Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста

Работа №97001

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические основы организации деятельности
педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 6
1.2. Лингвистические основы организации деятельности педагога
по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 12
1.3. Методические основы организации деятельности педагога
по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 18
1.3.1. Методы и приемы формирования словаря детей младшего
дошкольного возраста 18
1.3.2. Анализ программ и пособий ДОО с точки зрения возможности
формирования словаря детей младшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Диагностика уровня сформированности словаря детей младшего
дошкольного возраста 31
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование словаря
детей младшего дошкольного возраста 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68


Значительную область педагогики занимает развитие речи детей дошкольного возраста, данная область направлена на совершенствование умственных качеств ребенка, становление мышления и интеллекта. Формирование речи детей в младшем дошкольном возрасте обладает своими закономерностями, и взрослые должны быть с ними знакомы, потому что формировать словарь ребенка необходимо методически правильно. Нужно четко представлять, с какими словами и понятиями знакомить ребенка четвертого года жизни, какие методы и приемы использовать в данной работе, также необходимо учитывать возрастные особенности детей данного возраста. Только при соблюдении всех этих требований в целостной системе можно добиться результата, то есть сформировать у ребенка достаточный уровень словарного запаса.
Речевая функция является одной из главных линий развития детей в младшем дошкольном возрасте, потому что ребенок в этом возрасте активно познает окружающий его мир, а вместе с тем узнает много нового, накапливает свой жизненный опыт. Ребенку необходимо владеть достаточным объемом слов и понятий, для того чтобы воспринимать окружающий мир, уметь делиться своим опытом со сверстниками и взрослыми и правильно воспринимать то, что ему рассказывают его сверстники, педагоги, родители и окружающие люди. Поэтому в дошкольный период у детей главной задачей речевого развития является накопление словаря. К концу третьего года жизни детей объем словарного запаса примерно 1500 слов. В дальнейшем у детей количество слов, которые они употребляют, увеличивается, но темп прироста новых слов уменьшается, потому что дети используют в своей речи словарный запас, который у них сформирован, многие слова из пассивного словарного запаса переходят в активный.
Под словарной работой принято понимать педагогическую деятельность, которая является целенаправленной. Она направлена на то, чтобы ребенок дошкольного возраста осваивал словарный состав родного языка. Развитие словаря детей дошкольного возраста понимается как длительный процесс, в котором педагог занимается количественным накоплением словарного запаса детей, добивается того, чтобы дети освоили значение этих слов и использовали данные слова в активной речи.
Задачи словарной работы в детском саду определили такие ученые, как В. В. Гербова [24], Е. И. Тихеева [46] и другие. Разработкой методики формирования словарного запаса детей младшего дошкольного возраста и активизации его в речи детей занимались такие ученые, как А. М. Леушина [38], Е. И. Тихеева [46], О. И. Соловьева [44] и другие. А. М. Бородич [12],
Э.П. Короткова [32] и другие занимались разработкой проблем содержания и методов обогащения словаря детей в ДОО. Данные авторы внесли большой вклад в изучение проблемы формирования словаря детей младшего дошкольного возраста, они определили цели и задачи развития словаря детей, рассмотрели и описали все проблемы, которые могут встретиться у педагогов, занимающихся данной работой, и разработали системы заданий для детей, направленных на обогащение словаря. Эти ученые делали акцент на том, что в детском саду необходима работа, которая направлена на расширение, уточнение и активизацию словаря детей. Они советовали применять данную работу как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное время детей. Формирование словаря детей в младшем дошкольном возрасте имеет большую значимость, так как этот возраст является сензитивным периодом для решения данной задачи.
Вышесказанное доказывает, что данная тема была актуальна во все времена и остается актуальной в наши дни, она занимает важное место в развитии ребенка, в работе педагогов, методистов и во всей работе ДОО.
Цель исследования: теоретически обосновать и составить комплекс упражнений, направленный на обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности развития познавательных процессов в младшем дошкольном возрасте.
3. Изучить методическую литературу по проблеме исследования.
4. Описать методы и приемы, которые используются при формировании словаря детей младшего дошкольного возраста.
5. Подобрать диагностический материал и провести диагностическое исследование сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста.
6. Подобрать материал для комплекса упражнений, направленного на обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- беседа с детьми младшего дошкольного возраста;
- качественный и количественный анализ результатов
диагностического исследования.
База исследования: МБДОУ №28 «Теремок», вторая младшая группа «Веснушки», г. Екатеринбург.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Убедившись в том, что проблема формирования словаря детей младшего дошкольного возраста была и остается актуальной, мы изучили ее более подробно. Данной проблемой занимались многие ученые прошлого и настоящего времени, разрабатывали методику, упражнения, задания, дидактические игры и многое другое.
Рассмотрев такие психологические процессы детей младшего дошкольного возраста, как память, внимание, восприятие, мышление, мы сделали вывод, что ребенок полностью готов для формирования своего словаря, так как у ребенка уже развита для этого память, чтобы запоминать слова, ребенок вполне может сосредоточить внимание на занятиях по формированию словаря, и ребенок все эти занятия сможет для себя правильно воспринять.
Педагоги формируют словарный запас детей младшего дошкольного возраста во всех видах деятельности детей, используя различные методы и приемы. Также педагогам необходимо постоянно активизировать уже имеющийся словарный запас детей. Для этого тоже существуют определенные методы и приемы. Обогащение словаря детей происходит во всех видах деятельности детей. Знакомить ребенка с новыми словами педагогу необходимо не только в НОД по развитию речи, но и в НОД, проводимой по всем образовательным областям. Также во время прогулки, экскурсий и режимных моментов, если в этом есть необходимость.
Анализ примерных образовательных программ дошкольного образования показал, что задачи, направленные на формирование словаря детей ставятся во всех этих программах. В программе «От рождения до школы» они конкретно не выражены, но подразумеваются под общими фразами «Развитие свободного общения со взрослыми и детьми», ведь нельзя свободно общаться с взрослыми, если не сформирован для этого достаточный словарный запас. По сравнению с программой «Истоки», в которой выделена всего одна задача, направленная на формирование словаря детей, в программе «Мир открытий» задачи более конкретны. В них приводятся примеры, круг каких слов и понятий нужно расширять и активизировать у детей младшего дошкольного возраста.
Проанализировав пособия, предлагаемые разными примерными образовательными программами дошкольного образования, мы сделали вывод, что обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста проходит не в полном объеме. Задания, представленные в пособиях, в большинстве случаев направлены на активизацию уже существующего словаря. Задания, в которых ставится задача обогащения словаря детей, не выстроены в систему, в них нет общей задачи, нет постепенного усложнения, новое выученное слово не входит в активный словарь детей. Задания, которые предлагаются в данных пособиях, направлены только на НОД по развитию речи. В данных пособиях нет игр или упражнений, которые можно проводить с детьми в их свободной деятельности или на занятиях по другим образовательным областям.
Когда мы проделали эту работу, у нас появилась необходимость провести диагностику сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста, которая показала, что словарь у детей сформирован не в полном объеме. При проведении исследования мы увидели, что многие дети из данной группы действительно не имеют в активном словарном запасе многие слова, обозначающие названия предметов, их признаков и действий. Несформированность словаря вызывала трудности выполнения заданий и упражнений, проводимых в диагностике, дети, не находя слов для высказывания, в ответ на вопросы молчали.
Поэтому возникла необходимость для разработки комплекса упражнений, направленного на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста. Предлагаемый комплекс упражнений состоит из 25 заданий. Все задания проводятся для детей в игровой форме, в них присутствуют сюрпризные моменты (приходит в гости какой-либо гость); мотивация детей на включение в игровую деятельность (помощь какому- либо герою). Задания можно использовать во всех видах деятельности детей. Комплекс направлен на обогащение активного словарного запаса, в нем использованы наглядные материалы, наблюдается постепенное увеличение сложности заданий, попутное повторение и активизация новых слов в устной речи детей. Данный комплекс упражнений состоит из заданий, направленных на обогащение словаря существительных, прилагательных, на обогащение словаря антонимов, также представлены упражнения на уточнение употребления предлогов, упражнения на обогащение словаря омонимов, многозначных слов. Для активизации этих слов в речи детей даются задания на составление предложений.
Таким образом, мы предполагаем, что данный комплекс упражнений, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста, будет способствовать увеличению их словарного запаса. Словарный материал данного комплекса доступен для понимания детей.
В итоге можно утверждать, что цель исследования: теоретически обосновать и составить комплекс упражнений, направленный на обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста, достигнута.


1. Акулова, О. В. Теории и технологии речевого развития детей дошкольного возраста [Текст] : программа учебного курса и методические рекомендации: для самостоятельной работы студентов бакалавриата / О. В. Акулова, О. Н. Сомкова. - М. : Центр педагогического образования, 2009. - 234 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Алиева, Т. И., Антонова, Т. В., Арнаутова, Е. П. и др. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред.: Л. А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К В. Тарасова и др. - М. : Академа, 1997. 223 с.
4. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е. А. Аркин. - М. : Дрофа, 1978. - 148 с.
5. Арутюнова, Н. Д. О значимых единицах языка [Текст] / Н. Д. Арутюнова. - М. : Просвещение, 1988. - 102 с.
6. Арутюнова, Н. Д. Язык. Русский язык [Текст] Энциклопедия / Н. Д. Арутюнова. - М. : Дрофа, 1997. - 652 с.
7. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников : сб. науч. ст. : / отв. ред.
А. М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - С. 4-16.
8. Арушанова, А. Г. Игры-занятия со звучащим словом [Текст] : модули программ ДОУ / А. Г. Арушанова, Е. С. Рычагова. - М. : Сфера, 2012. - 192 с.
9. Бавыкина, Г. Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста [Текст] : Метод. рекомендации для студентов дошк. фак. пед. ин-тов, воспитателей дошк. учреждений / Г. Н. Бавыкина. - Комсом.-на-Амуре гос. пед. ин-т. - Комсомольск-на-Амуре : Изд-во Комсом.-на-Амуре гос. пед. ин¬та, 1996. - 29 с.
10. Багичева Н.В. Теоретические основы и методика филологического образования в период детства [Текст] : учебное пособие / М. Л. Кусова, Е. И. Плотникова, С. В. Плотникова и др.; Урал.гос.пед.ун-т; Науч. ред. М. Л. Кусова. - Екатеринбург, 2012. - 427 с.
11. Баскакова, И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития [Текст] / И. И. Баскакова. - М. : Институт практической психологии, 1995. - 34 с.
12. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /
A. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 225 с.
13. Будагов, Р. А. Введение в науку о языке [Текст] / Р. А. Будагов. - М. : Просвещение, 1965. - 97 с.
14. Валгина, Н. С. Современный русский язык [Текст] : учеб. / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина ; под ред. Н. С. Валгиной. - М. : Логос, 2002. - 528 с.
15. Веракса, Н. Е. От рождения до школы [Текст] : Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 368 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ