ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы анализа безопасности 9
1.1. Понятие «безопасность» и проблемы его определения 9
1.2. Конфликтная природа безопасности 20
ГЛАВА 2. Феномен геноцида в современном обществе 27
2.1. Геноцид как социально-политическое явление 27
2.2. Международный опыт регулирования геноцида и обеспечения безопасности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
Актуальность темы исследования. Геноцид – одна из серьезных угроз безопасности мира и человечества. Для борьбы с ней создают национальные и международные исследовательские центры и иные научные учреждения (Международный институт исследований геноцида и прав человека, Международная ассоциация ученых, занимающаяся вопросами геноцида в Канаде, Международный центр по научному изучению геноцида в Великобритании и т.д.). При этом теоретическая база по изучаемой нами теме мала.
Слово «геноцид» - неологизм, вошедший в употребление в середине 20 века. Причиной тому стал холокост – массовое уничтожение евреев фашистами: а точнее - необходимость квалифицировать подобного рода преступления для их предупреждения, расследования и совершения актов правосудия.
Согласно Конвенции 1948 года геноцид – это действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую, а именно: убийство, причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, предумышленное создание таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение, меры, рассчитанные на предотвращение деторождения, а также насильственная передача детей из одной группы в другую .
Это определение признано во всем мире и считается наиболее полным и точным. Но и оно, по мнению экспертов, несовершенно, так как включает не все возможные группы лиц. К примеру, среди перечисленных нет политических. А из-за смысловой объемности некоторых формулировок общественность нередко ошибочно характеризует те или иные проявления агрессии или нарушения прав людей. Слово «геноцид» в научной и художественной литературе, в СМИ и интернете используют настолько часто, что утрачивается его смысл. Одни под «геноцидом» понимают только физическое истребление, другие называют им, к примеру, процесс закрытия в стране национальных школ или театров, якобы с целью уничтожить идентичность определенного народа. Всплеск подобного рода заявлений можно наблюдать на фоне российско-украинского конфликта. Ученые начинают вводить в обиход дополнительные термины: «политицид», «самогеноцид», «этническая чистка», «демоцид» и «этноцид». Иначе говоря, сегодня можно наблюдать «понятийный кризис».
Стоит, однако, отметить, что геноцид как социальное явление зародилось задолго до событий 40х годов прошлого столетия. Впервые его детально начал исследовать юрист Рафаэль Лемкин, изучая события 1915 года в Османской империи.
С момента поражения фашисткой Германии и прекращения самого известного акта геноцида – холокоста прошло семьдесят лет. За это время, в разрез здравому смыслу и логике, на фоне бурного социального и экономического развития в мире, человечество стало свидетелем еще нескольких подобных крупных преступлений против человечества: уничтожение сербов в Югославии, массовые убийства тутси в Руанде. Сегодня прокурор Международного уголовного суда расследует геноцидв Уганде, Дарфуре, Центральноафриканской Республике, Демократической Республике Конго. На рассмотрении находятся еще свыше 4000 сообщений .
По мнению ряда журналистов, историков и политологов два года назад на Украине был зафиксирован акт геноцида, который продолжается до сих пор. Его жертвами являются русские и противники новой власти. В предисловии к книге телеведущего, писателя и публициста Андрей Караулова «Геноцид русских на Украине. О чем молчит Запад» приведены следующие данные: «…начиная с апреля 2014 года представители политического и военного руководства Украины отдавали и отдают приказы, направленные на полное уничтожение именно русскоязычных граждан, где на тот момент погибло в результате военных действий с применением ракетных систем залпового огня неизбирательного действия не менее 2,5 тысяч мирных жителей, разрушено и уничтожено более 500 жилых домов, больниц и школ, а более 300 тысяч жителей, опасаясь за свою жизнь и здоровье, вынуждены были искать убежище на территории Российской Федерации» .
В сентябре 2014 года Следственный комитет России возбудил уголовное дело о геноциде русскоязычного населения на Юго-Востоке Украины. На международном уровне применяемые действия актом геноцида до сих пор не признаны.
Массовое физическое и моральное уничтожение людей в центре Европы в 21 веке, когда существует ООН и соответствующие международные нормативно-правовые акты, регламентированы меры наказания и отработаны механизмы привлечения к ответственности – явление еще более нездоровое. Поэтому мы считаем, что тема данной магистерской диссертации как никогда актуальна.
Объект исследования – безопасность, как социальное явление, важнейший элемент общества и государства.
Предметом является геноцид – феномен, оказывающий негативное влияние на основы безопасности государства и общества.
Цель работы – изучить феномен геноцида в контексте историко-конфликтной парадигмы анализа безопасности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. дать анализ теоретических подходов в изучении безопасности;
2. раскрыть содержание понятия «безопасность» в рамках конфликтологической парадигмы;
3. определить виды, источники и характер геноцида;
4. раскрыть взаимосвязь геноцида и безопасности;
5. изучить и обобщить опыт регулирования и профилактики геноцида в целях обеспечения безопасности в современном мире.
Степень научной разработанности темы. Несмотря на частое использование понятия «геноцид» и значительное число исследований соответствующих исторических событий, системных научных трудов о геноциде как феномене мало, а раскрывающих взаимосвязь геноцида и безопасности – нет вообще. Первые исследования, как мы уже отмечали, провел Р. Лемкин, а также В. Пелл и Р. Доннедье де Вабр. Помимо работ данных ученых теоретическую базу диссертационного исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых: Ж. Сартра, Л. деМоса, И. Тернона, З. Баумана, Ю. Г. Барсегова, Н. Кона, А. Р. Аклаева, Г. Г. Газимагомедова, С. В. Раца,С. Глейзера,Л. В. Давыдова, В. Кузнецова, А. Караулова, В. А. Лисичкина, Ю. Черновицкой, Е. Пыхтеевой, Л. А. Шелепина, Н. А. Сафарова, А. А. Сацута, Е. Семеновой, А. Я. Сухарева, Ф. Фонваль и д.р.
Основные положения и выводы, выносимые на защиту:
1. безопасность – есть базовая потребность индивида. Под безопасностью необходимо понимать совокупность связей, не оказывающих негативного влияния на условия жизни людей, на способы удовлетворения их потребностей и перспективу их удовлетворения.
2. угрозы безопасности кроются в базовых элементах общества: собственности, социальной дифференциации, конкуренции и конфликте. А источниками выступают непосредственно социальные объекты (отдельно взятые люди, группы, государства), которые выбирают способ укрепления или изменения своего положения. Одним из таких способов является геноцид.
3. определение понятия «геноцид», официально закреплённое в Международной конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказания за него» - неточное и неполное. Геноцид - действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично, какую-либо группу, объединенную определенным фактором: социальным или биологическим: убийство членов такой группы; причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства; предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую, а также иные сознательные действия, направленные на уничтожение или подрыв основ существования общности людей, насильственное предумышленное вмешательство в различные сферы жизни, приводящее к вымиранию или деградации группы.
4. привлечение к ответственности за уже содеянные преступления – самый эффективный способ поддержания мира и безопасности. Однако в современных условиях возможна и необходима профилактика геноцида.
Практическая и теоретическая значимость исследования - в попытке расширения теоретической базы, которая может быть использована конфликтологами для устранения назревающих противоречий между национальными, этническими, расовыми, религиозными, политическими и иными группами, и предотвращения массовых уничтожений людей.
Нами были применены такие методы научного исследования, как изучение научной литературы и нормативно-правовой базы, сравнительный и аналитический методы.
Структура квалификационной работы: введение, первая и вторая главы, заключение, а также список использованной литературы.
Безопасность – это субъективно-объективное явление, которое появилось одновременно с человеком. Безопасность – есть базовая потребность индивида.
Сегодня ученые определяют безопасность, как отсутствие опасностей, наличие условий, необходимых для удовлетворения потребностей человека, элемент устойчивого развития общества или его стабильное состояние, как свойство социума сохранять целостность или систему мер, направленных на предотвращение опасности.
В нормативно-правовых актах Российской Федерации безопасность приравнивают к национальной безопасности и рассматривают ее в качестве состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз и системы защиты наиболее жизненно важных интересов личности, государства и общества.
Однако для сущностного понимания феномена под безопасностью необходимо понимать совокупность связей, не оказывающих негативного влияния на условия жизни людей, на способы удовлетворения их потребностей и перспективу их удовлетворения.
Интересы и потребности социальных объектов совпадают или являются противоположными. Попытки изменить или сохранить социальное положение напрямую связаны с конкуренцией или конфликтом.
Конфликт – это негативное взаимодействие в борьбе за ресурсы, нацеленное на сохранение или изменение своего положения, которое имеет двойственный характер.
Конфликт является индикатором назревающей опасности или отсутствия безопасности. Он - и сама опасность, так как направлен на дестабилизацию, изменение существующего порядка, что для государства не всегда желаемо и приемлемо.
Угрозы безопасности кроются в базовых элементах общества: собственности, социальной дифференциации, конкуренции и конфликте. А источниками выступают непосредственно социальные объекты (отдельно взятые люди, группы, государства), которые выбирают способ укрепления или изменения своего положения.
Одним из таких экстремальных способов является геноцид - намеренное полное или частичное уничтожение определенной общности людей: национальной, этнической, расовой или религиозной.
Он подразумевает нарушение прав, закрепленных в международных нормативно-правовых актах: право на жизнь; право на достоинство; право на свободу передвижения; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу убеждений и их выражений; право на соответствующий потребностям уровень жизни; право на защиту семьи – основы цивилизованного общества.
Геноцид представляет угрозу отдельно взятой личности, государству и человечеству в целом.
Единственное полное определение понятия «геноцид», приведенное в Международной конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказания за него» - несовершенно. Это связано с ограниченностью выделяемых групп - жертв преступлений, и действий, направленных против них. Также понятие не отражает действительности, так как в современном мире можно наблюдать иные «косвенные» манипуляции, которые стоит квалифицировать, как геноцид, или которые могут к нему привести.
На наш взгляд, под геноцидом необходимо понимать действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично, какую-либо группу, объединенную определенным фактором: социальным или биологическим: убийство членов такой группы; причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства; предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую, а также иные сознательные действия, направленные на уничтожение или подрыв основ существования общности людей, насильственное предумышленное вмешательство в различные сферы жизни, приводящее к вымиранию или деградации группы.
Геноцид от иных преступлений отличают цель и область воздействия. Ключевыми признаками являются наличие умысла – намерения, осознанность действий и их результата, а также массовость.
Мы проанализировали три подхода к анализу источников геноцида: обоснование расового или национального превосходства; влияние войны; агрессивную природу человека – и пришли к выводу, что все эти факторы имеют место быть и напрямую взаимосвязаны.
Геноцид зачастую сопутствует войне, становится в одном случае ее побочным эффектом, в другом - инструментом. Лидеры путем уничтожения «неугодных» достигают желаемых целей. При этом рычагом управления массами - исполнителями является психологическое воздействие. Тем не менее, не стоит забывать о том, что геноцид имеет место быть и в мирное время.
Человек, как существо биологическое, наделен инстинктом самосохранения и врожденной агрессией. Однако становясь частью общества, он усмиряет их, вписывается в рамки норм и правил. Общество является регулятором. Но именно в таких условиях индивида легче всего направить по ложному пути. Он, придерживаясь роли в социуме, охотно исполняет все, что от него требует вышестоящая инстанция. Чтобы превратить человека в преступника, достаточно сделать насилие легитимным, действия, противоречащие морали – механическими и поверхностными, а потенциальную жертву представить врагом, убедить в ее греховности и опасности.
Какой бы ни была природа геноцида, и что бы ни явилось его причинами, невозможно отрицать негативность явления. Оно не характерно для цивилизованного общества, но порождаемо им. Единственная положительная функция данного феномена заключается в эффекте лакмусовой бумаги – геноцид делает явным утрату социумом своей главной роли – роли регулятора и блюстителя морали.
Также нам удалось выделить ряд условий способствующих возникновению геноцида. Так сигналами являются: быстро распространяющиеся радикальные идеи, их поддержка на уровне государства, наличии в данном государстве эффективного бюрократического аппарата и ярко выраженного лидера, а также «чрезвычайное положение», будь то война, революция и т.д.
В настоящее время деятельность по поддержанию международного мира и безопасности, в частности по профилактике, управлению, урегулированию и привлечению к ответственности за совершенные акты геноцида в основном ведет Организация Объединенных Наций. Нормативно-правовую базу для этого составляют: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, Конвенция об обращении с военнопленными, Конвенция о защите гражданского населения во время войны, дополнительные протоколы к Женевским конвенциям о защите жертв международных вооруженных конфликтов, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о неприменении срока давности в отношении военных преступлений и преступлений против человечества, Римский статут.
Для расследования актов геноцида, а также других в рамках международного гуманитарного права Совет Безопасности уполномочен учреждать международные трибуналы. Сегодня широкой общественности известны Международный военный трибунал, результатом которого стал Нюрнбергский процесс, Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде.
Эффективность работы данных органов ученые и юристы ставят по сомнение. Они ограничены в правах в сравнении с судами государств. Они не уполномочены проводить обыски и аресты, применять меры по принуждению государств к сотрудничеству: требовать исполнения международных ордеров на арест или выдачи подозреваемых. При том стоит отметить, что привлечение к ответственности за уже содеянные преступления – самый эффективный способ поддержания мира и безопасности.
Согласно Уставу ООН Совет Безопасности уполномочен выявлять угрозы, нарушения и акты агрессии, требовать от сторон спора его разрешения мирными способами (путем переговоров, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам, через соглашения или иные средства) по своему выбору, делать рекомендации и определять меры для поддержания и восстановления мира и безопасности, которые не наносят ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон.
К таким мерам относятся:
1. Операции по поддержанию мира: миссии невооруженных военных наблюдателей и с использование миротворческих сил: легковооруженного воинского контингента государств-участников, отрядов гражданской полиции, волонтеров.
2. Операции по принуждению к миру: полный или частичный разрыв экономических отношений, блокировка железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщений, а также прекращение дипломатических отношений; демонстрации, блокада и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов Организации.
Стоит отметить, что принимают решение о проведении таких операций только пятнадцать государств-членов ООН и делают они это исходя из собственных интересов. Другие же государства вынуждены мириться с происходящим. Также необходимо учесть, что одобрение резолюции не означает безоговорочное исполнение государствами своих обязанностей по оказанию помощи. А бездействие членов ООН вытекает в недостаток средств и возможностей для эффективной реализации акций.
Сегодня для урегулирования конфликтов также проводят гуманитарные интервенции – действия с применением военной силы: эвакуацию населения и организацию гуманитарных коридоров, оказание населению гуманитарной помощи и охрану для этого специальных пунктов, контроль над электростанциями, резервуарами питьевой воды, телерадиоцентрами (для предотвращения пропаганды и агитации), создание лагерей беженцев и их охрану. Осуществлять их могут одно или группа государств без резолюции ООН и согласия участников конфликта. Однако данные акции носят непроизвольный, неконтролируемый характер.
Особое внимание международное сообщество в настоящее время уделяет предотвращению и профилактике преступлений, ставящих под угрозу безопасность в мире. Изучают причины, движущие силы, последствия принимаемых решений, занимаются совершенствованием переговорных процессов, разработке анализа ситуаций в мире и отдельных странах на наличие потенциальных опасностей.
Опираясь на работу сотрудников ООН и исследования ряда ученых можно сформировать следующий перечень предпосылок к геноциду:
1. Наличие уязвимости социальных групп;
2. Наличие нарушений прав членов тех или иных общностей;
3. Наличие прецедентов геноцида;
4. Наличие ощутимого намерения уничтожить ту или иную национальную, этническую, расовую, религиозную, политическую или иную социальную группу;
5. Наличие серьезных политических или экономических мотивов для разжигания розни между социальными группами;
6. Наличие субъектов вооруженной оппозиции;
7. Наличие структур в вооруженных силах страны, монополизированных членами какой-либо общности;
8. Наличие затяжного вооруженного конфликта и иной чрезвычайной ситуации;
9. Наличие тоталитарного или авторитарного режима в стране;
10. Отсутствие эффективных традиций и практик решения проблем – низкий потенциал по предупреждению геноцида.
Практическими мерами предотвращения геноцида могут быть:
1. Выработка и принятие единой стратегии поведения для государств при совершении акта геноцида;
2. Контроль негативных процессов, связанных с глобализацией: стандартизацию в области потребления, сокращение производства в стране и увеличение количества импортных продуктов; упразднение традиций; утрата национальной идентичности и т.д.;
3. Совершенствование системы правосудия;
4. Разработка способов защиты и перемещения мирного населения при вооруженных конфликтах.
5. Поощрение процесса добровольной демобилизации и разоружения незаконных вооруженных формирований.
6. Укрепление социально-экономической ситуации, что подразумевает уменьшение различий в условиях жизни и уровне дохода между теми или иными группами, в том числе и социальными классами, борьбу с безработицей;
7. Своевременное решение проблем беженцев и мигрантов;
8. Создание и развитие государственных и общественных институтов по урегулированию конфликтов;
9. Организация мероприятий, направленных на решение проблем, связанных с дискриминацией;
10. Контроль СМИ. Речь не идет о цензуре, как ее понимали, допустим, в Советском Союзе. Необходимо ввести строгие критерии оценки материалов на наличие радикальных националистских, экстремистских, антирелигиозных и иных идей, которые затрагивают права и свободы граждан, и которые способны привести к возникновению и обострению конфликтов;
11. Так как причины геноцида кроются в природе человека. Следовательно, начинать профилактическую работу нужно с воспитания отдельного индивида. Важно не только донести до человека мысль о негативности феномена, но и научить его распознавать признаки геноцида, привить стремление содействовать выявлению случаев нарушения прав людей. Создать методы поощрения за такую деятельность.
1. Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология. Анализ и менеджмент. – М., 2005.
2. Арустамян Р. Геноцид – тягчайшее преступление против человечества // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2012.№5
3. Барсегов Ю. Геноцид армян – преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации). – Е.: Айастан, 1990.
4. Бауман З. Актуальность холокоста. – М.: Европа, 2010. 315 с.
5. Большой юридический словарь / В. Н. Додонов, В. Д. Ермаков, М. А. Крылова; Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. – М.: Инфра-М, 2003. 592 с.
6. Газимагомедов Г.Г., Рац С.В. Рынок, государство и социальная безопасность. – СПб.: Типография Издательства СПбГУ, 2005. 280с.
7. Глейзер С. Как я «обидел» нацистский рейх [Электронный текст]. URL.:http://mnenia.zahav.ru (дата обращения: 07.04.2016).
8. Грачева Ю.В., Ермакова Л.Д. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / А.И. Рарог. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект. 2009.
9. Давыдов Л. В. Конфликтная природа безопасности: методологические аспекты: Монография – СПб.: Типография Издательства СПбГУ, 2009. 236с.
10. Дель Понте К.Охота. Я и военные преступники. – М.: Эксмо, 2008.
11. Доклад Генерального Секретаря ООН «Мы народы: роль ООН в XXI веке». – Нью-Йорк, 2000. ¬– C. 50.
12. Доклад ООН. А/64/356.
13. Ежегодный доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека и доклады управления Верховного комиссара и Генерального секретаря, Усилия системы Организации Объединенных Наций по предупреждению геноцида и деятельность Специального советника Генерального секретаря по предупреждению геноцида, Доклад Генерального секретаря от 19 февраля 2009 года [Электронный текст]. URL.:http://www.un.org/russian/documen/convents/genocide.htm(дата обращения: 18.03.2016).
14. Кузнецов В. Социология безопасности: Формирование культуры безопасности в трансформирующемся обществе // Приложение к журналу «Безопасность Евразии». – М.: Республика, 2002. 234с.
15. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948г. // Сборник международных договоров. Т.1. ч.1, 2. Универсальные Договоры. ООН. NY. Jeneve. 1994.
16. Караулов А. Геноцид русских на Украине. О чем молчит Запад.– М., 2015.
17. Кон Н. Благословение на геноцид. Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов»/ С.С. Бычкова – М.: Прогресс, 1990.
18. Концепция национальной безопасности РФ. Утверждена Указом президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300.
19. Костенко Н.И. Международное уголовное право: современные теоретические проблемы. – М.: Юрлитинформ, 2009.
20. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Глобальная империя Зла. –М.: Крымский мост-9Д, 2001.
21. Ллойд деМос.Психоисторические мотивы войны и геноцида // Крыніцазнаўства і спецыяльныягістарычныядысцыпліны: навук. зб. Вып. 3 / рэдкал.: У. Н. Сідарцоў, С. М. Ходзін (адк. рэдактары) [і інш.]. – Мінск: БДУ, 2007.
22. Манов Б.Г. Международное право и современность // Журнал российского права. 2008. №1. – С. 25.
23. Международное право / Г. В. Игнатенко – М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА, 1999.
24. Москалев Г. Л. Объект преступления, предусмотренного ст. 357 УК РФ (Геноцид) // Вестник Пермского университета. – 2013. №2
25. Мошенская Н.В. Проблемы ответственности за геноцид. –М.:Юристъ. 2008.
26. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // Российская газета. 2010. № 295.
27. Общая теория национальной безопасности: Учебник / А. А. Прохожев. – М.: Изд-во РАГС, 2005, 344 с.
28. Осипов Г.В. Россия: национальная идея, социальные интересы и приоритеты. – М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.
29. Пан Ги Мун «Больше никогда»: предупреждение геноцида и наказание виновных [Электронный текст]. URL.:http://www.un.org/ru/preventgenocide/rwanda/neveragain.shtml(дата обращения: 06.04.2016).
30. Проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества [Электронный текст]. URL.:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/code_of_offences.shtml (дата обращения: 11.04.2016).
31. Пыхтеева Е. Современные стратегии и способы противодействия геноцида // Вестник Омского Университета. 2011.№1.
32. Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на второй части первой сессии с 23 октября по 15 декабря 1946 г. // Сборник международных договоров. Т. 1. ч. 2. Универсальные Договоры. 1994. – С. 45.
33. Рогов С., Кобринская И. Операции ООН по принуждению к миру (политические, организационные и военные аспекты) // Обозреватель-Observer. 1995. №9.
34. Сартр Ж. О геноциде [Электронный текст]. URL.:http://index.org.ru/nb/2000/sartre.html(дата обращения: 09.03.2016).
35. Сафаров Н. А. Преступления, попадающие под юрисдикцию международного уголовного суда и уголовное законодательство стран содружества независимых государств (сравнительный анализ) // Государство и право. 2004. № 7. – С. 48.
36. Сацута А. А. Национальная безопасность как социальное явление: современная парадигма // Армия и общество. 2007. №3.
37. Семенова Е. На этнической войне. – М.: Традиция, 2010. 152 с.
38. Социальная политика: Учебник / Н.А. Волгин. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. 736 с.
39. Социальная энциклопедия / А. П. Горкин и др. – М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2005.
40. Социология: Энциклопедия / А. А. Грицанови др. – М.: Кн. дом, 2003. 1312 с.
41. Сухарев А.Я. Нюрнбергский процесс и проблемы международной законности // Журнал российского права. 2007. № 1. – С. 17-18.
42. Тернон И. Размышления о геноциде [Электронный текст]. URL.:http://www.hrights.ru/text/b8/Chapter5.htm (дата обращения: 01.04.2016).
43. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Электронный текст]. URL.:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95521(дата обращения: 16.05.2016).
44. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный текст]. URL.:http://base.garant.ru/71296054/#friends (дата обращения: 16.05.2016).
45. Устав ООН [Электронный текст]. URL.:http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html (дата обращения: 11.04.2016).
46. Фонваль Ф. Этноцид и аккультурация [Электронный текст]. URL.:http://www.hrights.ru/text/b8/Chapter14.htm (дата обращения: 01.04.2016).
47. Черновицкая Ю. «Косвенный» геноцид в современном обществе (социально-философские аспекты) // Вопросы философии. 2008. № 10. – С. 165-171.
48. Шаталов А.Т., Мяндина Г.И. Евгеника в контексте современных достижений генетики человека // Евгеника в дискурсе глобальных проблем современности / Ю.В. Хен. – М., 2005. ¬– С. 234.
49. Шепова Н. Основные виды современного миротворчества и принуждения к миру // Отечественные записки.2005. №5 (26).
50. Юридическая конфликтология / В. Н. Кудрявцев – М.: РАН Центр конфликтологических исследований, 1995.
51. Fromm E. The Fear of Freedom. London: Routledge&Kegan Paul, 1975 (1942).
52. Mann M. The Dark Side of Democracy: Explaining Ethnic Cleansing.
53. Perl W. The Holocaust Conspiracy: An international Policy of Genocide. Shapolsky Publishers, Inc., 1989. 261 p.