Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования межличностных отношений младших школьников 6
1.1 Понятие и характеристика межличностных отношений
младших школьников в педагогике 6
1.2 Особенности формирования межличностных отношений
младших школьников 10
1.3 Роль учителя и совместной деятельности в формировании
межлично стных отношений 14
Глава 2 Опытно-практическая работа по формированию межличностных отношений младших школьников посредством создания педагогических условий 20
2.1 Диагностика межличностных отношений младших
школьников: констатирующий эксперимент 20
2.2 Организация и проведение комплексных мероприятий для формирования межличностных отношений:
формирующий эксперимент 26
2.3 Анализ результатов практической работы: контрольный
эксперимент 32
Заключение 36
Список используемой литературы 37
Межличностные отношения играют важную роль в жизни ребенка, особенно на этапе начального образования. Они служат основой для эмоционального благосостояния ребенка, которое, в свою очередь, существенно влияет на общий психологический климат в детской группе. В данной фазе жизни происходит активное становление личности. Способность младшего школьника эффективно налаживать и поддерживать социальные контакты с окружающими прямо коррелирует с его последующей активностью и адаптацией. Совокупность этих межличностных отношений определяет социально-психологическую атмосферу в классе и закладывает основу для дальнейшего развития и социализации ребенка.
Целью исследования является разработка комплекса мероприятий, направленных на позитивное укрепление межличностных отношений учащихся начальных классов.
Объектом исследования являются межличностные отношения детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются образовательные условия как инструменты для стимулирования межличностных отношений среди младших школьников.
Гипотеза исследования: формированию межличностных отношений младших школьников способствуют внеклассные мероприятия, подготовленные с учетом возрастных особенностей учащихся.
Задачи исследования.
1. Раскрыть сущность понятия межличностных отношений в педагогических условиях и выявить факторы, которые способствуют их становлению.
2. Выявить психологические особенности младших школьников.
3. Оценить текущий уровень межличностных отношений среди младших школьников на начальном этапе практического исследования.
4. Установить, протестировать и оценить эффективность комплекса мероприятий, направленных на развитие межличностных отношений у учащихся начальных классов.
Теоретические методы исследования: изучение и анализ научной литературы, посвященной проблеме становления межличностных отношений младших школьников.
Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, констатирующий эксперимент, контрольный эксперимент, формирующий эксперимент.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 2 рисунка, 1 таблицу, список литературы (28 наименований). Основной текст работы изложен на 40 страницах.
Изучение формирования межличностных отношений в раннем школьном возрасте актуально из-за интенсивного развития личности в этот период. Успешное общение с окружающими влияет на всю последующую жизнедеятельность. В этом возрасте основы общения, сотрудничества и взаимодействия в коллективе только закладываются.
Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности создания педагогических условий для развития межличностных отношений у учащихся младших классов. Для этого был проведен анализ научной и методической литературы, выявлены ключевые позиции в педагогической науке по данной проблеме.
Межличностные отношения в данном контексте понимаются как любые взаимоотношения между индивидами или группами, проявляющиеся в социальных взаимодействиях. Эти отношения имеют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений, включают в себя не только психологические особенности возраста, но и социокультурный контекст. Взрослые (родители и учителя) играют ключевую роль в этом процессе.
Особенно важно, что отношения формируются в процессе совместной деятельности, такой как учеба или внеклассные мероприятия. В ходе исследования были определены критерии и показатели развития межличностных отношений, выбраны соответствующие методики. Результаты показали необходимость работы по формированию межличностных отношений среди учащихся младших классов.
На основе этих данных были разработаны педагогические условия для улучшения межличностных отношений, и анализ показал положительную динамику по всем исследованным критериям.
1. Андреева Г. М. Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия : Теоретические подходы : учебное пособие. М. : Аспект Пресс, 2001. 286 с.
2. Газман О. С., Новикова Л. И. Детский коллектив как субъект воспитания // Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли / под ред. А. Ю. Гордина. М. : Педагогика, 1973. 71109 с.
3. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб. : Питер, 2000. 152 с.
4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 2001. 245 с.
5. Дружинин В. Н. Психология : учебник для гуманитарных вузов. М. : Питер, 2009. 652 с.
6. Дьяченко В. К. Новая дидактика. М. : Народное образование, 2001. 496 с.
7. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология / Под ред. И. В. Дубровиной. М. : Просвещение, 1999. 464 с.
8. Емельянова И. Г. Особенности межличностных отношений в современных младших школьников. М. : Новая школа, 2015. 35-38 с.
9. Исхакова Л. Р., Мельниченко Я. И. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений младших школьников // Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике. 2021. С. 50-52.
10. Казанцева В. А., Кравец С. С. Проблема межличностных отношений в гетерогенных группах и коллективах // Проблемы и достижения современной науки. 2016. № 1 (3). С. 40-43.
11. Клепцова Е.Ю. Виды межличностных взаимоотношений / Е. Ю. Клепцова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 2 (13). С. 382-387.
12. Котова И. С. Психологические особенности межличностных отношений младших школьников // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании. 2023. С. 51-55.
13. Кузнецова П. В. Об особенностях межличностных отношений младших школьников в инклюзивном классе / П. В. Кузнецова // Вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Прага, 17 мая 2023 года. Нефтекамск : Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2023. С. 130-133.
14. Лебеденкова А. И. Особенности формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста / А. И. Лебеденкова // Социальные отношения. 2020. № 3(34). С. 49-58.
15. Михалькова Е. С. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста / Е. С. Михалькова // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 5(28). С. 5-7.
... всего 28 источников