Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН КУКЛЫ И ЕГО ВЫРАЖЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОСТИ

Работа №61792

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
298
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФЕНОМЕН КУКЛЫ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ
ТРАНСФОРМАЦИЙ 8
§1.1.Кукла в культурно-историческом контексте - проблема
возникновения и развития 8
§ 1.2.Кукла в ритуальных практиках культуры 18
ГЛАВА II. ЧЕЛОВЕК И КУКЛА В МИРЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ..29
§2.1 .Кукла как антропоморфная модель 29
§2.2.Кукла в идеологическом пространстве современной культуры 38
ГЛАВА III. КУКЛА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА 49
§3.1.Кукла как эстетический феномен в эпоху постмодернизма 49
§3.2.Кукла в культурном пространстве современного интерьера 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования. Образ куклы всегда привлекал и привлекает внимание исследователей разных областей научного знания, так как кукла отражает сущностные аспекты человека, сопровождая его жизнь с давних времен. Народов, не знавших какого-либо вида кукол, не существовало и не существует. В каждом историческом периоде кукла приобретает новую жизнь, новую форму, она способна стать своеобразным символом бытия, оказать значительное влияние на различные виды искусства.
В отношении куклы у людей складываются различные, порой противоположные чувства. Существует множество определений феномена куклы, однако ни одно из них нельзя считать исчерпывающим. Суждения о рассматриваемом феномене постоянно балансируют на грани перехода от полного отторжения куклы до чрезмерного увлечения ею.
Являясь своеобразным отражением определенной исторической эпохи и культуры, кукла оказывается в роли репрезентанта ценностей того или иного социального слоя, этноса, народа, нации, культуры. Мы склонны согласиться с Р. Бартом, который, утверждал, что на каждой ступени развития культуры «в каждом этносе и социальном слое одной и той же нации игрушка создает точный портрет данного типа культуры».
Исследовательской проблемой становится осознание роли и места феномена куклы в современной культуре, ее проявление в ней. Динамичность общества влечет за собой изменения в сфере культуры. Созданные когда-то продукты культуры находят свое новое выражение в новых условиях. Согласно этому, не смотря на различные подходы к рассмотрению куклы, остается не изученным бытование куклы в современной культуре.
Степень разработанности исследуемой темы. Предпринятые исследования различных видов кукол были осуществлены преимущественно на основе историко-культурного изучения феномена куклы. Согласно этому особой значимостью обладают новые подходы к изучению феномена куклы, которые отражены в работах Т.Е. Карповой, Ю.О. Гоубевой. Работа Т.Е. Карповой проводит историко-культурологический анализ феномена куклы в русской культуре. Автор поставил задачу рассмотреть феномен куклы в философско-антропологическом измерении, как своеобразную модель человека. Прибегая к авторитету Ж. Бодрийяра, автор, предлагает постмодернистский взгляд на функции куклы в современной культуре: она отмечает, что семантическое поле этого феномена постоянно расширяется, у слова «кукла» появляется новое значение «пустышка, обманка». Т.Е. Карпова утверждает, что в этом случае «кукла является на содержательном уровне симулякром, представляет абсолютную пустоту» [26, с. 37]. Т.Е. Карпова совершенно справедливо выделяет антропоморфность в качестве важного свойства куклы.
Исследование Ю.О. Голубевой посвящено философским аспектам функционирования куклы в культуре. Кукла выступает «в качестве знаково-символической формы»: как игрушка, как модель, как коллекция, как персонифицированный образ в «обществе спектакля», в контексте освоения игрового пространства современной культуры. Автор рассматривает роль куклы «в игровой модели человеческой коммуникации», как при межличностном общении, так и в форме «диалога «наедине с собой», когда единственным посредником и участником выступает кукла». В качестве особой разновидности Ю.О. Голубева выделяет «куклы-маски», которые «позволяют прояснить семиологические смыслы культуры, раскрыть многомерность мира, его сакральные и символические смыслы как личностно0значимые, так и социально-актуализируемые», а также выявить «маскогенный характер современного общества и свойственных ему форм игровой культуры (виртуальных коммуникаций, созданных через СМИ диалоговых и шоу- пространств и т.д.)». Интересным представляется вывод Ю.О. Голубевой о современных СМИ, которые «используют в большей мере не куклы - символы, в которых воплощены архетипы культуры и культурные герои, а куклы - манипуляторы, образы - оборотни, разрушающие устоявшуюся архитектонику культуры, человеческое в человеке».
Методы структурно-функционального анализа феномена театральной куклы использовал в своем исследовании П.Г. Богатырев. Ю.М. Лотман изучал феномен куклы на основе семиотики культуры (кукла как текст культуры). Автор сделал вывод, что: «в нашем культурном сознании сложилось как бы два лица куклы: одно манит в уютный мир детства, другое ассоциируется с псевдожизнью, мертвым движением, смертью, притворяющейся жизнью. Первое глядится в мир фольклора, сказки, примитива, второе напоминает о машинной цивилизации, отчуждении, двойничестве».
Кроме того, существуют статьи отечественных и зарубежных авторов, затрагивающих проблему современных кукол. Однако необходимо отметить практическое отсутствие работ о телевизионных и мультипликационных куклах. Возродившийся в конце XX века вид салонных или интерьерных кукол также нашел отражение пока в нескольких журнальных или газетных статьях. Что же касается недавно появившихся художественных или авторских кукол, которые создаются художниками и предназначены для выставок как произведения искусства, то они почти не исследованы.
В конце XX века наблюдается необыкновенная популярность куклы, причем в большей степени - ее антропоморфного изображения. Куклы, находящиеся раньше в основном в театре или в доме, теперь активно используются в политических телепередачах, становятся равноправными участниками художественных выставок, используются при оформлении интерьеров. Куклы способны становиться предметом, определяющим материальное благосостояние человека и даже, в некоторой степени его социальный статус. Следует сказать, таким образом, что отношения человека и куклы, всегда бывшие непростыми, сейчас обострились до предела. Это соотношение: кукла - человек, человек - кукла, крайне неустойчиво. Кукла часто претендует на то, чтобы занять место человека, а человек может быть уподоблен зависимой или бездушной кукле.
Куклы пытаются повторить все принципиально значимые стороны человеческой жизни. В спектакле кукла часто является моделью человека, а сам кукловод олицетворяет собой некие надличностные силы и обстоятельства. Для некоторых кукольников театральная игра - это своеобразное исследование отношений человека с судьбой, с космосом.
Кукла становится поводом для глубоких философских размышлений. Кукла - игрушка на свой манер стремится повторить человека. В течение всего XX века кукла - игрушка претерпевает изменения, связанные с политическими переменами. Таким образом, кукла является знаком, фиксирующим накопленные модели окружающей действительности, в ней отражается представление человека о себе самом, о мире, о происходящих в нем процессах.
Не смотря на это, образ куклы как феномен культуры, был мало рассмотрен в работах искусствоведов, культурологов, историков, этнографов, педагогов. Зачастую, искусствоведы, оставляют без должного внимания этнографическую куклу, а этнографы, изучающие игрушку, часто далеки от куклы театральной. Ю.М. Лотман посвятил кукле статью, которая является первым опытом рассмотрения всех видов этого феномена. Автор считал, что кукле в системе культуры «присущи исключительно серьезные и широкие возможности».. Поэтому следует попытаться подойти к изучению куклы с более обобщенной позиции, объединив, воедино отдельные ее виды и выделив некие общие ее черты, присущие каждому из них.
Объектом исследования является кукла как феномен культуры.
Предмет исследования - выражение куклы в современной культуре.
Целью исследования является рассмотрение феномена куклы и его бытование в современной культуре.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
-проследить генезис куклы в культурно-историческом контексте;
-рассмотреть куклу в контексте ритуальных практик;
-проанализировать феномен куклы как антропоморфную модель;
-рассмотреть куклу в идеологическом пространстве современной культуры;
-выявить эстетические начала куклы в эпоху постмодернизма;
-определить место куклы в культурном пространстве интерьера
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, культурологической литературы, научной периодики; сравнительно-исторический, системный и феноменологический методы.
Практическая значимость работы. Полученные в ходе теоретического исследования результаты могут быть использованы при подготовке учебных курсов по культурологическим дисциплинам.
Структура магистерской диссертации обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка литературы, состоящего из 65 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В магистерской диссертации было проведено комплексное исследование феномена куклы. В первой главе рассмотрен генезис исследуемого феномена и осуществлена попытка определить природу куклы и ее основные функции.
Рассмотрение куклы в историческом контексте показало, что изначально она была связана с культом предков и использовалась в обряде, но, постепенно переходя из области мифологии в область культуры, кукла изменялась, и соответственно трансформировались ее функции.
Кукла имеет многовековую историю. Сделав ретроспективный анализ взаимодействия куклы и человека, мы пришли к выводу, что куклы выступают значимыми приметами эпохи, с самых древнейших времен, они играют значительную роль в развитии сознания человека. На протяжении всей истории куклы сопровождали человека, отражая социальное, духовное становление самого человека, указывая на техническое развитие общества.
Мы выяснили, что период развития кукольного производства в Советском Союзе отражал социальные, политические и духовные перемены в обществе. Мы характеризуем его как время продолжающихся поисков свежего образного решения, активного введения в оборот новых материалов, развития и расширения выпуска продукции. Образ советского человека, человека труда становится основополагающим. Художники и производители в эти годы работали в едином стремлении сформировать и предложить детям новую куклу, отвечающую и политическим установкам государства и художественному запросу новой эстетики
Анализ культурно-исторического бытования куклы у различных народов привел нас к выводу о том, что эволюция куклы произошла не только в ее техническом исполнении, но также в ее назначении и применении.
Антропоморфные куклы выражают «идеальный» образ современного человека. Кукла является знаком, фиксирующим накопленные модели окружающей действительности, в ней отражается представление человека о себе самом, о мире, о происходящих в нем процессах.
Выявленные нами культурные модусы и функциональные особенности кукол реборнов по сути выступают значимыми приметами современной эпохи, которую можно охарактеризовать как период анропологического кризиса, когда статус человека и всего человеческого ставится под сомнение, а субъект современной культуры тщетно пытается найти свое место в мире андроидов и киберреальности, в бесконечном скопище своих технических, органических, художественных копий и двойников.
Кукла является специфической антропоморфной, универсальной моделью человека в культуре. Существование феномена куклы способно предельно расширять опыт бытия, поведения и прогнозирования человеческой жизни. Представляется перспективным продолжение работы в следующих направлениях: с одной стороны, создание более детальной дифференцированной типологии феномена куклы, с другой - рассмотрение образа куклы в литературе, музыке, изобразительном искусстве, что дает возможность более объемного и глубокого понимания современной культуры.
Искусство куклы вносит весомый смысловой акцент в пространство современного интерьера, «заостряет» его тематическую нагрузку, дарит элемент театральности, а интерьер становится «родным» пространством для куклы, той средой обитания, вне которой кукла перестает жить или обретает иную упрощенную функцию. Мистерии интерьерной куклы, нашедшей свое особое пространство на рубеже ХХ-ХХ1 вв., продолжают историю ритуальной и театральной куклы, но предлагают свою художественную речь, которая теперь продиктована практикой постмодернизма.
В конце XX века необычайно возрос интерес к куклам. Это явление пытаются осмыслить журналисты, по-своему его интерпретируя. На исходе XX века народом овладела какая-то кукломания, и коллекционеры стали гоняться за игрушечными фигурками с таким остервенением, с каким прежде собирали бриллианты и картины. В Европе кукломанию уже окрестили болезнью XX века. Теперь игрушечные страсти докатились и до нас. Художники оставили монументальную живопись и получают огромное удовольствие, вылепливая и обшивая кукол. Галеристы успешно и бойко ими торгуют, открываются кукольные музеи, куклы везде: в телевизоре, на карикатурах, в рекламе. Появился даже термин: кукольный стиль - все такое сладенькое, сусальненькое, приторное.
Таким образом, современный интерес к кукле - это, с одной стороны, один из закономерных процессов специфического опредмечивания личности в эклектичном пространстве постмодернистской культуры, он является логичным ее звеном и продолжением смысла. С другой стороны, появившаяся в рамках этого общего основания тяга к самоидентификации и презентации самоценности художественной куклы - результат реакции на массовые тенденции в искусстве и попытка самоочищения его художественно-образной сути, попытка вернуть «плоской» профанной культуре ее трансцендентальный статус.



1. Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. / Т.А. Агапкина - М.: Индрик, 2000. - 334 с.
2. Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне - летний цикл. / Т.А. Агапкина - М.: Индрик, 2002. - 816 с.
3. Аркин Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. / Е.А. Аркин - М.: Изд. ГЦ НИИ охраны здоровья детей и подростков, 1935. - 95 с.
4. Артамонова Е. В. Куклы. / Е.В. Артамонова - М.: Эксмо - Пресс, 2000. - 216 с.
5. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. / А.К. Байбурин - Л.: Наука, 1983. - 188 с.
6. Барт Р. Игрушки мифологии. / Р. Барт - М.: Изд - во им. Сабашниковых, 1996. - 320 с.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Э. Берн - М.: Директ - Медиа, 2008. - 302 с.
8. Брагинская Н.В. Театр изображений. О неклассических зрелищных формах в Античности. / Н.В. Брагинская // Театральное пространство. Мат. науч. конф. - М., 1979.
9. Борисов С.Б. Мир русского девичества: 70-90-е годы XX века. М.: Ладомир, 2002. - 343 с.
10. Василевский Р.С. Антропоморфные изображения и их интерпретация / Р.С. Василевский // Первобытное искусство. Антропоморфные изображения. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 15 - 35.
11. Виноградова JI.H. Народная мифология и мифо - ритуальная традиция славян. / Л.Н. Виноградова - М.: Индрик, 2000. - 432 с.
12. Войдинова Н.М. Мягкая игрушка. / Н.М. Войдинова - М., 2006.
13. Генсицкая Н. Кукла из пластика / Н. Генсицкая // Кукольный мастер.
2003. - № 2. - С. 29 - 33.
14. Голдовский Б. Куклы. Энциклопедия. / Б. Голдовский. - М.: Время,
2004. - 496 с.
15. Голофаст В.Б. Люди и вещи / В.Б. Голофаст // Социологический журнал.
- 2000. - № 1-2. - С. 58 - 65.
16. Голубева Ю.О. Кукла в координатах индивидуально-психологического и социокультурного бытия: дис. канд. философ, наук: 09.00.11 / Ю.О. Голубева.
- Москва: Рос. ун - т дружбы народов, 2000. - 166 с.
17. Гольм О.Н. История русской обрядовой куклы / О.Н. Гольм // Воспитание исторического и национального самосознания : сб. статей / Отв. ред. Г.М. Шленская. Красноярск: КрасГУ, 2001. - С. 178 - 180
18. Горалик Л. Полая женщина: Мир Барби изнутри и снаружи / Л. Горалик
- М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 320 с.
19. Грякалов А. А. Философия детства и образы мира / А.А. Грякалов // Дети Севера. Тезисы докладов и сообщений IV междунар. конференции «Ребенок в современном мире» СПб.,1997.
20. Гусарова К. Куклы и мода / К. Гусарова // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. 2007. - № 5. - С. 311 - 318.
21. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология / Г.Л. Дайн - М.: Культура и традиции, 2007. - 120 с.
22. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 2 - е изд. - СПб.: М. О. Вольф, 1881. - Т. 2. - 807 с.
23. Зимина 3. И. Текстильные обрядовые куклы. / З.И. Зимина - М.: Ладога
- 100, 2007. - 63 с
24. Змеева Е.О. Искусство куклы в России и Германии конца XIX - начала XX вв. : художественные и культурно-исторические смыслы : дис. канд. искусствовед.: 24.00.01/ Е.О. Змеева. - Ярослав, гос. пед. унт им. К.Д. Ушинского, 2006. - 168 с.
25. Искрин В. И. Происхождение палеолитических Венер / В.И. Искрин // Санкт - Петербургский университет. - 2008. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://joumal. spbu.ru/2008/03/34.shtml
26. Карпова Т.Е. Феномен куклы в русской культуре: Историко-культурологические аспекты: дисс. канд. культурол. наук: 24.00.02 /
Т.Е. Карпова. - Санкт-Петербург, 1999. - 131 с.
27. Клейст Г. О театре марионеток. / Г. Клейст //Клейст Г. Избранное. -М., 1977.
28. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова. - СПб.: Паритет, 2005. - 240 с.
29. Лахина О. История человечества в куклах / О. Лахина // Кукольный мастер. -2006. - №9. - С. 40 - 43
30. Липовецкий М. Буратино: Утопия свободной марионетки /
М. Липовецкий // Веселые человечки: Культурные герои советского детства : сб. статей. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - С. 125 -152.
31. Лотман Ю. М. Куклы в системе культуры / Ю.М. Лотман // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство - СПб., 1998. - С. 645 - 650.
32. Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю.М. Лотман - СПб., 2000.
33. Маньковская Н. Б. Феномен постмодернизма. Художественно - эстетический ракурс / Н.Б. Маньковская. - М.; СПб., 2009.
34. Матлин М. Г. Свадебный обряд / М.Г. Матлин // Современный городской фольклор. - М.: РГГУ, 2003. - С. 370 - 390.
35. Морозов И.А. Кукла в традиционном свадебном обряде / И.А. Морозов // Традиционная культура. Научный альманах. - 2005. - № 3. - С. 23 - 37.
36. Морозов И.А. Кукла как феномен традиционной народной культуры славян / И.А. Морозов // Славянская традиционная культура и современный мир: Сб. материалов науч.-практ. конф. - М.: ГРЦРФ, 1997. - Вып. 2. - С. 93 -
111.
37. Морозов И.А. Роль куклы в онтогенезе / И.А. Морозов // Живая старина. - 2006. - № 1.
38. Морозова Е.Ю. Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой: Автореф. дис. канд. пед. наук / Е.Ю. Морозова. - М., 2009.
39. Мусаханов Л.Р. Эмансипированная кукла Барби (Barbie) /
Л.Р. Мусаханов // Культурологические записки. - М.: Гос. ин - т
искусствознания, 1997. - Вып. 3. - С. 180 - 192.
40. Никольская Е. Аргументы в пользу куклы /Е. Никольская // Кукольный мастер. - 2008. № 1 (17). - С. 48 - 51.
41. Новик Е.С. «Вещь - знак» и «вещь - жест»: к семиотической интерпретации фетишей / Е.С. Новик // Вестник РГГУ. - М.: РГГУ, 1998. - Вып. 2. - С. 79 - 97.
42. Панова Д. Реборн - мастерская [Электронный ресурс] - режим доступа : http: //www.rebornkukl a.ru
43. Перевезенцева Т. Г. Русская кукла 20-30-х годов нашего века и народная традиционная культура / Т.Г. Перевезенцева // Мир детства и традиционная культура. Материалы III чтений памяти Т. Е. Виноградова. М., 1990. - С. 124 - 126.
44. Погоняйло А. Г. Философия заводной игрушки или Апология Механицизма. / А.Г. Погоняйло - СПб.: Издательство С. -Петербургского университета, 1998. - 164 с.
45. Попова Ю. Куклы - репликанты / Ю. Попова // Мир кукол. 2006. - № 5 (11).1. С. 24
46. Райторовская Н.Ф. Марионетка в истории русского театра кукол. / Н.Ф. Райторовская. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. иск - я. М., 1988.
47. Радугин А.А. Гурина Е.М. Основные характеристики эпохи
постмодерна. / А.А. Радугин, Е.М. Гурина //Омский научный вестник, 2014, №5. С.89.
48. Романова А. В. Искусство куклы в общественном интерьере рубежа XX-XXI веков / А.В. Романова // Художественное наследие и современность: Сборник научных трудов. Вып. 5. Предметы и пространства искусства: Материалы межвузовской научно -практической конференции аспирантов и студентов, 11 февраля 2009 г. СПб.: Астерион, 2009.
49. Романова А.В. Кукла как образ человека в философско- мировоззренческой системе / А.В. Романова // Дни Петербургской философии
- 2005: Материалы форума. СПб.: СПбГУ, 2005. С. 56 -58.
50. Романова А.В. Человек, манекен, кукла - поиск образа модели в мире моды конца ХХ - начала XXI века / А.В. Романова // Мода в системе культуры. Третья научно - практическая конференция, 16 апреля 2008. СПб.: СПбГУКИ, 2008. С. 107 - 109.
51. Романова А.В. Феномен «модной куклы» в современной мировой культуре / А.В. Романова // Вопросы искусствоведения и культурологии: сборник научных трудов. По материалам международной научно - практической конференции «Диалог культур. История и современность», Берлин, 25 марта 2008. - СПб.: СПбГХПА, 2009. С. 47 - 49
52. Романова А.Л. Образная игрушка как носитель социокультурных
ценностей: сравнительный анализ советских и современных кукол /
А.Л. Романова // Психологическая наука и образование, 2008, №3. С.91 - 98.
53. Россихина C.B. Куклы и предметы для игры с куклами / С.В. Россихина // Игрушка. М.: КОИЗ, 1950. - С. 5 - 35.
54. Румянцева С. Бумажное платье для куклы / С. Румянцева // Кукольный мастер. -2005. - №8. - С. 22 - 27
55. Самые реалистичные куклы реборн [Электронный ресурс] : база данных.
- режим доступа :http://reborn-doll.livejournal.com/387.html
56. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Исследования феномена игрушки в западной психологии / Е.О.Смирнова, М.В. Соколова, Е.Г. Шеина // Современная зарубежная психология. 2012. Т.1. №3. С.26-39 [Электронный ресурс] URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n3/56546.shtml
57. Соловьева JI. Н. Игрушка / Л.Н. Соловьева. М.: Интербук - бизнес, 2002.
- 120 с.
58. Стародуб К., Ткаченко Т. Мягкая игрушка шаг за шагом: для себя и для подарка. / К. Стародуб, Т. Ткаченко Рн/Д, 2005.
59. Терещенко A.B. Быт русского народа. / А.В. Терещенко - М.: Русская книга, 1999. -Ч. 4-5. - 332 с.
60. Файс О. Самые красивые и знаменитые куклы мира. / О. Файс - М., 2006.
61. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. - изд. 2, стереотипное. / М. Фасмер - М.: Азбука: Изд. центр «Терра», 1986. - Т. 2. - 671 е.; М.: Прогресс, 1987. - Т. 4. - 860 с.
62. Чередникова М.П. Куклы в играх современных детей / М.П. Чередникова // Живая кукла : Сб. статей. М.: РГГУ, 2009. - С. 125 -148.
63. Эльконинова Л.И. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста / Л.И. Эльконинова, М.В. Антонова // Психологическая наука и образование. — 2002. — № 4. — С. 38 52.
64. Юрина Н.Г. Куклы / Н.Г. Юрина. - М.: СЛОВО, 2002. - 48 с.
65. Юрковский X. Кукла между ритуалом и театром. / Х. Юрковский // Кукарт. 1992, №1- С.52 - 55.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ