Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования представлений о народной культуре у детей дошкольного возраста посредством народных праздников 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования
представления о народной культуре у детей 5-6 лет 8
1.2 Народные праздники как средство формирования
представлений о народной культуре у детей 5-6 лет 13
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию представлений у детей 5-6 лет о народной культуре посредством народных праздников ... 24
2.1 Выявление уровня представлений у детей 5-6 лет о
народной культуре 24
2.2 Содержание и организация работы по формированию
представлений о народной культуре у детей 5-6 лет посредством народных праздников 33
2.3 Оценка работы по формированию у детей 5-6 лет
представлений о народной культуре посредством народных праздников 41
Заключение 48
Список используемой литературы 49
Приложение А Список детей 51
Приложение Б Результаты по диагностическам методикам 52
Приложение В Сценарий новогоднего праздника «Приключения в новогоднем лесу» 57
Воспитание дошкольников через народные традиции закладывает культурный опыт следующих поколений. Знакомство детей с традициями через проведение мероприятий в дошкольной образовательной организации очень важно. Творчество пришедшее из народа содержит большой потенциал для познания, для привития детям норм нравственности, художественного вкуса. Праздники, которые проходили в старину несут в себе традиции, знание о них переходит от дедов внукам, в них заложено много средств, форм помогающих правильному воспитанию дошкольника. Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов образования. На первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.
«Важность имеет приобщение и развитие у дошкольника интереса к традициям народа, культуре народа и всему, что имеет большую ценность для наших предков. Праздники в старину, как и сейчас, вызывают большой интерес и являются частью жизни людей. В такие дни происходило сближение жителей населенного пункта и всей страны» [10, с. 101]. Так же праздники объединяют людей и несут образовательную функцию. Философов М.М. Бахтин определял праздник как первоначальную форму культурного наследия. С.А. Шмаков пояснял, что культура народа слагается из «из культуры игры, культуры слова, культуры движения, культуры музыкального звука, культуры моды, костюма, этикета, из совокупности разных культур» [11, с. 400]. Те мероприятия, которые организуют в детском саду для дошкольников во многом заложат представление о народной культуре и лягут в основание для бережного отношения к родной стране и народу. Сам по себе приздник, и во многом подготовка к нему в образовательной организаци, несут много впечатлений для всех участников.
Теоретические обоснования развития у детей дошкольного возраста представлений о народной культуре встречаются в работах как отечественных, так и зарубежных специалистов: «социологический анализ взаимоотношений людей с позиции этничности (Р.Ф. Бенедикт,
Э. Богардус.); этническая психология общения и межличностные отношения (Р.Е. Кемпбелл, Ч. Маккихен, М. Мид); влияние этнокультурного фактора на нацию, ценности, формы общения представителей (М. Анбер, К. Беледикт, Ж. Буассон)» [20, с. 130].
Основываясь на изучение теоретических аспектов, выявлено противоречие между необходимостью развивать представление дошкольников о культуре своего народа и недостаточной разработанностью системы работы в дошкольной образовательной организации по проведению народных праздников.
Проблема исследования: каковы содержание и организация народных праздников с целью формирования у детей 5-6 лет представлений о культуре своего народа.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о культуре своего народа посредством народных праздников.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о культуресвоего народа.
Предмет исследования: организация народных праздников в дошкольной образовательной организации с целью формирования у детей 56 лет представлений о культуре своего народа.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о культуре своего народа посредством народных праздников возможно, если:
- определена стратегия по отбору и организации народных праздников в соответствии с представлениями дошкольников о культуре своего народа,
• обеспечено проведение народных праздников необходимыми материалами и оборудованием,
• включены народные праздники в список праздников и развлечений плана мероприятий на учебный год.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования.
1. Изучить основу формирования у детей 5-6 лет представлений о культуре своего народа посредством праздников.
2. Определить степень сформированности представлений у детей 5-6 лет о культуре своего народа.
3. Разработать содержание и организацию народных праздников с целью формирования у детей 5-6 лет представлений о культуре своего народа.
4. Провести количественный и качественный анализ сформированности представлений у детей 5-6 лет о культуре своего народа после цикла народных праздников.....
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Представления о культуре своего народа посредством проведения народных праздников формируются у детей 5-6 лет в активной деятельности на фоне имеющейся потребности в познании сущности социальных явлений и проявляется как избирательное и устойчивое эмоционально-положительное отношение к культурно-историческим событиям и объектам своего народа.
Представления о культуре своего народа формируются у детей 5-6 лет через ознакомление с народными праздниками, через формирование знаний о культуре, через развитие основ уважительного отношения к культуре своего народа.
Работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о культуре своего народ включала работу по формированию ее компонентов:
• представлений о народном празднике,
• о народных играх, о народном костюме,
• о фольклоре,
• о быте народа.
Представления о культуре своего народа у детей 5-6 лет в процессе ознакомления с народными праздниками формируются результативно, если определена стратегия по отбору и организации народных праздников в соответствии с представлениями дошкольников о культуре своего народа, обеспечено проведение народных праздников необходимыми материалами и оборудованием, включены народные праздники в список праздников и развлечений в план мероприятий на учебный год.
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: учебно-метод. пособие. М. : Учпедгиз, 1987. 240 с.
2. Арзуманян Л. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории // Дошкольное воспитание. 2015. № 11. С. 87.
3. Бабынина Т. Ф. Традиции национальных культур : учебно. метод. пособ. Казань: РИЦ Школа, 2013. 188 с.
4. Батурина Г. И., Кузина Г. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники) : учебно-метод. пособие. М. : Школьная пресса, 2013. 144 с.
5. Бацких А. В. Русское устное народное творчество в формировании развития личности ребенка дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 408-410.
6. Бударина Т. А. Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством : методическое пособие. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2011. 189 с.
7. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: учебно-методическое пособие. Волгоград : Учитель, 2017. 181 с.
8. Волкова Г. Ф. Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре // Справочник старшего воспитателя. 2011. № 4. С. 29-35.
9. Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре // Справочник старшего воспитателя. 2014. № 4. С. 29 -35.
10. Гаврилова И. Г. стоки русской народной культуры в детском саду : учебно-методическое пособие. СПб. : Детство-Пресс, 2017. 160 с.
11. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебно-метод. пособие. СПб. : Питер, 2015. 463 с.
12. Ельцова О. М. Воспитание духовности через приобщение к русской народной культуре: учебно-метод. пособие. СПб. : Детство-Пресс, 2013. 336 с.
13. Зуева Т. В. Русский фольклор: учебно-метод. пособие. М. : Флинта,
2012. 400 с.
14. Калякина И. В. Роль устного народного творчества в развитии речи детей // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2018. № 7. С. 353355.
15. Капица Ф. С. Русский детский фольклор : учебно-метод. пособие. М. : Флинта, 2013....21