Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретический анализ институциональной основы обеспечения конституционного права граждан на обращение 8
1.1 История появления и эволюция института обращений граждан 8
1.2 Определение, суть и содержание конституционного права граждан
на обращение 20
1.3 Классификация обращений граждан в органы государственной и
муниципальной власти 31
Глава 2 Конституционно-правовое регулирование реализации конституционно-правовое регулирование реализации конституционного права на обращения в Российской Федерации 38
2.1 Юридические механизмы осуществления конституционного права
граждан на обращения в органы государственной власти 38
2.2 Процедуры осуществления и обеспечения права обращения граждан
в органы государственной и муниципальной власти 44
Глава 3 Гарантии защиты права граждан на обращение в Российской Федерации 54
3.1 Правовая ответственность за нарушение права граждан на
обращение в органы государственной власти 54
3.2 Совершенствование нормативно-правового регулирования права
граждан на обращение: ключевые направления 60
Заключение 68
Список используемой литературы и используемых источников 71
Актуальность темы исследования объясняется тем, что право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, закрепленное в статье 33 Конституции Российской Федерации, является признаком прямой демократии, позволяет реализовывать исполнение одного из важных принципов организации власти в Российской Федерации, закрепленного в статье 3 Конституции и провозглашает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Таким образом, конституционное право на обращение в органы государственной власти выражает собой своеобразную линию связи между населением и представителями власти, с помощью которого граждане имеют возможность участвовать в управлении государством, воздействовать на решения, принимаемые на государственном уровне, информировать представителей власти о проблемах, имеющихся в обществе и т.д. Итак, конституционное право граждан на обращение к государственным органам и органам местного самоуправления выполняет ряд ключевых ролей в обществе и в функционировании государства. Эти роли включают в себя контрольную, коммуникативную, правозащитную, правотворческую, а также демократизирующую и информационную функции. Каждая из них имеет свое значение и влияет на различные аспекты жизни общества и государства.
Особую значимость данной темы подчеркивает тенденция перенаправления основных потоков обращений граждан в органы государственной власти из традиционных «оффлайн» каналов в сферу электронных систем обращений. Этот процесс связан с активным внедрением информационных технологий и электронного взаимодействия с государственными структурами. Предполагается, что такое изменение формата может существенно повлиять на количество обращений граждан, обрабатываемых в электронном виде, по сравнению с традиционными методами - личным посещение офисов или отправкой почтовых писем. Данная тенденция обуславливается проведением работ по цифровизации государственного управления, которая предполагает окончательный переход на электронное взаимодействие государства с гражданами и организациями и модификацию данного взаимодействия в более удобную форму, а также которая является следствием проводимых мероприятий, сформулированных в федеральном проекте «Цифровое государственное управление», включенного в состав национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [14], который реализуется в рамках государственной программы «Информационное общество».
В связи с этим проблема правового обеспечения системы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, по вопросам обращения граждан, представляется актуальной и требует изучения.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в глубоком исследовании конституционных основ осуществления гражданами РФ своего права на обращение, что представляет собой важный аспект гражданского участия в управлении государством.
Задачи исследования:
• раскрыть понятие, сущность и содержание конституционного права граждан на обращение;
• классифицировать виды обращений граждан в органы государственной и муниципальной власти;
• охарактеризовать правовые формы реализации конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти;
• проанализировать порядок реализации права обращения граждан в органы государственной и муниципальной власти;
• изучить методы и механизмы, предусмотренные законом, предназначенные для обеспечения осуществления этого права;
• выявить ответственность за нарушение права граждан РФ на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
• определить ключевые направления по усовершенствованию законодательного регулирования прав граждан на обращение.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, скалывающиеся в процессе обеспечения конституционного права на обращения граждан в пределах Российской Федерации.
...
Подводя итог исследованию, можно отметить, что состояние действующего законодательства в сфере регулирования права на обращение в органы публичной власти следует признать удовлетворительным.
Обращения граждан следует рассматривать как правовой институт, который направлен на урегулирование однородных общественных отношений в сфере обеспечения права граждан на обращение в органы государственной власти, местного самоуправления в соответствии с их функциональными обязанностями в рамках концепции надлежащего публичного администрирование. Указанному институту присущи специфические свойства: 1) межотраслевость; 2) сложный характер; 3) преимущественно регулятивный характер норм. Сказанное является дополнительным подтверждением (а также отдельным аспектом) общей тенденции к гармонизации и сближению конституционной, административной, гражданско-правовой отраслей.
Обращения граждан являются, во-первых формой общественного контроля за деятельность органов государственной власти в целом, и отдельных должностных лиц в частности, с помощью которой выражается требование граждан по восстановлению нарушенного права; во-вторых, способом формирования правосознания граждан, являющихся залогом становления гражданского общества; в - третьих, формой участия населения в государственном управлении и решении государственных и общественных дел, путем целенаправленного влияния гражданина на деятельность субъектов властных полномочий.
Установлено, что институт обращений имеет функциональное назначение - обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина и может иметь выражение в представлении просьбы к субъекту публичной администрации, однако при подаче обращение просьба будет касаться содействия реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством прав и интересов граждан.
Проведенный анализ позволил провести градацию обращений граждан в зависимости от следующих критериев: содержание обращения, способ представления, признаки поступления, субъект представления, форма обращения, статус заявителя. При этом, независимо от разновидности, обращениям граждан присуща совокупность общих признаков, а именно:
• целью подачи жалобы является требование о восстановлении прав и защите законных интересов граждан;
• субъектом обращения является гражданин;
• предметом жалобы является обжалование действий (бездействия) или решение субъекта властных возможностей. При этом под субъектом властных полномочий следует понимать орган государственной власти (в том числе без статуса юридического лица), орган местного самоуправления, их должностное лицо, иной субъект при осуществлении ими публично- властных управленческих функций на основании законодательства, в том числе на исполнение делегированных полномочий или предоставлении административных услуг.
Действующий федеральный закон о порядке рассмотрения обращений в целом позволяет реализовать право на обращение.
Вместе с тем, действующее правовое регулирование не лишено недостатков, которые могут быть устранены путем внесения соответствующих изменений.
Благодаря анализу нормативных правовых актов и научной литературы по теме исследования, можно сформулировать следующие предложения:
• Внести дополнение в Федеральный закон № 59-ФЗ в части
особенностей подачи и рассмотрения обращений объединений, в том числе юридических лиц.
• Установить на законодательном уровне обязательные требования к
обращению организации, которые должны включать: ее наименование, юридический адрес (при наличии), адрес для направления ответа, фамилию, имя и отчество руководителя организации, уполномоченного действовать от ее имени без доверенности.
Полномочия лица, подписавшего обращение организации, должны подтверждаться документально.
...
1. Абазов А.Б. Правовая категория «обращение граждан» и механизмы реализации порядка обращения граждан РФ / А.Б. Абазов // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т.16. № 5. С. 170-173.
2. Алиев М.С. Эволюция обращений граждан российского государства / М. С. Алиев // Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2020. С. 23-26.
3. Балахонцев Н.И. Развитие института работы с обращениями граждан
в историческом аспекте / Н.И. Балахонцев // История российской государственности: Доклады Международной научной конференции,
посвященной 100-летию со дня рождения профессора Н.П. Ерошкина. Москва, 2021. С. 465-471.
4. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: курс лекций: в двух томах. Т. 1./ И.Н. Барциц. М.: Дело, 2019. 506 с.
5. Бацева О.А. Институт обращения граждан в дореволюционной России / О.А. Бацева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 2-2(53). С. 88-92.
6. Боброва Д.Н. Основные виды и формы обращений граждан в органы муниципальной власти: сущность и порядок рассмотрения / Д.Н. Боброва // Вестник Самарского муниципального института управления. 2021. № 1. С. 8794.
7. Вишняков А.П. История становления института обращений граждан в России как инструмента взаимодействия общества и государства / А.П. Вишняков // Наука и инновации - современные концепции Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. Москва: Инфинити, 2020. С. 13-18.
8. Григонис В.П. Процедура рассмотрения жалоб граждан в Российской Федерации / В.П. Григонис, К.Н. Гусинский // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2020. № 4(49). С. 44-49.
9. Гриценко М.В. Теория государства и права. М.: Академия, 2023. 258 с.
10. Жаров С.Н. Об организации системы государственной безопасности в России XVI века / С.Н. Жаров // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2022. Т. 7. № 1. С. 9-12.
11. Закон Алтайского края от 29.12.2006 № 152-ЗС «О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации на территории Алтайского края» // Сборник законодательства Алтайского края. 2006. № 128. С. 36.
12. Закон Московской области от 05.10.2006 № 164/2006-ОЗ «О
рассмотрении обращений граждан» // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2006. 11 окт.
13. Закон Нижегородской области от 07.09.2007 № 124-З «О
дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Нижегородской области» // Правовая среда. 2007. 20 сент.
14. Закон Республики Беларусь 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях
граждан и юридических лиц». URL:
https://etalonline.by/document/?regnum=H11100300 (дата обращения:
24.10.2023).
15. Закон Саратовской области от 29.07.2010 г. № 142-ЗСО «О
дополнительных гарантиях права граждан на обращение в государственные органы Саратовской области и органы местного самоуправления» принят Саратовской областной думой 21.07.2010 г. // Собрание законодательства Саратовской области. 2010. № 21.
... всего 61 источник