Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №34963

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
705
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты внеурочной деятельности младших школьников как средства эстетического воспитания
1.1. Проблемы эстетического воспитания младших школьников в психолого
-педагогической литературе 7
1.2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном
возрасте 20
1.3. Содержание внеурочной деятельности младших школьников 24
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по реализации содержания, методов и форм внеурочной деятельности младших школьников по эстетическому воспитанию
2.1. Формы и методы внеурочной деятельности по совершенствованию
эстетического воспитания младших школьников 33
2.2. Разработка проекта по реализации содержания, методов и форм
внеурочной деятельности младших школьников по совершенствованию эстетического воспитания младших школьников 48
2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной деятельности по реализации содержания, методов и форм внеурочной деятельности младших
школьников по эстетическому воспитанию 54
Выводы по 2 главе 58
Заключение 61
Список литературы 65
Приложение


Федеральный образовательный стандарт начального общего
образования определяет цель и основной результат образования – развитие
личности обучаемого на основе усвоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира. При этом предполагается, что в соответствии со
стандартом на ступени начального образования
«осуществляется становление основ гражданской идентичности
и мировоззрения обучающихся, духовно – нравственное развитие воспитание
обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм,
нравственных установок, моральных ценностей». Речь идет о социализации
учащихся, создании условий для формирования разностороннего
социального опыта младших школьников. При разработке системы
социализации следует учитывать возможности трех компонентов
образовательного процесса: собственно процесса обучения, внеурочной и
внешкольной деятельности – на основе связи образовательного учреждения с
социальной средой. Преимущественное внимание к эстетическому
воспитанию целесообразно по следующим причинам: во-первых, освоение
каждой предметной области зависит от эмоционально-ценностного
отношения к учебной информации, что требует опоры на образное
восприятие; во-вторых, именно организация эстетически направленной
творческой деятельности позволяет в комплексе реализовать возможноститрех компонентов образовательного процесса; в-третьих, внеурочная
деятельность представляет собой неисчерпаемый арсенал средств
эстетического развития личности младшего школьника. Одной из
центральных задач общеобразовательной школы на современном этапе
является развитие у учащихся чувства прекрасного, формирования у них
здорового художественного вкуса, умения понимать и ценить произведения
искусства и литературы, красоту и богатство окружающего нас мира
природы.
Эстетическое воспитание – целенаправленная система действенного
формирования человека, способного с позиций общественно-экономического
идеала воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни,
природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир по
законам красоты.
Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса
элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не
могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым
предметам и явлениям.
Таким образом, актуальность исследования состоит в том, что в
процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные
эстетические творческие способности. Сформированная эстетическая
культура личности снимает противоречия между чувствами и разумом,
эмоциями и интеллектом, материальным и духовным, объективным и
субъективным.
В процессе всестороннего эстетического развития личности
достигается гармония между личным и общественным, коллективным
и индивидуальным.
Цель исследования: на основе психолого-педагогического и
теоретико-методологического анализа научной литературы разработатьпроект по реализации содержания, методов и форм внеурочной деятельности
по совершенствованию эстетического воспитания младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования эстетической
воспитанности у младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: формирование эстетической воспитанности у
младших школьников во внеурочной деятельности.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: методика
формирования эстетической воспитанности младших школьников во
внеурочной деятельности будет эффективной, если:
- учитывать психолого-педагогические особенности младших
школьников;
- использовать разные формы внеурочной деятельности в приобщении
младшего школьника к нравственным и эстетическим ценностям,
богатейшему опыту человечества, накопленному в различных видах
искусств.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой были
сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по
проблеме определить степень изученности данной темы;
2.Теоретически обосновать основы формирования эстетической
воспитанности младших школьников во внеурочной деятельности
3.Разработать проект по реализации содержания, методов и форм
внеурочной деятельности по совершенствованию эстетического воспитания
младших школьников.
4.Экспериментально проверить эффективность разработанного проекта
по реализации содержания, методов и форм внеурочной деятельности по
совершенствованию эстетического воспитания младших школьников.В ходе решения поставленных задач и проверки гипотезы, были
использованы следующие методы исследования:
– теоретические: научно-теоретический анализ, обобщение, сравнение
и синтез педагогической, психологической, методической литературы по
исследуемой проблеме;
– эмпирические: опытно-экспериментальная работа, опрос,
анкетирование, наблюдение, беседа, использование тестов для оценки
эффективности разработанной нами методической системы; методы
статистической обработки результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- теоретически разработана и методически обоснована проблема
содержания, форм и методов внеурочной работы по совершенствованию
эстетического воспитания младших школьников;
- выделены психолого-педагогические аспекты формирования
эстетической воспитанности младших школьников во внеурочной
деятельности;
- разработан проект по реализации содержания, методов и форм
внеурочной деятельности по совершенствованию эстетического воспитания
младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке
проекта по реализации содержания, методов и форм внеурочной
деятельности по совершенствованию эстетического воспитания младших
школьников. Результаты данного исследования могут быть использованы
учителями начальных классов общеобразовательных школ, студентами
педагогических университетов, колледжей и педагогических ВУЗов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из центральных задач общеобразовательной школы на
современном этапе является развитие у учащихся чувства прекрасного,
формирования у них здорового художественного вкуса, умения понимать и
ценить произведения искусства и литературы, красоту и богатство
окружающего нас мира природы.
Эстетическое воспитание – целенаправленная система действенного
формирования человека, способного с позиций общественно-экономического
идеала воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни,
природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир по
законам красоты.
Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса
элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не
могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым
предметам и явлениям [23, 99]. Выдающиеся общественные деятели и
педагоги рассматривали эстетическое воспитание не как изолированный
участок работы с детьми, а как неразрывно связанный с идейнополитическим, трудовым, нравственным, физическим воспитанием процесс.
Эстетическое воспитание включает в себя воздействие не только искусством,
но и средствами окружающей действительности: красотой природы,
отношениями в коллективе, трудовым и художественным творчеством.
Школа предлагает, как правило, три предмета гуманитарного цикла:
литературу, музыку, изобразительное искусство. Театр – это синтез искусств,
вобравший в себя практически все, что помогает развиваться полноценному
человеку, умеющему воспринимать окружающий мир как живой единый
организм. Анализ жизненных ситуаций через этюдную работу, постижение
событийного ряда, логики жизни поможет воспринимать зло не как отдельно
существующий объект, с которым нужно смириться, а как следствиеопределенных обстоятельств или поступков, которое можно и нужно
преодолевать. И уж ни в коем случае не сотворить его самому.
В процессе нашей исследовательской работы решались 4 основные
задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по
проблеме определить степень изученности данной темы;
2.Теоретически обосновать основы формирования эстетической
воспитанности младших школьников во внеурочной деятельности
3.Разработать проект по реализации содержания, методов и форм
внеурочной деятельности по совершенствованию эстетического воспитания
младших школьников.
4.Экспериментально проверить эффективность разработанного проекта
по реализации содержания, методов и форм внеурочной деятельности по
совершенствованию эстетического воспитания младших школьников.
В процессе решения первой задачи, которая была направлена на анализ
психолого-педагогической литературы по теме исследования, нами была
выявлена степень изученности данной темы. Решение первой задачи
обусловило логику постановки следующей задачи, которая заключалась в
теоретическом обосновании основы формирования эстетической
воспитанности младших школьников во внеурочной деятельности. В
процессе решения второй задачи мы пришли к следующим выводам:
Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы
взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на
эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного
возраста. Младший школьный возраст - это особенный возраст для
эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет
учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать
прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредствомэстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь
именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и
происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
Большими возможностями для развития эстетического воспитания
имеет внеурочная деятельность школьников, в которой дети приобщаются к
творчеству с учетом их способностей и интересов.
Итак, в процессе решения третьей задачи, которая была направлена на
экспериментальную апробацию содержания, методов и форм внеурочной
деятельности по совершенствованию эстетического воспитания младших
школьников, нами был проведен эксперимент. Опытно-экспериментальной
базой явилось МБОУ «Гимназия №21» Приволжского района г. Казани.
После проведения констатирующего этапа эксперимента и анализа его
результатов, нами был разработан проект «Школьный театр как форма
внеурочной деятельности по совершенствованию эстетического воспитания
младших школьников». Цель данного проекта: создание условий для
творческого, интеллектуального, духовно – нравственного,
культурного развития личности средствами театрального искусства.
Программа реализует общеобразовательные и воспитательные задачи.
Знания, полученные детьми в процессе обучения, носят прочный,
устойчивый характер. В проекте так же представлено календарно –
тематическое планирование сроком на 2 года по 34 учебные недели, 2 часа в
неделю. Структура программы предполагает возможность творческой
интерпретации ее содержания.
Разработка методики школьной театральной педагогики, органично
включенной в образовательное пространство, сегодня становится актуальной
педагогической потребностью. При этом важно подчеркнуть, что речь идет
не об эпизодических приемах, а о системе методов превращения
образовательного движения личности в процессе ее активного вхождения вкультуру. На наш взгляд, создание спектакля это не цель, а средство
образования эмоционально-чувственной сферы ученика. Перед учителем
стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения
более продуктивных педагогических методов, форм, приемов, средств,
способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по
решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовнонравственной практике.
В ходе решения четвертой задачи нами был проведен контрольный
этап исследования, по результатам которого можно сделать выводы о том,
что школьный театр, как одна из форм внеурочной деятельности, есть
верный путь формирования эстетической воспитанности младших
школьников. Театральное искусство как искусство действия и как,
синтетическое искусство предлагает коллективное творчество. Драматизация
существует только благодаря творческим усилиям целого коллектива. Роль
отдельных участников этого творческого труда различна, но они объединены
общей целью в процессе создания спектакля. Сценическое искусство по
самой природе требует развития чувства коллективизма, товарищества,
ответственности, умение подчинить свои интересы общему делу.
Творческая деятельность младших школьников в школьном театре
повышает вовлеченность учащихся в мир искусства, способствует
успешному формированию эстетической воспитанности младших
школьников.
Таким образом, поставленные задачи в исследовании решены,
соответственно, цель достигнута, гипотеза доказана.


Аверченко Л. К. Психология и педагогика: Учебное пособие /
Аверченко Л. К., Николаенко В.М., Залесов Г. М./ под ред. В. М.Николаенко.
М.: ИНФРА-М, 2000. С. 175.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Воронеж,
1996. С.360 .
3. Атрашенко А.Н., Аладко О.И. Внеурочная деятельность учащихся как
фактор повышения эффективности образовательного процесса // Начальная
школа До и после. 2008. №1. С.82 – 83.
4. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя. М.: ВЛАДОС, 2000.
С.156 .
5. Брагуца А.В. Организация воспитательного процесса младших
школьников во внеурочной деятельности. // Начальная школа До и после.
2009. №10. С.76 – 80.
6. Бродовская З.В. Учебный диалог как средство формирования
коммуникативной культуры младших школьников // В сб.: Эффективность
модернизации образования: методология, опыт, перспективы: Мат. науч. -
практ. конф. Новосибирск: НИПКиПРО, 2010.
7. Бушко О.М. Эстетика для школьников. М.: Материк – Альфа, 2010.
С. 128 с.
8. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл Эксмо,
2006. С. 512 .
9. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления
толерантности: учебно-методическое пособие. М.: Академический Проект,
2004.
10. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для
студентов вузов. М.: КДУ, 2005. С. 400 с.11. Герасимов С.А. Система эстетического воспитания школьников. М.:
Педагогика, 2009. С.264.
12. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. С.168.
13. Дементьева С.И. Развитие представлений об образности слова на
основе эстетического восприятия мира. // Начальная школа До и после, 2003.
№3. С.55 – 56.
14. Джеймс Уильям. Психология / под ред. А. В. Петровского, М. Г.
Ярошевского. М.: «ЮНИТИ», 2003. С.570 .
15. Дмитриенко З.И. Проектирование основной образовательной
программы образовательного учреждения (начальная школа). М.:
«Академкнига-Учебник», 2010. С. 184.
16. Дружинин В. Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов.СПб.:
Питер, 2001. С.656.
17. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса в
развитии. М.: Педагогика, 1999, С.240.
18. Еникеев М. И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов/ М.
И. Еникеев. М.: ИНФРА-М, 1999.С. 624.
19. Зарецкая И.И. Эстетическое воспитание как фактор социализации
младших школьников. // Начальная школа,200.№1. С.54-58.
20. Зорин С.С. Формирование визуальной культуры; кн. 2. М.: Знание,
2008.С. 394.
21. Зорин С.С. Формирование визуальной культуры у детей посредством
эстетического восприятия природы. // Начальная школа До и после, 2011.
№3. С.27 – 31.
22. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной
школы. М.: Педагогика, 2000.С. 204.23. Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь / Карпенко Л. А./
под ред. А. В.Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: «Феникс»,
1998. С. 431.
24. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего
образования /под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение,
2010. С. 120.
25. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.:
Просвещение, 2010. С. 39.
26. Корж А.С. Эстетическое воспитание детей с задержкой психического
развития //Начальная школа.2006. №11. С.96 – 100.
27. Кулагина Г.И. Развитие эстетического опыта и основ
исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа
До и после.2010. №5. С.37 – 40.
28. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников». М.:
Педагогика, 2002. С.183.
29. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя.
М.: Просвещение, 1991. С. 400.
30. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.:
Директ-Медиа, 2008.
31. Молокова А.В. Начальная школа: Современный урок в условиях
информатизации учебно-методическое пособие. Новосибирск: Эгида, 2010.
С.102.
32. Мостова О.Н., Агафонова И.Н. Индивидуально-типологические
особенности общения младших школьников // Сб.: Служба практической
психологии в системе образования. Вып. 9. СПб., 2005.
33. Николаенко В. М. Психология и педагогика: Учебное пособие /
Николаенко В.М,, Андрюшина Т.В. М.: ИНФРА-М.,2001.С.175.34. Погребняк Е.В. Здоровьесохраняющие возможности деятельностного
подхода в образовании в аспекте изменения позиции учителя // Начальная
школа плюс До и После, 2010. №3. С. 26–29.
35. Подласный И.П. Педагогика.М.: Владос, 2005. С.574.
36. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой: (Эстетическое воспитание
учащихся во внеклас. работе): Кн. для учителя: Из опыта работы. М.:
Просвещение, 1987. С. 240.
37. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2010. С.191.
38. Психология эмоций. Тесты. М.: Педагогика, 1990. С.400.
39. Райский Б. Ф. Движущие силы в формировании и развитии у учащихся
потребностей в самообразовании. Волгоград: Школа, 1996 .С 350.
40. Редковец И. А. Формирование у учащихся общественно ценной
мотивации самообразования. Волгоград,1997 .С 300.
41. Рукавицын М.М. «Эстетическое воспитание детей».М.: Знание, 2002.
С. 432.
42. Самыгин, С. И. Психология и педагогика: экзаменационные ответы.
Ростов на Дону: Феникс, 2009. С. 361 с.
43. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред.
Н.Ф. Виноградовой. М.: Вентана-Граф, 2013. С.192.
44. Сметанкина И.П. Об эстетическом воспитании школьников //
Начальная школа. 2003. №9. С.48 – 51.
45. Столетов В. Н. Роль мотивации в процессе становления личности. М.:
Просвещение, 1997 .С.400.
46. Сухомлинский В.А. О воспитании. / Составитель и автор
вступительных очерков С. Соловейчик. М.: Издательство политической
литературы, 1973. С.271.
47. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1980. С.400 .

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ