Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Механизм франшизы в современном медиапродюсировании

Работа №141253

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………………….....3
1 глава. Современное медиапродюсирование. Новые вызовы и формат…….10
1.1 Развитие института продюсирования: западная практика и Россия…......16
1.2 Роль продюсера на зарубежном телевидении…………….......…………....30
1.3Способы повышения эффективности медиапродюсирования……………33
2 глава. Медиафранчайзинг как способ монетизации медиаконтента……….38
2.1 История франчайзинга как экономической модели……………………….38
2.2 Франчайзинг в медиа: особенности адаптации форматов, правовые аспекты
2.3 Опыт применения франчайзинга в российских медиа
Заключение
Список литературы


Последние пятнадцать лет в России ознаменовались активным развитием рыночных отношений и реформами глобального характера, которые коснулись практически всех сфер деятельности и жизни общества. В том числе были затронуты культурная среда и сфера массовых коммуникаций, что привело к ряду профессиональных запросов, которые могли удовлетворить лишь новые профессиональные виды деятельности.
Формирование, развитие, разработка и укрепление механизмов рыночных отношений в медиасреде тесно привязаны к процессу становления обособленного и особого вида предпринимательской деятельности – продюсированию, которое в последние годы играет одну из основополагающих ролей в восприятии аудиовизуального контента у аудитории страны. Несмотря на востребованность данного вида деятельности, всю его важность и растущую популярность, на сегодняшний день существует большое количество различных прочтений термина «продюсер», сути данной профессии и профессиональных обязанностей данной единицы творческого коллектива. Отсутствие четкого научного обоснования приводит к разногласиям и, как следствие, крупным заблуждениям относительно осознания сущности данной профессии.
Вдобавок к пониманию самого термина «продюсер», необходимо отметить и функционал данной профессии. Поскольку современные медиа характеризуются активным и многопрофильным развитием, функционал и задачи, ставящиеся перед продюсером, с каждым годом растут и усложняются. На это влияет огромное количество внешних факторов, которые напрямую воздействуют на медиасреду и тем самым создают для нее новые задачи и проблемы, которые, в свою очередь, должен решать именно продюсер.
Кризис, отголоски которого до сих пор ощущаются экономикой страны, напрямую воздействует на медиа всех видов. Именно поэтому на сегодняшний день работа с таким видом экономических отношений, как франчайзинг, может считаться крайне выгодной.
Франчайзинг можно рассматривать как один из путей распространения товаров и услуг. Говоря иначе, это один из способов мультипликации успешно функционирующих бизнес-систем. Одно из ключевых преимуществ франчайзинга перед другими бизнес-моделями — объединение франчайзера и франчайзи под эгидой одной торговой марки.
Широкое развитие франчайзинга по всему миру делает его привлекательным для современных предпринимателей всех областей. Прозрачность экономики, доступность схем и механизмов работы предприятия, популярность марки – все это дает франчайзингу большие шансы для того, чтобы стать самой популярной моделью ведения бизнеса в мире.
Продюсирование известных медиафраншиз зачастую привлекает специалистов продюсерского поля из-за многих факторов. С одной стороны, известный бренд просто и понятно можно продвигать в рамках своей сферы и экономики без больших финансовых потерь, трат времени и разработок. С другой стороны, всегда необходимо учитывать специфику аудитории страны франчайзи, динамику рынка, востребованность формата франшизы и т.д. Все это делает работу с франчайзингом все более привлекательной для продюсеров.
Таким образом, актуальность темы нашего диссертационного исследования вытекает из прямой необходимости обосновать с научной точки зрения деятельность продюсера в целом и его работу с механизмом франшизы, которая носит экономический, социальный и организационный характер. Поскольку тема нашего исследования затрагивает конкретный экономический аспект деятельности продюсера в медиа, то нам представляется необходимым проанализировать его деятельность в данном процессе через призму не только конкретных примеров, но и всего функционала, который выполняет современный продюсер. Нам необходимо обосновать влияние продюсера на экономические и социальные показатели деятельности медиа, проанализировать технологические тонкости работы и схемы работы продюсера, которые позволяют минимизировать затраты компании и при этом создать аудиовизуальный контент надлежащего качества, который сможет привлечь и удержать аудиторию.
Вопросы, касающиеся экономической деятельности продюсеров, работы с форматами и развития института продюсирования в целом, практически не затронуты в научной литературе, очень скудно разработаны методологические подходы к исследованию этой проблематики. Основной массив научной литературы и научных изданий, написанных на тему продюсирования, и затрагивающий технологии производства в рамках данной сферы медиа деятельности, касается процессов кинопроизводства.
Имеющиеся немногочисленные публикации научного характера в области телепроизводства рассматривают и анализируют проблемы узкой специализации: историю продюсера на телевидении, отдельные правовые аспекты и их регулирование. Относительно работы продюсеров с франшизами полноценные научные работы, изучившие все особенности развития данного экономического взаимодействия в продюсерской сфере российских медиа, отсутствуют. Имеющиеся научные труды затрагивают либо общие черты экономических действий продюсера в рамках конкретного медиа, либо рассматривают франшизу во всех сферах кроме медиа. Настоящая работа представляет собой первое комплексное исследование, объединившее в себе анализ деятельности продюсера в медиа и специфику работы франчайзинга в отечественных медиа.
Научная новизна. В магистерской диссертации предпринята одна из первых попыток рассмотреть механизмы франчайзинга в медиадеятельности продюсера, а также обозначить терминологический аппарат относительно данной области продюсерской работы в современном отечественном медиа. Также в рамках исследования удалось проследить специфику работы института продюсеров с данной бизнес-моделью за достаточно длительный период и сделать выводы о том, как именно работает данная экономическая модель в актуальном российском медиаполе.
Целью данного диссертационного исследования является анализ работы механизма франчайзинга и его специфики в рамках института современного отечественного медиапродюсирования, выявление тенденций его развития, а также поиск путей возможного совершенствования актуальных практик франчайзингав современных российских медиа.
Для достижения этих целей нами были поставлены следующие задачи:
• проанализировать развитие института продюсирования на западе и в России;
• обозначить способы повышения эффективности медиапродюсирования в современных реалиях;
• определить ключевые достоинства и недостатки, присущие системе франчайзинга;
• дать анализ присущих франчайзинговой системе в рамках отечественной экономики проблем и выработать подходы к их решению;
• проанализировать и сформулировать понятийный аппарат относительно работы системы франчайзинга в современном медиапродюсировании;
• проанализировать опыт применения механизмов франшизы в современном медиапродюсировании.
Объектом исследования является институт современного российского медиапродюсирования.
Предметоманализа стали современные медиапроекты, произведенные отечественными медиа в рамках франчайзинговых отношений.
Данная ориентация исследования вызвана необходимостью изучения и анализа аспектов продюсерской деятельности, недостаточный уровень изучения и разработки которых с каждым годом становится более ощутимым и необходимым. Экономическая ситуация в стране зачастую является сдерживающим фактором для развития медиа в стране. Мы находимся на том этапе, когда именно грамотно построенная и организованная работа продюсерского корпуса при минимальных затратах должна создавать оригинальный и успешный контент. Анализ работы с таким экономически выгодным механизмом как франчайзинг позволит нам глубже проанализировать специфику современной продюсерской деятельности.
Медиапродюсирование по праву считается очень трудоемким процессом, который невозможно осуществить без эффективных управленческих механизмов, работающих на основе конкретны правил и схем. Сегодня медиапродюсирование опирается на результаты обобщенных научных трудов и многолетнюю практику.
Теоретическая база. В научной литературе отсутствуют специальные исследования, посвященные работе механизмов франчайзинга в деятельности медиапродюсера. Однако представлены отдельные труды отечественных специалистов, связанные с продюсерской деятельностью: М.П. Ксинопуло, А.А. Тютрюмова, А.Д. Евменова, К. Келлинсона, Д.С. Жаркова, С.М. Корниловой, Е.Л. Вартановой, Е.А. Ивановой, Н.Б. Кириллова, П.К. Огурчикова, И.А. Фатеевой, и др. Вместе с ними представлены труды посвященные отельному рассмотрению и анализу работы франчайзинга за рубежом и в России, которые также послужили теоретической основой для исследования: А.А. Устюжанина, Дж. Стэнворта, Н.А. Ющенко, И.В. Лебедева и др. А также законодательные и нормативные акты Российской Федерации, справочные издания и т.д.
Наше исследование предполагает использование следующих методов:
• исторического;
• метода сравнения;
• анализа;
• обобщения и аналогии;
• метод содержательного анализа медиаконтента.
Эмпирическая база – проекты российских медиа, созданные в рамках франшизы в период с 1999 по настоящее время.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе мы подробно рассматриваем историю зарождения института продюсирования на западе и в России. Опираясь на исторические предпосылки, специфику развития государств и современные реалии, анализируем роли продюсеров в современных медиа – как в отечественных реалиях, так и в западных. В финале главы, отталкиваясь от рассмотренных функционалов продюсеров, рассматриваются методы повышения эффективности работы современного продюсера.
Во второй главе мы анализируем историю возникновения франшизы как бизнес-модели и ее отдельных механизмов. Далее анализируем отечественные реалии относительно работы с данной экономической моделью: начиная с практической точки зрения и до правовых аспектов. Финал главы посвящен анализу материалов практического характера, которые наглядно демонстрируют многолетний опыт института отечественного продюсирования по работе с франчайзинговыми отношениями.
Апробация результатов исследования. По материалам диссертационного исследования опубликовано 2 статьи: в научно-сетевом издании «Век информации» № 2 (3) марта 2018 года и научном журнале «Научный альманах» № 11-1(37).
Положения, выносимые на защиту.
Современному продюсеру необходимо составить рациональные механизмы, которые будут помогать ему продюсировать тот контент, который будет подчеркивать его преимущество перед конкурентами и позволять оставаться как минимум конкурентоспособным;
Большинство проанализированных нами проектов являются закрытыми адаптациями зарубежных форматов;
Адаптации зарубежных форматов не являются франшизой, поскольку в российских реалиях мы сталкиваемся с определённым набором факторов, не позволяющих нам обозначить данный вид отношений, как франшизу.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе мы рассмотрели механизм франшизы в современном медиапродюсировании и пришли к выводам, что тот процесс, который в общемировой экономической практике принято обозначать как «франшиза» в отечественном продюсировании обозначается иначе, а значит и работа внутри подобной схемы происходит по другим условиям.
Наше исследование рассматривало конкретные аспекты продюсерской деятельности экономического характера, пропуская их через призму всего спектра возможных действий продюсера в рамках проекта.
Нам удалось рассмотреть и проанализировать ряд вопросов экономической деятельности продюсера, которые ранее не были обобщены в научных трудах, поскольку основной массив научной литературы и научных изданий, написанных на тему продюсирования, и затрагивающий технологии производства в рамках данной сферы медиа деятельности касается, процессов кинопроизводства.
Проделанная работа предоставила нам возможность сделать следующие выводы. В первую очередь нам удалось выявить, что проекты, которые привыкли называть «франшизой» на самом деле таковыми не являются. Это происходит потому, что существует ряд факторов, который не позволяет отнести созданные медиа проекты к категории франшиз. Франчайзинг представляет собой совершенно конкретную законодательную базу страны, в которой должна состояться сделка, определенный набор специфических документов и определенные обязательства двух сторон друг перед другом.
Для того, чтобы более подробно изучить узкую направленность деятельности продюсера, которой мы считаем работу с франшизой, нам необходимо было проанализировать и изучить все возможные функции продюсера, как в отечественных реалиях, так и в западной практике. Изучив их, мы приходим к выводу о том, что функционал двух одинаковых профессией в России и за рубежом может кардинально отличаться, так как институт продюсирования формировался в течение очень долгого времени. Учитывая специфику исторических процессов разных стран, которая непременно влияет на развитие медиа индустрии, а значит и продюсерского корпуса, можно сделать вывод, что различия между отечественной и зарубежной практикой оправданы и естественны.
Важным на наш взгляд выводом необходимо считать доказанную нами необходимость продюсеру в актуальном медиа пространстве непрерывно создавать различные механизмы по рационализации своих действий. Поскольку это поможет ему создавать, предлагать и продюсировать именно те проекты, которые смогу обозначить его четкое преимущество перед конкурентами. По нашему мнению механизмы работы с готовыми форматами можно считать одним из таких путей работы.
Также нам важно отметить, что франчайзинг, хоть и является по своей сути довольно выгодным для продюсера путем работы с форматом, также имеет свои плюсы и недостатки. Развитие франчайзинговых технологий в России при участии крупных игроков данного бизнеса из иностранной среды ускоряет развитие, внедрение и организацию новых стандартов организации бизнеса в стране в целом и повышает культуру делового партнерства в стране вообще. Попытки выйти у крупных иностранных игроков на региональный уровень является триггером для местных бизнесменов, которые вынуждены адаптироваться к иному уровню и качеству своей работы. Большая часть отечественных компаний, сталкиваясь на рынке с крупным и известным иностранным конкурентам, вынуждены применять инновационные методы развития и ведения бизнеса.
Подобные столкновения в медиа среде зачастую мотивируют отечественных продюсеров придумывать похожие проекты в рамках российского медиа рынка, но со своей локальной спецификой, которая будет интересна именно российской аудитории.
Те требования, которые предъявляет франчайзер к франчайзи, автоматически расширяют диапазон возможностей личностного роста для среднего и мелкого предпринимателя. Они меняют их отношение и качество профессиональных знаний, повышают уровень навыков, что ускоряет распространение инноваций не только в рамках конкретной франшизы, но и вне ее. Так, неоднократный опыт работы с крупной зарубежной франшизой позволяет продюсеру не только расширить диапазон собственных знаний и умений, но и способствует тому, что он сам уже начинает делиться в своей профессиональной среде наработанными навыками, что повышает качество и уровень работы специалистов как нынешних, так и будущих.
Продюсерские пулы с опытом работы в рамках больших медиа франшизах являются в какой-то момент еще и консалтерами, которые могут давать советы будущим клиентам франчайзинговой системы. Создаваемая ими инфраструктура осуществляет пропаганду франчайзинга, как наиболее безопасного и лишенного рисков способа ведения и организации бизнеса.
Практика отечественных медиа после нашего анализа показала, что ключевым понятием, которое связывает два научных поля нашего исследования (экономическое и медиа) является – телеформат. На наш взгляд, телеформат является моделью определенного продукта, который возможно купить. Соответственно, как мы говорили ранее, покупка телеформата, процесс затрагивающий медиа поле нашего исследования, по своей сути напоминает механизм покупки и работы с франшизой, что является экономическим полем нашего исследования. Если учесть нюансы законодательного и процессуального характера, что именно категория «телеформат» является связующим звеном между продюсированием и франчайзингом.
Проанализировав опыт применения механизмов франшизы в современных медиа, у нас возник ряд предположений. Исходя из результатов нашего анализа, можно сделать выводы о том, что современный продюсер предпочитает использовать уже готовые решения, поскольку это сопряжено с минимальным количеством рисков. Именно поэтому выбор продюсера может падать именно на закрытый тип адаптации, поскольку, как мы уже говорили выше, подобная переработка формата под локальную аудиторию практически лишена рисков и имеет досконально прописанные пути решения абсолютно всех проблем. Соответственно, при наличии каких-либо нестандартных ситуаций, у команды проекта всегда будут готовые решения проблем.
Современному российскому продюсеру проще работать с готовым продуктом, чем пытаться придумать что-то свое, поскольку, как нам кажется, зачастую, помимо возможного отсутствия креативного мышления, имеет место быть фактор страза перед риском. Продюсерская ответственность довольно велика и цена ошибки может слишком дорого стоить.
Также закрытая адаптация в современных российских реалиях, когда конкуренция между каналами за зрителя довольно высока, кажется наиболее выгодным выходом из ситуации в борьбе за аудиторию. Закрытые форматы, как правило, это успешные проекты, которые были крайне востребованы у аудитории в стране производителе оригинала. Это позволяет продюсеру спрогнозировать возможный успех проекта с большей точностью, что не может не сказываться положительно на личной репутации продюсера.
Не востребованность открытого вида адаптаций мы связываем с растущей популярностью интернета и тенденцией к аналитизму. Поскольку аудитория стремительно покидает пространство классических медиа, продюсерам необходимы те решения, которые будут с наибольшей вероятностью эффективны и интересны аудитории. В данных условиях закрытый тип адаптации видится намного более выгодным решением.
Таким образом, проведя исследование, можно утверждать, что современное отечественное медиапродюсирование, не отказываясь от своих традиций, активно берет на вооружение техники и приемы современного института продюсирования. Одной из этих техник по праву можно считать работу с зарубежными форматами. Поскольку это не только позволяет современному продюсеру разнообразить сетку контента для аудитории и простимулировать себя и своих коллег для дальнейшего продуктивного творческого процесса, но и является золотым стандартом качественного медиапродюсирования, каким в свою очередь в экономике может считаться механизм франшизы.



1. Агапитова С. Ю. Информационное вещание на ТВ. - СПб.: 2003.
2. Баранова Е.А. Конвергентная журналистика: теория и практика. - М.: 2014.
3. Барнуэл Д. Фундаментальные основы кинопроизводства. - М.: 2010.
4. Беспалова А. Г., Корнилов Е.А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. История мировой журналистики. - М.: 2009.
5. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. - М.: 2003. - 176 с.
6. Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. - М.: 2013.
7. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс телевизионной журналистики. - СПб.: 2004.
8. Губин Д.П. Внутренняя кухня радио и телевидения. - М.: 2016.
9. Евменов А.Д. Данилов П.В. Какосьян Э.К. Исследование систем продюсирования кинопроизводства. - СПб.: 2011.
10. Евменов А.Д. Данилов П.В. Какосьян Э.К. Организация производства на предприятиях кинематографии и телевидения. - СПб.: 2007.
11. Жарков Д. С. Продюсирование и постановка шоу-программ. - М.: 2010.
12. Зубов А.С. Телевизионный бизнес. - М.: 2012.
13. Ильченко С. Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. - СПб.: 2009.
14. Ильченко С. Н., Познин В.Ф., Почкай Е.Ф Технология СМИ. Творческие профессии на радио и телевидении. - СПб.: 2003.
15. Качкаева А., Новикова А., Юркина Р. Как это делается: продюсирование в креативных индустриях. - М.: 2016.
16. Келлисон К. Продюсирование на телевидении: практический подход. - Минск: 2008.
17. Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. - М.: 2009.
18. Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. - М.: 2008.
19. Кириллова Н. Б. Медиаменеджмент как интегрирующая система. - М.: 2008.
20. Корнилова С. М. Музыкальный менеджмент. - М.: 2006.
21. Криштул Б. Кинопродюсер. - М.: 2008.
22. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. - М.: 2003.
23. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: 1975.
24. Майдурова О.Ф. Информационные жанры в региональных новостных телепрограммах: актуальные тенденции. - СПб.: 2011.
25. Майдурова О.Ф. Работа над телевизионным репортажем. - СПб.: 2004.
26. Огурчиков П. К. Мастерство продюсера кино и телевидения. - М.: 2009.
27. Падейский В. В. Проектирование телепрограмм. - М.: 2004.
28. Роднянский А. Выходит продюсер. - М.: 2013.
29. Сидоренко В.И., Огурчиков П.К. Профессия - продюсер кино и телевидения: практические подходы. - М.: 2013.
30. Фатеева И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации . - Челябинск: 2007.
31. Цвик В.Л. Телевизионная служба новстей. - М.: 2008.
32. Шерстобоева Е.А. Телеформат как правовой гибрид: проблема правового статуса. - М.: 2011.
Наиностранныхязыках
33. Bainbridge J., Goc N., Tynan L. Media and Journalism: new approaches to theory and practice. Oxford University Press, Melbourne, VIC, Australia.
34. Dardenne R. Journalism // Herman D., Jahn M., Ryan M.-L. eds. 2008.
35. Dominick J. The Dynamics of Mass Communication. NY, 1993.
36. Esser A. The format business: Franchising television content The format business: Franchising television content. - New York: 2013.
37. Lean K. At the origin of a global industry: The TV format trade as an Anglo-American invention. - New York: 2012.
38. Maskell V., Perry G. Write to publish, 1999.
39. Moran А. Global franchising, local customizing: The cultural economy of TV program formats. - London: 2009.
40. Pape S., Featherstone S. Feature Writing: A Practical Introduction, London: Sage, 2006.
41. Pool I.D.S., Electronics Takes Command in Finnegan R., Salaman G. and Thompson K., Information Technology: Social Issues.A Reader, London, The Open University, 1987.
42. Randall D., The Universal Journalist:Fourth Edition, Pluto Press, 2011.
43. Ricketson M. Writing Feature Stories, 2004.
44. Sims N, Kramer M. Literary Journalism, 1995.
Журнальные статьи
45. Соколова Н. Л. Трансмедиа и «интерпретативные» сообщества // Междунар. журн. исслед. культуры. - 2011. - №3.
46. Тютрюмов А. А. Сущностные основы продюсирования на телевидении // Вестн. Рос. акад. естеств. наук. - 2016. - №12.
Диссертации
47. Иванова Е. А. Влияние федерального телевидения на региональные телевизионные каналы (на примере Ростовской области): дис. ... канд. филол. - Ростов, 2003.
Авторефераты
48. Ксинопуло М.П. Телевизионное продюсирование и тенденции его развития в современных условиях: автореф. дис. ... канд. экон. - М., 2006.
49. Тютрюмов А.А. Совершенствование механизма продюсирования на телевидении.: автореф. дис. ... канд. экон. - СПб., 2013.
Электронные ресурсы
50. Электронный журнал «Медиаскоп» URL: http://www.mediascope.ru/. (дата обращения: 23.04.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ