Развитие системы профессионального отбора и приема на государственную службу в Российской Федерации на примере Ханты -
Мансийского автономного округа - Югры
Введение 3
1 Теоретико-методические подходы к отбору и приему на
государственную (муниципальную) службу 8
1.1 Понятие и значение профессионального отбора и приёма на
государственную (муниципальную) службу 8
1.2 Основные модели приема и отбора на государственную
(муниципальную) службу в зарубежных странах 13
1.3 Способы профессионального отбора и приёма на
государственную (муниципальную) службу в России 23
2 Анализ системы профессионального отбора и приема на государственную службу на примере органов исполнительной
власти ХМАО-Югры 35
2.1 Структура, функции исполнительных органов ХМАО-Югры 35
2.2 Общая характеристика системы профессионального
отбора и приёма на государственную службу 45
2.3 Проблемы кадровой политики в органах государственной
власти на стадии профессионального отбора и приёма на государственную службу 54
3 Перспективы развития и совершенствования системы
профессионального отбора в органах исполнительной власти ХМАО-Югры 62
3.1 Основные направления совершенствования развития системы
профессионального отбора в органах исполнительной власти ХМАО-Югры 62
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию механизма отбора и приема в органы
исполнительной власти ХМАО-Югры 75
Заключение 80
Список используемой литературы и используемых источник 86
Актуальность и значимость темы настоящей магистерской диссертации весьма многообразна и многоаспектна, и обусловлена следующими факторами.
Во-первых, органы публичной власти, к которым и относятся органы государственной власти и местного самоуправления занимают основное, центральное место в системе механизма государства, публичного образования, именно органы публичной власти фактически берут на себя реализацию функций государства, субъекта федерации в федеративном государстве, муниципального образования.
Во-вторых, эффективная деятельность субъектов публичного права во многом обусловлены в том числе и профессионализмом, эффективностью деятельности соответствующих служащих. Как следствие особое значение приобретает именно отбор соответствующих кадров для органов публичной власти.
В-третьих, следует отметить, что в принципе нет каких-то универсальных требований к системам отбора на службу в органах публичной власти. При этом, как правило, выделяют две большие группы методов такого отбора - это конкурсная система и не конкурсная система, каждая из которых имеет как достоинства, так и определённые издержки, недостатки.
В-четвертых, следует отметить, что в настоящее время в России ещё только происходит система становления системы отбора на службу в органы публичной власти
В-пятых, в настоящее время в России есть определённые проблемы в сфере приема на государственную, муниципальную службу. В первую очередь сказанное касается муниципального резерва, конкурсных процедур. Также ставится вопрос о совершенствовании, реформировании законодательства в названной сфере.
В-шестых, следует отметить и тот факт, что в настоящее время недостаточно научных исследований по названной теме, тем более с учетом постоянной эволюции современного отечественного законодательства.
Таким образом, все названные факторы свидетельствуют об актуальности и значимости темы настоящей магистерской диссертации.
Объект работы - система общественных отношений в сфере отбора на государственную, муниципальную службу.
Предмет работы - совокупность правовых норм, которые регулируют названные общественные отношения.
Цель работы - рассмотрение системы профессионального отбора и приема на государственную службу в РФ на примере ХМАО-Югры.
Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение отбора на государственную, муниципальную службу, выявить функции названного отбора;
- охарактеризовать систему, структуры органов исполнительной власти ХМАО-Югры;
- определить систему отбора на государственную службу в системе исполнительных органов государственной власти ХМАО-Югры;
- определить основные проблемы кадровой политики в органах государственной власти на стадии профессионального отбора и приёма на государственную службу ХМАО-Югры;
- дать системный анализ проблем в названной сфере;
- определить основные направления совершенствования развития системы профессионального отбора в органах исполнительной власти ХМАО- Югры;
- проанализировать эффективность названных выше мероприятий.
...
Сразу следует отметить тот факт, что само законодательство не даёт чёткого дефинитного определения такой категории, как «отбор на государственную, муниципальную службу. Но, конечно, следует обратить внимание на тот факт, что в рамках доктрины такое определение, конечно даётся.
Обосновывается точка зрения о том, что отбор персонала на государственную службу представляет собой систему мероприятий, способствующих формированию такого состава государственных служащих, количественные и качественные характеристики которого отвечали бы целям и задачам государственной службы.
Так, например, обосновывается мнение о том, что отбор на государственную, муниципальную службу есть ничто иное, как система формирования органов публичной власти, наделения полномочиями соответствующих должностных лиц, основной целью которой является достижение максимальной эффективности задач.
Во-первых, это выявление той совокупности информации о кандидате, которая позволит определить в какой именно степени названный кандидат соответствует той самой должности, на которую претендует в какой степени он соответствует тем требованиям, которые в целом соответствуют названой должности.
Во-вторых, именно в процессе кадрового отбора определяется и то, какие именно требования предъявляются соответствующему кандидату на должность и заодно определяется, насколько конкретный кандидат соответствует названой должности.
В-третьих, отбор на указанные должности, кроме того, определяет ещё и чётко формализованные требования к кандидату на соответствующую должность
В-четвертых, кроме того, такая система определяет и обеспечивает всю совокупность для системной и успешной адаптации соответствующих лиц к успешной адаптации соответствующих лиц к самой службе в органах публичной власти в том случае, если соответствующий гражданин прошёл успешно, адекватно названную систему профессионального отбора
В России также в основном реализуются конкурсные процедуры, которые имеют определенные плюсы. Выделяют следующие из них:
- фактор реализации принципов открытости, демократизма, равенства возможностей, избегание застоя, консерватизма;
- именно конкурсные механизмы фактически становятся главным фактором наиболее эффективным механизмом привлечения будущих кадров, молодых кадров;
- именно конкурсные процедуры, способствуют и формированию довольно эффективного и сильного кадрового резерва.
Нормы Устава ХМАО-Югры чётко определяют, что систему исполнительных органов названного субъекта составляют:
- правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - высший исполнительный орган государственной власти автономного округа;
- исполнительные органы государственной власти автономного округа.
В тоже самое время статья 38 Устава определяет, что именно Правительство ХМАО-Югры является постоянно действующим органом исполнительной власти автономного округа. При этом закрепляется принцип двойной ответственности Правительства - и перед Думой, и перед Губернатором ХМАО-Югры. Нормы Устава ХМАО-Югры определяют основы структуры исполнительных органов власти. В частности, названный правовой акт закрепляет следующие основные положения: состав Правительства автономного округа входят Губернатор автономного округа, первые заместители Губернатора автономного округа, заместители Губернатора автономного округа, а также по решению Губернатора автономного округа - руководители органов государственной власти автономного округа и главы муниципальных образований автономного округа.
...
1. Акабердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования: учеб. пособие для студентов спец. «Экономика и управление в машиностроении» / Р.З. Акабердин, А.Я. Кибанов; М-во образования Рос. Федерации. Гос. акад. управления им. С. Орджоникидзе. - М.: ГАУ, 1993. - С. 74-75.
2. Александрова, Л. З. Зарубежный опыт противодействия коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления / Л. З. Александрова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 31 (269). — С. 81-83.
3. Андрианова, И. А. Особенности отбора и подбора кадров на государственную службу / И. А. Андрианова, А. А. Жучкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391) - С. 76-78.
4. Анисимов, Ю.П. Роль вузов в инновационном развитии регионов [Текст] / Ю.П. Анисимов, С.В. Шапошникова // ИнВестРегион. - 2016. - №1. - С. 37.
5. Антошин В.А., Федоровских А.А. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие / В.А. Антошин, А.А. Федоровских. - Екатеринбург: УрИУРАНХиГС, 2017. - 196 с.
6. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / Майкл Армстронг; пер. с англ. под ред. С. К. Мордовина. - 8-е изд. - М.: Питер, 2021. - 831 с.
7. Атрохова, А.Н. Кадровое обеспечение государственного управления / А.Н. Атрохова // Вестник науки. — 2019. — № 3. - С. 37 - 41.
8. Борисова Л.В., Лешуков О.В. Высшие учебные заведения в социально-экономическом пространстве / Вестник МГК. Серия 6. Экономика. 2019 - № 2. - С. 34-40.
9. Васильева, Е.В., Пуляева, В.Н., Юдина, В.А. Развитие цифровых компетенций государственных гражданских служащих Российской Федерации // Бизнес - информатика. -2022. - №4. - С. 28-42.
10. Граждан В. Д. Государственная гражданская служба. — М: «Юрайт», 2021. — 468 с.
11. Грекова Ж.В. Реформирование государственной службы как политико-административный процесс (опыт Великобритании и США в контексте российских реалий): автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 2021. - 27 с.
12. Гумаров И.А., Коновалова П.О. Роль гражданского общества в борьбе с коррупцией // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2022. Т. 7. № 1 (13). - С.48-50.
13. Димаева И.А., Знаменский Д.Ю. Зарубежный опыт в системе управления кадрами на государственной гражданской службе и его адаптация в российской практике//Вестник университета. 2020. № 9. - С.58-63.
14. Егоршин А. П. Управление персоналом / А. П. Егоршин. - Нижний Новгород: НИМБ, 2017. - 605 с.
15. Елькина А.В., Файзуллин И.Т. Местное самоуправление как форма публичной власти в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Муниципалитет: экономика и управление. - 2021 - № 1 (34). - С. 76-85.
...
Всего источников 47