Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования образовательного события как формы профориентационной работы в 5-6 классах 3
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации профориентационной работы 11
1.2 Образовательные события как форма профориентационной работы в 5-6 классах 33
Глава 2 Экспериментальная работа, направленная на исследования образовательного события как формы профориентационной работы в 56 классах 46
2.1 Выявление уровня профориентационной работы в 5-6
классах 46
2.2 Разработка и реализация образовательного события как
формы профориентационной работы в 5-6 классах 54
2.3 Выявление динамики профориентационной работы в 5-6
классах 60
Заключение 67
Список используемой литературы 70
Приложение А Характеристика выборки исследования 75
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 76
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 80
Актуальность исследования. Значимость профориентационной деятельности в современном мир возрастает. Профессия должна отвечать интересам человека, соответствовать его характеру, темпераменту, индивидуально-психологическим качествам. Неудачный, необоснованный выбор профессии будет иметь негативные последствия как для человека, так и для общества в целом. Профориентационная работа необходима в школе, поскольку ученик должен быть подготовлен в выбор будущей профессии, при этом стоит отметить, что начинать работу профориентации учащихся необходимо начинать как можно раньше со ступени начального образования. Важно не упустить момент и помочь обучающемуся сделать правильный выбор, а не выбор подверженный моде, культивируемой в молодежной среде. В профориентационной работе в образовательной организации существует ряд проблем, которые педагогам необходимо решать, в том числе такие как низкая популярность множества профессий среди учащихся, а также- неготовность учеником сделать выбор будущей профессии, они не знают и не представляют, чем хотят заниматься в будущем, а также низкая информированность, во многих образовательных организациях работа по профориентации носит формальный характер. В любой современной образовательной организации, должна активно действовать
профориентационная программа с поддержкой на всех уровнях.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования заключается в том, что профессиональная ориентация важна не только непосредственно для принятия удачного решения о карьере, но и для выработки у школьников позитивного отношения к самим себе: уверенности в своих силах, мотивации, позитивных ожиданий от своих действий. Необходимость исследования организации профориентационной работы в образовательной организации подтверждается целым рядом проблем, которые педагоги должны знать и понимать, как решать. Одной из таких моделей являются направления организации профориентационной работы в образовательной организации.
Актуальность на научно-теоретическом уровне. Подготовка к выбору профессии является серьёзной образовательной задачей. Формы и методы школьной профориентации за последние 30 лет обновились, но кардинально модернизированы не были...
Образование к современной школе должно не только вести образовательный процесс и предоставлять образование, но и заниматься просвещением в будущей профессиональной деятельности учащихся.
Как показало исследование образовательная организация должна способствовать будущему верному профессиональному выбору учащихся, должна помочь учащимся профессионально определиться, в будущей профессии и помочь с выбором профессионального учебного учреждения.
Профессиональное образование начинается задолго до окончания школы, поскольку выбор профессии - это сложная и важная задача.
Профориентация - это целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у обучающихся потребности и готовности к сознательному определению будущей профессии. Успешность профессионального самоопределения определена психологической готовностью личность к будущей профессии.
В сфере профориентационной работы существует ряд проблем, которые необходимо решать каждой образовательной организации.
Современные выпускники школы должны знать, что добиться успеха могут только те, у кого хорошая профессиональная подготовка, сформированные коммуникативные навыки, способность адаптироваться к меняющимся условиям труда и противостоять конкуренции до того, как они потеряют работу.
Профориентационная работа необходима в школе, поскольку ученик должен быть подготовлен в выбор будущей профессии, при этом стоит отметить, что начинать работу профориентации учащихся необходимо начинать как можно раньше со ступени начального образования. Важно не упустить момент и помочь обучающемуся сделать правильный выбор, а не выбор подверженный моде, культивируемой в молодежной среде.
Профориентационная работа - это система, охватывающая работу всего преподавательского состава школы. В школе работа по профориентации проводится под руководством заместителя директора по образованию, классных руководителей, школьного психолога, социального педагога, библиотекаря и медицинского работника...
1. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях / Е. И. Пилюгина, М. Д. Иванова // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 619-623. URL: https://moluch.ru/archive/149/42233/ (дата обращения: 09.05.2023).
2. Авазов, К. Х. Оущность, задачи и содержание профориентационной работы в школе // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. С. 76-79. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/2877/ (дата обращения: 16.06.2023).
3. Болдина М. А., Деева Е. В. Понятие и сущность профориентационной
работы в образовательном учреждении // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-
suschnost-proforientatsionnoy-raboty-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii (дата
обращения: 08.01.2022).
4. Брюхова О. Ю., Брюхова Т. М. Профессиональная ориентация в школе: сущность, актуальные проблемы и пути решения // Материалы XIX Международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». Екатеринбург: УрФУ, 2016. С. 1706-1717.
5. Бердюгина Е. Д. Профориентационная работа в школе (методические рекомендации) //Открытый урок URL: https://urok.1sept.ru/articles/412720 (дата обращения: 22.12.2021).
6. Бородуля Л. М. Организация профориентационной работы в школе //
Профессиональная ориентация. 2017. №1. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/organizatsiya-proforientatsionnoy-raboty-v-shkole (дата обращения: 22.12.2021).
7. Брыксина С. М., Чурикова Е. В. Из опыта профориентационной
работы школы // Профессиональная ориентация. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/iz-opyta-proforientatsionnoy-raboty-shkoly (дата обращения: 02.04.2023).
8. Визитова С. Ю. Профессиональная ориентация школьников: метод. рекомендации. Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО. 2021. 24 с.
9. Волошина И. А., Новиков П. Н., Зуев В. М. Понятие профессии в составе профессионально-трудовой и образовательной терминологии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. №10 (343). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-professii-v-sostave-professionalno- trudovoy-i-obrazovatelnoy-terminologii (дата обращения: 22.12.2021).
10. Давыдова Н. В. Система профориентационной работы в школе //
Образование. Карьера. Общество. 2018. №4 (59). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-proforientatsionnoy-raboty-v-shkole (дата обращения: 02.04.2023).
11. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 05.12.2006) «Об
образовании» (с изм. и доп., вступившими в силу с 08.01.2007) //
https://online.consultant.ru/
12. Евдокимова Е. Н. Образовательное событие как форма совместной творческой деятельности взрослых и детей в развитии духовно-нравственных ценностей // Молодой ученый. 2019. № 9.1 (247.1). С. 74-78.
13. Игнатова Т. В., Рыболовлева О. А. Профессиональное развитие
персонала организации: теоретические подходы, сущность, стадии и факторы // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №3 (33). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-personala-organizatsii- teoreticheskie-podhody-suschnost-stadii-i-faktory (дата обращения: 22.12.2021).
14. Казанцева Л. А., Красильников В. И., Казанцев С. Я. Актуальные
проблемы профориентации школьников // Вестник экономической безопасности. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-
problemy-proforientatsii-shkolnikov-1 (дата обращения: 12.12.2022).
15. Казначеева С. Н., Быстрова Н. В., Мурыгин Н. С., Пасечник А. С. Профориентационная работа в школах как фактор повышения уровня
самоопределения обучающихся // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №3 (37). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsionnaya-rabota-v-shkolah-kak-faktor- povysheniya-urovnya-samoopredeleniya-obuchayuschihsya-1 (дата обращения: 02.04.2023)...31