Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности

Работа №140277

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

конституционное право

Объем работы95
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере 9
1.1 Понятие информационной безопасности и анализ информационных
угроз 9
1.2 Нормативно-правовые основы обеспечения информационной
безопасности 21
Глава 2 Организационно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности 27
2.1 Государственные органы, органы местного самоуправления и их
должностные лица, уполномоченные на обеспечение информационной безопасности 27
2.2 Вопросы обеспечения информационной безопасности в
деятельности органов государственной власти 44
Глава 3 Проблемы обеспечения информационной безопасности в сфере образования и воспитания 55
3.1 Организационно-правовые основы обеспечения информационной
безопасности в сфере образования и воспитания 55
3.2 Основные направления обеспечения информационной
безопасности в сфере образования и воспитания 71
Заключение 81
Список используемой литературы и используемых источников 85

Актуальность темы исследования. До провозглашения на конституционном уровне права на информацию, данный вопрос был предметом многочисленных научных обсуждений. Основной вопрос, который ставился - это вопрос о том, что каждый имеет право на информацию. Данное право в Российской Федерации закреплено в действующей Конституции РФ [32] (ст. 29), которое признается важным атрибутом гражданского общества [55].
Следует согласиться с тем, что информатизация общества привнесла много положительного. В частности, деятельность государственных структур стала более открытой. Информационные технологические системы становятся одним из приоритетов повышения эффективности взаимодействия государства и общества, особенно при решении государственных задач и разработке программ и стратегий развития государства. Эффективная реализация государственного управления требует разработки моделей, способных к объединению различных методик, механизмов и инструментов, специализированных экономических и отраслевых областей знаний, адаптированных к государственному управлению.
В последние два десятилетия одним из приоритетных направлений российской государственной политики стало развитие информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, в частности, государственных органов исполнительной власти. При этом одним из компонентов, который показывает уровень прозрачности в государстве, является информационная открытость органов государственной власти. Раскрытие данных повышает прозрачность и подотчетность в деятельности этих органов, способствует более эффективному использованию государственных ресурсов, улучшает качество государственных услуг, а также способствует развитию инновационного бизнеса и созданию общественно полезных услуг. На основе открытых данных рассчитывается индекс конкурентоспособности стран мира в глобальном экономическом рейтинге (так, в Рейтинге стран мира по уровню глобальной конкурентоспособности в 2021 г Россия заняла 45 место по уровню конкурентоспособности (поднявшись с 50 места в 2020 году) [99]).
Счетная палата РФ совместно с АНО «Информационная культура» и Центром перспективных управленческих решений в экспертном докладе «Открытость государства в России-2020» составила рейтинг федеральных органов исполнительной власти в 2020 году по уровню открытости, в котором только одно министерство получило оценку «высокая открытость» (Министерство энергетики), еще 9 министерств получили оценку «средний уровень открытости», а открытость 11 министерств была оценена как низкая [40].
В рейтинге открытости 2021 г., составленного в отношении служб, агентств и управлений, только два государственных органа получили оценку «высокий уровень открытости» (Росмолодежь, Федеральная служба судебных приставов), еще 20 органов получили оценку «средний уровень открытости», а 29 - оценку «низкий уровень открытости. Основные претензии проверяющих органов касались взаимодействия государственных органов исполнительной власти взаимодействия с гражданами. Эффективность информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти и прозрачности управленческих процессов в настоящее время развивается.
В тоже время, закрепив право на информацию в ст. 29 Конституции РФ, возникла проблема защиты от информации [1]. Развитие и внедрение информационных технологий оказывают возрастающее влияние на все стороны жизни государства и общества. Вместе с тем по мере развития этой базы повышается и уязвимость информационного пространства.
Современное общество находится в состоянии активной трансформации сферы коммуникации. Практически не осталось общественных отношений, которые не были бы опосредованы цифровыми технологиями. При всей перспективности развития новых видов коммуникации некоторые вопросы остаются, как минимум, дискуссионными....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог изложенному в настоящей выпускной квалификационной работе, необходимо обобщить выводы и вынести предложения.
Во-первых, информационная безопасность является составной частью системы национальной безопасности Российской Федерации и представляется состояние определенного объекта и деятельность, направленную на организацию обеспечения состояния защищенности данного объекта.
Угроза безопасности информации - это потенциальная возможность нарушения основных качественных характеристик (свойств) информации: конфиденциальности, целостности и доступности - при ее обработке техническими средствами. Таким образом, понятие «угроза» заключается в образовании каких-либо обстоятельств, условий, процессов, влияющих на информацию, имеющую определенную сущность. Угроза информации может возникнуть по вполне определенным причинам (факторам). Множество факторов опасности (причин возникновения угроз) можно свести в три основных группы:
• природные факторы, вызываемые физическими воздействиями стихийных природных явлений. Названные факторы в большинстве случаев неявно зависят или вообще не зависят от деятельности человека;
• технические факторы, опосредованно зависящие от деятельности человека, хотя сбои в работе оборудования и пропадания энергопитания могут быть вызваны целенаправленно;
• социальные факторы, обусловленные происходящими в обществе экономическими, политическими, нравственными изменениями и проявляющиеся в виде ошибок пользователей, несанкционированных действий обслуживающего персонала и несанкционированного воздействия на ресурсы информационных систем как со стороны своих сотрудников (внутренний нарушитель), так и посторонними лицами (внешний нарушитель), либо теми и другими, действующими в сговоре. Данные факторы непосредственно зависят от деятельности человека.
Во-вторых, нормативно-правовые основы обеспечения
информационной безопасности можно разделить на документы концептуального уровня, федеральное законодательства и другие нормативно­правовые акты. К документам концептуального уровня относится, прежде всего, Конституция Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности, представляющая собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Важное значение для обеспечения информационной безопасности имеют федеральные законы, а также указы Президента РФ, помимо, приведенных выше, имеющих стратегическое и концептуальное значение.
В-третьих, целесообразно выделить в законодательных и плановых документах понятие «цифровые технологии», как самостоятельный предмет регулирования, что обеспечит выделение развития цифровых технологий в самостоятельное направление, а также позволит создать нормативную основу регулирования на ближайшие несколько лет, когда инструменты цифровых технологий будут в некоторой степени непредсказуемо изменять окружающую действительность.
В-четвертых, общее направление развития цифрового обеспечения должно включать следующее: постепенную интеграцию информационного пространства публичной и частной сферы; разработка инструментов и технологий для разграничения объема полномочий пользователей и обеспечения мониторинга их активности; преобладание в сфере управления программ с открытым кодом, что обеспечит постоянное выявление недостатков и их устранение и совершенствование цифровых инструментов. Также представляется важным транслирование опыта в другие регионы, что обеспечит постепенное слияние региональных информационных систем....


1. Авакьян С.А. Задачи конституционного права в аспекте защиты (от) информации // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 8. С. 3 - 11.
2. Акользина Е.А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки // Психолого­педагогический журнал Гаудеамус. № 2 (22), 2013. С. 96-99.
3. Алексенцев А.И. Сущность и соотношение понятий «защита информации», «безопасность информации», «информационная безопасность» // Безопасность информационных технологий. 1999. № 1. С. 44-47.
4. Алиева М.Ф. Информационная безопасность как элемент информационной культуры // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 4. С. 98-102.
5. Андреева А.В. Духовность как основа технологии сопровождения образовательного процесса в целях обеспечения его психологической безопасности // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 74(2). С. 24-28.
6. Ахмадиев Ф.В. Свобода слова и проблемы информационной безопасности общества и личности // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 38 (329). Философия. Социология. Культурология. Вып. 31. С. 34-38.
7. Барков А.В., Киселев А.С. О правовом обеспечении безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры банков и государственных структур // Банковское право. 2022. № 4. С. 20 - 27.
8. Бачило И.Л. Информационное право. Основы практической информатики: учеб. пособие. М., 2003. 422 с.
9. Безугленко О.С. Вопросы правового регулирования
информационной защиты несовершеннолетних в образовательном процессе // Мониторинг правоприменения. 2014. № 4 (13). С. 66-70.
10. Бекбергенева Д. Е. Управление цифровизацией социально­экономического развития региона.: Автореферат дисс. .. д-ра эконом наук. Ростов-на-Дону, 2022. 34 с.
11. Брандман Э.М. Информационная безопасность российского общества в современных условиях // Власть. 2007. № 5. С. 68-72.
12. Верютин В.Н. Административно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности как составной части национальной безопасности // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2009. № 1. С.137-142.
13. Вольнов Р.В. Психолого-правовые особенности обеспечения информационно-психологической безопасности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 33 с.
14. Гаязова Л.А. Психологические основания мониторинга безопасности образовательной среды // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 145. С. 65-68.
15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410...99


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ