Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОИСКОВО-ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №106147

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы100
Год сдачи2019
Стоимость4995 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет поисково-информационных умений в процессе познавательно-исследовательской деятельности 12
1.1 Познавательно-исследовательская деятельность как средство
формирования у детей 6-7 лет поисково-информационных умений 12
1.2 Проблема формирования у детей 6-7 лет поисково¬
информационных умений в психолого-педагогических исследованиях 20
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7
лет поисково-информационных умений в процессе познавательно-исследовательской деятельности 36
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет поисково-информационных умений 36
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет поисково¬
информационных умений в процессе познавательно-исследовательской деятельности 57
2.3 Выявление динамики в уровне сформированное™ у детей 6-7 лет
поисково-информационных умений 69
Выводы по второй главе 82
Заключение 84
Список используемой литературы 86
Приложение 94


Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне продиктована наличием тенденции - современное общество всё более приобретает черты информационного. Становление информационного общества характеризуется постоянным обновлением информации. Это в свою очередь предъявляет новые требования к производству, хранению, переработке и использованию информации. Появляются новые требования, как к человеку, так и к его образованию. Главная задача обучения сегодня - научить воспитанника ставить и решать познавательные проблемы, а для этого - находить, перерабатывать, использовать и создавать информацию, ориентироваться в информационном пространстве.
В этих условиях одной из актуальных проблем образования становится формирование у воспитанников поисково-информационных умений, начиная с дошкольного детства. Освоение детьми этих умение во многом определяет возможность достижения целого ряда целевых ориентиров дошкольного образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013), а именно: владение культурными способами деятельности и проявление таких качеств личность как любознательность, активность, самостоятельность. Формирование у детей поисково-информационных умений осуществляется в процессе познавательно-исследовательской деятельности при реализации направления познавательного развития детей.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена важностью разработки ряда аспектов формирования у дошкольников поисково-информационных умений.
В современных исследованиях проблема формирования умений и навыков деятельности рассматривается в русле развития самостоятельности детей. В связи с этим выделяется необходимость опоры на представленный в современной отечественной психологии субъектно¬деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Изучены структурные компоненты деятельности, представлены различные аспекты их освоения, выделен принцип единства сознания и деятельности (Л.А. Венгер).
В работах ряда учёных (О.В. Афанасьева, Н.Е. Веракса, О.В. Дыбина, Н.Н. Поддъяков, А.Н. Поддъяков, А.И. Савенков, В.В. Щетинина и др.) выделены преимущества и возможности использования познавательной деятельности, имеющей поисковый (исследовательский) характер в работе с детьми дошкольного возраста. Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддъяков, А.Н. Поддъяков, А.И. Савенков и др. устанавливают связь активности детей в ситуациях поиска информации с проявлением исследовательского поведения и определяют специфику исследовательских умений.
Вместе с тем возможности познавательно-исследовательской деятельности как средства формировании у дошкольников поисково-информационных умений недостаточно изучены.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью разработки методических аспектов образовательной работы с детьми по формированию у дошкольников поисково-информационных умений.
Проблема формирования умений «работать» с информацией представлена в ряде исследований:
- в связи с формированием информационной компетенции (Т.С. Виноградова, А.Л. Семёнов, О.Г. Смолянинова, С.В. Тришина и др.);
- через призму формирования информационной культуры (Н.Н. Елистратова, Э.П. Семенюк, Е.В. Харчевникова и др.), формирования культуры познания (Е.Ю. Гончарова и др.);
- в связи с формированием универсальных учебных действий (Н.М. Горленко, А.П. Гладкова, В.Г. Закирова, Е.О. Иванова и др.);
- при изучении аспектов, связанных с формированием у детей навыков познавательной (исследовательской) деятельности (А.Н. Поддъяков, А.И. Савенков, В.В. Щетинина и др.).
Изучение научно-методической литературы показывает недостаточность исследования проблемы формирования поисково-информационных умений у детей дошкольного возраста.
Анализ научных работ и практики образовательной деятельности в дошкольных учреждениях выявил следующие противоречия:
- между важностью формирования у детей старшего дошкольного возраста специфических умений «работать» с информацией и недостаточной разработкой специфики данных умений у старших дошкольников;
- между возможностью формирования у детей старшего дошкольного возраста поисково-информационных умений и недостаточной разработкой содержательно-процессуальных и методических аспектов этого процесса;
- между возможностями познавательно-исследовательской деятельности в познавательном развитии детей 6-7 лет и недостаточным исследованием возможностей её использования как средства формирования поисково-информационных умений детей.
Следуя за необходимостью разрешения данных противоречий в теории и практике современного дошкольного образования, была сформулирована проблема исследования: каковы возможности познавательно-исследовательской деятельности в формировании у детей 6-7 лет поисково-информационных умений?
Цель исследования: выявить, охарактеризовать и экспериментально проверить возможности познавательно-исследовательской деятельности в формировании у детей 6-7 лет поисково-информационных умений.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет поисково-информационных умений.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет поисково-информационных умений в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что формирование у детей 6-7 лет поисково-информационных умений в процессе познавательно-исследовательской деятельности будет эффективным, если:
- определён комплекс поисково-информационных умений, их операционально-деятельностный состав с учётом этапов познавательно-исследовательской деятельности, типов источников информации, возрастных особенностей детей 6-7 лет;
- разработаны и поэтапно реализованы задачи, содержание и поисковые задания с разными типами источников информации, предполагающие освоение всей совокупности поисково-информационных умений;
- определены и реализованы методы и средства образовательной работы с детьми, реализующие логику постепенного усложнения деятельности детей и проявления степени их самостоятельности (в освоении умений и их применении).
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования.
1. Раскрыть теоретическое состояние исследуемой проблемы на современном этапе; уточнить понятие «поисково-информационные умения», их состав и характеристику.
2. Разработать диагностический инструментарий и выявить состояние педагогической практики по проблеме формирования у детей 6-7 лет поисково-информационных умений в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
3. Разработать, обосновать и апробировать этапы, задачи и содержание работы с детьми 6-7 лет по формированию поисково-информационных умений в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
4. Определить динамику в уровне сформированности поисково-информационных умений у детей 6-7 лет после проведенной работы.
Теоретической основой исследования явились:
- субъектно-деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
- теоретические положения о познавательно-исследовательской деятельности детей (Д.Б. Богоявленская, Н.Е. Веракса, О.В. Дыбина, A В. Запорожец, И.Э. Куликовская, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, B. И. Слободчиков, А.И. Савенков, В.В. Щетинина и др.);
- подходы к определению умений «работать» с информацией, поисково-информационных умений (Т.С. Виноградова, Е.Ю. Гончарова, Н.М. Горленко, А.П. Гладкова, Н.Н. Елистратова, А.Н. Поддъяков, А.Л. Семёнов, Э.П. Семенюк, А.И. Савенков, О.Г. Смолянинова, C. В. Тришина, Е.В. Харчевникова, Н.С. Шлык, В.В. Щетинина и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; интерпретация, обобщение практического опыта, системный анализ); эмпирические (беседы с педагогами, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных).
Экспериментальная база исследования: МАОУ ДС № 120 «Сказочный» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 6-7 лет (20 детей контрольная и 20 детей экспериментальная группы), 20 педагогов.
Организация и основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
I этап - поисково-теоретический (сентябрь 2017г. - апрель 2018г.). Изучение и анализ психолого-педагогических и научно-методических подходов с целью выявления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Определение программы исследования, установление стартовых параметров, методологии и методов, понятийного аппарата. Определение диагностического инструментария по выявлению состояния проблемы формирования у детей 6-7 лет поисково-информационных умений в процессе познавательно-исследовательской деятельности в педагогической практике и установлению уровня сформированности данных умений у детей 6-7 лет.
II этап - опытно-экспериментальный (апрель 2018г. - март 2019г.). Разработка, реализация и проверка эффективности разработанных задач, этапов и содержания работы по формированию у детей 6-7 лет поисково-информационных умений в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Определение динамики в уровне сформированности поисково-информационных умений у детей 6-7 лет после проведенной работы, систематизация и анализ полученных данных.
III этап - обобщающе-результативный (апрель 2019г. - май 2019г.) Теоретическое осмысление и систематизация итогов работы. Формулировка выводов и рекомендаций, оформление материалов исследования.
Новизна исследования состоит в следующем: выявлено состояние изучаемой проблемы в теории и педагогической практике на современном этапе и получены экспериментальные данные о возможностях познавательно-исследовательской деятельности в формировании у детей 6-7 лет поисково-информационных умений.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- определён комплекс поисково-информационных умений детей 6-7 лет с учётом этапов познавательно-исследовательской деятельности;
- уточнён операционально-деятельностный состав поисково-информационных умений детей 6-7 лет с учётом типов информационных источников и возрастных особенностей детей;
- охарактеризованы уровни сформированности поисково-информационных умений детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что практические работники дошкольного образования могут использовать в образовательном процессе представленные в исследовании этапы, задачи, содержание познавательно-исследовательской деятельности детей, методы и средства формирования у детей 6-7 лет поисково-информационных умений, а также диагностические материалы по выявлению уровня их сформированности у детей.
Достоверность и обоснованность базовых положений и выводов исследования обеспечивается опорой на современные концептуальные научные положения педагогики и психологии; совокупностью и адекватностью методов теоретического и опытно-экспериментального исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного изыскания; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. В магистерской диссертации представлен опыт научной и практической работы автора в качестве воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Результаты исследовательской деятельности систематически обсуждались на научно-исследовательских семинарах кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», педагогических советах МАОУ ДС № 120 «Сказочный» г.о. Тольятти. Основные положения исследования были представлены и получили положительные отзывы на научно-практических конференциях «Студенческие Дни науки» в ТГУ (2018 г., 2019 г.).
Разработанные автором конспекты образовательной деятельности с детьми 6-7 лет включены в перспективный план работы подготовительной к школе группы МАОУ ДС № 120 «Сказочный» г.о. Тольятти с целью реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие».
По итогам исследования опубликовано 5 работ.
Личное участие автора в исследовании и получении результатов научной работы представляется в раскрытии теоретического состояния проблемы; выделении показателей поисково-информационных умений детей 6-7 лет и определении соответствующего комплекса диагностических методик; разработке содержания работы с детьми 6-7 лет по формированию поисково-информационных умений в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Поисково-информационные умения представляют собой способы осуществления умственных и практических действий с источниками информации в процессе решения поисковой задачи. Данный комплекс умений проявляется на разных этапах познавательно-исследовательской деятельности детей в связи с определением информационного запроса, и обусловленной им активности в поиске, принятии, переработке и использовании полученной субъективно новой информации.
Совокупность данных умений определяется спецификой действий детей с разными типами источников информации на разных этапах познавательно-исследовательской деятельности, а овладение умениями осуществляется как постепенное освоение их операционально-деятельностного состава в процессе решения поисковых задач.
2. Логика работы с детьми по формированию поисково-информационных умений определяются с учетом следующих линий усложнения:
1) в освоении умений - от ориентировочной основы отдельных умений к их вариативности и далее к комплексированию и выстраиванию стратегии поиска;
2) в руководстве детьми - от непосредственного обучающего воздействия педагога к опосредованному руководству с использованием дидактических средств и к созданию условий для самостоятельной деятельности;
3) в применении умений - от выполнения типовых заданий, к заданиям с новым содержанием и далее к творческому применению.
3. Этапы работы с детьми (информационный, тренировочный, деятельностный) реализуют заявленные линий усложнения, а содержание деятельности детей представляет собой поисковые задания по освоению комплекса поисково-информационных умений и их применению в познавательно-исследовательской деятельности.
Структура и объём магистерской диссертации обусловлены логикой исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (57 источников), 5 приложений. Для иллюстрации текста используется 8 таблиц, 3 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение и анализ психолого-педагогических исследований показало, что в теории и практике дошкольного образования недостаточно изучены специфика поисково-информационных умений детей старшего дошкольного возраста, не представлены методические аспекты работы с детьми по формированию данных умений посредством познавательно - исследовательской деятельности.
1. Современные требования к дошкольному образованию и анализ многоаспектного научного подхода к проблеме формирования у детей умений, связанных с «работой» с информацией позволяют определить поисково-информационные умения детей дошкольного возраста как способы осуществления умственных и практических действий с источниками информации в процессе решения поисковой задачи.
Данная группа умений проявляется на разных этапах познавательно-исследовательской деятельности и включает следующие умения: умение задавать вопросы об объекте познания, осознать, вычленить, сформировать информационный запрос в заданной поисковой ситуации; умение определять характер (вид) нужной информации в соответствии с информационным запросом; умение определять вид источника информации, адекватный характеру информации; умение определять, какие действия с различными источниками информации нужно совершить для получения необходимой информации; умение реализовывать действия с различными источниками информации для получения необходимой информации; умение сохранять (фиксировать) полученную информацию различными способами; умение интерпретировать и синтезировать полученную информацию, создавая на ее основе «новое» знание (субъективно новое для конкретного ребенка); умение выстроить логику представления нового знания; умение предъявить «новое знание».
Совокупность данных умений определяется спецификой действий детей с различными типами источников информации на разных этапах познавательно-исследовательской деятельности, а овладение умениями осуществляется как постепенное освоение их операционально-деятельностного состава в процессе решения поисковых задач.
2. Использование разработанного диагностического инструментария (показатели умений и диагностические методики) при изучении уровня сформированности поисково-информационных умений показало, что работа с детьми недостаточно эффективна.
3. Работа с детьми предполагает поэтапную реализацию задач, содержания и заданий для дошкольников: информационный, тренировочный, деятельностный. Логика работы с детьми по формированию поисково-информационных умений должна проходить с учетом линий усложнений: 1) в освоении умений - от ориентировочной основы отдельных умений к их вариативности и далее к комплексированию и выстраиванию стратегии поиска; 2) в руководстве детьми - от непосредственного обучающего воздействия педагога к опосредованному руководству с использованием дидактических средств и к созданию условий для самостоятельной деятельности; 3) в применении умений - от выполнения типовых заданий, к заданиям с новым содержанием и далее к творческому применению.
4. Проведение повторной диагностики детей позволило выявить положительную динамику в уровне сформированности у дошкольников экспериментальной группы поисково-информационных умений, что свидетельствует об эффективности проведенной работы с детьми.
Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи решены, а гипотеза подтверждена.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Режим доступа: http: //nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/10/03/fgos- doskolnogo-obrazovaniaya(дата обращения: 14.09.2017).
2. Афанасьева, О.В. Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей 4-5 лет [Текст] : Автореф. дис. канд. пед. наук / О.В. Афанасьева. - Санкт-Петербург, 2005. - 20 с.
3. Багдасарова, С.К. Психология и педагогика [Текст] / С.К. Багдасарова, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М. : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2006. - 320 с.; С. 16-21.
4. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников [Текст] / Н.Е. Веракса, Н.Е. Галимов. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 151 с.
5. Виноградова, Т.С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации [Текст] / Т.С. Виноградова // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. Человек и образование. - 2012. - № 2 (31). - С. 92-98.
6. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии: Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 2. [Текст] / Л.С. Выготский // М. : Педагогика, 1982. - 504 с.
7. Гладкова, А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / А.П. Гладкова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4 (14).
8. Гончарова, Е.Ю. Педагогические условия развития основ культуры познания у ребенка старшего дошкольного возраста [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е.Ю. Гончарова. - Ростов н/Д, 2007. -247 с.
9. Горленко, Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования [Текст] / Н.М. Горленко [и др.] // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 153-160.
10. Горленко, Н.М. Формирование и развитие информационно - коммуникативных умений учащихся 6 класса при обучении биологии [Текст] : автореф. канд. пед. наук / Н.М. Горленко - Красноярск, 2010. - 22 с.
11. Дыбина, О.В. Наш ребенок и окружающий его мир [Текст] : Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / О.В. Дыбина. - М. : «Мозаика-Синтез», 2005. - 130 с.
12. Дыбина, О.В. Познавательно-исследовательская деятельность детей [Текст] / О.В. Дыбина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2016. - № 1. - С. 24-31.
13. Дыбина, О.В. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации [Текст] / Под ред. О.В. Дыбиной. - М. : Национальный книжный центр, 2015. - 304 с.
14. Дыбина, О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Дыбина. - Тольятти : Издательство Фонда «Развитие через образование», 2002. - 131 с.
15. Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска [Текст] : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / О.В. Дыбина, Н.Н. Рахманова, В.В. Щетинина; под ред. О.В. Дыбиной. - М. : ТЦ «Сфера», 2010. - 64 с.
16. Дыбина, О.В. Развитие у старших дошкольников лидерского потенциала в познавательно-исследовательской деятельности [Текст] / О.В. Дыбина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 44. - С. 196-203.
17. Елистратова, Н.Н. Информационная культура как критерий
информатизации высшего образования в современных условиях реформирования [Электронный ресурс] / Н.Н. Елистратова // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 7. //: URL:
http://web.snauka.ru/ issues/2012/07/15770 (дата обращения: 14.09.2017).
18. Закирова, В.Г. Исследовательские умения младших школьников в контексте их взаимосвязей с универсальными учебными действиями [Текст] / В.Г. Закирова, Э.Г. Сабирова // Филология и культура. - 2014. - № 1 (35). - С. 277-280.
19. Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец; под ред. А.В. Запорожца, А.И Леонтьева. - М. : Педагогика, 1995. - 365 с.
20. Иванова, Е.О. Тенденции развития образования в условиях информационного общества [Текст] / Е.О. Иванова // Ярославский педагогический вестник. - 2011. -№ 2. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 12-16.
21. Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе [Текст] / Е.О. Иванова. - М. : Просвещение, 2011. - 190 с.
22. Князева, О.Л. Особенности познавательной активности у дошкольников [Текст] / О.Л. Князева // Новые исследования в психологии. - 1986. - № 1 (34). - С. 23-26.
23. Князева, О.Л. Особенности поисковой деятельности в наглядно-действенном мышлении у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Автореф.... канд. псих. наук / О.Л. Князева - М., 1985. - 25 с.
24. Князева, О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач [Текст] / О.Л. Князева // Вопросы психологии. - 1987. - № 4. - С. 86-93.
25. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Книга по Требованию, 2012. - 130 с.
26. Морозова, А.В. Возможности познавательно-исследовательской деятельности в формировании поисково-информационных умений у детей 6-7 лет [Текст] / А.В. Морозова // Дошкольник на современном этапе : материалы студенческой научно-практической конференции, 2-13 апреля 2018 г. Выпуск Х1 / Сост. О.В. Дыбина, Е.В. Некрасова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. Тольятти, 2018. - С. 154-158.
27. Морозова, А.В. Изучение уровня сформированности поисково-информационных умений у детей 6-7 лет [Текст] / А.В. Морозова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Выпуск 15 / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васльевич, 2019. - С. 141-144.
28. Морозова, А.В. К вопросу формирования у детей 6-7 лет поисково-информационных умений [Текст] / А.В. Морозова // Научное отражение. - 2017. - № 4 (8). - С. 27-30.
29. Морозова, А.В. Роль познавательно-исследовательской
деятельности в формировании поисково-информационных умений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.В. Морозова // Студенческие Дни науки в ТГУ : научно-практическая конференция (Тольятти, 2-27 апреля 2018 года) : сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2018. - С. 460-463.
30. Морозова, А.В. Содержание образовательной работы с детьми 6-7 лет по формированию поисково-информационных умений [Текст] / А.В. Морозова // Дошкольник на современном этапе : материалы студенческой научно-практической конференции, 1-13 апреля 2019 г. Выпуск XII / Сост. О.В. Дыбина, Е.В. Некрасова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. Тольятти, 2019. - С. 141- 144.
31. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А.Н. Поддьяков. - М. : Наука, 2001. - 274 с.
32. Поддьяков, Н.Н. Проблемы психического развития ребенка [Текст] / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. - 2001. - № 9. - С. 68-75.
33. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект [Текст] / Н.Н. Поддьяков. - Волгоград: Перемена, 1995. - 47 с.
34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]
/ С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Издательство «Питер», 2002. - 720 с.
35. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания [Текст] / А.И. Савенков. - Ярославль, 2002. - 218 с.
36. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А.И. Савенков. - Самара : Издательство «Учебная литература», 2006. - 208 с.
37. Савенков, А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду [Текст] / А.И. Савенков. - Самара : Издательство «Учебная литература», 2005. - 32 с.
38. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А.И. Савенков. - М. : «Ось-89», 2006. - 408 с.
39. Семёнов, А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании [Текст] / А.Л. Семёнов. - М. : Изд-во МИПКРО, 2000. - 12 с.
40. Смолянинова, О.Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / О.Г. Смолянинова - СПб., 2002. - 504 с.
41. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]
/ Н.Ф. Талызина. - М. : Академия, 1998. - 288 с.
42. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст] : Учебное пособие
/ О.К. Тихомиров. - М. : Изд-во Московского университета, 1984. -
27Тришина, С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] / С.В. Тришина // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. // URL: http://www.eidos.ru/ journal/200 /0910-11.htm (дата обращения 16.09.2017).
44. Харчевникова, Е.Л. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е.Л. Харчевникова. - Владимир, 1999. - 265 с.
45. Щетинина, В.В. Использование стимульного материала и программ деятельности для организации самостоятельной деятельности детей [Текст] : Материалы международной научно-практической конференции / Е.В. Бабич, В.В. Щетинина; под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2013. - Ч.2. - 304; С. 76-82.
46. Щетинина, В.В. К вопросу о развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников [Текст] / В.В. Щетинина; под ред. О.В. Дыбиной [и др.] // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Вып.10; в 2-х частях. Ч. 2 / Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012. - С. 133-143.
47. Щетинина, В.В. Определение подходов к характеристике поисково-информационных умений дошкольников [Текст] / В.В. Щетинина // Волжский вестник науки. - 2016. - № 1 (1). - С. 32-38.
48. Щетинина, В.В. Организация поисково-познавательной
деятельности один из путей развития активности ребенка [Текст] / +В.В. Щетинина, О.В. Дыбина // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : материалы научно-практической конференции. - М. : ЦГЛ, 2006. - С. 55-62.
49. Щетинина В.В. Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольника [Текст] / В.В. Щетинина // Научное отражение. 2017. № 2 (6). - С. 37-41.
50. Щетинина, В.В. Поисковая лаборатория как интегрированная форма работы с детьми дошкольного возраста [Текст] / В.В. Щетинина, Т.И. Бартошевич // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей / Под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. - № 11. - С. 111-114.
51. Щетинина, В.В. Технология формирования познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисковой деятельности [Текст] / В.В. Щетинина // Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения : Материалы Всероссийской научно¬практической конференции. - Тольятти : Гуманитарный институт, ТГУ, 2005. - С. 184-190.
52. Щетинина, В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук / В.В. Щетинина - М. : Наука, 2006. - 26 с.
53. Brenneman, K. Assessment for Preschool Science Learning and Learning Environments [Электронный ресурс] / Kimberly Brenneman // Early Childhood Research and Practice. - 2011. - Vol. 13, No. 1. - PP.: 9-11 // URL: http://ecrp.uiuc.edu/ v13n1/brenneman.html (дата обращения: 26.10.2017).
54. Brenneman, K. Diagnostics of scientific education in preschool
establishments [Электронный ресурс] / Kimberly Brenneman // Early Childhood Research and Practice. - 2011. - Vol. 13, No. 1. - PP.: 11-15 // URL:
http://ecrp.uiuc.edu/v13n1/brenneman.html (дата обращения: 15.09.2018).
55. Johns, K. How Do Kindergarteners Express their Mathematics Understanding? [Электронный ресурс] / Kyoko Johns // Universal Journal of Educational Research. - 2015. - Vol. 3, No. 12. - PP.: 1015-1023 // URL: http://www.hrpub.org/download/20151130/UJER (дата обращения: 26.10.2017).
56. Lynch, M. Ontario Kindergarten Teachers' Social Media Discussions about Full Day Kindergarten [Электронный ресурс] / Meghan Lynch // McGill Journal of Education. - 2014. - Vol. 49, No. 2. - PP.: 328-347 // URL: http://www.erudit.org/revue/mje/2014/v49/n2(дата обращения: 15.09.2018).
57. Ruggeri, A. Sources of Developmental Change in the Efficiency of Information Search [Электронный ресурс] / Azzurra Ruggeri // Developmental psychology. - 52 (12). - PP.: 21-59 // URL: http://www.professoren.tum.(дата обращения: 15.09.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ