Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы формирования представлений об эмоциях у детей 6-7 лет 8
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований
по проблеме формирования представлений об эмоциях у детей 6-7 лет 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий
формирования представлений об эмоциях у детей 6-7 лет 20
Глава 2 Экспериментальное исследование по реализации педагогических условий формирования познавательной активности у детей 6-7 лет 25
2.1 Определение уровня сформированности представлений
об эмоциях у детей 6-7 лет 25
2.2 Содержание и организация работы по реализации психолого-педагогических условий формирования представлений
об эмоциях у детей 6-7 лет 36
2.3 Оценка динамики уровня сформированности представлений
об эмоциях у детей 6-7 лет 46
Заключение 54
Список используемой литературы 57
Приложение А Сводные данные результатов исследования на констатирующем этапе 59
Приложение Б Материал для проведения диагностического задания 4 60
Приложение В Конспекты развивающих занятий по формированию представлений об эмоциях у детей 6-7 лет 61
Приложение Г Сводные данные результатов исследования на контрольном этапе 69
«Гуманистическая психология стремится рассматривать человека, прежде всего, как существо социальное, а не биологическое. С этой точки зрения человек не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. При этом общение личности с обществом определяется не столько стремлением к уравновешиванию со средой, сколько к сообщению, взаимодействию. Более того, человек - существо эмоциональное, проявление его эмоциональности сталкивается с проявлением эмоциональности другого человека. Возникает проблема совместимости и соотношения этих эмоциональных реакций. Разрешается эта проблема во взаимодействии одного человека с другим - в диалоге. Все это говорит о роли умения определять эмоции человека. Но овладеть этим умением невозможно, не имея, по крайней мере, базовых представлений об эмоциональных состояниях человека. Эти представления необходимо формировать и развивать еще в дошкольном возрасте. Однако на данный момент подготовка дошкольников к школе больше ориентирована» [18] на физическое,
познавательное и художественно-эстетическое развитие личности.
Проблемы развития эмоциональной сферы нашли свое отражение в психолого-педагогических исследованиях Л.С. Выготского, К.Э. Изарда, А.В. Запорожца А.Д. Кошелевой, В.С. Мухиной и других ученых. Но, несмотря на широту теоретических исследований по данной проблеме, в настоящий момент очень мало уделено внимания разработкам практической направленности. Необходимо пересмотреть подход к эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, чтобы сделать его более успешным.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между значимостью формирования представлений об эмоциях для полноценного развития личности детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для реализации этого процесса в дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему
исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования представлений об эмоциях у детей 6-7 лет?
Исходя из данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирования представлений об эмоциях у детей 6-7 лет».
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий
формирования представлений об эмоциях у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования представлений об
эмоциях у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования представлений об эмоциях у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование
представлений об эмоциях у детей 6-7 лет будет возможно при создании следующих психолого-педагогических условий:
- определение базовых эмоций, лежащих в основе развития
эмоциональной сферы детей;
- организация совместной деятельности детей и педагога по обогащению, проявлению, распознаванию и оценке эмоций и чувств другого человека;
- создание педагогом ситуаций взаимодействия детей, в которых ребенку необходимо учитывать эмоциональное состояние другого.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были разработаны следующие задачи исследования:
- на основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать проблему формирования представлений об эмоциях у детей 6-7 лет;
- выявить уровень сформированности представлений об эмоциях у детей 6-7 лет;
- обосновать и реализовать психолого-педагогические условия формирования представлений об эмоциях у детей 6-7 лет;
- оценить динамику уровня сформированности представлений об эмоциях у детей 6-7 лет.
...
Проблема формирования представлений об эмоциях дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии и дошкольной педагогики. В ходе данного исследования мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об эмоциях человека и обнаружили следующие тенденции.
В «работах отечественных исследователей прослеживается устойчивая взаимосвязь между появлением у детей личностных новообразований и особенностями развития их эмоциональной сферы, то есть эмоциональное развитие ребенка рассматривается в контексте процесса становления личности в дошкольном детстве. В период старшего дошкольного возраста существенной является социальная направленность эмоциональных переживаний ребенка» [13].
«Если оценивать особенности эмоций ребенка старшего дошкольного возраста, то следует отметить, что в этом возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний, возникающих у него в повседневном общении с окружающими людьми; эмоции формируют личность ребенка» [13]. «Ключевые моменты эмоционального развития ребенка старшего дошкольного возраста: освоение социальных форм выражения эмоций; формирование чувства долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства; благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными; эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия» [13].
«В ходе экспериментального исследования уровня сформированности представлений об эмоциях у детей 6-7 лет в соответствии с целью и задачами констатирующего эксперимента и показателями, определенными на основе исследований Г.М. Бреслава, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца,
Е.И. Изотовой, А.Д. Кошелевой, В.С. Мухиной, были подобраны
диагностические задания» [2].
На констатирующем этапе был выявлен уровень сформированности представлений об эмоциях у детей 6-7 лет:
- низкий уровень сформированности представлений об эмоциях был выявлен у 5 детей (25%);
- средний уровень сформированности представлений об эмоциях был выявлен у 12 детей (60%);
- высокий уровень сформированности представлений об эмоциях был выявлен у 3 детей (15%).
Полученные результаты позволили нам утверждать, что необходима специально организованная работа по реализации психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня сформированности представлений об эмоциях у детей 6-7 лет.
Исходя из цели исследования, учитывая результаты констатирующего эксперимента, мы определили цель формирующего эксперимента: разработать содержание и организовать работу по реализации психолого-педагогических условий формирования представлений об эмоциях у детей 6-7 лет.
Мы предположили, что формирование представлений об эмоциях у детей 6-7 лет будет возможно при создании следующих психолого-педагогических условий:
- определение базовых эмоций, лежащих в основе развития эмоциональной сферы детей;
- организация совместной деятельности детей и педагога по обогащению, проявлению, распознаванию и оценке эмоций и чувств другого человека;
- создание ситуаций взаимодействия детей и педагога, в которых ребенку необходимо учитывать эмоциональное состояние другого;
- создание психологически комфортной атмосферы в процессе совместной деятельности детей и педагога.
В соответствие с гипотезой исследования мы организовали формирующую работу по реализации психолого-педагогических условий формирования представлений об эмоциях у детей 6-7 лет.
С целью реализации первого психолого-педагогического условия - определение базовых эмоций, лежащих в основе развития эмоциональной сферы детей, мы определили 10 фундаментальных эмоций, выделенных К.Э. Изардом: радость, удивление, интерес, страх, страдание (горе), вина, стыд, гнев, презрение, отвращение [11].
С целью реализации второго, третьего и четвертого психолого-педагогических условий нами был разработан комплекс развивающих занятий по формированию представлений об эмоциях у детей 6-7 лет.
По окончанию формирующей работы на этапе контрольного среза мы выявили динамику уровня сформированности представлений об эмоциях у детей 6-7 лет:
- количество детей с низким уровнем сформированности представлений об эмоциях снизилось на 15%,
- количество детей со средним уровнем повысилось на 10%;
- количество детей с высоким уровнем увеличилось на 5%.
Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения поэтапной формирующей работы уровень сформированности представлений об эмоциях у детей 6-7 лет качественно изменился, дети научились: проявлять представления об эмоциях, чувствах и эмоциональных состояниях человека; проявлять представления о дифференцированности эмоций; распознавать эмоции человека по лицу, изображенные статично на картинках, и эмоции человека в различных ситуациях.
Сопоставляя результаты контрольного среза с выдвинутой гипотезой, можно констатировать, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Педагогика, 2006. 369 с.
2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М. : Просвещение, 2008. 299 с.
3. Вундт В. Очерки психологии. М. : Московское книгоиздательство, 2005. 344 с.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. [Электронный ресурс]. URL: https://ds232.centerstart.ru/sites/ds232.centerstart.ru/files/archive (дата обращения: 17.02.2023).
5. Гербарт И. Ф. Психология. М. : Территория будущего, 2007. 288 с.
6. Грот Н. Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб. : Пресс, 2008. 604 с.
7. Дарвин Ч. Выражение эмоций у животных и человека. М. : Академия, 2007. 578 с.
8. Джеймс У. Психология. СПб. : Пресс, 2002. 322 с.
9. Запорожец А. В. Психология личности и деятельности дошкольника. М.: Просвещение, 2005. 89 с.
10. Зеньковский В. В. Психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1995. 346 с.
11. Изард К. Э. Эмоции человека. М. : Издательство МГУ, 2001. 438 с.
12. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребенка : Теория и практика. М. : Академия, 2004. 288 с.
13. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. М. : Мастера психологии, 2007. 784 с.
14. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. Минск : Народная асвета, 2004. 239 с.
15. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие. М. : Генезис. 2002. 208 с.
...
Всего источников 23