ИСТОРИЯ МБОУ «ПОЧАЕВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ» ГРАЙВОРОНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (2000-2015 гг.)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ 8
1.1 История школы 8
1.2 Общая характеристика образовательного учреждения 22
1.3 Структура управления общеобразовательного учреждения, органов самоуправления 27
ГЛАВА 2. УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 36
2.1 Состав обучающихся 36
2.2 Условия осуществления образовательного процесса, материально-техническая база 38
3.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса 39
2.4 Результаты образовательной деятельности 45
2.5 Научно-методическая и инновационная деятельность педагогического коллектива 48
ГЛАВА 3. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 52
3.1 Мониторинг удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью школы и диагностика уровня воспитанности обучающихся 52
3.2. Школа - культурно-образовательный центр на селе 56
3.3 Спортивно-оздоровительная деятельность 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ 8
1.1 История школы 8
1.2 Общая характеристика образовательного учреждения 22
1.3 Структура управления общеобразовательного учреждения, органов самоуправления 27
ГЛАВА 2. УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 36
2.1 Состав обучающихся 36
2.2 Условия осуществления образовательного процесса, материально-техническая база 38
3.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса 39
2.4 Результаты образовательной деятельности 45
2.5 Научно-методическая и инновационная деятельность педагогического коллектива 48
ГЛАВА 3. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 52
3.1 Мониторинг удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью школы и диагностика уровня воспитанности обучающихся 52
3.2. Школа - культурно-образовательный центр на селе 56
3.3 Спортивно-оздоровительная деятельность 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Актуальность исследования. Одной из актуальных задач современности является модернизация системы образования. Инновации в сфере образования призваны сделать школу современной, эффективной, отвечающей самым высоким требованиям и способной удовлетворить запросы государства и общества. На современном этапе это является важнейшей задачей, решение которой носит стратегический характер и требует безотлагательных мер со стороны государства и общества. От состояния системы образования и , конкретно, школы зависит будущее страны, ее дальнейшие перспективы.
Сельская школа представляет собой особый тип школы. Особенности сельской школы обусловлены рядом факторов, связанных с историческими условиями, со спецификой среды обитания, характером производительного труда селян, условий их жизни. Школа на селе - это не просто образовательное учреждение, а мощный фактор развития деревенской жизни, центральная составляющая российского уклада жизни. Задачи, стоящие перед сельской школой, отличаются особой сложностью. С одной стороны, преимущественная ориентация выпускников школы на труд в области сельского хозяйства и общую задачу их личностного духовного развития. Ввиду этого, является актуальным изучение опыта работы сельской малокомплектной школы на при¬мере МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области».
Выбор этот далеко не случаен: школа была земской до Октябрьской революции, самой обычной, не показательной. Именно в этой школе учились мои дедушки и бабушки, родители, и эту школу закончил я.
Объект исследования - МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области».
Предмет исследования - история МБОУ«Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области».
Цель исследования - изучение истории и основных направлений деятельности МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области за период 2000-2015 гг.
Задачи исследования:
- рассмотреть основные этапы развития МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской обла-сти;
- изучить основные направления учебно-образовательной деятельности школы;
- выявить и проанализировать основные направления учебно-воспитательной деятельности.
Степень изученности. Проблемой изучения истории Почаевской школы занимались учителя - краеведы. Большой вклад в изучение данной темы внес учитель истории Серых Филипп Алексеевич, ветеран Великой Отечественной войны, работавший в данной школе с 1946 по 1970 год. Его заметки печатались в местной газете «Призыв» Борисовского района . Учитель истории Пашков Николай Васильевич систематизировал историю школы, в настоящее время весь этот исследовательский материал содержится в музее школы . В последние годы данной проблеме уделяла внимание учитель истории Касилова Светлана Анатольевна.
Источниковую базу исследования составили архивные материалы и опубликованные документы. Основой источниковой базы исследования явились неопубликованные документы из Государственного архива Белгородской области (ГАБО): Ф. 23. Грайворонская уездная земская управа, О.Ф. 129. Благочинные по Грайворонскому уезду Курской епархии.
Кроме того, были исследованы журналы заседаний Грайворонского уездного земского собрания. Журналы заседаний издавались отдельными книжками по сессиям за год со сметами и раскладками.
Текущая школьная статистика Курского губернского земства, изданная в конце XIX начале XX вв. типографией Курского губернского земства, находится сейчас в Государственном архиве Белгородской области. В сборники включены документы, необходимые для оценки образования системы в земских школах Курского губернского земства.
В книге «Грайворон сквозь свет веков» представлены материалы о заселении Грайворонского края .
Кичигин В.П. в своей книге «Народная культура юга России: Белгородская область» системно изложил этно-фольклорный материал о народной культуре, формировавшейся в течение четырехсот лет на территории бывшей Белгородской Засечной черты, и дает характеристику однодворцам, к которым относились и жители села Почаево .
Фомичев И.В. в книге «Развитие общеобразовательной школы в России до 1917 года», опираясь на богатый краеведческий материал, рассмотрел во¬прос о подготовке педагогических кадров в контексте изменений государственной системы. Проанализированы материалы печатных сборников из опыта работы педагогического коллектива МБОУ «Почаевская СОШ».
Были изучены материалы периодической печати периода исследования. В дипломной работе использованы материалы педагогических периодических изданий. Следует назвать такие журналы, как «Народное образование», «Классный руководитель». В них публиковались материалы из опыта работы Почаевской школы за указанный период. Фактический материал по данной теме содержится в периодических изданиях «Белгородские известия» и в местной газете «Родной край».
При выполнении дипломной работы использовалось текущее делопроизводство и локальные акты МБОУ «Почаевская СОШ» Грайворонского рай- она .
Таким образом, использованные в исследовании архивные и печатные источники содержат различную по полноте информацию и, зачастую, представляют собой ранее не освещавшиеся материалы.
Методологической основой для написания данной работы явился конкретно-исторический подход и опора на широкий круг источников. В ис-следовании использованы следующие основные общеисторические методы: историко-системный, историко-сравнительный, историко-типологический.
Историко-системный метод применялся в качестве анализа исторического явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и
внешними взаимосвязями.
Историко-сравнительный метод позволил раскрывать сущность исследуемых явлений.
Историко-типологический метод предусматривал выделение типов и этапов исторического развития на основе изучения разнообразного фактического материала.
Использовались метод анализа и синтеза, метод наблюдения, анализ научной литературы, анализ периодических изданий.
Научная новизна исследования состоит в том, что были установлены малоизученные аспекты истории школы, определена дата основания школы.
Апробация дипломной работы прошла на педагогическом совете школы, где был сделан доклад.
Практическая значимость заключается в том, что результаты проведенного исследования будут размещены на сайте проекта «Электронная энциклопедия сельских школ России». В результате будет создана электронная страничка Почаевской сельской школы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Сельская школа представляет собой особый тип школы. Особенности сельской школы обусловлены рядом факторов, связанных с историческими условиями, со спецификой среды обитания, характером производительного труда селян, условий их жизни. Школа на селе - это не просто образовательное учреждение, а мощный фактор развития деревенской жизни, центральная составляющая российского уклада жизни. Задачи, стоящие перед сельской школой, отличаются особой сложностью. С одной стороны, преимущественная ориентация выпускников школы на труд в области сельского хозяйства и общую задачу их личностного духовного развития. Ввиду этого, является актуальным изучение опыта работы сельской малокомплектной школы на при¬мере МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области».
Выбор этот далеко не случаен: школа была земской до Октябрьской революции, самой обычной, не показательной. Именно в этой школе учились мои дедушки и бабушки, родители, и эту школу закончил я.
Объект исследования - МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области».
Предмет исследования - история МБОУ«Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области».
Цель исследования - изучение истории и основных направлений деятельности МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области за период 2000-2015 гг.
Задачи исследования:
- рассмотреть основные этапы развития МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской обла-сти;
- изучить основные направления учебно-образовательной деятельности школы;
- выявить и проанализировать основные направления учебно-воспитательной деятельности.
Степень изученности. Проблемой изучения истории Почаевской школы занимались учителя - краеведы. Большой вклад в изучение данной темы внес учитель истории Серых Филипп Алексеевич, ветеран Великой Отечественной войны, работавший в данной школе с 1946 по 1970 год. Его заметки печатались в местной газете «Призыв» Борисовского района . Учитель истории Пашков Николай Васильевич систематизировал историю школы, в настоящее время весь этот исследовательский материал содержится в музее школы . В последние годы данной проблеме уделяла внимание учитель истории Касилова Светлана Анатольевна.
Источниковую базу исследования составили архивные материалы и опубликованные документы. Основой источниковой базы исследования явились неопубликованные документы из Государственного архива Белгородской области (ГАБО): Ф. 23. Грайворонская уездная земская управа, О.Ф. 129. Благочинные по Грайворонскому уезду Курской епархии.
Кроме того, были исследованы журналы заседаний Грайворонского уездного земского собрания. Журналы заседаний издавались отдельными книжками по сессиям за год со сметами и раскладками.
Текущая школьная статистика Курского губернского земства, изданная в конце XIX начале XX вв. типографией Курского губернского земства, находится сейчас в Государственном архиве Белгородской области. В сборники включены документы, необходимые для оценки образования системы в земских школах Курского губернского земства.
В книге «Грайворон сквозь свет веков» представлены материалы о заселении Грайворонского края .
Кичигин В.П. в своей книге «Народная культура юга России: Белгородская область» системно изложил этно-фольклорный материал о народной культуре, формировавшейся в течение четырехсот лет на территории бывшей Белгородской Засечной черты, и дает характеристику однодворцам, к которым относились и жители села Почаево .
Фомичев И.В. в книге «Развитие общеобразовательной школы в России до 1917 года», опираясь на богатый краеведческий материал, рассмотрел во¬прос о подготовке педагогических кадров в контексте изменений государственной системы. Проанализированы материалы печатных сборников из опыта работы педагогического коллектива МБОУ «Почаевская СОШ».
Были изучены материалы периодической печати периода исследования. В дипломной работе использованы материалы педагогических периодических изданий. Следует назвать такие журналы, как «Народное образование», «Классный руководитель». В них публиковались материалы из опыта работы Почаевской школы за указанный период. Фактический материал по данной теме содержится в периодических изданиях «Белгородские известия» и в местной газете «Родной край».
При выполнении дипломной работы использовалось текущее делопроизводство и локальные акты МБОУ «Почаевская СОШ» Грайворонского рай- она .
Таким образом, использованные в исследовании архивные и печатные источники содержат различную по полноте информацию и, зачастую, представляют собой ранее не освещавшиеся материалы.
Методологической основой для написания данной работы явился конкретно-исторический подход и опора на широкий круг источников. В ис-следовании использованы следующие основные общеисторические методы: историко-системный, историко-сравнительный, историко-типологический.
Историко-системный метод применялся в качестве анализа исторического явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и
внешними взаимосвязями.
Историко-сравнительный метод позволил раскрывать сущность исследуемых явлений.
Историко-типологический метод предусматривал выделение типов и этапов исторического развития на основе изучения разнообразного фактического материала.
Использовались метод анализа и синтеза, метод наблюдения, анализ научной литературы, анализ периодических изданий.
Научная новизна исследования состоит в том, что были установлены малоизученные аспекты истории школы, определена дата основания школы.
Апробация дипломной работы прошла на педагогическом совете школы, где был сделан доклад.
Практическая значимость заключается в том, что результаты проведенного исследования будут размещены на сайте проекта «Электронная энциклопедия сельских школ России». В результате будет создана электронная страничка Почаевской сельской школы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
На современную школу возложена задача образования и воспитания подрастающего поколения. Это ответственная и сложная работа, от успешной реализации которой зависит в итоге будущее страны.
Объектом данного исследования являлась МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области.
В ходе данного исследования мы разобрали основные этапы развития школы: от ее основания до сегодняшних дней. Особое внимание было уделено периоду с 2000 по 2015 годы.
В данной главе были рассмотрены основные этапы развития школы. Изучение истории образования школы позволило сделать ряд выводов.
Дата основания школы, опубликованная на сайте школы - 1898 год является неточной. По неопубликованным документам Государственного архива Белгородской области дата основания школы-1881 год.
Рассмотрены особенности земской школы конца XIX - начала XX века на примере деятельности земской школы села Почаево, состояние учебного помещения, обеспечение школы обязательными учебными и наглядными пособиями, заработная плата земского учителя, какие предметы изучались в школах Грайворонского уезда.
Проанализировав ситуацию в народном образовании Грайворонского уезда, было выявлено, что именно негосударственные земские школы стали общедоступными образовательными учреждениями, которые выражали потребности крестьян в образовании.
Дана полная характеристика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Почаевская средняя общеобразовательная школа»
Грайворонского района Белгородской области. Представлена учебно-педагогическая документация школы.
Выявлено, что в школе создана достаточно эффективная управленческая система, структура и управленческий механизм: директор - заместители - руководители МО, органы ученического самоуправления и общественного управления, а также целостная система информационно - аналитического обеспечения управления, отрабатывается система стимулирования участников образовательного процесса.
Во второй главе была дана общая характеристика образовательного учреждения, включающая в себя структуру управления.
Мы выяснили, что в школе создана достаточно эффективная управленческая система, структура и управленческий механизм, в который входит директор, заместители, руководители МО, органы ученического самоуправления и общественного управления (управляющий совет, попечительский совет, родительский комитет).
В рамках данной главы был изучен состав обучающихся (общее число учащихся, характеристика социального статуса их семей); условия осуществления образовательного процесса; особенности учебного плана школы и режима обучения; кадровое обеспечение образовательного процесса; результаты образовательной деятельности.
Выяснили, что в общеобразовательном учреждении действует авторская воспитательная программа «Школа творчества и успеха». Анализ удовлетворенности жизнедеятельностью школы учащихся и родителей что, недостаточно учитываются и развиваются индивидуальные особенности учеников в процессе обучения и внеклассной воспитательной работе, нет системы в работе классного руководителя по работе с родителями. В целом отмечается достаточная удовлетворенность учащихся и родителей школьной атмосферой.
Почаевская школа является центром культуры, досуга и работы с общественностью села. В рамках создания единого образовательного пространства школа осуществляет социальное партнерство с сопредельными структурами: В воспитании и творческом развитии обучающихся участвуют: школа, семья, сельский модельный Дом культуры, администрация Грайворонского района и сельского поселения, совет ветеранов, фельдшерско¬акушерский пункт, духовно-просветительский Центр во имя святителя Иоасафа г.Грайворон и др.
В третьей главе были проанализированы основные направления воспитательной деятельности школы. Рассмотрена деятельность детской организации «Школьная республика», музея «Истоки», деятельность производственной бригады школы до 2005 года, а также спортивно-оздоровительная деятельность.
Проанализировав работу образовательного учреждения, мы определили, как изменялись отдельные аспекты деятельности школы, каким направлениям уделялось большее внимание, чему отдавался приоритет.
За прошедшие 15 лет, как видно из нашего исследования, в работе школы произошли позитивные изменения. Школа заметно расширила свою деятельность, сделала упор на патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Вырос профессиональный уровень педагогического коллектива, и обновилось содержание образования, улучшилось материально-техническое оснащение школы, что благотворно сказалось на качестве знаний учащихся.
История МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области - это история непрерывной и кропотливой работы ее коллектива. Эта работа направлена на решение главной задачи школы XXI века, которая заключается в формировании образованного, эрудированного, духовно богатого человека-гражданина, способного успешно реализовать свой творческий потенциал, любящего Родину и готового служить ее интересам.
Объектом данного исследования являлась МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области.
В ходе данного исследования мы разобрали основные этапы развития школы: от ее основания до сегодняшних дней. Особое внимание было уделено периоду с 2000 по 2015 годы.
В данной главе были рассмотрены основные этапы развития школы. Изучение истории образования школы позволило сделать ряд выводов.
Дата основания школы, опубликованная на сайте школы - 1898 год является неточной. По неопубликованным документам Государственного архива Белгородской области дата основания школы-1881 год.
Рассмотрены особенности земской школы конца XIX - начала XX века на примере деятельности земской школы села Почаево, состояние учебного помещения, обеспечение школы обязательными учебными и наглядными пособиями, заработная плата земского учителя, какие предметы изучались в школах Грайворонского уезда.
Проанализировав ситуацию в народном образовании Грайворонского уезда, было выявлено, что именно негосударственные земские школы стали общедоступными образовательными учреждениями, которые выражали потребности крестьян в образовании.
Дана полная характеристика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Почаевская средняя общеобразовательная школа»
Грайворонского района Белгородской области. Представлена учебно-педагогическая документация школы.
Выявлено, что в школе создана достаточно эффективная управленческая система, структура и управленческий механизм: директор - заместители - руководители МО, органы ученического самоуправления и общественного управления, а также целостная система информационно - аналитического обеспечения управления, отрабатывается система стимулирования участников образовательного процесса.
Во второй главе была дана общая характеристика образовательного учреждения, включающая в себя структуру управления.
Мы выяснили, что в школе создана достаточно эффективная управленческая система, структура и управленческий механизм, в который входит директор, заместители, руководители МО, органы ученического самоуправления и общественного управления (управляющий совет, попечительский совет, родительский комитет).
В рамках данной главы был изучен состав обучающихся (общее число учащихся, характеристика социального статуса их семей); условия осуществления образовательного процесса; особенности учебного плана школы и режима обучения; кадровое обеспечение образовательного процесса; результаты образовательной деятельности.
Выяснили, что в общеобразовательном учреждении действует авторская воспитательная программа «Школа творчества и успеха». Анализ удовлетворенности жизнедеятельностью школы учащихся и родителей что, недостаточно учитываются и развиваются индивидуальные особенности учеников в процессе обучения и внеклассной воспитательной работе, нет системы в работе классного руководителя по работе с родителями. В целом отмечается достаточная удовлетворенность учащихся и родителей школьной атмосферой.
Почаевская школа является центром культуры, досуга и работы с общественностью села. В рамках создания единого образовательного пространства школа осуществляет социальное партнерство с сопредельными структурами: В воспитании и творческом развитии обучающихся участвуют: школа, семья, сельский модельный Дом культуры, администрация Грайворонского района и сельского поселения, совет ветеранов, фельдшерско¬акушерский пункт, духовно-просветительский Центр во имя святителя Иоасафа г.Грайворон и др.
В третьей главе были проанализированы основные направления воспитательной деятельности школы. Рассмотрена деятельность детской организации «Школьная республика», музея «Истоки», деятельность производственной бригады школы до 2005 года, а также спортивно-оздоровительная деятельность.
Проанализировав работу образовательного учреждения, мы определили, как изменялись отдельные аспекты деятельности школы, каким направлениям уделялось большее внимание, чему отдавался приоритет.
За прошедшие 15 лет, как видно из нашего исследования, в работе школы произошли позитивные изменения. Школа заметно расширила свою деятельность, сделала упор на патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Вырос профессиональный уровень педагогического коллектива, и обновилось содержание образования, улучшилось материально-техническое оснащение школы, что благотворно сказалось на качестве знаний учащихся.
История МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области - это история непрерывной и кропотливой работы ее коллектива. Эта работа направлена на решение главной задачи школы XXI века, которая заключается в формировании образованного, эрудированного, духовно богатого человека-гражданина, способного успешно реализовать свой творческий потенциал, любящего Родину и готового служить ее интересам.
Подобные работы
- ИСТОРИЯ МБОУ «ПОЧАЕВСКОЙ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ» ГРАЙВОРОНСКОГО
РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(2000-2015 гг.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017



