СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА 7
1.1 Профессиональное развитие персонала в деятельности современной организации 7
1.2 Основные виды, методы и формы обучения персонала 13
1.3 Организация процесса обучения персонала и критерии его эффективности 24
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «МБК» 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «МБК» 32
2.2 Анализ системы управления персоналом в ООО «МБК» 47
2.3 Оценка системы профессионального развития персонала ООО «МБК» 59
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «МБК» 70
3.1 Оптимизация системы профессионального развития персонала в ООО «МБК» 70
3.2 Анализ социально-экономической эффективности проекта 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА 7
1.1 Профессиональное развитие персонала в деятельности современной организации 7
1.2 Основные виды, методы и формы обучения персонала 13
1.3 Организация процесса обучения персонала и критерии его эффективности 24
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «МБК» 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «МБК» 32
2.2 Анализ системы управления персоналом в ООО «МБК» 47
2.3 Оценка системы профессионального развития персонала ООО «МБК» 59
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «МБК» 70
3.1 Оптимизация системы профессионального развития персонала в ООО «МБК» 70
3.2 Анализ социально-экономической эффективности проекта 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
Актуальность исследования. Экономический кризис в России коснулся всех сфер деятельности, и, лишь немногие предприятия сохранили свой потенциал и продолжают развиваться в этих условиях. Одной из причин их успешности является эффективное управление персоналом. Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Для решения социально-экономических проблем страны необходимо поднять производительность труда, улучшить его качество, расширить производство. Это зависит от многих факторов, в числе которых одно из важнейших мест занимает обучение и развитие персонала.
Профессиональное развитие персонала - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения сотрудниками знаниями, навыками, умениями и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т. п. Профессиональное обучение - это процесс развития специфических навыков посредством специальных методов обучения. Обучение персонала обеспечивает соответствие профессиональных знаний и умений современным требованиям производства.
В условиях современного общества, которое характеризуется как постиндустриальное информационное, важнейшим ресурсом и ценностью является информация, а решающим фактором экономического роста и общественного прогресса - производственный интеллектуальный потенциал человека. Именно по этой причине в информационно и экономически развитых странах огромное внимание уделяется развитию персонала.
Возрастание влияния отдельного сотрудника, его индивидуальных особенностей на результаты деятельности всей организации определяет совокупность работников как человеческие ресурсы - важнейший фактор ее развития. Работников организации рассматривают как конкурентное богатство, которое необходимо развивать и мотивировать, чтобы достигать стратегические цели организации. Важнейшим инструментом развития человеческих ресурсов является внутрифирменное обучение. Именно обучение сотрудников позволяет наиболее результативно адаптироваться к процессам, происходящим в экономической, технологической и социальной сферах. Обучение направлено на поддержание уровня компетенции сотрудника, необходимого для обеспечения конкурентоспособности организации на рынке товаров и услуг. Кроме безусловной ценности для всей организации, внутрифирменное обучение представляет большую ценность для самого сотрудника, которая заключается в формировании способностей и навыков, востребованных на внешнем рынке труда, а также личной конкурентоспособности внутри организации.
Одновременно с этим, анализ поведения организаций в этой сфере свидетельствует об отсутствии системного подхода к разработке и реализации программ обучения сотрудников, включающего в себя постановку обоснованных целей, выбор адекватных методов обучения, детальный анализ результативности программ обучения и оценки качества процесса обучения.
Степень разработанности темы. Проблемам внутрифирменного обучения посвящены исследования многих отечественных и зарубежных ученых и практиков. Среди них работы: С.В. Акименко, О.С. Виханского, К. Грейсон Джексона, О'Делл Карла, И.Е. Рисина и других.
Проблема исследования заключается в противоречии между современными теоретическими и практическими разработками в области профессионального развития персонала и состоянием системы обучения сотрудников ООО «МБК».
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «МБК».
Предмет исследования - система профессионального развития сотрудников в Обществе с ограниченной ответственностью «МБК».
Цель исследования - разработка проекта совершенствования системы профессионального развития персонала в Обществе с ограниченной ответственностью «МБК».
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ существующих теорий профессионального развития персонала в организациях.
2. Исследовать кадровые процессы в ООО «МБК».
3. Проанализировать систему профессионального развития персонала в ООО «МБК».
4. Разработать проект оптимизации системы профессионального развития персонала в ООО «МБК» и обосновать его социально¬экономическую эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили подходы к анализу процессов внутрифирменного обучения, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных исследователей в области экономики труда, экономической социологии, социальной психологии, теории управления персоналом. Среди них необходимо отметить труды Н.А. Банько, Р.А. Белоусова, О.С. Виханского, Б.А. Карташова, А.Я. Кибанова, М.Б. Курбатовой, М.И. Магуры, Е.Г. Молл, Ю.Г. Одегова, Э.А. Уткина, В.Н. Ярской, Н.С. Яшина, P. Drucker, D. Kirkpatrick, M. Parlett и др.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Выявлены проблемы в области профессионального развития персонала в организациях на примере ООО «МБК».
2. Определены методы решения проблем в области профессионального развития сотрудников организации на примере ООО «МБК».
3. Разработана программа совершенствования системы профессионального развития на примере ООО «МБК», представляющая практический интерес для организаций подобного профиля.
Информационная база исследования включает в себя научные источники в виде данных и сведений из книг, журнальных статей, материалов научных конференций, семинаров; статистические источники; официальные документы (законодательные и другие нормативные акты); результаты расчетов проведенного исследования в ООО «МБК».
В процессе написания дипломного проекта были использованы следующие методы:
1) организационные методы - сравнительный, комплексный;
2) эмпирические методы - архивный метод, психологическое тестирование, SWOT-анализ, изучение нормативно-правовой базы, проектирование;
3) методы обработки данных - экономико-статистический анализ, качественный и количественный анализ;
4) метод интерпретации результатов исследования - структурный.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст исследования изложен на 90 страницах, иллюстрирован 14 таблицами, 2 рисунками. Список использованной литературы включает 62 наименования.
Профессиональное развитие персонала - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения сотрудниками знаниями, навыками, умениями и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т. п. Профессиональное обучение - это процесс развития специфических навыков посредством специальных методов обучения. Обучение персонала обеспечивает соответствие профессиональных знаний и умений современным требованиям производства.
В условиях современного общества, которое характеризуется как постиндустриальное информационное, важнейшим ресурсом и ценностью является информация, а решающим фактором экономического роста и общественного прогресса - производственный интеллектуальный потенциал человека. Именно по этой причине в информационно и экономически развитых странах огромное внимание уделяется развитию персонала.
Возрастание влияния отдельного сотрудника, его индивидуальных особенностей на результаты деятельности всей организации определяет совокупность работников как человеческие ресурсы - важнейший фактор ее развития. Работников организации рассматривают как конкурентное богатство, которое необходимо развивать и мотивировать, чтобы достигать стратегические цели организации. Важнейшим инструментом развития человеческих ресурсов является внутрифирменное обучение. Именно обучение сотрудников позволяет наиболее результативно адаптироваться к процессам, происходящим в экономической, технологической и социальной сферах. Обучение направлено на поддержание уровня компетенции сотрудника, необходимого для обеспечения конкурентоспособности организации на рынке товаров и услуг. Кроме безусловной ценности для всей организации, внутрифирменное обучение представляет большую ценность для самого сотрудника, которая заключается в формировании способностей и навыков, востребованных на внешнем рынке труда, а также личной конкурентоспособности внутри организации.
Одновременно с этим, анализ поведения организаций в этой сфере свидетельствует об отсутствии системного подхода к разработке и реализации программ обучения сотрудников, включающего в себя постановку обоснованных целей, выбор адекватных методов обучения, детальный анализ результативности программ обучения и оценки качества процесса обучения.
Степень разработанности темы. Проблемам внутрифирменного обучения посвящены исследования многих отечественных и зарубежных ученых и практиков. Среди них работы: С.В. Акименко, О.С. Виханского, К. Грейсон Джексона, О'Делл Карла, И.Е. Рисина и других.
Проблема исследования заключается в противоречии между современными теоретическими и практическими разработками в области профессионального развития персонала и состоянием системы обучения сотрудников ООО «МБК».
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «МБК».
Предмет исследования - система профессионального развития сотрудников в Обществе с ограниченной ответственностью «МБК».
Цель исследования - разработка проекта совершенствования системы профессионального развития персонала в Обществе с ограниченной ответственностью «МБК».
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ существующих теорий профессионального развития персонала в организациях.
2. Исследовать кадровые процессы в ООО «МБК».
3. Проанализировать систему профессионального развития персонала в ООО «МБК».
4. Разработать проект оптимизации системы профессионального развития персонала в ООО «МБК» и обосновать его социально¬экономическую эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили подходы к анализу процессов внутрифирменного обучения, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных исследователей в области экономики труда, экономической социологии, социальной психологии, теории управления персоналом. Среди них необходимо отметить труды Н.А. Банько, Р.А. Белоусова, О.С. Виханского, Б.А. Карташова, А.Я. Кибанова, М.Б. Курбатовой, М.И. Магуры, Е.Г. Молл, Ю.Г. Одегова, Э.А. Уткина, В.Н. Ярской, Н.С. Яшина, P. Drucker, D. Kirkpatrick, M. Parlett и др.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Выявлены проблемы в области профессионального развития персонала в организациях на примере ООО «МБК».
2. Определены методы решения проблем в области профессионального развития сотрудников организации на примере ООО «МБК».
3. Разработана программа совершенствования системы профессионального развития на примере ООО «МБК», представляющая практический интерес для организаций подобного профиля.
Информационная база исследования включает в себя научные источники в виде данных и сведений из книг, журнальных статей, материалов научных конференций, семинаров; статистические источники; официальные документы (законодательные и другие нормативные акты); результаты расчетов проведенного исследования в ООО «МБК».
В процессе написания дипломного проекта были использованы следующие методы:
1) организационные методы - сравнительный, комплексный;
2) эмпирические методы - архивный метод, психологическое тестирование, SWOT-анализ, изучение нормативно-правовой базы, проектирование;
3) методы обработки данных - экономико-статистический анализ, качественный и количественный анализ;
4) метод интерпретации результатов исследования - структурный.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст исследования изложен на 90 страницах, иллюстрирован 14 таблицами, 2 рисунками. Список использованной литературы включает 62 наименования.
В настоящее время непрерывное профессиональное развитие сотрудников является нормой для большинства передовых компаний мира, однако, для российских компаний, к сожалению, этот вопрос еще остается актуальным. Главным и определяющим условием экономического здоровья любой организации является ее способность приспосабливаться к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Поэтому, невзирая на достаточно сложное финансовое положение большинства российских компаний, расходы, связанные с образованием персонала, начинают рассматриваться как необходимые.
На фоне нестабильной экономической ситуации, особенно важными становятся «качественные» характеристики сотрудников, так как именно высококвалифицированный персонал с креативным мышлением может находить выход из любых нестандартных ситуаций, возникающих в процессе деятельности организации. Поэтому внедрение системы непрерывного обучения в рамках общей системы развития персонала позволяет получать сотрудникам знания и навыки, повышающие экономическую стоимость, как отдельного сотрудника, так и компании в целом.
Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все они делятся по различным признакам на группы: по степени динамичности восприятия информации - на активные и пассивные; по численности обучающихся - на индивидуальные и групповые; по месту проведения - на обучение на рабочем месте, вне его. Также стоит обратить внимание на то, что методы обучения можно сочетать между собой.
Чтобы мероприятия по обучению приносили выгоду не только сотрудникам, но и компании, которая инвестирует в это деньги, обучение должно проводиться системно, то есть включать полный цикл работ, начиная с выявления потребностей в обучении и заканчивая оценкой его эффективности.
Независимо от поставленных целей профессионального развития, сотрудники, которым предстоит обучение, должны их четко представлять и понимать, а также осознавать их важность для своего развития, и, как следствие, развития компании, только в этом случае, они будут высокомотивированы на обучение, что сделает его наиболее эффективным.
Чтобы обучение было эффективным, необходимо тщательно продумывать каждый его этап от выбора метода обучения до оценки его эффективности. Каждый этап обучения персонала является важным и требует высокого уровня исполнения.
Изучение системы обучения сотрудников проводилось на базе Общества с ограниченной ответственностью «МБК». При анализе системы профессионального развития сотрудников, выявлены следующие недостатки: отсутствие индивидуального подхода к каждому сотруднику, отсутствие программ обучения, направленных на развитие деловых и личностных качеств, а также умение преодолевать стрессовые ситуации в общении с клиентами. Основным недостатком существующей системы обучения является то, что обучение проводится только при поступлении на работу вновь принятых работников, и, далее, один раз в год, в преддверии проведения оценки персонала. Это влечет за собой нарушение одного из важнейших принципов профессионального развития - его непрерывности.
Был предложен ряд мер по устранению существующих проблем в организации системы профессионального развития сотрудников ООО «МБК», разработан график проведения мероприятий, назначены ответственные лица.
Далее была рассчитана стоимость совокупности мероприятий по совершенствованию системы обучения сотрудников, которая составила 102000 рублей.
Коэффициент экономической эффективности проекта равен 1,19.
Социальная эффективность заключается в том, что при реализации данных мероприятий произойдет: повышение уровня мотивации сотрудников; повышение уровня стрессоустойчивости сотрудников; укрепление корпоративной культуры организации; повышение уровня коммуникативных навыков; удовлетворенность работой и собой; реализация и развитие индивидуальных способностей сотрудников.
Повышение квалификации и своевременное развитие персонала в ООО «МБК» обеспечит организации развитие высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, что отразится на увеличении прибыли и рентабельности компании в будущем.
На фоне нестабильной экономической ситуации, особенно важными становятся «качественные» характеристики сотрудников, так как именно высококвалифицированный персонал с креативным мышлением может находить выход из любых нестандартных ситуаций, возникающих в процессе деятельности организации. Поэтому внедрение системы непрерывного обучения в рамках общей системы развития персонала позволяет получать сотрудникам знания и навыки, повышающие экономическую стоимость, как отдельного сотрудника, так и компании в целом.
Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все они делятся по различным признакам на группы: по степени динамичности восприятия информации - на активные и пассивные; по численности обучающихся - на индивидуальные и групповые; по месту проведения - на обучение на рабочем месте, вне его. Также стоит обратить внимание на то, что методы обучения можно сочетать между собой.
Чтобы мероприятия по обучению приносили выгоду не только сотрудникам, но и компании, которая инвестирует в это деньги, обучение должно проводиться системно, то есть включать полный цикл работ, начиная с выявления потребностей в обучении и заканчивая оценкой его эффективности.
Независимо от поставленных целей профессионального развития, сотрудники, которым предстоит обучение, должны их четко представлять и понимать, а также осознавать их важность для своего развития, и, как следствие, развития компании, только в этом случае, они будут высокомотивированы на обучение, что сделает его наиболее эффективным.
Чтобы обучение было эффективным, необходимо тщательно продумывать каждый его этап от выбора метода обучения до оценки его эффективности. Каждый этап обучения персонала является важным и требует высокого уровня исполнения.
Изучение системы обучения сотрудников проводилось на базе Общества с ограниченной ответственностью «МБК». При анализе системы профессионального развития сотрудников, выявлены следующие недостатки: отсутствие индивидуального подхода к каждому сотруднику, отсутствие программ обучения, направленных на развитие деловых и личностных качеств, а также умение преодолевать стрессовые ситуации в общении с клиентами. Основным недостатком существующей системы обучения является то, что обучение проводится только при поступлении на работу вновь принятых работников, и, далее, один раз в год, в преддверии проведения оценки персонала. Это влечет за собой нарушение одного из важнейших принципов профессионального развития - его непрерывности.
Был предложен ряд мер по устранению существующих проблем в организации системы профессионального развития сотрудников ООО «МБК», разработан график проведения мероприятий, назначены ответственные лица.
Далее была рассчитана стоимость совокупности мероприятий по совершенствованию системы обучения сотрудников, которая составила 102000 рублей.
Коэффициент экономической эффективности проекта равен 1,19.
Социальная эффективность заключается в том, что при реализации данных мероприятий произойдет: повышение уровня мотивации сотрудников; повышение уровня стрессоустойчивости сотрудников; укрепление корпоративной культуры организации; повышение уровня коммуникативных навыков; удовлетворенность работой и собой; реализация и развитие индивидуальных способностей сотрудников.
Повышение квалификации и своевременное развитие персонала в ООО «МБК» обеспечит организации развитие высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, что отразится на увеличении прибыли и рентабельности компании в будущем.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ
БЕЛГОРОДСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ №8592/0723 ПАО «СБЕРБАНК
РОССИИ»)
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - «Совершенствование системы профессионального развитии персонала в
научно-исследовательской сфере (на примере АО «НИИФИ»)»
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Современные тенденции профессионального развития персонала на предприятии
Бакалаврская работа, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Совершенствование системы профессионального развития персонала АО «НПК «Уралвагонзавод»
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Профессиональное развитие персонала в организации
Бакалаврская работа, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Анализ системы управления развитием персонала организации (на
примере ООО «Марат»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО МАСТЕР-ПИЦЦА», Г.БЕЛОВО)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование системы профессиональной адаптации персонала к условиям работы ( на примере ФКУ СИЗО - 1 ГУФСИН России по Красноярскому Краю)
Бакалаврская работа, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Разработка мероприятий по развитию персонала организации (на примере ООО «СКТБ «Пластик»)
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



