Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование толерантности к неопределенности у подростков 14-17 лет в связи с их мотивацией достижения и самоэффективностью

Работа №101170

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2020
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения толерантности к неопределенности в подростковом возрасте 6
1.1. Современные подходы к изучению толерантности к
неопределенности 6
1.2. Психологическая характеристика детей старшего подросткового
возраста 17
1.3. Особенности мотивации достижения и самоэффективности в
подростковом возрасте 24
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 39
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование толерантности к неопределенности подростков 14-17 лет 40
2.1. Методики исследования и описание выборки 40
2.2. Мотивация к успеху и избегание неудачи: предварительный этап
исследования 43
2.3. Дескриптивная статистика и общее описание выборки: основной этап...45
2.4. Результаты исследования 48
2.4.1. Сравнительный анализ 48
2.4.2. Корреляционный анализ 51
2.5. Динамика личностных ресурсов старших подростков в условиях
исследовательской и творческой деятельности 54
2.6. Интерпретация и обсуждение результатов 57
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 78


Актуальность проблемы исследования. Мир современного человека все чаще характеризуется как пространство неопределенности и риска [23, 29, 35, 60, 65]. «Неопределенность при этом выступает тем «полем» взаимодействия, на котором разворачивается активность человека, отвечающего вызовам конкретной ситуации, так и в более широком контексте собственной судьбы» (Корнилова Т. В. с соавт.) [37, с. 159].
Возрастающая сложность современного мира ставит перед индивидом проблему поиска адекватного ответа на ее вызовы [23, 29, 34, 35, 60]. События 2020 года, принесшие вместе с новой коронавирусной инфекцией радикальное изменение социальных практик многих людей, привели к необходимости принимать решения с высокой ценой ответственности и адаптироваться в противоречивых, постоянно меняющихся условиях.
В повседневной жизни социальная ситуация детей старшего подросткового возраста предполагает поиск самостоятельных ответов на вопросы личностного и профессионального самоопределения, выбора ценностных ориентиров в общении со сверстниками, определения степени влияния на свою жизнь. Все это подразумевает максимальную опору на личностные качества подростков, их способность выдерживать неопределенность в процессе принятия жизненно значимых решений.
Анализ современной научно-исследовательской литературы показал наличие исследований о взаимосвязи толерантности к неопределенности с креативностью и творческой деятельностью подростков. Но для решения стоящих перед ними жизненных задач приходится опираться на иные личностные качества, составляющие основу личностных ресурсов человека [29, 64].
Проблема данного исследования связана с наличием противоречия между потребностью современного образования в мотивации подростков к самореализации в условиях большей свободы выбора образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, и малой изученностью толерантности к неопределенности подростков и ее связи с факторами, способствующими эффективности и успешности.
Объектом исследования данной работы является толерантность к неопределенности.
Предмет исследования - взаимосвязь толерантности к неопределенности с мотивацией достижения и самоэффективностью старших подростков.
Цель исследования: изучить характер взаимосвязи толерантности к неопределенности с мотивацией достижения и самоэффективностью у старших подростков.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать литературные источники по проблеме толерантности к неопределенности и ее особенностей у старших подростков 14-17 лет;
2) подобрать методики, направленные на изучение взаимосвязи толерантности к неопределенности и таких личностных особенностей как мотивация достижения, самоэффективность, автономия;
3) провести эмпирическое исследование взаимосвязи толерантности к неопределённости, мотивации достижения и самоэффективности старших подростков с привлечением методов статистической обработки данных;
4) проанализировать и соотнести полученные данные с имеющимися в литературе.
Методологическая база исследования:
Концепция культурно - исторического развития психики ребенка Л. С. Выготского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, теоретические представления о закономерностях развития подростка (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Л.И. Божович, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фильдштейн), теоретические представления толерантности к неопределенности как черте личности (Д. МакЛейн, Т. В. Корнилова, И. Н. Леонов), интегративная модель мотивации достижения (Т. О. Гордеева), теория самодетерминации (Р. Райан, Э. Деси), теория самоэффективности (А. Бандура), концепция ментальных ресурсов субъекта (Хазова С. А.)
В качестве гипотезы данного исследования выступило предположение о том, что толерантность к неопределенности старших подростков связана с их мотивацией достижения и самоэффективностью.
Это предположение конкретизируется в более частных гипотезах о том, что:
1) Толерантность к неопределенности подростков 14-17 лет положительно связана с их мотивацией достижения и самоэффективностью.
2) У юношей и девушек эта взаимосвязь может иметь свои особенности.
Исследование проводилось в два этапа в период с 2018-2019 гг. На предварительном этапе в исследовании приняли участие 195 подростков (83 юноши и 112 девушек) в возрасте от 14 до 17 лет. В выборочную совокупность вошли обучающиеся общеобразовательной школы и обучающиеся старшего подросткового возраста, участвующие в летних программах дополнительного образования.
На втором этапе исследования приняли участие 72 человека, обучающиеся по программам дополнительного образования, среди них 45 девушек и 27 юношей. Средний возраст испытуемых - 15,3 ± 1,11 лет.
При проведении исследования были использованы следующие методики: «Шкала общей толерантности к неопределенности» (Д. МакЛейн, 1993; Е. Г. Луковицкая, 1998) в адаптации Е. Н. Осина (2010) [49]; Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан, 2006) [52], «Тест определения уровня самоэффективности» (Дж. Маддукс, М. Шеер, модификация Л. Бояринцевой под руководством Р. Кричевского, 2011) [32]; Шкала «Автономия» из опросника «Шкала психологического благополучия К. Рифф (адаптация Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко, 2005) [72].
Для статистического анализа полученных данных использовались критерий Манна-Уитни (U), критерий Спирмена (rs), дисперсионный анализ, Т-критерий Вилкоксона.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами было проведено исследование взаимосвязи толерантности к неопределенности с мотивацией достижения и самоэффективностью у юношей и девушек 14 - 17 лет.
Для этого были проанализированы литературные источники по проблеме толерантности к неопределенности и ее особенностей у старших подростков 14-17 лет. Анализ показал малую изученность данной проблематики, эклектичность имеющихся данных.
Проведено эмпирическое исследование взаимосвязи толерантности к неопределённости, мотивации достижения и самоэффективности старших подростков с привлечением методов статистической обработки данных. В результате выявлены связь толерантности к неопределенности с возрастом, наличие гендерных особенностей толерантности к неопределенности и ее взаимосвязи с личностными ресурсами старших подростков.
Проведен анализ данных, в результате которого установлены тенденции, подтвержденные на выборках взрослых людей и студентов: взаимосвязь толерантности к неопределенности с мотивацией достижения и автономией. Определены качественные отличия толерантности к неопределенности у юношей и девушек. Выбраны теоретические модели, способствующие более системному пониманию взаимного влияния толерантности к неопределенности и личностных ресурсов старших подростков (Т. В. Корнилова, С. А. Хазова).
Гипотеза данного исследования о связи толерантности к неопределенности старших подростков с их мотивацией достижения и самоэффективностью подтвердилась.
Частные гипотезы о положительном характере связи между толерантностью к неопределенности и самоэффективностью и об особенностях данных взаимосвязей у юношей и девушек подтвердились.
Цель исследования достигнута. Результаты исследования будут апробированы на Всероссийском форуме с международным участием психологов образования «Психология образования: современный вектор развития» (ноябрь 2020), подготовлена публикация «Исследование толерантности к неопределенности у юношей и девушек старшего подросткового возраста в связи с их личностными особенностями» (в соавторстве с О. С. Виндекер).
Результаты исследования могут быть применены при разработке дополнительных образовательных программ различной направленности, мониторинге эффективности образовательных программ для старших подростков.
Развитие исследования может быть связано с изучением динамики личностных ресурсов подростков посредством широкого спектра диагностических инструментов: интервью, проективные методики, наблюдение, оценка результатов продуктивной деятельности.



1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] / ред. Д. Варламова. М.:
Агентство стратегических инициатив.
URL:https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
2. Балаш А. В. Особенности психологического благополучия старших
подростков с признаками одаренности / А. В. Балаш, А. В. Топоева // Вестник науки и образования. 2020 №1 -1 (79). [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskogo-blagopoluchiya- starshih-podrostkov-s-priznakami-odarennosti(дата обращения: 15.05.2020).
3. Белых Т. В. Возрастная динамика разноуровневых свойств индивидуальности и личностная толерантность к неопределенности и двусмысленности / Т. В. Белых // Изв. Сарат. ун-та. Нов. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vozrastnaya-dinamika-raznourovnevyh-svoystv- individualnosti-i-lichnostnaya-tolerantost-k-neopredelennosti-i-dvusmyslennosti(дата обращения: 15.05.2020).
4. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1972. - 359с.
5. Божович Л. И. Особенности самосознания у подростков /Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С. 98-107.
6. Виндекер О. С. Структура и психологические корреляты мотивации достижения: дис.канд.псих.наук: 19.00.01 / О. С. Виндекер; Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург, 2010. - 203 с.
7. Виндекер О. С., Клименских М. В. Психометрические грани
антихрупкости: толерантность к неопределенности, жизнестойкость и рост / О. С. Виндекер, М. В. Клименских // Российский психологический журнал. -
2016. -Т.13. -№ [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihometricheskie-grani-antihrupkosti-tolerantnost-k-neopredelennosti-zhiznestoykost-i-rost (дата обращения:
14.04.2020).
8. Виндекер О. С. Исследование структуры мотивации достижения в
связи с отношением к неопределенности и стрессу (на примере студенческой выборки) /О. С. Виндекер, Т. Л. Сморкалова, А. И. Заложных // Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций. Материалы X Международного симпозиума (9 - 10 июля 2019 г.). Екатеринбург:
Гуманитарный университет. - 2019. - С. 40 - 43.
9. Волкова Е. Н. Изучение субъективных факторов благополучия одаренных подростков (психодиагностический комплекс) / Е. Н. Волкова, С.
B. Васильева //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, № 3 (28).
[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-
subektivnyh-faktorov-psihologicheskogo-blagopoluchiya-odaryonnyh-podrostkov- psihodiagnosticheskiy-kompleks (дата обращения: 20.05.2020).
10. Вотинцева Т. С. Взаимосвязь уровня толерантности к неопределенности и психологического благополучия/ Т. С. Вотинцева, В. Р. Петренко // Педагогика и психология образования. - 2016. - №4. - С. 145 - 149.
11. Выготский Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский; под ред. Ю.И. Фролова; - М.: «Роспедагентство», 1997 - с. 237-239.
12. Выготский Л. С. Проблема возраста. Собрание сочинений: в 6-ти т. / Л.
C. Выготский. - Т4. - М.: Педагогика, 19 84. - С. 244- 268.
13. Гордеева Т. О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: дис.. .доктора псих. наук: 19.00.07 / Т. О. Гордеева; Моск. гос. ун-т. им. М. В. Ломоносова. Фак. Психологии. - Москва, 2013. - 444 с.
14. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева. - изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Смысл, 2015. - 334 с.
15. Гордеева Т. О. Самоэффективность как составляющая личностного
потенциала. Личностный потенциал: структура и диагностика / Т. О. Гордеева; под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - с.241 - 266.
16. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории // Психологические исследования. 2010. № 4 (12). [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n4- 12/343-gordeeva12.html(дата обращения: 01.05.2020).
17. Гусев А. И. Толерантность к неопределенности как составляющая личностного потенциала. Личностный потенциал: структура и диагностика / А. И. Гусев; под ред. Д. А. Леонтьева; - М.: Смысл, 2011. - с.300 - 329.
18. Гусейнов Ш. А. Толерантность к неопределенности как регулятор
субъектной активности личности / Ш. А. Гусейнов // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 12. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-k-neopredelennosti-kak-regulyator- subektnoy-aktivnosti-lichnosti(дата обращения: 20.05.2020).
19. Доклад «Навыки будущего» [Электронный ресурс] / World Skills Russia, 2017. URL: https://futuref.org/futureskills_ru (дата обращения 16.05.20).
20. Дубровинская Н. В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические
основы детской валеологии: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. - М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС. - 2000. - 144 с.
21. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы [Электронный ресурс] / Е.П. Ильин. URL: https://klex.ru/uj (дата обращения 3.05.20)
22. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие / М. В. Ермолаева - М.: Издательство «Ось- 89», 2003. - 416 с.
23. Зинченко В. П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция?/ В. П. Зинченко // Вопросы психологии. - 2007. - №6. - С.3- 20.
24. Зотова Е. Ю. Современные исследования толерантности к неопределенности в зарубежной психологии/ Е. Ю. Зотова // Вестник НГУ. - 2009. -Том 3. - Вып. 1. -2009. -С. 147-155.
25. Кондрашихина О. А. Диагностика толерантности к неопределенности:
корреляция результатов психодиагностических измерений // Перспективы науки и образования. 2015. № 5 (17) С. 83-87 [Электронный ресурс]. URL:
http://elibrary.ru/item.asp?id=24923105
26. Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года [Текст] / Правительство Российской Федерации - М.: 2014 - 23 с.
27. Корнилова Т. В. Новый опросник толерантности к неопределенности / Т. В. Корнилова // Психол. журн. - Т. 31. - № 1. - С. 74-86.
28. Корнилова Т. В. Принцип неопределенности в психологии выбора и риска / Т. В. Корнилова // Психологические исследования. 2015. Т.8. № 40. С.
3. [Электронный ресурс]. URL:http://psystudy.ru (дата обращения: 10.02.20.)
29. Корнилова Т. В. Принятие решений и риск: психология
неопределенности / Т. В. Корнилова // Электронное издание по проекту РГНФ. 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru(дата обращения: 10.02.20).
30. Корнилова Т. В. Ригидность, толерантность к неопределенности и креативность в системе интеллектуально - личностного потенциала человека / Т. В. Корнилова // Вестн. Моск. Ун-та. - Сер. 14. -Психология. -2013. -№ 4. - С. 36 - 47.
31. Корнилова Т.В., Новикова М.А. «Психологическая разумность» в структуре интеллектуально-личностного потенциала (адаптация опросника)/ Т. В. Корнилова // Психологический журнал. 2013. Т.34. № 6. С. 63. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cognitivepsy.ru (дата обращения: 10.02.20.).
32. Краснорядцева О. М. Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи: учеб. пособие /
О. М. Краснорядцева, В. И. Кабрин, О. И. Муравьева, М. А. Подойницина, О. Н. Чучалова - Томск: Издательский Дом ТГУ. -2014. - 274 с.
33. Кручинин В. А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте: монография / В.А. Кручинин, Е.А. Булатова. - Нижегород. гос. архит. строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2010. - 155 с.
34. Леонов И. Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта / И. Н. Леонов // Вестник Удмуртского университета. - 2014. -№ 4. - С. 43 - 52.
35. Леонтьев Д.А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности / Д. А. Леонтьев // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 2. [Электронный ресурс]. URL:http://psystudy.ru(дата обращения: 10.02.2020).
36. Леонтьев Д. А., Дергачева О. Е. Личностная автономия как составляющая личностного потенциала. Личностный потенциал: структура и диагностика / Д. А. Леонтьев, О. Е. Дергачева; под ред. Д. А. Леонтьева; - М.: Смысл, 2011. - с.210 - 240.
37. Леонтьев Д. А. Психология выбора / Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Овчинникова, Е. И. Рассказова, А. Х. Фам. - М.: Смысл, 2015. - 464 с.
38. Леонтьев Д. А., Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации . Личностный потенциал: структура и диагностика /Д. А. Леонтьев, Е. Р. Калитеевская, Е. Н. Осин; под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - с. 611- 641.
39. Лифинцев Д. В. Толерантность к неопределенности в контексте
социальной поддержки: гендерная специфика в юности /Д. В. Лифинцев, А. Б. Серых, А. А. Лифинцева // Национальный психологический журнал. -
2017. - № 2(26). - С. 98-105. [Электронный ресурс]. URL:
http://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=6913 (дата обращения 24.04.20).
40. Любачевская Е. А. Толерантность к неопределенности как личностный феномен / Е. А. Любаческая // Акмеология. - 2013. - № 3 (47). - С. 78 - 80.
41. Мажирина К. Г. Индивидуальные механизмы саморегуляции: их мобилизация и прогнозирование в условиях, характеризующихся высокой степенью неопределенности /К. Г. Мажирина, О. Н. Первушина, О. А. Джафарова // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2008. - № 310. С. 169 - 172.
42. Малинина Н. С. Феномен неопределенности в представлениях современной молодежи/ Н. С. Малинина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - №4. - Т.3. - С. 154-156.
43. Марченко Е. Е. Взаимосвязь толерантности к неопределенности и
локуса контроля в юношеском возрасте / Е. Е. Марченко, Е. В. Орловцева //Актуальные проблемы психологии личности и социального
взаимодействия. - Гродно: ГрГУ. - 2018. - С. 162 - 171.
44. Немов Р. С. Психология: Кн. 2: Психология образования / Р. С. Немов.
- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 608 с.
45. Неяскина Ю. Ю. Особенности конструирования будущего при разных уровнях толерантности к неопределенности (на примере юношеского возраста) /Ю. Ю. Неяскина, В. О. Пронькина // Вестн. КемГу. - 2017. - № 3 (71). - С. 143 - 152.
46. Никитская М. Г., Толстых Н. Н. Зарубежные исследования учебной мотивации: XXI век // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7.
№ 2. С. 100-113. [Электронный ресурс]. URL:
https://psyjournals.ru/jmfp/2018/nn2/93944.shtml (дата обращения 5.05.20).
47. Матушанская А. Г. Толерантность к неопределенности и смежные психологические конструкты когнитивной психологии /А. Г. Матушанская, Б. С. Алишев // Ученые записки Казанского университета. - 2011. - Том 153.
- кн.5 - С. 25 - 33.
48. Обухова Л. Ф. Возрастная психология /Л. Ф. Обухова. - М.:
«Роспедагентство» - 1996.
49. Осин Е. Н. Факторная структура русскоязычной версии шкалы общей толерантности к неопределенности Д. Маклейна / Е. Н. Осин // Психологическая диагностика. - 2010. - №2. - С.65-86.
50. Павлова Е. М. Модель связей самооценки креативности и интеллекта с толерантностью к неопределенности и креативностью / Е. М. Павлова // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2018. - Т.15. -№1. - С. 69¬78.
51. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся. 5-9 классы. Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития / сост. И. В. Возняк. - Волгоград: Учитель. -79 с.
52. Реан А. А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум./ А. А. Реан . - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 255с.
53. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. -416 с.
54. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Текст] / Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. - М.: 2015. - 49 с.
55. Сараева Е. В. Связь толерантности к неопределенности и мотивации достижения / Е. В. Сараева, С. Г. Николаев // Вестн. Удмурт. ун-та. - Вып.4. - 2014. - №4. - С. 43 - 52.
56. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии.
/ Е. В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2010. - 350 с.
57. Слюсарев Н. С. Психологическая модель подростковой дисфункциональности / С. Н. Слюсарев, А. В. Цветков //Интегративные науки. - 2016. - №3. - С. 63 - 68.
58. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Психодиагностика толерантности личности / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.
59. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. Краткий курс / Е. А. Сорокоумова. - СПб.: Питер., 2007. - 208 с.
60. Талеб Н. Н. Черный лебедь: под знаком непредсказуемости./ Н. Н. Талеб. -М.: КоЛибри; Азбука-Атикус, 2012. - 587 с.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2009 - 45 с.
62. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования / [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010 - 41 с.
63. Фильдштейн Д. И. Психология современного подростка / Д. И. Фильдштейн. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.
64. Хазова С. А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды: дис...доктора псих. наук: 19.00.13 / С. А. Хазова; Кострома 2014. - 540 с.
65. Харари Ю. Н. Sapiens. Краткая история человечества /Ю. Н. Харари. - М.: Изд-во «Синдбад». 2016 - 520 с.
66. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность - 2-е изд /Х. Хеккаузен. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.
67. Холостова Н. Б. Психологические факторы готовности к
профессиональному самоопределению подростков / Н. Б. Холостова, Э. Н. Гилемханова // Казанский педагогический журнал. - 2019. - №1. - С. 188 -
192.
68. Хурум С. Х. Формирование мотивации достижения у подростков / С. Х. Хурум // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. №5. [Электронный ресурс]. URL: https:// vestnik.adygnet.ru(дата обращения - 16.05.20).
69. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности./ Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. -607 с.
70. Чагова М. А. История и современное развитие проблемы толерантности к неопределенности в психологической науке / М. А. Чагова // Вестник по педагогике психологии Южной Сибири. - 2013. - №4. - С. 77¬87.
71. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
72. Шевеленкова Т. Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) / Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. -С. 95-129.
73. Юртаева М. Н. Исследование когнитивных и личностных особенностей толерантности к неопределенности/ М. Н. Юртаева // Образование и наука. - 2010. - № 8 (76). - С 71-79.
74. Ясюкова Л. А. Тест структуры интеллекта Амтхауэра / Л. А. Ясюкова. - СПб.:ИМАТОН, 2007. - 80 с.
75. Bandura A. Self- efficacy: The exercise of control / A. Bandura. - New York: Freeman, 1997 - P. 604
76. Deci E. L. Self-determination research: Reflections and future directions. Handbook of self-determination research / E. L. Deci, R. M. Ryan. - NY: University of Rochester Press, 2002- P.431- 441.
77. Ryan R. M. Self-Determination Theory. Basic Psyhological Needs in Motivation, Development, and Wellness / E. L. Deci, R. M. Ryan. - NY: The Guilford Press, 2017. - P. 769.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ