Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИТЕРАТУРНО-ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРУЖОК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №57798

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2017
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
278
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Организация внеурочной деятельности младших школьников в контексте требований ФГ ОС 7
1.1. Понятие, цели, принципы внеурочной деятельности учащихся в
образовательном процессе начальной школы 7
1.2. Содержание, этапы и формы организации внеурочной деятельности в
начальной школе 10
1.3. Планируемые результаты внеурочной деятельности младших
школьников и способы их диагностики 12
Выводы по главе 1 15
Глава II. Литературно-театральный кружок как форма организации внеурочной деятельности младших школьников 16
2.1. Психолого-педагогические основы театральной работы с детьми
младшего школьного возраста 17
2.2. Театр как средство изучения русской литературы в начальной
школе 23
2.3. Методы и формы организации литературно-театрального кружка в
начальной школе 32
Выводы по главе II 40
Глава III. Экспериментальная работа по разработке и апробированию программы внеурочной деятельности для начальной школы 41
3.1. Организация опытно-экспериментальной работы по разработке и
внедрению программы литературно-театрального кружка 41
3.1.1. Констатирующий этап эксперимента 41
3.1.2. Формирующий этап эксперимента 45
3.1.3. Контрольный этап эксперимента 59
3.2. Анализ результатов экспериментальной работы 62
Выводы по главе III 65
Заключение 66
Литература 68
Приложения

Актуальность темы. В настоящее время сложились определённые негативные условия, создающие препятствия на пути становления высоконравственной и развитой личности младшего школьника, а именно:
- ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию;
1. -плотно работающие с сознанием ребёнка различные средства массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
- резкое снижение уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
-ограниченность общения со сверстниками;
-недостаточное участие современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций.
Поэтому именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, общаться и помогать друг другу. Такая возможность и предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Особая роль в реализации принципа успешности и социальной значимости младших школьников в стандартах отводится внеурочной деятельности. Цели организации внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие развитию личности учащихся, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению опыта познания и преобразования самих себя и окружающей действительности.
Содержание внеурочной деятельности учащихся начальных классов складывается из совокупности направлений развития личности: общеинтеллектульное, общекультурное, духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное. Право выбора способов организации внеурочной деятельности разработчики стандарта предоставляют педагогам и их воспитанникам.
Неисчерпаемые возможности в формировании личности младшего школьника заключает в себе искусство, творчество великих гениальных людей. Знания, полученные детьми в процессе общения с искусством, способствуют их интеллектуальному, эмоциональному, эстетическому развитию. Литература и театр как виды искусства обладают огромной силой воздействия на эмоциональный мир человека любого возраста, на развитие его личностных качеств и ценностных ориентиров.
Разнообразная и интересная литературно-театральная работа в начальной школе обеспечивает благоприятные условия для практического включения младших школьников в мир литературы, позволяет развивать литературные способности, самостоятельную деятельность, культуру речевой коммуникации учащихся. Театрально-художественное творчество, способное воспитать любовь к литературе, к искусству слова, приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, является средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения - всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на литературно-театральных занятиях в школе.
К.Д. Ушинский, Л.М. Некрасова, В.Г. Маранцеман, Р.В. Глинштерник,Т.С. Зепалова, Т.А. Македон, И.Б. Костина, Н.А. Станчек, И.В. Сосновская, С.В. Михайлов, Т.Д. Полодова, В.И. Шепелеваи др.
В то же время в научно-педагогической литературе до сих пор отсутствуют практические пособия по организации литературных, театральных объединений младших школьников.
Актуальность и обозначенная проблема определили выбор темы и цель настоящего исследования: теоретически обосновать и разработать программу организации внеурочной литературно-театральной деятельности младших школьников.
Объект исследования: внеурочная деятельность младших
школьников по литературе.
Предмет исследования: литературно-театральный кружок как форма организации внеурочной деятельности младших школьников по литературе.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которойвнеурочная деятельность будет эффективно способствовать литературному и творческому развитию младших школьников, если использовать такую форму ее организации как литературно-театральный кружок.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать требования Федерального образовательного стандарта общего начального образования к организации внеурочной деятельности младших школьников.
2. Изучить возможности организации литературно-театрального кружка в начальной школе.
3. Разработать и апробировать программу внеурочной литературнотеатральной деятельности для начальной школы.
В целях решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов, взаимно дополняющих друг друга: теоретический анализ образовательных стандартов, научно-методической литературы; педагогический анализ деятельности учащихся начальных классов; педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в ней представлена программа внеурочной деятельности младших школьников «Литературно-театральный кружок», контрольно-измерительные материалы для проверки ее эффективности, практические разработки занятий.
Данная программа может использоваться в работе учителей начальной школы.
Структура работы отражает содержание и результат исследования, состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Федеральные образовательные стандарты нового поколения ориентированы на личностное и интеллектуальное развитие учащихся, на создание условий для реализации их познавательных и творческих способностей. Существенное значение в реализации требований стандарта отведено внеурочной деятельности как важной и неотъемлемой части процесса образования детей младшего школьного возраста.
К нестандартным формам организации внеурочной деятельности учащихся в начальной школе следует отнести литературно-театральный кружок, заключающий в себе огромные возможности для расширения литературных знаний и творческих способностей младших школьников, для повышения их общей и эстетической культуры.
Вышесказанное обусловило стремление активизировать внеурочную литературно-театральную деятельность учащихся в начальной школе.
Анализ нормативных документов и научно-методической литературы, изложенный в теоретической части настоящего исследования, позволил разработать программу внеурочной деятельности младших школьников «Литературно-театральный кружок» и апробировать ее в ходе экспериментальной работы.
Новизна программы заключается в том, что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ.
Целью программы является углубление знаний учащихся по литературе, развитие литературного интереса, формирование сценических и риторических навыков у младших школьников. Этот курс призван научить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, практические занятия по сценическому мастерству.
Содержание программы включает в себя два основных направления: литературное и театральное. В программе также представлены тематическое планирование занятий по литературному и творческому развитию, контрольно-измерительные материалы для проверки эффективности внеурочной деятельности младших школьников.
Апробирование программы осуществлялось в экспериментальном классе в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Основной формой организации внеурочной деятельности стала кружковая работа. Занятия кружка проводились 1 раз в неделю в форме игры, беседы, студии художественного чтения, драматизации художественного текста, инсценирования прочитанного произведения, мастерской образа, мастерской костюма, декораций, постановки спектакля, работы в малых группах, актёрского тренинга, выступления и т.д. Практическим результатом работы кружка явились конкурсы чтецов и театральные постановки по литературным произведениям.
Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы по внедрению программы внеурочной деятельности свидетельствует о позитивной динамике (количественной и качественной) уровня развития читательских литературных умений младших школьников. В процессе работы были отмечены такие положительные изменения: дети допускают меньше ошибок при прочтении художественного текста, читают более осознанно и выразительно. Кроме того, у учащихся возрос интерес к литературе и театру, появилось желание воплотить увиденное и услышанное в собственном художественном творчестве.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что планомерная внеурочная работа, направленная на литературное и театрально-творческое развитие младших школьников, является эффективной и практически оправданно



1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М.,
2006.
2. Андреев В.И. Внеклассная работа по литературе в начальной
школе. - М., 1999.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
4. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А и др. Педагогика: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М:
Искусство,1979.
6. Глинтерщик Р.В. Драматизация литературного текста как одна из форм сочетания логического и образного начала в процессе школьного изучения литературного произведения // Литература в школе. Вып. 4. - Л: ЛГПИ., 1969.
7. Г орчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
8. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - М.: «Просвещение», 2014.
9. Дружинина М. Волшебная флейта: Сказки и легенды.- м .: Дрофаплюс. 2006.
10. Детям: Рассказы и сказки. М. : Дрофаплюс, 2013.
11. Ершова А.П., Леваньшина Т.В., Никольский Л.А. Театральнотворческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительской и читательской культуры. - М. 2001.
12. Животные русского леса: Потешки, сказки, загадки.- М.:
Дрофаплюс, 2009.
13. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение,
1978.
14. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр.- М.: Просвещение, 1982.
15. Золотая книга сказок.- М.: Мир книги , 2015.
16. Камалова Л.А. Детский фольклор. - К. 2011.
17. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011.
18. Легенды и мифы Древней Греции. -М.: Самовар, 2008.
19. Леонтьев А.А. Чтение как понимание // Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / Моск. псих.-соц.ин-т. - М., 2001.
20. Литература и культура : пособие для учителей нац. школы / сост. М. В. Черкезова. - М.: Педагогика, 1999.
21. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999.
22. Методика преподавания русского языка в начальных классах / Под ред. М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, О.В. Сосновской. - М., 2007.
23. Методические рекомендации по организации внеурочной
деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. - Белгород, 2010.
24. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. - Белгород, 2010.
25. Михайлов С.В., Полодова Т.Д. проблема внеклассной и
внешкольной работы по литературе.- М, 1981.
26. Назарова Н.Ф., Ганжина Ю.Н. Внеклассная работа по
литературному чтению. - Москва, 2014.
27. Наше Отечество: Рассказы и повести. -М. : Дрофаплюс, 2008.
28. Некрасова Л.М.,Театр как вид искусства и его возможности в воспитании школьников, электронный научный журнал « Педагогика искусства».
29. Михайлов С.В., Полодова Т.Д. Проблемы внеклассной и
внешкольной работы по литературе. - М.1981.
30. Никольский Л.А., Ершова А.П., Леваньшина Т.В. Театральнотворческие методы работы на уроках литературы как средство развития зрительской и читательской культуры школьников. Ч. 2 Текст. М., 1982.
31. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим- Бад. - М., 2002.
32. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., 1995.
33. Планирование воспитательного процесса: современные подходы и
технологии. Сборник методических разработок / Под ред. Е.Н. Степанова, Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой, Е.В. Володиной. - М.: Центр
«Педагогический поиск», 2015.
34. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ
пьесы. - М.: Просвещение, 2006.
35. Примерные программы внеурочной деятельности. - М.:
Просвещение, 2011.
36. Русские писатели ХХ века. - М.: Дрофаплюс, 2007.
37. Самые любимые басни. - М.: ОлмаМедиаГрупп, 2007.
38. Свиридова Л.А. Литературное образование младших школьников. - М., 2005
39. Сосновская И.В. Литературное развитие читателя - подростка. - Иркутск: ИГПУ, 2003.
40. Сказки народов мира. - М.: Оликс, 2008.
41. Сказки русских писателей. - М.: Оликс, 2009.
42. Сказки про хитрых и находчивых. М.: Дрофаплюс, 2007.
43. Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989.
44. Станчек Н.А. Урок литературы как совместная деятельность учителя и ученика. М.: Просвещение, 1979.
45. Стихи и сказки. М.: Махаон, 2009.
46. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
47. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под ред. Никитиной А.Б. - М., Гуманит. издат. центр ВЛАДОС,2000.
48. Ушинский К.Д. Соч.: В З т. Т.1. - М.: Учпедгиз, 1979.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. - М.: Просвещение, 2009.
50. Хайрутдинова Р.Р. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации стандартов нового поколения// Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования: Сборник статей по материалам II Поволжской научно-практической конференции. - Казань: КФУ, 2012.
51. Шепелева В.И.. Принципы организации внеклассной работы в начальной школе. - М., 1999.
52. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.
53. Щуркова Н.Е. За гранью урока. - М., 2004.
54. Щуркова Н.Е. Лекции о воспитании. - М., 2009.
55. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2013.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ