Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы воспитания интереса к театральному искусству детей младшего школьного возраста 8
1.1 Вопросы воспитания интереса к театральному искусству
детей младшего школьного возраста в психолого¬
педагогической литературе 8
1.2 Условия воспитания интереса к театральному искусству у
младших школьников 14
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по воспитанию интереса к театральному искусству у младших школьников 32
2.1 Диагностика уровня воспитанности интереса к театральному искусству у младших школьников 32
2.2 Реализация программы внеурочной деятельности по
воспитанию интереса к театральному искусству у младших школьников 44
2.3 Результаты реализации опытно-экспериментальной программы воспитания интереса к театральному искусству у
младших школьников 51
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложение А Диагностический материал 69
Приложение Б Результаты входной диагностики воспитанности интереса к театральному искусству 75
Приложение В Результаты контрольной диагностики воспитанности интереса к театральному искусству 77
Актуальность темы исследования. Театр - одно из ярких эмоциональных средств. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Благодаря театру дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные во время обсуждения спектакля вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Воспитание интереса к театральному искусству позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания ребенка. Она является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий детей, приобщает их к духовной культуре. Театральные постановки заставляют ребенка сопереживать персонажам, в процессе которого создаются определенные моральные оценки, представления о добре и зле, о должном и нет.
Умение эстетически правильно оценивать предметы и явления при непосредственном контакте с ними, умение творить красоту вокруг себя, умение наполнять свой «детский» мир эмоциональными переживаниями, ярко окрашенными представлениями - все это качества, которые необходимо формировать у младшего школьника. Помимо этого, в процессе организации театральной деятельности у детей развивается общая творческая активность, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Причем этот процесс для детей может выполнять не только развивающую роль, но и корректирующую. «Потребность в общении одна из самых сильных человеческих потребностей. Благодаря именно общению индивид становится личностью. Общаясь с другими людьми, личность имеет уникальную возможность для самораскрытия и познания субъективного мира других людей, возможность для осознания себя через другого, а, следовательно, и для самокоррекции» [2, с. 82].
Актуальность проблемы. Воспитание интереса у младших школьников к театральной деятельности - горячо обсуждаемая тема. Театр не только приобщает школьников к миру прекрасного, но и побуждает к состраданию, стимулирует познавательный интерес и, прежде всего, развивает творческие способности и чувство прекрасного.
По заявлению в СМИ Министра просвещения Российской Федерации С.С. Кравцова к 2024 году в каждой школе России должен начать работу школьный театр. Деятельность детей в театральном кружке настолько разнообразна, что он подходит практически для всех ребят.
Психологи отмечают, что некоторым первоклассникам не хватает воображения и фантазии. Как правило, такие дети не умеют заниматься своим досугом, рассматривая окружающий мир без удивления и особых интересов, не как творцы, а как потребители.
Заметный вклад в разработку теории и практики воспитания интереса к театральному искусству младших школьников, внесли современные отечественные исследователи (В.М. Букатов, И.Г. Вечканова, А.Ю. Гончарук, В.Д. Завадская, А.П. Ершова, О.А. Лапина, И.Л. Любинский, А.Б. Никитина, Т.Н. Полякова, Ю.Р. Рубина, Г.Г. Скурат, Л.А. Тарасова и другие). В работах этих авторов изучены педагогические условия театрализованной деятельности как пути социализации, общекультурного я эстетического развития учащихся; предложены методики воспитания посредством детского театра (занятия в театральных студнях и классах, «психологический театр», «метод театральных проектов», театральные обучающие игры и другие).
В то же время при изучении психолого-педагогической литературы была выявлена проблема между необходимостью воспитания у младших школьников интереса к театральному искусству и недостаточной разработанностью педагогических технологий данного процесса .
Цель исследования: воспитание у младших школьников интереса к театральному искусству на основе разработанной экспериментальной методики организации внеурочной деятельности по театральному направлению.
...
Подводя итог данной работе, можно сделать вывод о том, что цель работы достигнута - было проведено исследование, которое состояло в разработке и реализации комплекса мероприятий по воспитанию интереса к театральному искусству у младших школьников.
Для реализации поставленной цели нами была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования и методическая литература с целью разработки программы по воспитанию интереса к театральному искусству. Также раскрыты особенности формирования интереса к театральному искусству во внеклассной работе для младшего школьного возраста.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, были выявлены возрастные особенности младшего школьника. Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса воспитательной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.
На основе теоретических знаний, полученных в процессе анализа психолого-педагогической литературы, было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей воспитания у младших школьников интереса к театральному искусству. Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе эксперимента проводилась диагностика воспитанности интереса к театральному искусству, на основе анализа работ Ю.С. Любимовой были выделены компоненты воспитанности интереса к театральному искусству: основы театральной культуры, речевая культура, эмоционально-образное развитие, навыки кукловождения, музыкальное развитие, основы изобразительно-оформительской деятельности, основы коллективной творческой деятельности.
На основе этих критериев были определены уровни воспитанности интереса к театральному искусству: высокий, средний и низкий.
При проведении диагностики участники были поделены на две группы: экспериментальную (20 человек) и контрольную (20 человек). По результатам первичной диагностики был сделан вывод о том, что в контрольной и экспериментальной группах преобладает средний и низкий уровни воспитанности интереса к театральному искусству.
Результаты констатирующего эксперимента показали недостаточную воспитанность интереса к театральному искусству у младших школьников. В связи с чем была разработана и апробирована программа воспитания интереса к театральному искусству.
После апробации программы был проведен контрольный этап эксперимента для проверки эффективности разработанной программы при помощи диагностик, описанных в первом этапе эксперимента. По результатам контрольного эксперимента была выявлена эффективность разработанной программы. У испытуемых после проведения формирующего эксперимента произошли количественные и качественные изменения.
Таким образом цель достигнута, гипотеза доказана, задачи решены в полном объеме.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов. Москва : Изд. центр «Академия» : Раритет, 1997. 700 с.
2. Букатов В. М. Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Ин-т художественного образования РАО. Москва, 2017. 33 с.
3. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения : Кн. для учителя. Москва: Первое сентября, 2012. 220 с.
4. Вачков И. В. Сказкотерапия : развитие самосознания через психологическую сказку. 3-е изд. Москва : Ось-89, 2017. 143 с.
5. Верникова Л. М. Театрализованные представления для школьников. Москва : ВЛАДОС, 2013. 120 с.
6. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: от рождения до школы. 4-е изд., перераб. Москва : Питер, 2019. 240 с.
7. Воспитание детей в игре / Д. Б. Менджерицкая, О. К. Зинченко, Л. П. Бочкарева и другие.; сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик; Под ред. Д. В. Менджерицкой. Москва : Просвещение, 2017. 175 с.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психол. очерк : Кн. для учителя. 3-е изд. Москва : Просвещение, 1991. 90 с.
9. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. Москва : ЭКСМО, 2003. 501 с.
10. Генералова И. А. Пособие для дополнительного образования «Театр». 2-4 классы : метод. рекомендации для учителя. Москва : Баласс : Изд. Дом РАО, 2018. 158 с.
11. Голоса : Учеб.-хрестоматия для школьников 7-8 лет : 1-2-е кл. / [Сост. В. А. Левин и другие.]. 2-е изд. Москва : Изд. дом «Дрофа», 1997. 174 с.
12. Добринская Е. И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности. Ленинград : Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1983. 32 с.
13. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология : Учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений; Под ред. И. В. Дубровиной. 2. изд., стер. Москва : Academia, 2011. 460 с.
14. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. М.: АО «Аспект Пресс». 2018. 53 с.
15. Ершова А. П. Обучение актера по системе П. М. Ершова: о секретах актёрского мастерства. Петрозаводск, 2020. 174 с.
...
42 источника