Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое обеспечение информационной безопасности таможенных органов РФ

Работа №18224

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

таможенное дело

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности
России и таможенных органов 7
1.1 Нормативно-правовая основа обеспечения информационной
безопасности в системе российского права 7
1.2 Система правового обеспечения информационной безопасности
таможенных органов РФ 21
2. Актуальные проблемы обеспечения информационной безопасности
таможенных органов 34
2.1 Обеспечение антивирусной защиты информации и информационных
каналов таможенных органов 35
2.2 Реализация правового режима коммерческой тайны в таможенной
деятельности 39
Заключение 47
Библиографический список 49


Появление первых компьютеров во второй половине XX века предопределило глобальный скачок научных достижений человечества на годы вперед. На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии и услуги используются, возможно, во всех областях социально-экономической сферы. Это явление закономерно привело к тому, что сфера информационных технологий сегодня является одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики.
Динамика развития этой отрасли видна невооруженным взглядом. Ещё 20 лет назад мало кто мог представить, что мобильный телефон, электронный рекламный таргетинг, спутниковое телевидение, Интернет-магазин или система электронного правительства станут обычным, рядовым явлением. В современном мире информация стала важнейшим ресурсом, который влияет на все сферы человеческой жизни. Экономические, социальные, политические отношения с развитием информационно-коммуникационных технологий получили перспективные направления развития. Возможности и преимущества использования информационных технологий очевидны.
Информационно-коммуникационные услуги, становясь все более активно развивающимся сектором российской экономики, предопределили развитие и совершенствование правовой базы в данной области. Прежде чем давать характеристику правовой базе в области защиты информации, необходимо обозначить, что подразумевается под понятием «информация». Обращаясь к этимологии, можно отметить, что слово информация происходит от латинского informatio - ознакомление, разъяснение, изложение. Отечественное законодательство понимает под информацией любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления.
Процесс развития законодательства в информационной сфере проходит активными темпами. Повсеместное внедрение информационных технологий и бурный рост информатизации общества требуют своевременного контроля со стороны государства.
Помимо явных преимуществ повсеместное внедрение информационных технологий влечет за собой определенные проблемы. Одной из очевидных проблем является защита информационных каналов, по которым осуществляется взаимодействие между субъектами правоотношений. Российская Федерация, как субъект правоотношений, имеет свои интересы в информационной сфере. Ещё одной важной проблемой является защита самой информации, передающейся по этим каналам. Таким образом, возникает необходимость в защите информационных каналов связи между государственными учреждениями, а также информации, передаваемой по этим каналам.
Значительная часть российского бюджета формируется из налоговых поступлений от внешнеторговой деятельности. Как известно, одной из функций таможенных органов является фискальная функция. Для обеспечения должного функционирования таможенных органов при осуществлении данной функции в современных реалиях, возникла необходимость в том, чтобы деятельность таможенных органов протекала отчасти с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Сегодня для большинства участников внешнеэкономической деятельности подача электронной декларации стала привычной операцией. В свою очередь, запрос документов для проведения, например, камеральной таможенной проверки осуществляется сотрудниками таможенных органов дистанционно. Информатизация деятельности таможенных органов способствует ускорению документооборота, что, в свою очередь, влияет на скорость выпуска товара, позволяет повысить производительность труда сотрудников таможенных органов. В своей рабочей, повседневной деятельности сотрудники таможенных органов пользуются различными электронными базами данных, информационными системами.
Относительно информационной безопасности таможенных органов РФ существует ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют процесс обмена информацией. Обмен такими видами информации как, например, коммерческая или государственная тайна, должен быть строго регламентирован законодательством. Осуществление обмена такого рода информацией с помощью электронных средств коммуникации должно быть защищено как в рамках отечественного законодательства, так и в рамках международного правового поля.
Актуальность данной работы обусловлена проблемами надлежащего правового обеспечения защиты информации и информационных каналов, которыми пользуются таможенные органы России при осуществлении своих полномочий.
Исходя из актуальности темы, была поставлена следующая цель дипломной работы: рассмотреть и проанализировать особенности правового обеспечения информационной безопасности таможенных органов.
Задачами дипломной работы являются:
1. Рассмотрение действующих нормативно-правовых актов в области обеспечения информационной безопасности таможенных органов России.
2. Анализ правовых проблем регулирования информационной безопасности в таможенных органах.
Нормативную правовую и эмпирическую базу исследования составили Конституция РФ и законодательные акты РФ (в частности, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, нормативные правовые акты ФТС России и акты ряда международных организаций (Таможенный кодекс Таможенного Союза и др.).
В работе также использована информация из компьютерной сети Интернет (официальные сайты ФТС России, Комиссии Таможенного союза, компании «Консультант Плюс», «Гарант» и др.).
В ходе научной работы было уделено первостепенное внимание изучению норм действующих нормативных правовых актов Российской Федерации в области информационной сферы деятельности и обеспечения информационной безопасности.
Теоретической основой исследования явились фундаментальные труды российских специалистов в сфере информационной безопасности,административного и информационного права, таможенного дела, а также публикации в периодических научных изданиях по вопросам, связанным с исследуемой темой.
В частности, это научные труды Л.К. Терещенко, С.А. Овсянникова, Г.Н. Комковой, С.В. Рыбкина, С.Е. Недосековой, С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой, А.И Абрамовой и др.
Поставленные задачи определили структуру выпускной квалификационной работы, которая включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Возрастание роли информации определило новые векторы развития в общественных сферах. В современном мире информация является локомотивом развития целых отраслей экономики. Процесс информатизации не оставил в стороне и функционирование органов таможенного дела. Обеспечение данного процесса невозможно без осуществления должного правового регулирования. Особенно это затрагивает такой аспект, как правовое обеспечение информационной безопасности таможенных органов.
Цель данной работы заключалась в рассмотрении и анализе особенностей правового обеспечения информационной безопасности таможенных органов. В соответствии с поставленной целью были обозначены задачи, которые были исследованы в данной работе.
Анализ понятия «информационная безопасность», которое закреплено в законодательстве Российской Федерации, а также различные трактовки данного термина, используемые в научной доктрине, позволяет сделать общий вывод, что информационная безопасность является одним из основополагающих элементов национальной безопасности государства.
Говоря об интересах таможенных органов России, следует отметить, что существует два направления развития в правовом обеспечении информационной безопасности последних. Внешнее направление совпадает с интересами государства, в то время как внутреннее отражает интересы самих таможенных органов.
На современном этапе в основе правового регулирования сферы информационной безопасности положен ряд основополагающих нормативных правовых актов, таких как: Доктрина информационной безопасности
Российской Федерации, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другие.
В данной работе также было выявлено превышение национальных интересов над интересами таможенных органов при правовом обеспечении информационной безопасности. Так, например, в данной работе проанализировано понятие «информационная безопасность» и установлено, что в «Концепции обеспечения информационной безопасности таможенных органов» данное понятие отождествлено с тем, что дается в «Доктрине обеспечения информационной безопасности России».
Наряду с постоянным, качественным развитием нормативно-правовой основы обеспечения информационной безопасности таможенных органов, существуют проблемы, требующие постоянного внимания.
Такими проблемами являются обеспечение антивирусной защиты информации и информационных каналов в таможенной деятельности, а также обеспечение информации, являющейся коммерческой тайной.
Одним из эффективных методов решения первой проблемы является принятие закона, устанавливающего запрет на использование иностранного телекоммуникационного оборудования при осуществлении своих функций таможенными органами.
Для решения проблемы обеспечения коммерческой тайны необходимо дальнейшее развитие правового обеспечения информационной безопасности таможенных органов.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 30.03.2015, с изм. от 07.04.2015 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст.3448
4. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 8 ст. 609
5. Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 50 ст. 7074
6. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 20 ст. 2901
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.06.2017) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
10. Концепция обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Приказом ФТС России от 13 декабря 2010 г. № 2401). // Официальный текст Приказа опубликован не был
11. Приказ ФТС России от 28.06.2012 N 1266 «Об утверждении Порядка эксплуатации средств криптографической защиты информации, реализующих механизмы электронной подписи, должностными лицами (работниками) таможенных органов Российской Федерации» // Таможенные ведомости, N 10, 2012 (Извлечение)
12. Приказ ФТС России от 28 мая 2007 г. № 660 «О системе антивирусной защиты информации в таможенных органах Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.tks.ru/docs/10012409 Текст приказа официально опубликован не был
13. Приказ Федеральной таможенной службы от 7 октября 2010 г. № 1866
«Об утверждении Положения по обеспечению информационной безопасности при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена в таможенных органах Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/687859/#687859 Текст приказа
официально опубликован не был
14. Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (ред. от 29.12.2016) «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ, 15.02.2010, N 7, ст. 762.
15. Приказ Федеральной таможенной службы от 3 июля 2012 г. N 1317 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска к государственной тайне сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников таможенных органов и граждан Российской Федерации, принимаемых на службу (работу) в таможенные органы» // Российская газета, N 206, 07.09.2012
16. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2011 г. N 989н «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну» // Российская газета, N 234, 19.10.2011
17. Приказ ФТС России от 17.06.2010 N 1154 (ред. от 18.09.2012) «Об утверждении Положения о Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=24368:201
6- 11-21 -06-48-07&catid=148:2011 -02-06- 12-57-28&Itemid=1833
18. Приказ ФТС России от 24 января 2008 г. №52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: // www.customs.ru / index.php ? option = com _ content&view=article&id=13790&Itemid=2145
19. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об электронной подписи» // Собрание законодательства РФ, 11.04.2011, N 15, ст. 2036.
20. Приказ ФТС РФ от 25.10.2011 N 2187 «Об утверждении Положения об
использовании участниками внешнеэкономической деятельности и лицами,осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, средств электронной подписи при реализации информационного взаимодействия с таможенными органами Российской Федерации» // Российская газета, N 11, 20.01.2012
21. Приказ Московской южной таможни ЦТУ от 30.01.2008 N 29 «Об утверждении Инструкции о применении средств антивирусной защиты информации в Московской южной таможне» // Официальный текст Приказа опубликован не был
22. Приказ ФТС России от 15.08.2016 N 1585 «Об утверждении Концепции импортозамещения в таможенных органах Российской Федерации до 2020 года» // Таможенные ведомости, N 11, 2016
23. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Парламентская газета. 5.08.2004г.
24. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Парламентская газета. 2006. 21 декабря.
25. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.
Международные акты
26. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. - № 67. - 05.04.1995.
27. Окинавская хартия глобального информационного общества: принята на о. Окинава 22.07.2000 // Дипломатический вестник. - № 8. - 2000.
Монографии и учебные пособия
28. Барбышева Г. И., Мирзаев Ш. Ф. Обеспечение информационной безопасности таможенных органов РФ // Инновационная экономика: материалы
II Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015г.
29. Басарева, К. В., Чемодуров В. В., Тихомиров М. Е., Минакова И. В., Коварда В. В. Таможенные процедуры в таможенном союзе ЕВРАЗЭС (учебное пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014. — № 3-2.
30. Еаврилов Э.Н. Еражданско-правовая защита и охрана секретов производства и коммерческой тайны [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //base.consultant.ru/
31. Еременко В.И. Особенности правовой охраны секретов производства и информации, составляющей коммерческую тайну [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.consultant.ru/
32. Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: Система ЕАРАНТ.
33. Нарышкин С.Е., Хабриева ТЯ., Абрамова А.И. и др. Научные концепции развития российского законодательства: монография (отв.ред. академик РАН, д.ю.н., проф. ТЯ.Хабриева, д.ю.н., проф. Ю.А.Тихомиров; 7-е изд. доп. и перераб.). - М.: «ИД Юриспруденция», 2015. - 544 с.
34. Недосекова Е. С. Административно-правовые аспекты обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации: дисс. канд. юрид. наук. — Люберцы, 2011. — 261с.
35. Недосекова Е.С. Цели и принципы обеспечения информационной безопасности таможенных органов России // Информационное право. 2012. N 1. С. 17 - 20.
36. Савченко А.И., Федоров А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в редакции Федеральных законов от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ, от 6 апреля 2011 г. N 65-ФЗ, от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ и от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ) (постатейный) - «Деловой Двор», 2013
37. Терещенко Л. К Модернизация информационных отношений и информационного законодательства: Монография. - М. : ИНФРА-М. - 2013. -С. 2.
38. Хургин В.М. «О праве граждан на доступ к информации» // Научные и технические библиотеки - 2004. - № 5. - С. 5-14
Интернет-источники
39. Перечень поручений по итогам первого российского форума «Интернет экономика» // Официальный сайт кремля электронный ресурс / http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/51235
40. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2016 году [Электронный ресурс] // Режим доступа : http : // www.customs.ru / index.php ? option = com _ content & view = article&id=24865: -2016-&catid=475:2015-03-12-09-57- 15&Itemid=2588


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ