблема формирования системы учебных навыков и навыков учащихся / H. A. Лошкарева // Советская педагогика. – 2014. – № 3. – С. 60–67.
30. Алексеев А.Г., Леонтович A.B., Обухов A.C., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/УИсследовательская работа школьников. 2002. №1. С. 27 - 29.
31. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Легион, 2000. 153с.
32. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода
к обучению / А.И. Савенков. - М.: Ось-89, 2006 - 480 с.
33. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: Сентябрь, 2003. - 204 с.
34. Савенков а.И. Психология исследовательского обучения М.: Академия, 2005
35. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей/ Н.Б. Шумакова – М.: Издательский дом РАО, 2003.
36. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – Москва: Икар, 2009. – 448с.
37. Введение в психологию // Под ред. Петровского А.В., Брушлинского А.В., Зинченко В.П. – М.: Академия, 1997. – С. 107
38.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2019. – 160 с.
39. Архипова О.В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 12. - С. 19-21.
40.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: издание официальное: утвержден и введен в действие приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 64101: введен впервые: дата введения: 28.08.2022. – М.: Стандартинформ, 2017. – 89 с.
41.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2019. – 160 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ