Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы правового обеспечения ядерной и радиационной безопасности 8
1.1 Понятие ядерной и радиационной безопасности 8
1.2 Место ядерной и радиационной безопасности в системе
национальной безопасности 13
Глава 2 Организационно-правовые аспекты обеспечения ядерной и радиационной безопасности 24
2.1 Законодательные и нормативные аспекты обеспечения ядерной и
радиационной безопасности 24
2.2 Система и компетенция органов государственной власти в области
обеспечения ядерной и радиационной безопасности 30
2.3 Ядерное страхование 33
Глава 3 Проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности 41
3.1 Организация деятельности подразделений пожарной охраны на
ядерных объектах 41
3.2 Деятельность органов государственной власти по обеспечению
радиационной безопасности 50
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 66
Актуальность исследования заключается в том, что в середине ХХ века человечество столкнулись с новой глобальной проблемой, связанной с освоением ядерной энергии, которая не только является угрозой военного ядерного конфликта. Продолжающаяся деградация природы и климата все острее дает о себе знать засухами, неурожаями, природными катаклизмами.
Пристальное внимание к глобальным экологическим проблемам обоснованно приводит к необходимости повышения уровня обеспеченности права человека на благоприятную окружающую среды, которые выдвигаются на первый план и проникают во все области общественных отношений. На современном этапе важно не только отдавать себе отчет в происходящих глобальных изменениях, но и находить принципиально новые решения по достижению рационального баланса между экономическими потребностями и экологическими требованиями.
На современном этапе важно не только отдавать себе отчет в происходящих глобальных изменениях, но и находить принципиально новые решения по достижению рационального баланса между экономическими потребностями и экологическими требованиями. Ядерная энергетика сегодняшнего дня является примером правильного совмещения долгосрочного устойчивого развития в условиях наращивания объемов производства и природного благополучия ради достижения высокого качества жизни людей и преодоления ресурсного и экологического тупика.
В настоящее время, атомная энергия является самым крупным источником низкоуглеродного электричества в странах Европейского Союза, что составляет более половины всей вырабатываемой энергии. Кроме того, за последние 20 лет во всем мире доля электроэнергии без выбросов углерода не увеличилась и сохранилась на уровне 36 процентов, несмотря на кажущеюся возможность заместить традиционные энергоресурсы возобновляемыми источниками. Поэтому к использованию этих «новых» ресурсов невозможно подходить с позиции исключительности, вычеркивая из своего энергобаланса, например, такие стратегически важные объекты как атомные станции, что уже происходит в отдельных странах. По сути, это означает отказ от прогресса, консервацию науки и технологий не только в области мирного атома, но и в «неатомных» областях промышленности.
Атомные станции могут работать в базовом режиме, снабжая территории сотнями гигаватт электричества вне зависимости от погодных условий и времени суток. По оценкам экспертов, без ядерной энергии в Европе ежегодно будет выбрасываться около 500 миллионов тонн углекислого газа. Уже не вызывает сомнений тот факт, что без «мирного атома» любые действия по сохранению и улучшению климата будут более сложными, дорогими и с большой вероятностью потерпят неудачу.
Сегодня ядерные технологии формируют системные положительные изменения для качества жизни человека и предлагают инновационные решения в медицине (термин «ядерная медицина» уже прочно вошел в обиход), ветроэнергетике, производстве композиционных материалов, аддитивных технологиях и многих других.
Вместе с тем, ядерная энергетика несет в себе и определенные угрозы. Безусловно, причиной тому объективные обстоятельства (последствия крупнейших аварий на АЭС в Чернобыле и Фукусиме), так как не менее опасны аварии и катастрофы на объектах ядерного топливного цикла. Основными поражающими факторами ядерных взрывов являются ионизирующее излучение, ударная волна и пожары. Крупные аварии и катастрофы на предприятиях ядерно-топливного цикла также часто сопровождаются пожарами.
Все выше изложенное обуславливает необходимость со стороны государства обеспечить ядерную и радиационную безопасность населения и страны в целом.
Цель исследования - провести комплексный анализ правовых основ государственной политики Российской Федерации в части обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
...
Изложенное в настоящей выпускной квалификационной работе, позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, ядерная безопасность - это «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности от потенциальных рисков и угроз ядерных аварий».
Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года необходимо дополнить понятиями ядерной и радиационной безопасности, которые не должны восприниматься как синонимы.
Во-вторых, ядерная безопасность является частью национальной безопасности и тесно связана с иными элементами ее структуры (экологической, энергетической, радиационной), а ее трансграничный характер обуславливает потребность изучения экологических рисков и возможности их правовой минимизации, а также международного правопорядка в этой сфере и внутригосударственных требований лидеров мировой атомной генерации.
Радиационная безопасность выступает в качестве «индикатора» состояния обеспечения ядерной безопасности. Важно иметь в виду то, что ядерная безопасность призвана создать такие условия эксплуатации объектов ядерно-энергетического комплекса, при которых обеспечивается радиационная защита окружающей среды, персонала и населения. Особое значение в области обеспечения ядерной безопасности имеет вопрос соотношения с экологической безопасностью. Обеспечение экологической безопасности направлено на реализацию возможности жить в безопасной среде, несмотря на существующие угрозы и опасности. Цель обеспечения благоприятной среды состоит в том, чтобы жить в благоприятных условиях.
В-третьих, правовую основу регулирования ядерной и радиационной безопасности составляет совокупность нормативно-правовых актов международного и национального законодательства. Радиационная безопасность в России достигается исполнением всех положений, правил и нормативов, заложенных в законодательные и нормативные документы, принятые в нашей стране, а также международных рекомендаций. Несмотря на наличие достаточного количества нормативных актов, а также различных концепций и стратегий, законодательство во всей области ядерной и радиационной безопасности носит целенаправленный характер. Большая часть каждого документа содержит узкие детали, но отсутствует определение основных понятий. Такая ситуация представляет угрозу ядерной и радиационной безопасности страны и общества в целом. В связи с этим представляется, что лучше всего объединить самые основные документы в одном коде и привести их в единую систему, основанную на четко определенных концепциях и категориях.
В-четвертых, обеспечение ядерной и радиационной безопасности в организационном аспекте представляет собой систему органов государственной власти и управления. Правовой статус полномочий Президента РФ следует рассматривать через те компетенции, которые были закреплены за Президентом РФ. Ростехнадзор представляет собой орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, уполномоченный на осуществление федерального надзора в области использования атомной энергии. Г оскорпорация «Росатом» ориентирована на эффективное выполнение законодательно определенных полномочий и функций в области управления использованием атомной энергии, первостепенной из которых является функция обеспечения безопасности и охраны окружающей среды при использовании атомной энергии.
...
1. Абаев Л.Ч., Олейник А.С. Антитеррористическая защита ядерно опасных объектов Российской Федерации: опыт и технологии. Сб. материалов / Российский институт стратегических исследований. М., 2011. 330 с.
2. Ананьев В.Ю., Барковский А.Н., Брук Г.Я. и др. Деятельность Роспотребнадзора по обеспечению радиационной безопасности населения Российской Федерации // В книге: Авария на АЭС «Фукусима-1»: организация профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения Российской Федерации. Санкт-Петербург, 2012. С. 52-119.
3. Белокрылова Е.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» / Под. ред. А.П. Анисимова. М., Саратов: «Ай Пи Эр Медиа», 2009. 280 с.
4. Богоненко В.А. Понятие ядерной безопасности: международные акты и национальное законодательство // В сборнике: Право, экономика и управление: состояние, проблемы и перспективы / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары, 2022. С. 228-236.
5. Бринчук М. М. Энергетическая безопасность и экологическое право // Экологическое право. 2007. № 4, 5. С. 8-14.
6. Бринчук М.М. Концепция устойчивого развития как методологическая основа цивилизационного развития // Государство и право. 2014. № 10. С. 16-20.
7. Вагина О.В., Гаевская Е.Ю., Савина Л.Я. Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности Российской Федерации // Бизнес, Менеджмент и Право. 2018. № 2. С. 27 - 29.
8. Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (Заключена в г. Вене 21.05.1963) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
9. Выпханова Г.В., Жаворонкова Н.Г. Правовое регулирование возмещения вреда окружающей среде в современных реалиях //Экологическое право. 2018. № 5. С. 12-14.
10. Грищенко А. И. Правовое регулирование развития и обеспечения безопасности атомной энергетики: российская инициатива // Энергетическое право. 2011. № 2. С. 29-32.
11. Грищенко А.И. Ядерное право России: Учебное пособие. М.: Юрист, 2017. 410 с.
12. Гудков И. В., Лахно П. Г. Энергетическая стратегия России в системе программных документов: внутригосударственные и международные аспекты // Энергетическое право. 2010. № 1. С. 9-14.
13. Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. Энергетическая безопасность в системе национальной безопасности // Право и безопасность. 2012. № 1 (41). С. 71-74.
14. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Теоретико-методологические проблемы правового обеспечения экологической, биосферной и генетической безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации // Lex russica. 2019. № 9. С. 96 - 108.
15. Зрелов А.П. О роли системы легальных дефиниций законодательства в формировании и развитии нравственных императивов современного общества // В сб.: Новые возможности юридической специализации: перспективные научно-практические разработки и исследования. Выпуск третий. М.: ЭкО-Онис, 2017. С. 103-107.
... всего 15 источников