АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. Литературный обзор 12
1. Различные определения термина «неопределенность» в литературе 12
2. История становления конструкта 15
3. Толерантность к неопределенности как черта личности 22
4. Исследование взаимосвязи толерантности и интолерантности к неопределенности с другими личностными конструктами 26
5. Толерантность к неопределенности в отечественной психологии 30
6. Исследования личностных характеристик психологов-консультантов в связи с толерантностью к неопределенности 32
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 38
2.1 Цели и задачи исследования 38
2.2 Описание выборки 39
2.3 Методы исследования 39
2.3.1 Шкала толерантности к неопределенности МакЛейна в адаптации Е.Н Осина 40
2.3.2.Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса 40
2.3.3. Опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI) 42
2.3.4. Методика «Личностная готовность к переменам» (Personal change readiness survey, PCRS) 44
2.3.5. Дифференциальный тип рефлексии (ДТР) 45
2.3.6. Анкета социально- и профессионально-демографических
показателей 46
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 46
2.5. Процедура исследования 47
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 48
3.1. Описательные статистики профессионально-демографических характеристик психологов-консультантов 48
3.2. Особенности толерантности к неопределенности и психологического подхода, используемого респондентом 51
3.2.1. Особенности характеристик толерантности к неопределенности, психологического подхода и выраженности психологических защит 52
3.2.2. Особенности характеристик ТН, психологического подхода и выраженности определенных копинг-стратегий 56
3.2.3. Особенности характеристик ТН, психологического подхода и определенных личностных характеристик 58
3.3. Особенности характеристик ТН при использовании определенных защитных механизмов 60
3.3.1. Фактор «Отношение к новизне» 62
3.3.2. Фактор «Отношение к сложным задачам» 62
3.3.3. Фактор «Отношение к неопределенным ситуациям» 63
3.3.4. Фактор «Предпочтение неопределенности» 64
3.4. Особенности характеристик ТН и использования определенных копинг-стратегий 65
3.4.2. Фактор «Отношение к неопределенным ситуациям» 66
3.4.3. Фактор « Толерантность к неопределенности» 67
3.5. Особенности характеристик ТН и преобладания определенного типа рефлексии 67
3.6. Особенности характеристик ТН и преобладания определенных личностных характеристик 68
3.6.1. Влияние фактора «Отношение к сложным задачам» 69
3.6.2. Влияние фактора «Предпочтение неопределенности» 70
3.6.3. Влияние фактора «Толерантность к неопределенности» 70
3.7. Кластерный анализ 71
3.8. Связь выбранных переменных с количеством клиентов у психологов-консультантов 74
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 78
ВЫВОДЫ 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
В последнее время проблемы, связанные с различными аспектами проявления неопределенности, выступают на первый план не только при проведении фундаментальных научных исследований, но и в реализации различных форм практической деятельности человека. Именно поэтому изучение способов совладания с неопределенностью становится все более актуальным в данный момент.
Одним из психологических феноменов, позволяющих личности успешно функционировать в непредсказуемом пространстве современного мира, является толерантность к неопределенности (далее ТН).
В качестве понимания ТН в зарубежной психологии можно привести следующее определение: это "способность человека принимать конфликт и напряжение, которые возникают в ситуации двойственности, противостоять несвязанности и противоречивости информации, принимать неизвестное, не чувствовать себя неуютно перед неопределенностью" (Hallman, R.J., 1967). В отечественных исследованиях толерантность получила трактовку в качестве интегральной личностной характеристики, изучаемой в следующих основных ракурсах: психологической устойчивости, системы личностных и групповых ценностей, личностных установок и совокупностей разноуровневых индивидуальных свойств (Г.У. Солдатова, 2008).
Несмотря на почти полувековую историю понятия ТН, в отечественной психологии внимание к этому феномену стали уделять только последние 10 лет. Эмпирические исследования, проводимые зарубежными и отечественными психологами (А.М. Голубев, 2006; А.И.Гусев, 2005; Е.Г.Луковицкая, 1996, 1998; П.В.Лушин, З.А. Ржевская, Е.Г.Данникова, 203; Е.Носенко, М.Шаповал, 2002; А.А.Федоров, 2006 и др.), показали, что индивидуально-психологическими детерминантами положительного отношения к неопределенности являются способность к эмпатии, устойчивость к неопределенности, ментальная гибкость, коммуникативная толерантность, альтруизм, ощущение безопасности, внутренний локус контроля, открытость опыту, преобладание мотивации стремления к успеху над мотивацией избегания неудачи, энергичность, высокая поисковая активность, уверенность в себе, позитивная самооценка, высокий уровень самоактуализации личности и др. Среди индивидуально-психологических предпосылок негативного отношения к неопределенности выделяют потребность в когнитивной замкнутости (желание индивида обладать ясным, четким, определенным знанием в противовес нежелательной альтернативе неясности и неопределенности), авторитаризм и догматизм, тенденцию приходить к решениям по типу "черное" - "белое", стремление к очевидному и безусловному принятию или отвержению со стороны других людей, неспособность мыслить в вероятностных категориях.
ТН представляет собой конструкт, который в тандеме с «безоценочным принятием уникальности другого» помогает не только более объективно относиться к происходящему, но и развивать представление о себе, окружающем мире и людях.
В исследовании Е.Г.Луковицкой указано, что уровень толерантности к неопределенности различен в профессиональных группах: самый высокий и средний показатель ТН принадлежит респондентам художественной направленности, низкий – рабочим.
Р.Кочюнас в своей модели личности эффективного психолога-консультанта наряду с эмпатией, аутентичностью, открытостью собственному опыту, развитому самопознанию и т.д. выделяет также толерантность к неопределенности. В психологическом консультировании ситуации неопределенности являются естественной «рабочей» средой, составляют «ткань» профессиональной деятельности - это связанно, в том числе, с динамикой прогресса клиента. Автором указывается, что, так как одной из главной предпосылок становления личности является прощание с привычным, известным из опыта и вступление на «незнакомую территорию» - консультанту необходимо толерантное отношение к неопределенности. Зачастую неизвестно, с каким клиентом и проблемами придется столкнуться, какие придется принимать решения – в таких ситуациях необходима уверенность в собственной интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности решений и способность рисковать (Р.Кочюнас, 1999).
Группой американских ученых приведены данные об отрицательных связях перфекционизма с толерантностью к неопределенности и удовлетворенностью проведением психотерапии, выявленных на выборке психологов. Результаты их исследования показывают, что высокий, социально предписанный перфекционизм и низкий уровень толерантности к неопределенности связаны с пониженной удовлетворенностью проведением психотерапии (Wittenberg, K. J., & Norcross, J. C., 2001).
Актуальность исследования заключается в том, что несмотря повышенный интерес к феномену ТН в последние годы, как в отечественной так и зарубежной психологии, и на выделение ТН как значимой личностной характеристики психолога-консультанта исследования на данный счет практически отсутствуют и данная работа направлена на восполнение этого пробела.
Новизна диссертации состоит в том, что впервые на русскоязычной выборке будет исследованы особенности ТН у психологов-консультантов. Будет исследована взаимосвязь уровня ТН и выбора защитных и копинг-стратегий, как способа нивелировать неопределенность, которая является неотъемлемой частью консультативного процесса, а также связь уровня ТН и типа рефлексии, как способа объяснения неопределенности. Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы эмпирической части исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения феномена ТН, создания психокоррекционных мероприятий, обогащения понимания о динамике и сущности процесса психологического консультирования а также личности и необходимых компетенциях психолога-консультанта.
Объект – толерантность к неопределенности.
Предмет – толерантность к неопределенности и психологические характеристики психологов-консультантов.
Цель – описать особенности толерантности к неопределенности и психологических характеристик у психологов-консультантов с разными социально- и профессионально демографическими характеристиками.
Задачи:
1. Изучить особенности ТН у психологов-консультантов в зависимости от практикуемого ими подхода и опыта работы.
2. Описать особенности ТН и психологических характеристик психологов-консультантов в связи с особенностями формы их работы и количеством клиентов.
3. Изучить особенности психологических характеристик у консультантов с разными показателями толерантности к неопределенности.
4. Изучить взаимосвязи профессионально-демографических, психологических характеристик и характеристик ТН.
В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Характеристики ТН отличаются у психологов-консультантов, использующих разные подходы в консультативной работе.
2. Характеристики ТН отличаются в зависимости от опыта, формы работы и количества клиентов у психолога-консультанта.
3. Характеристики ТН тесно связаны с психологическими и профессионально-демографическими характеристиками психологов-консультантов.
Методы:
1. Шкала толерантности к неопределённости МакЛейна в адаптации А.Н. Осина.
2. Опросник Способы совладающего поведения (Ways of Coping Questionnaire, WCQ) Р. Лазаруса в адаптации Крюковой Т.Л. и Куфтяк Е.В.
3. Опросник Плутчика-Келлермана-Конте "Индекс жизненного стиля" (Life Style Index, LSI).
4. Методика «Личностная готовность к переменам» (Personal change readiness survey, PCRS) Родник, Хезер, Голд, Хал; перевод и адаптация Н.А. Бажанова и Г.Л. Бардиер.
5. Дифференциальный тест рефлексии (ДТР) Д.А, Леонтьев, Е.М. Лаптева, Е.Н. Осин, А.Ж. Салихова.
Целью данного исследования было описать особенности толерантности к неопределенности и психологических характеристик у психологов консультантов имеющих различные социально- и профессионально-демографическими показатели. Для реализации данной цели нами был проделан теоретический обзор литературы, который показал существенный пробел относительно информации о данном психологическом конструкте у психологов-консультантов.
В результате проведенного нами эмпирического исследования психологи с более высоким уровнем толерантности к неопределенности более адаптивны, смелы, готовы к переменам, склонны к поиску социальной поддержки или избеганию трудных ситуаций, обладают системным типом рефлексии. Особенности характеристик толерантности к неопределенности опосредуются подходом в психологической практике. На основании проделанной работы можно перейти к следующим результатам:
Научная ценность данной работы заключается в том, что впервые на русскоязычной выборке были исследованы особенности толерантности к неопределенности психологов-консультантов, а также их взаимосвязь с личностными, социально- и профессионально-демографическими характеристиками.
С точки зрения практики ценным результатом является выявление толерантности к неопределенности среди характеристик, определяющих количество клиентов у психологов-консультантов.
Результаты, полученные в нашем исследовании могут быть использованы для дальнейшего изучения феномена ТН, создания психокоррекционных мероприятий, обогащения понимания о динамике и сущности процесса психологического консультирования а также личности и необходимых компетенциях психолога-консультанта.
1. Бажанова Н.А. Личностная готовность к переменам в контексте исследования феномена «ожидания» / Перевод и апробация опросника «Personal change-readiness survey» // Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения (Приложение к журналу «Вестник РХГА», Т.2). – СПб.: Изд-во РХГА, 2005. – С. 169–178.
2. Голубев А.М. Исследование связи личностных особенностей с особенностями поведения и оценки в ситуации неопределенности / А.М.Голубев // Материалы конференции "Человек в условиях неопределенности" – Новосибирск, 2006. – С. 194 – 208.
3. Гулина М.А. Основы индивидуального психологического консультирования. СПб., 2000
4. Гусев А.И. Толерантноcть к неопределенности как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 300-32
5. Гусев А.И. Проблематика научной классификации толерантности к неопределенности / А. И. Гусев // Наука и образование. – 2005. – №5-6. – С. 42-45.
6. Гусев А.И. Толерантность к неопределенности: проблематика исследований. (Практична психологія та соціальна робота. – 2007. – № 8 – С. 75 – 80.
7. Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110-135.
8. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005.
9. Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности–интолерантности к неопределенности // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 1. С.74-86.
10. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. - М. : 2007. №3. - С. 93-112.
11. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: дис. ... канд. психол. наук. – СПб., 2003. – 173 с.
12. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998.
13. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Автореф. дис. канд. психол. наук: спец. 19.00.05 / Е.Г. Луковицкая. – СПб., 1998. – 18 с.
14. Луковицкая Е.Г. Феномен неопределенности в психологии / Е.Г. Луквовицкая // Тезисы научно-практической конференции "Психология: итоги и перспективы" – 1996. – С. 32-33.
15. Лушин П.В. Учимся фасилитировать. Методическое пособие для учителей школ, студентов педагогических специальностей, преподавателей / П.В. Лушин, З.А. Ржевская, Е.Г. Данникова, Н.А. Колтко. – Кировоград, 2003. – 52с.
16. Мириманова М.С., Обухов А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие // Разви-тие исследовательской деятельности учащихся: метод, сб. / сост., ред. А.С. Обухов. М.: Народное образова-ние, 2001. С. 88-98.
17. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. : Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
18. Носенко Е. Толерантність до невизначеності як системоутворювальний особистісний чинник творчої обдарованості / Е.Носенко, М.Шаповал // Психологія суспільства. - №1 – 2002. - С. 9.
19. Осин Е.Н. Факторная структура русскоязычной версии шкалы общей толерантности к неопределенности Д. МакЛейна // Психол. диагностика. 2010. № 2. С. 65—86 (Спец. выпуск «Диагностика личностногопотенциала-2» /Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой.)
20. Петрова Н.И. Толерантность самоактуализирующейся личности // Толерантность и проблема идентичности. Материалы междунар. науч.-практич. конф. Ежегодник Российского психологического общества, 2002. Т. 9 (4). С. 254.
21. Ролло Мэй. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т. К. Кругловой.— М.6 Независимая газета «Класс», 1994
22. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. – Мытищи: Издательство «Талант», 1996. — 144 с.
23. Федоров А.А. Ноmo infinitus: человек, неопределенность и психологические конструкты / А.А. Федоров // Материалы конференции "Человек в условиях неопределенности". – Новосибирск, 2006. – С. 36 – 43.
24. Шалаев Н.В. Адаптация методики исследования толерантности к неопределенности (кросс-культурное исследование). Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, отделение клинической психологии, кафедра нейро- и патопсихологии. Дипломная работа (на правах рукописи). - Москва, 2004.
25. Adorno T.W., Frenkel-Brunswik E., Levinson D.J., Sanford R.N. The Authoritarian Personality. New York: Harper & Brothers. 1950.
26. Andersen S. M., Schwartz A. H. Intolerance of ambiguity and depression: A cognitive vulnerability factor linked to hopelessness // Social Cognition, 1992. Vol. 10 (3). P. 271-298.
27. Anderson, S., Schwartz, A. (1992) Intolerance of ambiguity and depression. Social Cognition 10: pp. 271-298
28. Bakalis S., Joiner, T. Participation in tertiary study abroad programs: the role of personality // International Journal of Educational Management, 2004. Vol. 18(5). P. 286-291.
29. Bauer, T. N., & Truxillo, D. M. (2000). Temp-to-permanent employees: A longitudinal study of stress and selection success. Journal of Occupational Health Psychology, 5(3), 337-346.
30. Bochner S. Defining Intolerance of Ambiguity // The Psychological Record, 1965. Vol.15. P. 393-400
31. Budner S. Intolerance of Ambiguity as a Personality Variable // Journal of Personality, 1962. Vol. 30. P. 29-50
32. Chabassol, D., Thomas, D. (1975) Needs for structure, tolerance of ambiguity and dogmatism in adolescents. Psychological Reports 37: pp. 507-510
33. Chen C.C., Hooijberg R. Ambiguity intolerance and support for valuing diversity interventions // Journal of Applied Social Psychology, 2000. Vol. 30 (11). P. 2392-2408.
34. Clampitt P. G. & Williams M. L. Managing organizational uncertainty: Conceptualization and measurement. Paper presented at the international, communication association conference. San Diego: CA, 2000.
35. Dalbert, C. Die Ungewißheitstoleranzskala: Skaleneigenschaften und ... – 1999. – h. 1. – s. 1–25.
36. DeForge B., Sobal J. Intolerance of Ambiguity in Students Entering Medical School // Social Science and Medicine. 1989. № 28. P. 869–874.
37. DeRoma, V. M., Martin, K. M., & Kessler, M. L. (2003). The relationship between tolerance for ambiguity and need for course structure. Journal of the Institute of Psychology, 2003, 30, 104-109.
38. Deutsch, C.J.(1984). Self-reported sources of stress among psychotherapists. Professional Psychology: Research and Practice, 15, 833–845.
39. Durrheim K., Foster D. Tolerance of ambiguity as a content specific construct // Personality and Individual Differences, 1997. Vol. 22 (5). P. 741-750.
40. Ely C.M. Tolerance of ambiguity and use of second language strategies // Foreign Language Annals, 1989. Vol .22(5). P. 437-445.
41. Facione, N. C., Facione, P. A., & Sanchez, C. A. (1994). Critical thinking disposition as a measure of competent clinical judgement: The development of the California Critical Thinking Dispositions Inventory. Journal of Nursing Education, 33(8), 345-350.
42. Foxman, P. (1976) Tolerance for ambiguity and self-actualizing. Journal of Personality Assessment 40: pp. 67-72
43. Frenkel-Brunswik E. Intolerance of Ambiguity as an Emotional and Perceptual Variable // Journal of Personality, 1949. Vol. 18. P. 108-143
44. Furnham A., Ribchester T. Tolerance of ambiguity: A review of the concept, its measurement and applications // Current Psychology, 1995. Vol. 14 (3). P. 179-199.
45. Geller G. Tolerance for ambiguity: an ethics-based criterion for medical student selection. Acad Med. 2013;88:581–584. doi10.1097/ACM.0b013e31828a4b8e.
46. Ghosh AK. On the challenges of using evidence-based information: the role of clinical uncertainty. J Lab Clin Med. 2004;144:60–64. doi: 10.1016/j.lab.2004.05.013.
47. Glover, J., Romero, P., Petersen, C. (1978) Effects of a simulation game upon tolerance for ambiguity, dogmatism and risk taking. Journal of Social Psychology 105: pp. 291-296
48. Gurman, A. S., & Razin, A. M. (Eds.). (1977). Effective psychotherapy: A handbook of research .
49. Halkides. G. (1958). An experimental study of four conditions necessary for therapeutic change. Unpublished doctoral dissertation. University of Chicago.
50. Hallman R.J. The Necessary and Sufficient Conditions of Creativity // In J. C. Gowanet al. (Eds.) Creativity: Its Educational Implications. New York: Wiley, 1967.
51. Hazen B. T., Overstreet R. E., Jones-Farmer L. A., Field H. S. The role of ambiguity tolerance in consumer perception of remanufactured products // International Journal of Production Economics, 2012. Vol. 135 (2). P. 781-790.
52. Herman J. L., Stevens M. J., Bird A., Mendenhall M., Oddou G. The tolerance for ambiguity scale: Towards a more refined measure for international management research // International Journal of Intercultural Relations, 2010. Vol. 34 (1). P. 58-65.
53. Hewitt, P.L., Flett, G.L.,Turnbull-Donovan,W.,& Mikail, S.F.(1991).The multidimensional perfectionism scale: Reliability, validity, and psychometric properties in psychiatric samples. Psychological Assessment, 3, 464–468.
54. Huber, N. S. (2001). Learning and leading: A class project provides context. In Outcalt, C. L., Faris, S. K., and McMahon, K. N. (Eds.), Developing nonhierarchical leadership on campus: Case studies and best practices in higher education (pp. 119-128). Westport, CT: Greenwood Press.
55. Ironside, P. M., Jefferies, P. R., & Martin, A. (2009). Fostering patient safety competencies using multiple-patient simulation experiences. Nursing Outlook, 57,332-337. doi:10.1016/j.outlook.2009.07.010
56. Iyer, G., McBride, D., & Reckers, P. (2012). The effect of a decisionaid on risk aversion in capital investment decisions. Advances in Accounting, 28,64-74. doi:10.1016/j.adiac.2012.02.007
57. Johnson, H. L., Court, K. L., Roersma, M. H., & Kinnaman, D. T. (1995). Integration as integration: Tolerance of ambiguity and the integrative process at the undergraduate level. Journal of Psychology and Theology, 23(4), 271-276.
58. Kenny D.T., Ginsberg R. The specificity of intolerance of ambiguity measures // Journal of Abnormal Psychology, 1958. Vol. 56 (3). P. 300-304.
59. Kirton, M. "Adaptors and innovators: a description and measure", Journal of Applied Psychology (61:5) 1976, pp 622–629.
60. Kochjunas R. Osnovy psihologicheskogo konsul'tirovanija. M: Akademicheskij proekt, 1999. 240 s.
61. L Ladouceur, R., Gosselin, P., & Dugas., M. J. (2000). Experimental manipulation of intolerance of uncertainty: A study of a theoretical model of worry. Behaviour Therapy and Research, 38, 933-941
62. Ladouceur R., Talbot F., Dugas M.J. Behavioral expressions of intolerance of uncertainty in worry // Behavior Modification. - 1997. - V. 21, No 33. - P. 355-371. - doi: 10.1177/01454455970213006.
63. Lakhana A. Tolerance of Ambiguity in Educational Technology: A Review of Two Social Science Concepts. Masters thesis, Concordia University. 2012.
64. Litman J.A. Relationships between measures of I-and D-type curiosity, ambiguity tolerance, and need for closure: An initial test of the wanting-liking model of information-seeking // Personality and Individual Differences, 2010. Vol. 48 (4). P. 397-402.
65. MacDonald A.P. Revised scale for ambiguity tolerance: reliability and validity // Psychological Reports, 1970. Vol. 26. P. 791-798.
66. Madhubalan Viswanathan. Individual differences in need for precision. Personality & Social Psychology Bulletin, July 1997 v23 n7 p717(19)
67. Mclain D.L. The MSTAT-I: A new measure of an individual's tolerance for ambiguity // Educational and Psychological Measurement, 1993. Vol. 53 (1). P. 183-189.
68. Michel J. Dugas, Nina Laugesen, William M. Bukowski Intolerance of Uncertainty, Fear of Anxiety, and Adolescent Worry Journal of Abnormal Child Psychology August 2012, Volume 40, Issue 6, pp 863-870
69. Naemi B.D., Beal D.J., Payne S.C. Personality predictors of extreme response style // Journal of Personality, 2009. Vol. 77 (1). P. 261-286.
70. Norton R.W. Measure of ambiguity tolerance // Journal of Personality Assessment, 1975. Vol. 39 (6). P. 607-619.
71. Oblinger, D. G. & Verville, A. (1998). What business wants from higher education. Phoenix, AZ: Oryx Press.
72. Owen William and Robert Sweeney. Ambiguity Tolerance, Performance, Learning, and Satisfaction: A Research Direction. In The Proceedings of ISECON 2002, v 19 (San Antonio): §242c. ISSN: 1542-7382.
73. Pawlicki, R., Almquist, C. (1973) Authoritarianism, locus of control and tolerance of ambiguity as reflected in membership and non-membership in a women’s liberation group. Psychological Reports 32: pp. 1331-1337
74. R, Schor, Pilpel D, Benbassat J. 2000. "Tolerance of uncertainty of medical students and practicing physicians." Medical care 38 (3): 272-80.
75. Raphael, D., and Chasen, M. (1980). Intolerance of ambiguity and life status during early adulthood: A three year follow-up. Psychological Reports, 47, 388-390.
76. Ray J.J. Are psychologists intolerant of ambiguity? University of N.S.W., Australia Abstract http://jonjayray.tripod.com/intamb.html
77. Rodzhers K. Klientocentrirovannaja terapija / Per. s anrl. M.: Refl-buk, K.: Vakler, 1997. 320 s.
78. Rosen, R. (2000). Global literacies: Lessons on business leadership and national cultures. New York: Simon & Schuster.
79. Rotter N.G., O'Connell A.N. The relationships among sex-role orientation, cognitive complexity and tolerance for ambiguity // Sex Roles, 1982. Vol. 8 (12). P. 1209-1220.
80. Sallot L.M., Lyon L.J. Investigating effects of tolerance-intolerance of ambiguity and the teaching of public relations writing: A quasi-experiment // Journalism and Mass Communication Educator, 2003. Vol. 58 (3). P. 251-272.
81. Sidanius J. Intolerance of ambiguity and socio politico ideology: A multidimensional analysis // European Journal of Social Psychology, 1978. Vol. 8. P. 215-235.
82. Stoycheva K. Talent, Science and Education: how do we cope with Uncertainty and Ambiguities? // Science Education: Talent recruitment and public understanding / Eds. P. Csermely, L. M. Lederman. 2003. P. 31–44.
83. Tatzel, M. (1980). Tolerance for ambiguity in adult college students. Psychological Reports, 47, 377-378.
84. Trottier M., Roberts W., Drmic I., Scherer S. W., Weksberg R., Cytrynbaum C., Chitayat D. et al. Parents' perspectives on participating in genetic research in autism // Journal of Autism and Developmental Disorders, 2013. Vol. 43 (3). P. 556-568.
85. Våpenstad, E. V. The ambiguity of the psychoanalytic situation and its relation to the analyst’s reverie // Psychoanalytic Psychology, 2010. Vol.27(4). P.513–535.
86. Våpenstad, Eystein Victor. "The Ambiguity Of The Psychoanalytic Situation And Its Relation To The Analyst's Reverie." Psychoanalytic Psychology 27.4 (2010): 513-535. PsycARTICLES. Web. 26 May 2015.
87. Visser Yusra Laila Ambiguity in Learning: Issues and Implications for Instructional Design Learning Development Institute Florida Atlantic University
88. Waxler, M. The role of ambiguity and tolerance of ambiguity in the appreciation of humor / M. Waxler // Dissertation Abstracts International. – 1976. – № 37(6-b). – P.3056-3057.
89. Weissenstein A, Ligges S, Brouwer B, Marschall B, Friederichs H. Measuring the ambiguity tolerance of medical students: a cross-sectional study from the first to sixth academic years. BMC Family Practice. 2014;15:6. doi:10.1186/1471-2296-15-6.
90. Wittenberg, K. J., & Norcross, J. C. (2001). Practitioner perfectionism: Relationship to ambiguity tolerance and work satisfaction. Journal of Clinical Psychology, 57, 1543-1550. doi:10.1002/jclp.1116
91. Zenasni F., Besanson M., Lubart T. Creativity and tolerance of ambiguity: An empirical study. // Journal of Creative Behavior, 2008. Vol. 42(1). P. 61-73.
92. Zhu D., Xie X., Xie J. (2012). When do people feel more risk? The effect of ambiguity tolerance and message source on purchasing intention of earthquake insurance // Journal of Risk Research, 2012. Vol. 15(8).P. 951-965.