Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у детей 3-5 лет с задержкой психического развития умения употреблять пространственные предлоги посредством виммельбуха

Работа №138356

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы51
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей с задержкой психического развития умения употреблять пространственные предлоги посредством виммельбуха 9
1.1 Особенности формирования у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития умения употреблять пространственные предлоги 9
1.2 Возможности виммельбуха в формировании у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
умения употреблять пространственные предлоги 15
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 3-5 лет с задержкой психического развития умения употреблять пространственные предлоги посредством виммельбуха 19
2.1 Выявление уровня сформированности умения употреблять пространственные предлоги у детей 3-5 лет с задержкой психического развития 19
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 3-5 лет с задержкой психического развития умения употреблять пространственные предлоги посредством виммельбуха 27
2.3 Оценка динамики формирования умения употреблять пространственные предлоги у детей 3-5 лет с задержкой психического развития 39
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение А Характеристика выборки исследования 49
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 50
Приложение В Результаты исследования на контрольном этапе 51

Актуальность исследования обусловлена существенным ростом дошкольников с задержкой психического развития. Уполномоченный при президенте России по правам ребенка А. Кузнецова отметила, что за последний 2022 год количество дошкольников с задержкой психического развития выросло на 9,4%.
В структуре дефекта у детей с задержкой психического развития отмечаются нарушения «грамматического строя речи, которые проявляются в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, в искажении общей картины речевого развития». Вопросы формирования у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития умения употреблять пространственные предлоги изучались такими авторами, как Е.А. Игнатьева, Н.А. Позднякова, О.О. Рогалева, О.С. Яцель. В исследованиях данных авторов выявлено, что дети с задержкой психического развития в связи с недоразвитием познавательной деятельности испытывают трудности в употреблении предложно-падежных конструкций, не обладают навыками употребления пространственных предлогов и не умеют правильно оформлять свою речь.
В связи с этим проблема определения специальных средств формирования умения употреблять пространственные предлоги у детей с задержкой психического развития остается актуальной. В данном исследовании в качестве такого средства мы рассматриваем виммельбух. «Виммельбух - это книга для рассматривания, без текста, но с яркими и детализированными иллюстрациями: персонажи, предметы, сюжетные линии объединены на иллюстрациях в единую смысловую композицию».
Целенаправленное формирование у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития умения употреблять пространственные предлоги посредством виммельбуха имеет большое значение в специальной педагогике. Стимулирование интереса детей с задержкой психического развития к книжкам с занимательными картинками позволит в легкой и интересной форме формировать у детей с задержкой психического развития умения употреблять пространственные предлоги.
Выбор возраста детей (3-5 лет) в нашем исследовании обусловлен особенностями экспериментальной выборки - разновозрастная группа МБУ детского сада № 56 «Красная гвоздика» г.о. Тольятти.
«Анализ психолого-педагогических исследований и педагогической практики позволил определить противоречие: между необходимостью формирования у детей 3-5 лет с задержкой психического развития умения употреблять пространственные предлоги и недостаточным использованием» инновационных интерактивных средств в решении данной коррекционной задачи, в частности, недостаточным использованием возможностей виммельбуха.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности виммельбуха как средства формирования у детей 3-5 лет с задержкой психического развития умения употреблять пространственные предлоги?
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 3-5 лет с задержкой психического развития умения употреблять пространственные предлоги посредством виммельбуха».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 3-5 лет с задержкой психического развития умения употреблять пространственные предлоги посредством виммельбуха.
Объект исследования: процесс формирования у детей 3-5 лет с задержкой психического развития умения употреблять пространственные предлоги...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В исследовании были проанализированы и дана характеристика специфических особенностей психического развития детей с задержкой психического развития (В.Ю. Игнатова, К.С. Лебединская, Г.Е. Сухарева); рассмотрены положения исследований по проблеме нарушений грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития (С.В. Зорина, Н.В. Скоробогатова, Д.И. Лоханева); представлены работы в области использования виммельбуха как средства развития речи детей (Н.А. Ильина, О.И. Нурбобоева, Т.И. Павлючук, Л.П. Пронина, И.В. Полонская, А.А. Хвостикова, И.С. Шкоренкова, О.С. Чера).
Проведенный теоретический анализ показал, что у детей с ЗПР наблюдаются различные проблемы в формировании умения употреблять пространственные предлоги. Исследование определило, что виммельбух - это возможное средство для формирования у детей 3-5 лет с ЗПР умения употреблять пространственные предлоги.
В констатирующем эксперименте выявлен уровень сформированности умения употреблять пространственные предлоги у детей 3-5 лет с ЗПР. Эксперимент был проведен на базе МБУ детский сад № 56 «Красная гвоздика» г.о. Тольятти. В данном исследовании приняли участие 12 детей 3¬5 лет с задержкой психического развития, 6 детей в возрасте 3-4 лет и 6 детей в возрасте 4-5 лет.
С опорой на исследования О.С. Яцель выбраны показатели и диагностические методики для оценки умения употреблять пространственные предлоги у детей 3-5 лет с задержкой психического развития.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что необходимо разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 3-5 лет с задержкой психического развития умения употреблять пространственные предлоги посредством виммельбуха.
Согласно гипотезе исследования формирующий этап эксперимента проводился поэтапно:
- подобраны тематические виммельбухи, доступные для восприятия детьми младшего и среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- определены и дифференцированы в соответствии с возрастными особенностями приемы работы с материалами виммельбуха, направленные на формирование умения употреблять пространственные предлоги;
- приемы работы с виммельбухами включены в коррекционные занятия с учителем-логопедом и совместную деятельность воспитателя с детьми.
Контрольный эксперимент проводился с целью выявления динамики формирования умения употреблять пространственные предлоги детей 3-5 лет с задержкой психического развития.
Результаты показывают, что в группе детей 3-4 лет и 4-5 лет преобладает показатель частичной сформированности умения употреблять пространственные предлоги (66%). Показатель несформированности снизился на 32%, а частичной сформированности вырос на 32%. Показатель сформированности умений не изменился и составил 0%.
Таким образом, выявленная нами положительная динамика доказывает результативность виммельбуха как средства формирования у детей 3-5 лет с ЗПР умения употреблять пространственные предлоги. Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.


1. Бондарева О. С. Особенности творческого воображения у детей с
задержкой психического развития // Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 697-700. URL: https://moluch.ru/archive/101/22731/(дата обращения: 15.04.2023.
2. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб.пособие. М. : Изд-во НЦ ЭНАС; М. : 2001. 136 с.
3. Запесочная Е. А. Увлекательные истории в картинках из жизни маленького городка Мирославля. М. : Айрис-пресс, 2017.
4. Игнатова В. Ю. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Молодой ученый. 2022. №51 (446). С. 182-184. URL:
https://moluch.ru/archive/446/98220/(дата обращения: 10.05.2023).
5. Игнатьева Е. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонением в развитии. М. : Владос, 2004. 304 с.
6. Ильина Н. А., Нурбобоева О. И. Разработка вариативной модели
образовательной среды для освоения детьми социокультурного опыта в рамках сетевой инновационной площадки "вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста" // Инновационная наука. 2021. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-variativnoy-modeli-obrazovatelnoy- sredy-dlya-osvoeniya-detmi-sotsiokulturnogo-opyta-v-ramkah-setevoy- innovatsionnoy(дата обращения: 10.05.2023).
7. Зорина С. В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития :автореф. дис. канд. пед. наук. СПб. 1998. 129 с.
8. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: учебное пособие. М. : Издательство Московского университета, 2011. 148 с.
9. От первых слов до первых фраз». Технология Виммельбух - современный подход к организации речевого развития дошкольника (методический и практический материал для педагогов ДОО)/сост.: Л.П. Пронина, О.С. Чера, И.В. Полонская Новороссийск: МБДОУ ЦРР детский сад №4 м.о. г.Новороссийск, 2022. 44 с.
10. Павлючук Т. И. Виммельбух — универсальный инструмент развития речи учащихся. Технология работы педагога // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, апрель 2020 г.). Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. С. 37¬39. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15750/(дата обращения: 10.05.2023).
11. Павалаки И. Ф., Рассказова Н. П. Классификации задержки
психического развития и перспективы обучения // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2012. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsii-zaderzhki-psihicheskogo-razvitiya-i- perspektivy-obucheniya(дата обращения: 03.05.2023).
12. Позднякова Н. А. Задержка психического развития, как результат
неправильного воспитания ребенка (последствия депривации) // Молодой ученый. 2017. №47.1 (181.1). С. 126-129. URL:
https://moluch.ru/archive/181/46621/(дата обращения: 03.05.2023).
13. Рогалева О. О. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития дошкольного возраста // Проблемы педагогики. 2016. №8 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZobschaya-
psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo- razvitiya-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 10.05.2023).
14. Столярова В. В. Пространственные предлоги и наречия в русском языке: семантические различия // Вестник Московского университета. Серия
9. Филология. 2015. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/prostranstvennye- predlogi-i-narechiya-v-russkom-yazyke-semanticheskie-razlichiya (дата обращения: 10.05.2023).
15. Соколова Е. В. Психология детей с задержкой психического развития : учеб.пособие. М. : Сфера, 2009. 320 с..(20)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ