Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СПОСОБАХ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Работа №106464

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития эмоциональной
регуляции в дошкольном возрасте 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий
формирования у детей 6-7 лет с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции 14
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет
с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции 24
2.1 Выявление уровня сформированное™ у детей 6-7 лет с
нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции 24
2.2 Содержание работы по реализации психолого-педагогических
условий формирования у детей 6-7 лет с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции 33
2.3 Динамика сформированное™ у детей 6-7 лет с нарушением слуха
представлений о способах эмоциональной регуляции 40
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложения 49


Дошкольный возраст - это особый период, в котором закладывается фундамент будущей личности. В последнее время все чаще наблюдаются эмоциональные нарушения в поведение детей.
Психологи отмечают, что неэффективное управление эмоциями приводит к неврозам, нарушению психического здоровья ребенка (Н.Г. Гаранян, В.М. Мельников, Г.И. Мишин и др.).
Глухим и слабослышащим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, это приводит к упрощению межличностных отношений.
Своеобразие эмоционального развития детей с нарушением слуха обусловлено, прежде всего, неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни. В обычных условиях детям с нарушениями слуха малодоступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации. Отставание и своеобразие в развитии речи сказываются на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими те или иные эмоциональные состояния.
Основные закономерности развития эмоциональной регуляции у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности.
Исследования отечественных и зарубежных авторов (А.М. Гольберг, Е.И. Исенина, Д.Б. Корсунская, Е. Ливайн, Л.П. Носкова, В. Петшак, Т.В. Розанова) выявили, что у детей с нарушением слуха существуют общие закономерности развития эмоциональности, однако они проявляются с определенным своеобразием, обусловленным дефектом и его последствиями. Слабослышащие дошкольники значительно реже, чем их слышащие сверстники, идентифицируют эмоции и эмоциональные состояния, переживания людей при описании картин. У детей с нарушение слуха наблюдаются значительные трудности в понимании причин эмоциональных состояний, а также в осознании того, что внутренние эмоциональные переживания могут стать причиной каких-либо поступков.
Анализ исследований, говорит о том, что данная проблема мало изучена, поэтому можно установить противоречие между необходимостью формирования представлений о способах эмоциональной регуляции у детей 6-7 лет с нарушением слуха и недостаточным определением психолого¬педагогических условий организации данного процесса.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о способах эмоциональной регуляции.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования у детей 6-7 лет с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции.
Гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции будет эффективно при следующих психолого-педагогических условиях:
- определены этапы и содержание работы по формированию у детей с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции;
- отобраны игры и упражнения, направленные на формирование у детей представлений о способах эмоциональной регуляции;
- организована развивающая предметно-пространственная среда для применения представлений о способах эмоциональной регуляции у детей.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции;
2) выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции;
3) разработать и апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции.
Для достижения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, который включает
констатирующий, формирующий, контрольный этапы, а также количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические исследования развития эмоциональной регуляции (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, А.А. Ошкина, С.А. Рубинштейн и др.);
- исследования развития представлений о способах регуляции в дошкольном возрасте (И.В. Алехина, Н.М. Амосов, А. Баллон, А.И. Захаров, А.А. Ошкина и др.);
- исследования аспектов формирования регуляции в разных видах деятельности у дошкольников с задержкой психического развития (В.В. Кисова, Ю.Л. Левицкая, Н.Л. Росина, У.В. Ульенкова).
Новизна исследования заключается в том, что определена возможность формирования у детей 6-7лет с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции.
Теоретическая значимость исследования: определены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан перспективно-тематический план по формированию у детей 6-7 лет с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции, который может быть использован учителем-дефектологом и воспитателями в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования: АНО «Планета детства «Лада» детский сад № 189 «Спутник» г.о. Тольятти. В исследовании
принимали участие 7 детей 6-7 лет с нарушением слуха.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема формирования у детей 6-7 лет с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции является актуальной в настоящее время. Проанализировав разнообразные толкования понятия «эмоциональной регуляции», которые приводили известные ученые-психологи (А.В. Запорожец, Г.Я. Трошин, П.М. Якобсон) мы использовали понятие эмоциональной регуляции, как умение регулировать свое эмоциональное состояние, используя средства и способы разных видов деятельности.
Исследователи Н.В. Витта, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожец рассматривали роль эмоций как роль процессов, осуществляющих особую, первичную форму регуляции поведения и деятельности ребенка, его ориентации в окружающем мире.
Выявление уровня сформированной у детей 6-7 лет с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции показало, что 50% детей имеют средний уровень эмоциональной регуляции, 40% детей имеют низкий уровень эмоциональной регуляции. Это позволяет говорить о том, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха уровень формирования представлений о способах эмоциональной регуляции развит на среднем либо низком уровне, по таким показателям как, представление о внешних проявлениях эмоций у человека и причинах их возникновений, понимание необходимости эмоциональной регуляции и способах конструктивного взаимодействия с окружающими, умение регулировать собственное эмоциональное состояние, умение выстраивать свое поведение, в зависимости от эмоционального состояния партнера.
Формирование у детей 6-7 лет с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции возможно при следующих психолого-педагогических условиях если:
- определены этапы работы по формированию у детей 6-7 лет с нарушением слуха представлений об эмоциональной регуляции;
- организованна предметно-развивающая среда для применения представлений о способах эмоциональной регуляции у детей;
- отобраны игры и упражнения в содержание работы по формированию у детей 6-7 лет с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность содержания работы по формированию у детей 6-7 лет с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции после ее реализации. После проведенного формирующего этапа в обследуемой группе увеличилось количество детей со средним уровнем представлений об эмоциональной регуляции (50%) по всем показателям, уменьшилось число детей (40%) с низким уровнем регуляции.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности предложенной нами психолого-педагогической работы по формированию у детей 6-7 лет с нарушением слуха представлений о способах эмоциональной регуляции.



1. Басс, А.Г. Агрессия : Учебное пособие [Текст] / А.Г. Басс. - Москва : Институт практической психологии, 2014. - 254 с.
2. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология [Текст] / Т.Г. Богданова - М. : 2005. - 96 с.
3. Верхотурова, Н.Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте [Текст] / Н.Ю. Вертоухова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 8. - 273 с.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 96 с.
5. Грабенко, Т.М. Эмоциональное развитие слабослышащих
дошкольников [Текст] / Т. М. Грабенко. - СПб : Речь. - 2008. - 100 с.
6. Граничева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психо-коррекционной и развивающей работе с детьми [Текст] / И.В. Граничева. - М. : Книголюб, 2004. - 144с.
7. Заостровцева, М.Н. Агрессивность дошкольников: коррекция поведения: Учебное пособие [Текст] / М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина. - Москва : ТЦ Сфера, 2013. - 112 с.
8. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка [Текст] /
Е.И. Изотова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
9. Колбанов, В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения [Текст] / В.В. Колбанов. - СПб. : ДЕАМ, 1998. - 232 с.
10. Колосова, С.Л. Детская агрессия [Текст] / С.Л. Колосова - СПб : Питер, 2014. - 240 с.
11. Кэмбелл, Р. Как справляться с гневом ребенка [Текст] / Р. Кэмбелл - СПб., 2011. - 192 с.
12. Марцинковская, Т.Д., Психология и педагогика [Текст] / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М. : Генезис, 2011. - 315 с.
13. Ошкина, А.А., Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников [Текст] / А.А. Ошкина, И.Г. Цыганкова // Учебно-методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2015 - 128 с.
14. Ошкина, A.A. Психологические основы формирования основ
здорового образа жизни у дошкольников [Текст] // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика,
психология. - Тольятти : ТГУ, 2012. - 219-222 с.
15. Ошкина, A.A. Формирование у старших дошкольников психоэмоциональной саморегуляции как элемента здорового образа жизни: учебно-методическое пособие [Текст] / А.А. Ошкина [и др.]. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич. - 2013. - 68 с.
16. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Прайм-Еврознак. -2008. - 672 с.
17. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова - М. : Просвещение, 1973. - 291 с.
18. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М. : Владос. - 2005. - 61 с.
19. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов [Текст] / И.А. Фурманов. - М. : Владос. - 2014. - 80 с.
20. Швецов, А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст] / А.Г. Швецов. - М. : Владос, 2006. - 176 с.
21. Цыганкова, И.Г. Изучение уровня сформированности эмоциональной саморегуляции у детей 6-7 лет [Текст] / И.Г. Цыганкова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - № 1 (16). - С. 212-216. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ