Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование взаимосвязи жизнестойкости, толерантности к неопределенности и самоотношения практических психологов

Работа №99939

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2021
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРЫ 9
1.1. Жизнестойкость как внутренний ресурс личности.
Компоненты жизнестойкости 9
1.2. Взаимосвязь жизнестойкости и толерантности
к неопределенности 16
1.3. Жизнестойкость как качество личности, связанное
с профессиональной деятельностью практических психологов 25
Выводы по главе 31
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ, ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООТНОШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ 34
2.1. Характеристика выборки 34
2.2. Организация и методы эмпирического исследования 34
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования 37
2.3.1. Описательная статистика 37
2.3.3 Сравнительный анализ 41
2.3.2. Корреляционный анализ 51
Выводы по главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 70


В современном обществе существенно возрастают требования к личности. Отсутствие четких жизненных ориентиров, разнообразие вариантов решения повседневных задач приводит к тому, что сам человек становится автором и творцом своей жизни. Вместе с этим на него возлагается большая ответственность за выбор стратегий поведения, которая может провоцировать внутреннее напряжение. Для успешной адаптации и самореализации в обществе нового формата каждому из нас необходимо постоянно совершенствовать навыки решения проблем, а также развивать внутренние качества, которые помогают эффективно справляться с возникающими сложностями [5].
Все больший интерес среди исследователей вызывают вопросы жизнестойкости. Актуальность этой темы приобретает значение еще и потому, что знание основных детерминантов ее развития поможет создать новые механизмы преодоления трудностей, сформировать готовность человека и общества к осознанному выстраиванию стратегий будущего развития и обеспечить успешную самореализацию и успешность в эпоху глобализации [1].
Впервые понятие жизнестойкости появилось в работах С. Кобейса и С. Мадди. Оно напрямую было связано с проблемами стресса и способов совладающего поведения. С. Мадди занимался исследованиями творческого потенциала личности и возможностями человека по регуляции стресса. В процессе своей работы он характеризовал понятие «hardiness» как особое качество [79]. Оно влияет на всю структуру личности человека и позволяет успешно справляться с возникающими проблемами и трудностями.
На русский язык «hardiness» переводится как стойкость, но Д.А. Леонтьев перевел его как жизнестойкость. Он считал, что это качество характеризует уровень способности человека эмоционально выдерживать стрессовую ситуацию, не теряя самообладания и эффективного функционирования [40].
Жизнестойкость - это сложное по структуре свойство личности. Оно состоит из нескольких компонентов: включенности, контроля и принятия вызова. Высокий уровень развития данных качеств позволяет человеку совершенствоваться, реализовывать свой потенциал и эффективно справляться с жизненным стрессом [41].
Особенно актуальной жизнестойкость становится в рамках профессиональной деятельности психолога. Это связано, прежде всего, с основным содержанием его работы. Человек, обратившийся к психологу, часто находится в тяжелом эмоциональном состоянии, что требует от специалиста способности не только выдерживать сложные эмоции, но сохранять внутреннее равновесие для выбора эффективной стратегии работы [2].
С нашей точки зрения, жизнестойкость является одним из основных качеств, которые позволяют практическому психологу в процессе профессионального роста избегать возможной личностной деформации и других деструктивных личностных проявлений, в том числе развитие синдрома эмоционального выгорания. К тому же профессия психолога- консультанта предполагает постоянное развитие личности, что способствует формированию жизнестойкости и у клиентов, с которыми работает психолог. Таким образом, исследования жизнестойкости психологов актуальны и имеют практическую значимость.
Как показали исследования Т.А. Бергис, Т.Н. Игнатьевой, М.А. Фризен, с жизнестойкостью тесно связана толерантность к неопределенности - способность человека выдерживать неоднозначность в своей повседневной жизни, общении с людьми и при принятии решений [9].
В своей профессиональной деятельности практический психолог не обладает полной информацией о клиентах, а эмоциональное взаимодействие в процессе работы часто бывает сложным и интенсивным.
Помимо этого, специалист может сталкиваться с решением разного рода этических дилемм, последствия которых трудно спрогнозировать. Все эти факторы в совокупности также порождают неопределенность [8].
Таким образом, жизнестойкость и толерантность к неопределенности могут быть внутренними опорами специалиста в условиях нестабильности внешней среды, и с их помощью он может оказать качественную психологическую помощь своим клиентам. Но помимо этого, важную роль играет и отношение самого психолога к своей профессии, его удовлетворенность работой, отношение к себе как к профессионалу.
Профессиональное самоотношение является основой смысловой сферы личности. Любое его изменение сопряжено с проблемными и даже кризисно-экзистенциальными переживаниями. Позитивное самоотношение позволяет адекватно преодолевать профессиональные и личностные трудности. Не случайно оно определяется как важнейшее условие профессионального и личностного развития специалиста, потенциал его личности, как основа психологического благополучия [54].
Несмотря на то, что жизнестойкость и толерантность к неопределенности достаточно широко представлены как в классических, так и в современных психологических исследованиях, проблема их связи с профессиональным самоотношением психологов практически не исследована. Все это обусловливает необходимость изучения данных феноменов.
Принимая во внимание актуальность проблемы, ее теоретическую и практическую значимость, нами была сформулирована тема исследования, определены объект, предмет, цель, гипотезы и задачи исследования.
Объект исследования - жизнестойкость личности.
Предмет исследования - связь жизнестойкости и ее показателей с толерантностью к неопределенности и показателями профессионального самоотношения.
Цель исследования - определить, какие показатели профессионального самоотношения влияют на уровень жизнестойкости и толерантности к неопределенности практических психологов.
Гипотеза исследования:
1. Существует связь между уровнем жизнестойкости, толерантности к неопределенности и особенностями профессионального самоотношения специалистов-психологов.
2. Существуют различия в общем уровне интолерантности к неопределенности и ее компонентов у психологов с высокими и низкими показателями жизнестойкости.
3. Показатели профессионального самоотношения влияют на выраженность жизнестойкости и толерантности к неопределенности практических психологов.
Задачи исследования:
Теоретические задачи:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ понятия «жизнестойкость» и ее компонентов: вовлеченности, контроля и принятия риска.
2. Проанализировать современные исследования феномена толерантности к неопределенности и ее особенностей.
3. Определить роль жизнестойкости, толерантности
к неопределенности и профессионального самоотношения
в деятельности практических психологов.
Эмпирические задачи:
1. Определить общий уровень жизнестойкости, толерантности к неопределенности и позитивности профессионального самоотношения практических психологов.
2. Выявить различия в общем уровне, содержании жизнестойкости, толерантности к неопределенности и профессионального самоотношения практических психологов в зависимости от пола и стажа работы.
3. Определить различия в общем уровне толерантности к неопределенности и ее компонентов у психологов с высоким и низким уровнем жизнестойкости.
4. Определить взаимосвязь показателей профессионального самоотношения, жизнестойкости и способности личности психолога переживать неопределенность.
5. Определить показатели профессионального самоотношения, влияющие на общую выраженность жизнестойкости и толерантности к неопределенности практических психологов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепция жизнестойкости С. Мадди, ресурсный подход (Р. Лазарус, С. Мадди, С. Хобфолл, и др.); теория личностного адаптационного потенциала А.Г. Маклакова [47; 78; 79].
Эмпирической базой исследования выступили 80 человек, в возрасте 22-40 лет, работающие психологами в частной практике, а также в организациях, занимающихся оказанием психологической помощи населению.
Методики исследования:
1. Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой;
2. Методика определения толерантности к неопределенности С. Баднера в адаптации А.Г. Солдатовой;
3. Опросник профессионального самоотношения К.В. Карпинского и А.М. Колышко.
Научная новизна исследования
Жизнестойкость и толерантность к неопределенности рассмотрены как комплекс характеристик, тесно связанных с профессиональным самоотношением психологов.
В результате анализа результатов эмпирического исследования выявлены показатели профессионального самоотношения, влияющие на жизнестойкость и толерантность к неопределенности практикующих специалистов.
Теоретическое значение полученных результатов заключается в расширении научных представлений об особенностях жизнестойкости практических психологов на основе сравнения комплекса характеристик, свойственных психологам с высоким и низким уровнем жизнестойкости в контексте ситуаций неопределенности.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования выявленных показателей профессионального самоотношения в качестве обязательных для диагностики в процессе обучения молодого специалиста, что позволит повысить эффективность и результативность его профессиональной деятельности.
Для достоверности полученных результатов в данной работе используются обоснованные теоретические концепции отечественных и зарубежных авторов; методики соответствуют целям исследования, обладают надежностью и валидностью; выборка репрезентативна и имеет достаточный объем; для анализа и обработки данных были использованы соответствующие математико-статистические методы.
Структура и объем квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 80 источников. Общий объем работы составляет 86 страниц, 8 таблиц, 12 рисунков, 5 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В основу нашего исследования легло предположение о связи между показателями жизнестойкости, толерантности к неопределенности и профессионального самоотношения практических психологов.
В первой главе мы рассмотрели понятие жизнестойкости как качества личности, связанного со способностью эффективно преодолевать различные стрессовые ситуации. Также нами была дана характеристика каждого из ее компонентов: вовлеченности, контроля, принятия риска.
При анализе современных исследований толерантности к неопределенности мы пришли к выводу, что этот феномен играет важную роль и в профессиональной деятельности практических психологов. Толерантный специалист будет воспринимать неоднозначные ситуации необходимыми для своего личного и профессионального развития. Интолерантный психолог, наоборот, имеет склонность к избеганию неопределенных ситуаций и рассматривает их как опасность и угрозу.
При определении специфики профессиональной деятельности практических психологов мы затронули тему профессионального самоотношения и предположили, что именно этот феномен может выступать тем регуляторным началом, которое наделяет смыслом профессиональное развитие специалиста.
По результатам теоретического анализа мы выдвинули гипотезы о том, что у специалистов с низким и высоким уровнями жизнестойкости будут существовать различия в выраженности общей интолерантности к неопределенности и ее компонентов, а также о влиянии показателей профессионального самоотношения на жизнестойкость и способность выдерживать неопределенность.
Экспериментальная часть работы была посвящена проверке гипотез при помощи теста жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой), методики определения толерантности к неопределенности С. Баднера (в адаптации А.Г. Солдатовой), а также опросника профессионального самоотношения К.В. Карпинского и А.М. Колышко.
На основании данных, полученных в результате исследования, мы определили общий уровень жизнестойкости, толерантности к неопределенности и позитивности профессионального самоотношения практических психологов.
Это позволило нам выявить отдельные различия в общем уровне, содержании жизнестойкости, толерантности к неопределенности и профессионального самоотношения практических психологов в зависимости от пола и стажа работы.
Мы установили, что у психологов с высокой и низкой жизнестойкостью уровень толерантности к неопределенности различается: у специалистов с низкой жизнестойкостью общий показатель интолерантности к неопределенности выше, а также более выражена интолерантность к новизне, а у психологов с высокой жизнестойкостью - интолерантность к сложности.
С помощью корреляционного анализа мы определили взаимосвязь показателей профессионального самоотношения, жизнестойкости и способности личности психолога переживать неопределенность.
В результате регрессионного анализа были установлены факт и степень влияния показателей профессионального самоотношения (в частности, внутренней конфликтности) на общую выраженность жизнестойкости и толерантности к неопределенности практических психологов.
Результаты нашего исследования дают основу для дальнейшего изучения особенностей жизнестойкости и толерантности к неопределенности практических психологов, например, для определения стиля принятия решений психологами в ситуациях неопределенности.
Помимо этого, было бы интересно проверить наличие связи между уровнем жизнестойкости, толерантностью к неопределенности и объемом личной терапии практического психолога.
Полученные результаты могут быть полезны при выборе содержания супервизий или интервизий для начинающих и опытных специалистов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что задачи исследования решены, выдвинутые гипотезы были подтверждены в процессе эмпирического исследования, цель работы достигнута.



1. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Экзистенциальная и гуманистическая психология. Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - Вып. 2. - С. 82-90.
2. Александрова Л.А. К осмыслению понятия
«жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей // Психология способностей Современное состояние и
перспективы исследований: материалы научной конференции,
посвященной памяти В.Н. Дружинина. - М.: «Институт психологии РАН», 2005. - С. 16-22.
3. Алишев Б.С. Психика и преодоление неопределенности // Психология: журнал Высшей школы экономики. - М.: Г осударственный университет, 2009.-Вып. 3. - С. 3-26.
4. Ананьев Б.Г. Конструирование идентификационных структур в ситуации неопределенности / Трансформация идентификационных структур.
-М.: Московский общественный научный фонд, 2001. - С. 30-53.
5. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал Т. 15. - 1994. - №1. - С. 3-19.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
7. Белинская Е.П. Конструирование идентификационных структур в ситуации неопределенности / Трансформация идентификационных структур. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. - С. 30-53.
8. Белинская Е.П. Неопределенность как категория современной социальной психологии личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования [сайт]. [2014]. № 7 (36). ПРЕ: http://psystudy.ru(дата обращения: 11.11.2020).
9. Бергис Т.А. Готовность личности к переменам и толерантность к неопределенности на этапе ранней взрослости // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, Психология. 2015. - №4. - С. 38-42.
10. Березкина О. А. Актуализация и развитие жизнестойких качеств будущих специалистов: дис. канд. пед. наук / Березкина О. А. - К., 2006 - С. 24 - 27.
11. Богомаз С.А., Баланев Д.Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 32. - С. 23-28.
12. Богомаз С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / С.А. Богомаз // Материалы научно-практических конгрессов 4 Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». - 2008 - т. 2. - С. 24 - 27.
13. Бодалев А.А. Неопределенность как категория современной социальной психологии личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования [сайт]. [2014]. № 7 (36). URL: http://psystudy.ru(дата обращения: 11.11.2020)
14. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса / В.А. Бодров //Психологический журнал. Т.27. -2006.- №2. - С. 113-122.
15. Бодров В. А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления / Бодров В. А. // Проблемы психологии и эргономики. - 2001. - № 4. - С. 28-33.
16. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
17. Большой энциклопедический словарь. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 1058 с.
18. Ванакова Г.В. Жизнестойкость как осознанный выбор современной молодежи / Г. В. Ванакова // Школа и воспитание. Народное образование. - 2012. - № 1. - С. 234-239
19. Водопьянова И. Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. -
336 с.
20. Волобуева Н.В. Жизнестойкость как ресурс современного руководителя / Н.В. Волобуева // Научный вестник Полтавского университета экономики и торговли. - 2013. - № 1.- С. 144-147.
21. Вотинцева Т.С., Петренко В.Р. Взаимосвязь уровня толерантности к неопределенности и психологического благополучия личности // Педагогика и психология образования. 2016. №4. С. 145-149.
22. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях
дисгармоничного социума / М.П. Гурьянова // Педагогика.- 2004.- № 1.- С.12-18.
23. Гурьянова М. П. Жизнеспособность личности как педагогический феномен / М.П. Гурьянова // Педагогика. - 2006. - №10 - С. 15-27.
24. Гусев А.И. К проблеме измерения толерантности к неопределенности / А.И. Гусев // Практическая психология и социальная робота. - 2007. - № 1 - С.21 - 28.
25. Дайан Л. Кутю. Секреты жизнестойкости в книге "Управление бизнесом в бурные времена". - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 94 с.
26. Денеко М.В. Развитие личностного потенциала преподавателя вуза в процессе профессиональной адаптации: Автореф. дис. канд. пед. Наук / Денеко М.В. - Санкт-Петербург, 2007. - 24 с.
27. Дробинина Л.В. Взаимосвязь жизнестойкости, удовлетворенности
жизнью и субъективного благополучия у жителей региона Сибири. Материалы докл. XIV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». - М.: Издательский центр Факультета
журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007 - 50 с.
28. Дубенцов М.И. Категория неопределенности в психологической науке и профессиональном самоопределении личности / М.И. Дубенцов // Современные научные исследования и инновации. - М., 2011. - № 6. ПВЬ: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3078 (дата обращения: 20.11.2020).
29. Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? / В.П. Зинченко // Вопросы психологии.- 2007.- №6.- С. 3-20.
30. Злобина М.В., Первушина О.Н. Интолерантность к неопределенности и депрессия // ЯеАехю. 2017. - Т. 10. - №2. - С. 126-141.
31. Зотова Е.Ю. Современные исследования толерантности к неопределенности в зарубежной психологии // Вестник НГУ. Серия: Психология, 2009. - Т.3. - №1. - С. 147-155.
32. Канеман Д., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Харьков: Гуманитарный центр, 2005. - 632 с.
33. Климов. А. А. Взаимосвязь жизнестойкости и личностных ценностей студентов вуза // Молодые исследователи — регионам: материалы всероссийской научной конференции : в 2 т. Том № 2. — Вологда : ВоГТУ,2011.— С. 262—264.
34. Кондрашихина О.А. Вопрос как средство преодоления неопределенности // Известия Саратовского университета. Серия: Философия, Психология, Педагогика. 2015. - Т.15. - №1. - С. 94-97.
35. Корнилова Т.В., Чумакова М.А., Корнилов С.А., Новикова М.А. Психология неопределенности: Единство интеллектуально-личностного потенциала человека. - М.: Смысл, 2010. - 334 с.
36. Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Шкалы Толерантности и Интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера. / Т.В. Корнилова, М.А. Чумакова // Экспериментальная психология. - 2014. - №1.
37. Кринчик Е.П. Психологические проблемы трудовой деятельности в условиях неопределенности./ Е.П Кринчик // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. - 1979. - № 3. - С. 14-23.
38. Леонов И.Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта // Вестник Удмуртского университета. 2014. - №4. - С. 43-52
39. Леонтьев Д.А. Возможности эмпирического исследования
личностного потенциала / Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Е. Осин, А.В. Плотникова, Е.И. Рассказова // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - 2005. - С. 259-260.
40. Леонтьев. Д.А. Жизнестойкость как практика расширения жизненного мира / Д.А. Леонтьев // 1-я Всероссийская научно- практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений под. ред. Д.А.Леонтьева, Е.С.Мазур, А.И.Сосланда. -М..: Смысл, 2001. - 100-109 с.
41. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова / под ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 56-65 с.
42. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 115 с.
43. Леонтьев Д.А. Шанс для творчества / Д.А.Леонтьев // Конфликт в конструктивной психологии: тезисы докладов и сообщений на 2-й научно-практической конференции по конструктивной психологии. - Красноярск, 7¬10 июня 1990 г. -17-20 с.
44. Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. Ростов н/Д.: Издательство Ростовского университета, 1994. - 232 с.
45. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение
толерантности к неопределенности: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. -
172 с.
46. Львова Е.Н., Митина О.В., Шлягина Е.И. Личностные предикторы совладающего поведения в ситуации неопределенности [Электронный ресурс] // Психологические исследования [сайт]. [2015]. №40. ПРЕ: http://psystudy.ru(дата обращения: 29.11.2020).
47. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. / А.Г. Маклаков // Психол. журн. - 2001. - № 1. - Т.22. - С. 16-24
48. Матушанская А.Г., Алишев Б.С. Толерантность к неопределенности и смежные психологические конструкты когнитивной психологии // Ученые записки Казанского университета. 2011. - Т. 153. - кн. 5. - С. 25-33.
49. Медведева Е. В. Взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и жизнестойкости инвалидов / Е. В. Медведева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2008. - №2. - С. 172-177.
50. Наливайко Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости/ Т.В. Наливайко // Вестник интегративной психологии. - 2006. - №4. - С.45- 54.
51. Одинцева Е.Ю. Связь толерантности к неопределенности с жизнестойкостью и креативностью (на материале подросткового возраста) // Молодежь и наука: сборник материалов IX Всероссийской научно¬технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. - С.45- 54.
52. Одинцова М.А. Жизнестойкость и смысложизненные ориентации студенческой молодежи в условиях энтропии современного российского общества / М. А. Одинцова //Мониторинг общественного мнения. - 2012. - №2.- С. 21-27.
53. Поддъяков А.Н. Неопределенность в решении комплексных проблем // Человек в ситуации неопределенности / под ред. А.К. Болотова. М.: ТЕИС,2007. - С. 177-193.
54. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики / К. В. Карпинский, А. М. Колышко; Учреждение образования "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы". - Гродно : ГрГУ, 2010. - 139 с.
54. Рассказова Е.И. Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации / Е.И. Рассказова // Гуманитарные проблемы современной психологии. Известия Таганрогского радиотехнического университета. - 2005. - № 7. - С. 124—126.
55. Романюк О.В. Теоретический аспект определения и трактовки
термина «Толерантность к неопределенности» // Материалы XII Международной научно-практической конференции молодых
исследователей, г. Барановичи, 19-20 мая 2016. Барановичи, 2016. - С. 179-180.
56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
57. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009. - 713 с.
58. Сагайдак С.С. Поле профессиональной неопределенности в координатах «способности - склонности» / С.С. Сагайдак // Психологический журнал Минского института управления, 2006. - № 2. - С. 4-9.
59. Сараева Е.В., Николаев С.Г. Связь толерантности к неопределенности и мотивации достижения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. №7. С. 129-134.
60. Сиротюк М.В. Исследования толерантности - интолерантности к
неопределенности в зарубежной и отечественной психологии // Развитие 73 человека в современном мире: материалы VI Всероссийской
научнопрактической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 14- 16 апреля 2015 г.): в 2 ч. / под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой; Минво образования и науки РФ, Новосиб. Гос. пед. ун-т. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - Ч.1. - С. 228-235.
61. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. Психодиагностика толерантности личности / под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. — М.: Смысл, 2008.- 172 с.
62. Стецишин Р. И. Направленность личности и жизнестойкость: психологическое исследование / Р. И. Стецишин // Вестник Адыгейского государственного университета. - Майкоп. - 2008. - № 3. - С. 35-47.
63. Толерантность к неопределенности как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. - С. 300-330.
64. Фоминова А.Н. Жизнестойкость: Монография. - М., Прометей,2012.- 152 с.
65. Фоминова. А.Н. Особенности проявления факторов жизнестойкости у учителей средних школ / А.Н. Фоминова // научно-практический журнал «Здоровьесберегающее образование». - 2011. - №1. - С. 70-77.
66. Хакер У. Восприятие и реакции на рабочую ситуацию. Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / сост. и общая редакция Н.В. Гришиной.
- СПб.: Питер, 2001. - С. 363-366.
67. Чигринова И.А., Новикова М.А. Связи ригидности, толерантности к неопределенности и уровней нравственного самосознания личности с академической успеваемостью студентов // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2014. - №2. - С. 78-83.
68. Шалаев Н.В. Толерантность к неопределенности в психологических теориях // Человек в ситуации неопределенности / под ред. А.К. Болотовой.- М.: ТЕИС, 2007. - С. 9-33.
69. Юртаева М.Н. Исследование когнитивных и личностных особенностей толерантности к неопределенности // Образование и наука. 2010.
- №8 (76). - С. 71-79.
70. Юртаева М.Н., Глуханюк Н.С. Потенциал исследования конструкта «толерантность к неопределенности» в современной психологии // Известия Уральского федерального университета. Серия: Проблемы образования, науки и культуры. 2017. - Т.23. - №1 (159). - С. 74-80.
71. Carver, C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach // Journal of Personality and Social Psychology, 1989.
- V.56. - P. 267-283.
72. Florian, V., Mikulincer М., Taubman O. Does hardiness contribute to mental health during a stressful real-life situation? The roles of appraisal and coping. // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. - Apr. 68 (4). - p 687-695.
73. Gujski J. Measuring professional uncertainty of teachers. // report at The 9th European Evaluation Society International Conference, Praha, Czech Republic, 6-8 October, 2010 - P. 115.
74. Hobfoll S. Conversation of resources: A new attempt at conceptualizing stress // American psychologist. 1988 - V.44. - P. 513-524.
75. Kai J., Beavan J., Faull C., Dodson L., Gill P., et al. Professional Uncertainty and Disempowerment Responding to Ethnic Diversity in Health Care: A Qualitative Study. PLoS Med, 2007. - № 4(11). - p. 1766-1775.
76. Lingard L., Garwood K., Schryer C.F., Spafford M.M. A certain art of uncertainty: case presentation and the development of professional identity // Social Science and Medicine, 2003. - № 56m - p. 606-616.
77. Latack J.C., Havlovic S.J. Coping with job stress: A conceptual evaluation framework for coping measures // Journal of Organizational Behavior. 1992. - №13. - P. 479-508
78. Maddi, Salvatore R., and Khoshaba, Deborah M. Hardiness and Mental Health. Journal of Personality Assessment, 1994. - v63 (n2). - P 265-274.
79. Maddi S. Hardiness: an Operationalization of Existential Courage // Journal of Humanistic Psychology. - 2004. - Vol. 44, № 3. - P. 279-298.
80. Maddi, S. Dispositional hardiness in health and effectiveness. // H.S. Friedman (Ed), Encyclopedia of Mental Health. San Diego, CA: Academic Press,
2008. - P. 323—335.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ