Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста 8
1.1 Сущность и характеристика познавательных универсальных
учебных действий в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Проектная деятельность в начальной школе и ее потенциал для формирования познавательных универсальных учебных действий 13
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности 18
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников 18
2.2 Содержание работы по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности 32
2.3 Анализ результатов исследования 36
Заключение 48
Список используемой литературы 52
Приложение А Характеристика выборки исследования 55
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 56
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 58
В настоящее время система российского школьного образования претерпевает серьезные изменения ввиду внедрения новых Федеральных государственных стандартов, изменения требований к результатам образования, внедрения личностно-ориентированной модели обучения, совершенствования приемов и методов педагогического воздействия. В рамках системы начального школьного образования особую значимость представляют познавательные универсальные учебные действия, так как по сути являются системой взаимосвязанных и взаимозависимых способов и приемов познания, изучения объектов и явлений окружающей действительности.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя различного рода приемы и методы осуществления самостоятельного поиска, активного исследования, совокупность операций, ориентированных на первичную обработку, анализ, систематизацию, обобщение, сравнение, классификацию, сохранение и воспроизведение информации и учебного материала. Согласно ФГОС НОО, в систему познавательных универсальных учебных действий входят: общеучебные и логические действия и операции, умения постановки и решения учебной проблемы.
Проблема, связанная с формированием универсальных учебных действий, изучалась разными исследователями. Авторы, разработавшие концепцию развития универсальных учебных действий: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина. Данная концепция опирается на теоретических положениям системного деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Теоретические основы формирования познавательных умений изучались А.В. Ивановой, А.Ю. Кортиковой, О.В. Каликиной.
Проектная деятельность является одним из эффективным средств формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. В последнее время область применения этой методики существенно расширилась, и она набирает популярность и у педагогов школьного образования. Цель и задача проектов - способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. Все это приводит к формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над проектом.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников и недостаточным использованием проектной деятельности в ходе этого развития.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности проектной деятельности в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности».
Цель исследования: разработать содержание проектной деятельности, способствующее формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников, и проверить его эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста в ходе проектной деятельности...
В ходе изучения теоретических аспектов проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста нами выявлено, что термином «универсальные учебные действия» обозначают общие умения детей - школьников по изучению предметов, а также степень активности каждого ученика в ходе образования. Познавательные логические универсальные учебные действия можно определить, как разнообразие способов изучения объектов окружающей реальности, навыки самостоятельного всестороннего исследования и поиска информации, а также умения не только найти информацию, но и систематизировать, обработать и обобщить ее. В период младшего школьного возраста важное значение имеет улучшение образных форм изучения окружающего мира - процессов восприятия, образного мышления и воображения. В ходе обучения логическое мышление начинает характеризоваться гибкостью, возникает критичность в отношении своей деятельности.
Под проектной деятельностью понимают такую целенаправленную, специально организованную деятельность по обучению детей, отличительными чертами которой являются групповой способ ее организации, и полная самостоятельность в деятельности детей. При активном участии младших школьников в проектах происходит освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде. В проектной деятельности особое внимание должны уделять универсальным учебным действиям на каждом этапе образования.
На констатирующем этапе исследования обнаружено, что у 45% детей можно диагностировать низкий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Ребенок не демонстрирует развитых навыков синтеза или анализа. Даже при помощи взрослого несоответствий на предъявленном материале не обнаруживает, на уточняющие вопросы не отвечает, попыток выполнить задание нет. Ребенок не демонстрирует развитых навыков сравнения. Даже при помощи взрослого не может обнаружить различия групп предъявляемых объектов, сходства также установить не в состоянии. Отсчитать объекты по вербальной инструкции не в состоянии, постоянно путается при отсчете, на вопросы педагога о ходе действий в процессе задания ответить не может. Ребенок не может верно определить тип представленной педагогом задачи даже после подсказки. В задании разобраться не может, инструкцию не понимает. Найти наиболее рациональный способ решения предъявленной задачи также не может. Ребенок не может верно определить количество слов в предложении даже после подсказки. В задании разобраться не может, инструкцию не понимает.
У 55% наблюдается средний уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Ребенок демонстрирует частично развитые навыки синтеза или анализа. Сам может найти только самые бросающиеся в глаза неточности. При помощи взрослого обнаруживает все несоответствия на предъявленном материале, на уточняющие вопросы отвечает не развернуто, кратко, аргументация своего мнения слабая. Ребенок демонстрирует частичные навыки сравнения. При помощи взрослого может обнаружить все различия групп предъявляемых объектов, сходство также установить может только после подсказки. Отсчитать объекты по вербальной инструкции не в состоянии без постороннего вмешательства, постоянно путается при отсчете, на вопросы педагога о ходе действий в процессе задания отвечает кратко, не развернуто, аргументация слабая. Ребенок может верно определить тип представленной педагогом задачи после подсказки. В задании разобраться может также только при помощи взрослого, инструкцию не понимает. Найти наиболее рациональный способ решения предъявленной задачи может после небольшой подсказки. Ребенок может верно определить количество слов в предложении только после подсказки.....
1. Алябьева Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 7-8 лет. М.: ТЦ Сфера, 2019. 112 с.
2. Белопольская Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний). Руководство по использованию. М.: «Когито-Центр», 2019. 213 с.
3. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей школьников. М.: ВЛАДОС, 2023. 400 с.
4. Бернштейн Н. А. Последовательность событий [Электронный
ресурс]. URL ://https://multiurok.ru/files/posliedovatiel-nost-sobytii-n-a-
biernshtiein.html (дата обращения: 19.01.2023).
5. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. Логико-психологический анализ. М.: Наука, 2019. 203 с.
6. Венгер А. Л. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 2019. 127 с.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. Соч. Т. 2. М.: Педагогика, 2020. 68 с.
8. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. М.: Эксмо, 2019. 277 с.
9. Георгиев Л. С. Формирование начальных математических понятий у детей: Автореферат дисс., представл. на соискание учен.степени кандидата пед. наук по психологии. М.: [б. и.], 2020. 20 с.
10. Головин С. Ю Словарь практического психолога. М.: Харвест, 2018. 226 с.
11. Ерофеева Т. И. Математика для младших школьников: конспект. М.: Эксмо, 2020. 108 с.
12. Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. М.: Просвещение, 2022. 176 с.
13. Ильичев Л. Ф. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
14. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: Просвещение, 2019. 191 с.
15. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста. М.: Эксмо, 2020. 237 с...(30)