Работа в формате PDF
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Анализ литературных источников по проблеме исследования 8
1.1 Возрастные и физиологические и психологические особенности развития организма детей 6-7 лет 8
1.2 Понятие о двигательных способностях 10
1.3 Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей 6-7 лет 14
1.4. Характеристика футбола 18
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 22
2.1 Задачи исследования 22
2.2 Методы исследования 22
2.3 Организация исследования 24
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 26
3.1 Методика проведения занятий по футболу для развития двигательных способностей слабовидящих детей 6-7 лет 26
3.2 Обоснование эффективности методики проведения занятий по футболу для развития двигательных способностей слабовидящих детей 6-7 лет .. 33
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложение А «Картотека упражнений» 46
Актуальность исследования. По статистическим данным каждый год количество детей с различными проблемами со здоровьем растет. Данные ВОЗ неутешительны с каждым годом наблюдается рост количества слепых и слабовидящих людей, так в мире уже свыше 2,2 миллиарда слепых и слабовидящих людей, при этом из них 1,4 млн. – это дети, которые необратимо слепы. При этом ежегодно количество слепых увеличивается на 3-6% в год. В
России количество слепых растет на 4% в год. По данным статистики на 2023 год в России насчитывается почти 10% инвалидов по зрению от общего количества граждан.
Слабовидящие дети – это группа детей, у которых острота зрения позволяет различать предметы, не видя их четкого очертания. Слабовидящие дети сильно отличаются от своих сверстников, им требуется больше внимания,
другие подходы к обучению, другие навыки, чем сверстникам нормальным зрением. У слабовидящих детей, как правило, в большей степени развиваются другие органы чувств, с помощью которых они познают окружающий мир.
Приобретение знаний и методы обучения слабовидящих детей различаются и зависят от индивидуальной степени нарушения зрения.
Дети с нарушением зрения отстают в физическом развитии по сравнению со своими сверстниками, у которых такого нарушения нет. У слабовидящих детей 6-7 лет снижен уровень общей двигательной активности, скоростных способностей, силы всех мышечных групп. Так же нарушена координационная
способность, пространственно-временная ориентация, снижен уровень подвижности в суставах.
Перед педагогами стоит задача создать условия для оптимального двигательного режима слабовидящих детей, которые нуждаются в оздоровительных тренировках. Оптимальный двигательный режим слабовидящих детей – это основа для их здоровья.
При организации занятий физического воспитания с слабовидящими детьми педагог должен учитывать не только возрастные особенности детей, но также знать и понимать методику оздоровительных занятий с детьми с нарушениями зрения.
Слабовидящие дети могут случайно травмироваться на занятии
физкультурой, для занятий с такими детьми подойдут только специальные методы развития двигательных способностей. Развитие двигательных способностей слабовидящих детей возможно средствами адаптивной физической культуры. Педагог должен понимать, что слабовидящие дети отстают в физическом развитии от детей в норме и нуждаются в специальных
условиях.
Футбол – это вид спорта, который, с одной стороны, оказывает содействие общему развитию человека, с другой стороны, это реальная нагрузка на организм, потому что эта игра требует динамичной ациклической активности разной мощности, от экстремальной до средней, с разной интенсивностью,
продолжительностью и последовательностью из грузов.
Футбол не только помогает развивать физические качества, но и
способствует социальной интеграции слабовидящих дошкольников. Игра в футбол способствует развитию коммуникативных навыков и командной работы.
Занятия футболом могут помочь слабовидящим детям улучшить свое психологическое состояние, повысить самооценку и уверенность в себе. Организация оздоровительных занятий в детском саду представлена в исследованиях Е.А. Бабенковой, Е.А. Замашкиной, А.А. Давыдовой, О.М. Федоровской. Значение футбола в развитии детей рассмотрено в работах Б.П. Абдулаевой, К.К. Бондаренко, Ю.Н. Ермаковой, Р.Г. Игнатушкина, а возможности организации оздоровительных занятия средствами футбола в детском саду освещены в исследованиях П.В. Губского, А.С. Кудрявцевой.
Проведенный анализ показал, что несмотря на явные достоинства футбола в развитии двигательных способностей слабовидящих детей 6-7 лет средствами футбола, практических исследований, посвященной этой теме на современном этапе не так много...
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и
позволило сделать следующие выводы:
Период 6-7 лет является наиболее благоприятным для процесса развития
двигательных способностей.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема
развития двигательных способностей у слабовидящих детей является сложной.
Педагог должен понимать, что не всегда слабовидящие дети могут правильно
понимать, как правильно выполнять упражнения. Таким образом, физическое
развитие слабовидящих детей необходимо и только благодаря систематическим
занятиям физкультурой и спортом дети смогут развиваться гармонично, что в
последствии позволит компенсировать их недостаток развития.
Была разработана методика развития двигательных способностей
слабовидящих мальчиков 6-7 лет средствами футбол эффективна и может быть
использована педагогами адаптивного физического воспитания. Оценку
разработанной методики проводили с помощью тестирования двигательных
способностей слабовидящих мальчиков.
Обобщенно полученные результаты на контрольном этапе выглядят
следующим образом:
− уровень быстроты детей ЭГ в сравнении с группой детей КГ улучшились
с 7,9 сек. до 7,3 сек. В КГ существенных улучшений не наблюдается,
поскольку изменения слишком незначительны с 7,8 сек до 7,7 сек;
− уровень силовых качеств детей ЭГ в сравнении с группой детей КГ
улучшились с 259,3 см. до 276,1 см. В КГ существенных улучшений не
наблюдается, поскольку изменения слишком незначительны с 263,4 см до
265,2 см;
− уровень гибкости детей ЭГ в сравнении с группой детей КГ улучшились
с 7,6 см. до 8,3 см В КГ существенных улучшений не наблюдается,
поскольку изменения слишком незначительны с 7,5 см до 7,6 см.
42
− уровень выносливости «детей ЭГ в сравнении с группой детей КГ
улучшились с 10,9 сек. до 9,6 сек. В КГ существенных улучшений не
наблюдается, поскольку изменения слишком незначительны с 11,1 сек до
10,7 сек;
−уровень силовых качеств в ЭГ в сравнении с группой детей КГ
улучшились с 23,4 раз. до 30,1 раз. В существенных улучшений не
наблюдается, поскольку изменения слишком незначительны с 22,1 раз до
23,2 раз.
Таким образом, полученные результаты дают возможность утверждать,
что разработанная методика развития двигательных способностей слабовидящих
мальчиков 6-7 лет средствами футбол эффективна и может быть использована
педагогами адаптивного физического воспитания.
1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 447 с.
2. Бахвалова Е. С. Физические и психические особенности детей дошкольного возраста в перспективе обучения // Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 436-438. URL: https://moluch.ru/archive/114/29609/ (дата обращения: 25.08.2023).
3. Гимазов Р. М. Состав и структура двигательных способностей человека // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. №11 (129). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostav-i-struktura-dvigatelnyh-sposobnosteycheloveka (дата обращения: 25.08.2023).
4. Германов Г. Н. Начальное физкультурное образование: учебное пособие для вузов. М. : Издательство Юрайт, 2023.426 с.
5. Демидова И. В. Возрастные особенности и развитие двигательных способностей младших школьников // Молодой ученый. 2020. № 9 (299). С. 186- 188. URL: https://moluch.ru/archive/299/67773/ (дата обращения: 11.12.2023).
6. Доскин В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. 3-е изд. М.: Просвещение, 2004. 110 с.
7. Лукьяненко В. П. Терминологическое обеспечение развития физической культуры в современном обществе: монография. М.: Советский спорт, 2008. 168 с.
8. Мардахаев Л. В. Специальная педагогика: учебник для среднего профессионального образования. М.: Издательство Юрайт, 2023.447 с.
9. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: общие основы теории и методики физического воспитания: учебник. 3-є изд., перераб. и доп. М. : Физкультура и спорт ; СпортАкадемПресс, 2008. 412 с.
10. Морозова Л. Д. Теория и методика физического развития дошкольников: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2022. 167 с. 44
11. Методические рекомендации по развитию физических качеств детей младшего школьного возраста с нарушением зрения: рекомендации для педагогов и родителей детей младшего школьного возраста с нарушением зрения / Н.Ф. Князькова, А.А. Лысова. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос.уман.-пед. унта, 2021. 44 с.
12. Орусбаева Т. А. Об особенностях развития ребенка с нарушением зрения // Проблемы Науки. 2016. №19 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osobennostyah-razvitiya-rebenka-s-narusheniemzreniya (дата обращения: 25.08.2023).
13. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования : учебно-методич. пособие / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова, Л. И. Плаксина. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. 254 с.
14. Паламарчук А. С. Развитие координационных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения игре в футбол. Нефтеюганск: МБДОУ «Детский сад № 13 «Чебурашка», 2021. 30 с.
15. Ростомашвили Л. Н. Коррекция двигательных нарушений детей с депривацией зрения средствами адаптивного физического воспитания. СПб.: АФК НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 1999...20